Богров Григорий Исаакович
Богров Г И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Богров (Григорий Исаакович, 1825--1885) -- беллетрист. Род. в южно-русской еврейской семье; по образованию самоучка; служил по откупу и др. коммерческим предприятиям, что и дало ему богатый запас наблюдений. Стал известен своими талантливыми автобиографическими "Записками еврея", напечатанными первоначально в "Отеч. Записках" (1871, 1872 и 1873), а затем вышедшими и отдельно (СПб., 1874). Он написал еще историч. рассказ "Еврейский манускрипт. Перед драмой" (СПб., 1876) и рассказы: "Бешеная" ("Слово", 1877, No 8), "Мрачная странница" ("Век", 1883, No 4), "Былое: I. Мариама. II. Мэри" ("Восход", 1883, NoNo 1--3) и "Маниак" (ib., 1884, NoNo 1--5). Его попытка сатирически изобразить в романе "Накипь века" ("Рассвет", 1879) молодое еврейское поколение совсем не удалась. В ряду русско-еврейских бытописателей Б. занимает одно из первых мест.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. I (1905): Аа -- Вяхирь, с. 283

II.

   Богров, Григорий Исаакович (Багров, נהדנ) -- русско-еврейский беллетрист; род. в Полтаве в 1825 г. в раввинской семье, ум. в 1885 г. в с. Деревках (Минской губ.). Отец Б., пользовавшийся благодаря природному уму и обширным талмудическим познаниям большой популярностью среди местных евреев, дал сыну строго религиозное воспитание. Русскую грамоту Б. изучал тайком от родителей и, из опасения преследований, прятал русские книги в чулане или на чердаке, где и проводил время за чтением. 17 лет от роду Б., по настоянию родителей, женился, однако вскоре развелся с женой и, устроившись самостоятельно, получил возможность усиленно заняться самообразованием и изучением европейских языков. Продолжительная служба по откупу дала Б. богатый запас наблюдений. В начале 60-х годов (около 1863 г.) Б. написал первую часть "Записок еврея", носящих автобиографический характер и описывающих быт русского еврейства 30-х и 40-х годов 19 в. После долгих скитаний по петербургским редакциям, рукопись попала в "Отечественные записки", где очень понравилась Некрасову. Поощренный этой удачей, Б. усиленно занялся окончанием "Записок", которые появились в "Отеч. Записк." в 1871--3 гг. и обратили на себя внимание (отдельным изданием вышли в 1874 г.; немецкий перевод М. Ашина, "Memoiren eines Juden" в 1880 г.). Как бы дополнением к "Запискам" является быль "Пойманник" ("Еврейская библиот.", IV, 1873 г.; еврейский перевод И. Андреева, "Hanilkad, в 1877 г.). Переехав в Петербург, Б. отдался литературе: напечатал исторический роман из эпохи хмельничины "Еврейский манускрипт. Перед драмой" (1876 г.; еврейский перевод "Kethab jad ibri" И. Грозовского в издании "Тушия", 1900), сотрудничал в "Слове" (1878) и принимал близкое участие в основавшемся в 1879 г. журнале "Русский еврей", фактическим редактором которого был в продолжение полугода, а затем перешел в журнал "Рассвет", где поместил роман из жизни еврейской интеллигенции "Накипь века" (1879--81; не был закончен) и рассказы: "Проклятый", "Добрые вести", "Перст Божий", "Вампир", "Кого винить?", "Ортодокс" и "Книжница". Разногласия по национальному вопросу и, в особенности, близкие сношения Богрова с образовавшимся в 1881 г. в Елисаветграде "Духовно-библейским братством" (см.), против которого решительно выступил "Рассвет", принудили его выйти (1882) из состава редакции. "Я в обширном смысле слова, -- писал Б. Леванде в 1878 г., -- эмансипированный космополит. Если бы евреи в России не подвергались таким гонениям и систематическому преследованию, я бы, быть может, переправился на тот берег, где мне улыбаются другие симпатии, другие идеалы. Но мои братья по нации, вообще четыре миллиона людей, страдают безвинно; ужели порядочный человек может махнуть рукой на такую неправду?" В связи с таким взглядом на еврейство Богров высказывался в пользу смешанных браков. В последние годы жизни Б. сотрудничал в "Восходе", где поместил: 1) "Былое": а) "Мариама" (Из эпохи гайдаматчины), б) "Мери" (1883, кн. 1--3; еврейский перевод И. Грозовского "Maassim schehaju", изд. Тушия, 1899) и 2) "Маньяк" ("Небывалый случай из жизни молодого психиатра", 1884, 1--5). -- Произведения Б. представляют значительный бытовой интерес, хотя они в художественном отношении страдают излишней тенденциозностью и сухой рассудочностью. От этих недостатков не свободны даже лучшие произведения Б. "Записки" и "Пойманник", в которых автор пытается нарисовать картину не только внутренней, семейной и общинной жизни, но и социального и экономического уклада русского еврейства. При всем богатом знании быта и тонкой наблюдательности Б., картина получается односторонняя: слишком резко, с одной стороны, отрицательное отношение Б. к традиционному иудаизму и его духовным представителям, а с другой -- подчеркивание того, что духовное возрождение народа и его радикальное перевоспитание мыслимы только при превращении традиционной религии в рационалистическо-моральное учение (исповедуемое в "Записках" идеализированным колонистом Якобом). Еще более резко проявляются тенденциозность и несоблюдение художественной меры в тех произведениях, где Б. рисует быт менее знакомой ему эпохи. Его исторический роман "Еврейский манускрипт" страдает отсутствием исторической перспективы и крайней бледностью психологического анализа. Столь же неудачны его попытки художественно воспроизвести новые идейные течения, народившиеся в еврействе в 70-х и 80-х годах 19 в. Таковы его роман "Накипь века" с карикатурными представителями прогрессивного молодого поколения (Климентий, Елена, Клара Борисовна и др.) и повесть "Maньяк", в которой Б. подчеркивает химеричность идей палестинофильства. -- За несколько месяцев до смерти Б., по семейным обстоятельствам, принял крещение. -- Ср.: С. Венгеров, "Критико-биографич. словарь", V, 6--7 (1897); М. Лазарев, "Литературная летопись", "Восх.", 1885, кн. VI; "Еврейская библиотека", том X, 13--20 (письма Б. к Л. О. Леванде); R. Г. Коган, Me'ereb ad areb, I, 69, 71, 75, 80, 85, 181--184; II, 123--40.

С. Цинберг.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 4: Бе-Абидан -- Брес, стлб. 732--734

   

III.

   БОГРОВ, Багров Григорий Исаакович [1(13).3.1825, Полтава -- 28.4(10.5).1885, с. Деревки Минской губ.], прозаик. Рос в религ. евр. семье; до 17 лет учился в евр. школе (хедере). В детстве увлекся рус. лит-рой. Самостоятельно выучил нем. и франц. яз., играл на скрипке. Личная жизнь Б. сложилась неудачно: ранний и несчастливый брак, развод, скучная служба по откупам, в среде провинц. чиновничества. Уже в зрелом возрасте (1863) Б. написал первую часть своего осн. произв.-- полумемуарного ром.-очерка "Записки еврея". Они безуспешно предлагались в разл. петерб. издания, пока не попали к Н. А. Некрасову (письма Б. к нему -- ЛН, т. 51--52), к-рый их и опубл. (ч. 1 -- ОЗ, 1871, No 1--5, 8, 12; ч. 2 -- 1872, No 7--8, 11, 12; 1873, No 3--6; отд. изд.-- СПб., 1874). "Записки..." имели успех (отзывы -- "День", 1871, No 15; "Вест. рус. евреев", 1871, No 16, 22, 27, 33; СО, 1873, 14 июля; "Дело", 1874, No 3), т.к. приоткрывали завесу над замкнутым и малоизвестным в лит-ре миром евр. населения за чертой оседлости с его традиц. обычаями и обрядами, нищетой и невежеством. Опубликовав в дополнение к "Запискам..." пов. "Пойманник" ("Евр. б-ка", т. 4, СПб., 1873),
   Б. переезжает в Петербург и целиком посвящает себя лит. работе. Он пишет ист. роман из эпохи Богдана Хмельницкого "Еврейский манускрипт. Перед драмой" (СПб., 1876), где стремится показать причины социальной несправедливости в жизни укр. и евр. народов, вскрыть корни нац. противоречий, приводивших к страданиям еврейского простонародья. Участвует в ж. "Слово" (рассказ "Бешеная", 1878, No 7, и др.), "Век" (рассказ "Мрачная страница", 1883, No 4). Примыкая к кругу т. н. рус.-евр. писателей (О. А. Рабинович, Л. О. Леванда и др.), Б. в 1879 участвует в редактировании ж. "Рус. еврей", затем переходит в ж. "Рассвет", где помещает ряд рассказов. Выступая в них (как и в своей публицистике -- см. Собр. соч., т. 7) против дискриминации евреев в России, Б. вместе с тем выразил гл. идею нового круга евр. интеллигенции -- уход от традиц. евр. быта, приобщение к рус. культуре, ассимиляция. В последние годы жизни Б. печатал рассказы и очерки в ж. "Восход" (рассказ "Былое. Мариама и Мэри", 1883, No 1--3); помещенная там же пов. "Маниак" (1884, No 1--5) направлена против идей палестинофильства. Произв. Б. дают материал для изучения быта и психологии евреев в России сер. и кон. 19 в.
   Изд.: Собр. соч., т. 1 --7, Од., 1912--13.
   Лит.: Львов-Рогачевский В. Л., Рус.-евр. лит-ра, М., 1922, с. 58--59, 69--73, 81--82. + Михневич; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); Гранат; Языков; Мезьер; Евр. энц.; БСЭ-1; ЛЭ; Систематич. ук. литры о евреях, СПб., 1893 (ук.); Смирнов-Сокольский; Масанов.

Л. П. Фрухтман.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru