Бирс Амброз
Амброз Бирс: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

   БИРС Амброз [Ambrose Bierce, 1842-1914] -- значительнейший после Эд. По американский писатель "страшного" жанра [предшественники Б. -- Ч. Браун, Н. Хоторн, Ф.-Д. О'Бриен (см.)]. В течение гражданской войны Б. был в рядах армии северян, затем занимался журналистикой. В 1913 он исчез из Нью-Иорка и лишь через несколько месяцев от него было получено письмо из Чихаагуя. После этого о судьбе Б. не было никаких достоверных сведений. Только в 1924 стало известно, что он был расстрелян как шпион по распоряжению генерала Вилла, в армии к-рого он находился.
   "Словарь дьявола" (The Devil's Dictionary, 1888-1903) Б. показывает, что он мог бы стать выдающимся сатирическим писателем (выдержки напечатаны в No 1 "Вестника иностранной лит-ры" за 1928). Но Б. -- непримиримый противник социализма, был художником упадочнических слоев деклассированной интеллигенции, и социальная беспочвенность этой группы стала препятствием для дальнейшего развития Б. как писателя-сатирика. В двух сборниках рассказов: "В середине жизни" (In the Midst of Life, 1891) и "Могут ли быть такие вещи?" (Can such things be, 1894) проявляется исключительное мастерство Б.-новеллиста. Взяв заглавие первой книги из фразы "В середине жизни мы находим смерть", Б. в своих рассказах обращается исключительно к сверхестественному и кошмарному; в действительности он видит только смерть и разрушение. Лишь иногда Б., как По и О'Бриен, дает описываемым им необычайным происшествиям реалистическое обоснование.
   После Б. "страшный" жанр в американской лит-ре уже не имел сколько-нибудь значительных художников; писатели-упадочники, попрежнему обращаясь к кошмарным сторонам действительности, уже не прибегали к сверхестественному их объяснению [Ш. Андерсон (см.) и др.]; это явилось следствием укрепления их связи с действительностью и общего усиления реалистических и социальных тенденций в американской лит-ре.
   При жизни Б. не пользовался популярностью, был вынужден сам издавать свои книги, но после смерти не только американская, но и западная критика стала проявлять к нему усиленный интерес, и его произведения были переизданы.

Библиография:

   I. Русск. перев.: Происшествие на мосту через Совиный ручей (An occurence at Owl Creek Bridge), сб. "Американская новелла", СПБ., 1923; Настоящее чудовище (In the Midst of Life), Л., 1926; Страж мертвеца, "30 дней", 1926, No 2, с заметкой о Б. Вл. Азова.
   II. Синклер Э., Искусство Маммоны, Л., 1926; O'Brien E. L., The advance of the Amer. Short Story, N.-Y., 1923; De Castro A. D., Portrait of A. B., N.-Y., 1929.

Д.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 500.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-5003.htm
  

II.

   БИРС (Bierce), Амброз [24.VI.1842, Хорс-Кейв-Крик, шт. Огайо, -- 1914 (?), Мексика] -- амер. писатель. Сын фермера-пуританина. Был участником гражд. войны между Севером и Югом (1861--65). В 1913 Б. поехал в Мексику в качестве воен. корреспондента, где пропал без вести. В нач. 70-х гг. вышли первые сб-ки его рассказов: "Самородки и пыль" ("Nuggets and dust", 1872), "Паутина в черепе" ("Cobwebs from an empty skull", 1874) и др. В сб. афористич. сентенций "Лексикон циника" ("The cynic's word book", 1906; полн. изд. под назв. "Словарь дьявола" -- "The devil's dictionary", 1911; рус. пер. 1928) Б. едко высмеивает грязь, хищничество и цинизм т. н. позолоченного века. В сб-ках новелл "Возможно ли это?" ("Can such things be?", 1893) и др. Б. зло иронизирует над обыденностью бурж. жизни. Для творчества Б. характерны трагич. ощущение одиночества, интерес к состояниям страха, отчаяния, безумия, что порой сближает его с лит-рой декаданса. Преимущественно новеллист, Б. развивал традицию "страшного рассказа"; романтическая фантастика в духе Э. По соединяется у него с гротескным юмором, характерным для писателей амер. Запада, трагический взгляд на мир -- с умением "экспериментировать" над человеч. психикой. Недооцененный современниками, Б. приобрел известность в 20-х гг., когда вновь возник интерес ко многим забытым книгам амер. лит-ры 19 в.

Сочинения:

   The collected works, v. 1--12, N. Y. -- Washington, 1909--12;
   в рус. пер. -- Словарь сатаны, "Вестник ин. лит-ры", 1928, No 2;
   Рассказы, М., 1938;
   Настоящее чудовище, Л., 1926;
   Американская новелла, т. 1, М., 1958.

Литература:

   Кашкин И., Амброз Бирс, "Лит. критик", 1939, No 2;
   Fatout P., Ambrose Bierce, civil war topographer, "American literature", 1954, v. 26, No 3;
   его же, Ambrose Bierce and the Black Hills, Norman, 1956.

Б. А. Гиленсон.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 629.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6291.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru