ЛИ БО (второе имя -- Ли Тай-бо; 701--762) -- кит. поэт. Вырос в Сычуани, прекрасная природа к-рой воспета в его ранних стихах. Л. Б. не захотел держать экзаменов на право занимать должность чиновника, и отправился в странствия. Уже став прославленным поэтом, он был призван к императорскому двору в столицу Чанъань и удостоен высшего ученого звания ханьлинь. Через 3 года Л. Б. вторично отправился в странствия, во время к-рых подружился с поэтом Ду Фу. В 756 служил принцу Ли Линю, к-рый выступил против императора. Л. Б. как его сторонника приговорили к ссылке. Был прощен в 759.
Сохранилось больше 900 стихотворений Л. Б., чрезвычайно разнообразных по тематике. Ни до, ни после Л. Б. в истории кит. лит-ры не было поэта, столь широко охватившего явления окружающей жизни. Восхищенные современники назвали Л. Б. "небожителем, изгнанным на землю". Он успешно развил традицию внимания к человеку в кит. поэзии. От романтич. стремлений юности он перешел к стихам, в к-рых звучали печаль и обличение. В 59 стихотворениях под общим назв. "Древнее" он в очень сложной форме говорит о поэте, как о выразителе старинной традиции, сравнивает себя как поэта с Конфуцием и обличает совр. общество. Как у большинства кит. поэтов, в творчестве Л. Б. слились конфуцианский рационализм с мечтательным даосизмом, уводящим в мир единения с природой. Но бурный темперамент поэта требовал активных действий; его стихи посвящены радости бытия, наслаждению вином на лоне природы, они часто поражают гиперболами, приобретающими даже "космический" характер: поэт пытается остановить солнце или раскрывает перед читателем доступную лишь ему волшебную страну Пэнлай. Он в своей поэзии весь с людьми и для людей. В обычных для своего времени стихах о войне на границах Л. Б. воспел мужество и суровость воинов, романтику боя. В то же время он выступал против войны и разорительных походов. Поэт с глубоким сочувствием писал о трудовом люде -- о бурлаках, тянущих по каналу лодки с тяжелыми камнями, о крестьянах, бьющихся над крохотными клочками земли.
Л. Б. оставил стихи в жанре юэфу -- песни, в к-рых поется о нелегкой доле женщины, о разлуке, любви и верности. Это глубоко нар. поэзия, к-рую можно было создать лишь после долгих лет тесного общения с людьми в деревнях и на путях странствий. Она еще при жизни поэта стала близкой народу. Любовь к людям и к родной стране выразилась у Л. Б. также в поэзии мужской дружбы, в стихах о встречах и расставаниях, знаменующих собой превратности жизни. Прекрасные стихи о природе, составляющие довольно большую часть наследия Л. Б., отличаются непременным присутствием в них человека, чаще всего самого поэта. Как и его юэфу, они, в отличие от крупных произв., написаны простым, иногда до обыденности, языком, Л. Б. использовал и развил все жанры кит. поэзии его времени -- стихи в древнем стиле, "уставные" стихи, четверостишия. Знамениты его фу -- ритмич. проза. Новаторская роль Л. Б. в обновлении и демократизации кит. стиха огромна. Его творчество определило дальнейшее направление танской (618--907), а затем сунской (960--1279) поэзии.
Соч. в рус. пер.: Мне жаль последних дней весны, "Записки Вост. отделения Рус. археологич. общества", 1911, т. 20; Древнее, "Восток", 1923, No 2; Из четверостиший, там же, 1925, No 2; Избр. лирика, предисл. Б. И. Панкратова, [М.], 1957.
Лит.:Алексеев В. М., Кит. лит-pa, в сб.: Лит-ра Востока, в. 2, П., 1920; Федоренко Н. Т., Кит. лит-pa, М., 1956; Фишман О. Л., Ли Бо. Жизнь и творчество, М., 1958; Конрад Н. И., [Вступ. статья], в кн.: Три танских поэта, М., 1960; Эйдлин Л., Поэт великого народа, "Иностр. лит-ра", 1962, No 12; Сорокин В., Эйдлин Л., Кит. лит-pa, М., 1962.