Богданов Александр Алексеевич
Автобиография

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ БОГДАНОВ1

АВТОБИОГРАФИЯ

   Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи
   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА 1931 ЛЕНИНГРАД
  
   1 А. А. Богданов, выходец из революционной мелкобуржуазной интеллигенции, органически связавший свой жизненный и творческий путь с крестьянством и пролетариатом, является пролетарским писателем.
   В то время как дворянские и буржуазные писатели слюняво идеализировали, обсахаривали общину, А. А. Богданов, преодолев свои народнические настроения, срывал маски с "мира" и кулаки, под прикрытием общины проявляющего свою эксплоататорскую сущность ("Перед рассветом"). Он один из первых выступил с разоблачением сектантства ("Морока"), с показом сельскохозяйственного пролетариата в качестве передового, революционизирующего деревню начала. В своих стихах А. Богданов рассматривает крестьянство в диалектической связи с движением пролетарского города (см. сб. "Песни борьбы", Женева. 1902 г. и позднее стихи -- "Два стана", "Былое", "Русь"). А. А. Богданов смыкается с крестьянской литературой не только тематически. После Октябрьской революции он -- один на активнейших и бессменных руководителей крестьянский литературы. И потому мы сочли необходимым ввести его я настоящую антологию. А. Р.
  
   Я родился в 1874 г. в г. Пензе. Отец -- из семинаристов -- еще в молодости занялся частной адвокатурой, больше всего крестьянскими делами, и пользовался большой популярностью среди крестьян.
   Обстановка детства была исключительно благоприятна для развития художественного творчества. Из самых ранних впечатлений в памяти остались литературные вечера. Бабушка по матери, Александра Васильевна Астрова (рожд. Соловьева), была большой поклонницей Щедрина и рассказывала дословно на память его произведения. Дядя Евгений Андреевич (Евгений Соловьев) -- впоследствии довольно известный марксистский критик. Брат Андрей, поэт, издал книгу стихов "Побеги". Мать, изумительно кроткая женщина, с мужеством выносившая всякие невзгоды, сочиняла стихи. Под руководством ее начал писать спаси и я, когда мне было лет восемь. Первые очень ценные указания давал мне М. Ремезов (кажется, отец писателя А. М. Ремезова).
   На школьной скамье мы втроем -- брат, я и Алексей Николаевич Будищев, живший по соседству (тоже впоследствии писатель),-- организовали литературный кружок и издавали ученический журнал.
   Надо отметить, что материальные условия жизни были тяжелые. Отец запойно пил и при своей "широкой натуре", несмотря на хорошие заработки, редко имел деньги. Мне с 12-летнего возраста приходилось и учиться и добывать уроками средства к жизни,-- помогая семье.
   Мечтая с детства о литературной работе, я твердо не знал и сам, на каком пути остановиться: готовился к поприщу ученого, поглощая книгу за книгой по различным отраслям знания, а в то же время тянуло к поэзии, к беллетристике.
   Но по мере того, как сформировывалось мое политическое мировоззрение, литература переставала быть самоцелью и отступала на второй план перед задачами практической революционной борьбы.
   И вот 19-летним юношей в холерный 1893 род я отправился пешком вместе с "бурлаками" (так назывались сельскохозяйственные рабочие) в деревню, или, как тогда говорили, -- "в народ". После некоторых мытарив мне удалось "осесть" в качестве народного учителя в с. Спасско-Александровском, Петровского уезда, Саратовской губернии.
   В деревне я провел три года, делал попытку "опроститься", организовать артель-коммуну, вступал в борьбу со взяточничеством и произволом властей, с помещиками, с попами, вел революционную пропаганду, распространял нелегальную литературу.
   В результате работы я сперва был выгнан из учителей саратовским губернатором, князем Мещерским, за антирелигиозную пропаганду. А в конце весны 1879 года жандармы сделали на с. Спасско-Александровское налет, арестовали крестьян И. Катина, Ф. Вдовина и В. Сорокина и в связи с этим заключили в тюрьму и меня. В декабре 1898 г. я вышел на свободу. Этот первый этап оказал решающее влияние на всю мою дальнейшую деятельность. Революция стала в жизни основным, ведущим началом. С 1900 года я работал в с.-д. партии, примыкал к ее революционному крылу. В 1901 году сотрудничал в нелегальной петербургской "Рабочей Мысли", затем, высланный из Петербурга, работал в разных городах "Поволжья. В 1906-1907 гг. принимал участие от Поволжья в общероссийских партийных конференциях (Таммерфорс, Гельсингфорс), был делегирован от Самары на Лондонский с'езд, но в пути был арестован, в 1909 г. эмигрировал в Финляндию, в 1917 году вернулся в Россию, работал товарищем председателя районной думы, вел пропаганду в войсках, организовал Общество пролетарских искусств, впоследствии "Пролеткульт", и т. д.
   В общей сложности за все время жизни пришлось 6 раз сидеть в тюрьмах (Саратовская, Кресты, Предварилка, Самарская и Козловская), два раза путешествовать по этапу и более 10 лет провести на нелегальном положении. Жизнь была богата встречами с выдающимися людьми, как В. И. Ленин, Дзержинский, А. М. Калмыкова, Рыков, Свердлов, Елизаров, Короленко, Репин и др., а также всякого рода событиями. Достаточно сказать, что мне пришлось даже читать некрологи о себе и воспоминания товарищей (поводом к этому послужил увоз на броневике атаманом Ивановым-Риновым вместо меня моего однофамильца, артельщика городской управы).
   Революционная работа поглощала все время, не давая использовать все художественные возможности.
   Однако за 30 лет литературной работы мною все же напечатано более 100 печатных листов прозы и беллетристики.
   Многие причисляют меня к пролетарским писателям на том основании, что я один из первых пролетарских поэтов конца 90-х и начала 900-х годов. Сам я считаю себя пролетарско-крестьянским писателем. Не только в юности, но и в течение всей моей последующей жизни я был близко и живо связан всегда с деревней, с крестьянством.
   В беллетристике деревенская тематика у меня преобладает. В последние годы я редактировал "Крестьянскую газету". Только что вышедшая третьим изданием моя работа "Старая и новая деревня" предназначена для деревенских школ. Мои детские рассказы, начиная с 1900 года также имеют сюжеты из деревенской жизни.
   И вполне логично, что, участвуя в разных литорганизациях (Федерация, Литфонд, Местком писателей и др.), я наиболее активно работаю в О-ве крестьянских писателей.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru