БАЖИН, Николай Федотович [23.IV(6.V).1843, Вятка -- 3(16).Х.1908, Свияжск Казанской губ.] -- прозаик, публицист. Родился в семье подполковника. Писать начал в 9--10 лет в младших классах Воронежского кадетского корпуса (сочинял патриотические стихи о Крымской кампании). Выйдя из корпуса в 1862 г., со стихов перешел на прозу и уже в 1864 г. был деятельным сотрудником журнала "Русское слово", где под псевдонимом Холодов поместил свою первую повесть "Степан Рулев", сразу привлекшую к себе большой читательский интерес (No 11--12). В этом же журнале в 1865 г. печатаются еще 5 повестей: "Чужие между своими" (No 1--2), "Житейская школа" (No 6, 7), "Скорбная элегия" (No 9), "Три семьи" (No 10, 11, 12). С закрытием "Русского слова" Б. вместе с другими сотрудниками перешел в журнал "Дело", где с 1867 по 1882 г. опубликовал (I романов и повестей. Из них самое крупное и значительное, по мнению современников, произведение -- роман "История одного товарищества" (1869, No 4--8, 11--12). Кроме того, Б. печатался в сатирических журналах "Искра" и "Маляр" (под псевдонимами Старый маляр и Серый),"Живописном обозрении" и "Всемирной иллюстрации", а также в "Женском вестнике", "Русском богатстве", "Северном вестнике" и "Наблюдателе". Отдельно вышли в 1874 г. его "Повести и рассказы", запрещенные в 1885 г. к выдаче из библиотек, и роман "Лицом к лицу" (1882).
Биографические сведения о Б. очень скудны. В письме к С. А. Венгерову он скромно заявлял, что сведения о его жизни "ровно никому не нужны и не интересны" (Русские повести XIX в. 60 гг.-- Т. 2.-- С. 542). Работы А. М. Скабичевского, С. А. Венгерова и др. исследователей содержат скупые указания о Б.
Существенное место в жизни Б. занимала редакционно-издательская работа. В 1876--1878 гг. он много и в разных жанрах писал для "Маляра" (повести, очерки, рассказы, сцены, отрывки из дневника, наброски и т. д.) и фактически был его редактором. С приходом Б. полностью изменилось лицо и тон журнала, что сразу обратило на него внимание цензуры. В 1878 г. на 23-м номере журнал был закрыт то, что выступал с политически острыми карикатурами и сатирами.
В 1879 г. Б. печатал в "Деле" очерки современной журналистики, подписываясь -инъ, и публиковал анонимно рецензии в разделе "Новые книги". "Иногда весь этот раздел заполнял я один",-- писал он в письме А. А. Коринфскому (Сборовская Т. А.-- С. 180). С 1880 по 1887 г. Б. был редактором беллетристического отдела этого журнала. Задумывал писатель и выпуск собственного журнала, однако Главное управление по делам печати отказало ему, "имея в виду, что, хотя сочинения его не вызывали замечаний со стороны Главного управления, тем не менее с именем его соединено представление литературного направления, признаваемого крайне предосудительным" (Там же). Тем не Менее мысли о собственном журнале не оставляли Б., и в 1880 г. Б. и его жена, Серафима Никитична Бажина, детская писательница и переводчица, вошли в артель "братьев-писателей" (А. М. Скабичевский, Г. И. Успенский, В. М. Гаршин и др.), которая приобрела журнал "Русское богатство". Поиски издателя были по тому времени делом трудным, и официально им считалась С. Н. Бажина, хотя по существу он издавался артельно. Когда между сотрудниками начались разногласия и артель стала распадаться, Б. и его Жена до последнего дня боролись за журнал. "Точно какого-то друга приходится хоронить,-- писал Б. в октябре 1882 г. о закрытии журнала,-- И даже больше, чем друга,-- душу свою, сердце свое" (Сборовская Т. А.-- С. 182).
В прозе Б.-- убежденного демократа, испытавшего в начале пути сильное воздействие идей Н. Г. Чернышевского и в особенности Д. И. Писарева,-- главными героями, как правило, выступают разночинцы-интеллигенты. Первая повесть Б. "Степан Рулев" написана под явным воздействием только что появившегося в "Современнике" романа Чернышевского "Что делать?". В Рулеве легко узнаются черты Рахметова. Сын крестьянина, дослужившегося до капитана, от отца Рулев унаследовал здоровье и физическую "силу. Мать же его. Одна из многих пробуждавшихся в ту пору женщин, решила воспитать сына по-новому. Усилия матери, ее друга учителя, самовоспитание и самообразование в духе Писарева привели к тому, что "в 20 лет он уже совершенно сформировался физически и выработал самостоятельный, строго реальный взгляд на жизнь... Он видел уже слишком много страданий человека, зла всякого, погибавших людей, и мысль о деле уже совершенно овладела им". "Дело" Рулева напоминает тщательно зашифрованное "дело" Рахметова. Нетрудно догадаться, что герой Б., разъезжая по городам и селам, был занят революционной пропагандой. Пытаясь соединить в Рулеве черты Рахметова и Базарова, в его интерпретации Писаревым, Б. всячески подчеркивает целеустремленность и бескомпромиссность героя, подчас впадая в карикатуру. Помогая новым друзьям и знакомым найти свое место в жизни, Рулев в то же время не может и не хочет сойтись с отцом, брат для него -- живой мертвец. Любовь его столь же рационалистична и бесплодна, как и сухая отповедь влюбленной в него женщине. Стиль и язык повести соответствуют образу главного героя: много аналитических рассуждений, обращенных к рассудку читателя, и мало живых картин, ярких образов, диалогов. В "Фельетонном словаре современников" В. Михневич определил Б. как писателя "повествовательно-протокольного ряда" (Михневич В. Наши знакомые.-- Спб., 1884.-- С. 9). Но актуальность содержания заставляла демократически настроенных читателей прощать автору эстетическое несовершенство повести.
В дальнейшем творчестве Б. появляются новые герои, которым не чужды слабости и противоречия, а авторское повествование приобретает часто налет сентиментальности. Восклицания "Бедная Маня!", "Бедный Митя!" то и дело встречаются на страницах одной из лучших повестей Б. "Маня" (1870). Драма главного героя, учителя Александра Петровича,-- в его раздвоенности. Любовь и жизнь с любимой женщиной, оказавшейся мещанкой, убили в нем "то небольшое счастье", что было до свадьбы, счастье общения с друзьями, "новыми людьми". Эта повесть -- свидетельство роста мастерства Б.: углубляется психологический анализ; сентиментальность, лиризм и мягкий юмор смягчают общую публицистическую заданность замысла.
Одним из первых Б. изобразил героя, соединившего в себе черты и свойства "новых" и "лишних людей", отразив противоречия в среде демократической интеллигенции того времени. Вот, напр., сюжет романа "История одного товарищества" (1869) в пересказе автора: "Несколько человек, задумавших устроить ассоциацию, увлекаются личными интересами, перессориваются, и вследствие этого ассоциация рушится" (Шорникова Т. А.-- С. 155). Хотя комментарий этот был предназначен для Главного управления печати, он отразил некоторую эволюцию воззрений Б., все более осознававшего трудность общественных преобразований. Главный герой романа, врач Филипп Рябинин, в отличие от Степана Рулева,-- подчеркнуто обыкновенный и недостаточно стойкий человек. Автор передал ему собственное увлечение утопическим проектом Р. Оуэна, который, однако, осуществить не удалось. Понимая обреченность одиночек, стремившихся перестроить общество, Б. видел главную причину их поражения в личном несовершенстве. Цензура запретила первоначальное название романа: "Подлинная история товарищества "Большие надежды" и сделала все возможное, чтобы изуродовать произведение и ослабить его воздействие на умы и души. Сам автор считал свой роман крайне плохим (Там же.-- С. 154), однако, как отмечал впоследствии А. А. Коринфский, "сколько горячих, молодых споров... пылких порывов вызвано было этим, особенно преследовавшимся тогда... цензорами и... педагогами романом! Какие светлые мысли пробуждал он..." (Иллюстрированное приложение к газете "Голос правды".-- 1907.-- No 369.-- С. 4).
В романе "Зовет... (Записки Семена Долгого)", напечатанном в "Деле" в 1872 г. (No 3, 5, 6, 10--12), показан начальный этап "хождения в народ". В главном герое Елизаре Селиверстове своеобразно сочетаются романтическая исключительность и готовность именно к повседневной, будничной работе, пропаганде среди крестьян, перед которыми интеллигенция "в неоплатном долгу". В делах и рассуждениях героев прослеживается влияние программы П. Л. Лаврова.
В последних романах и повестях Б. ("Клад", 1891; "Итоги", 1892; "Ночь", 1893, и др.) усиливаются пессимистические ноты.
В целом творчество Б. интересно как художественное преломление исканий, настроений демократической интеллигенции в 60--80 гг. Как признал В. П. Буренин -- критик, идейно чуждый Б., писатель "украшал своими романами и повестями радикальное "Дело"... и в этом журнале сиял одной из самых ярких звезд" (Новое время.-- 1890.-- No 5052).
Соч.: Повести и рассказы.-- Спб., 1874; Лицом к лицу.-- Спб., 1882; Степан Рулев // Русские повести XIX в. 60-х годов.-- М., 1956.-- Т. 2.
Лит.: Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы 1848 -- 1908 гг.-- Спб., 1909.-- С. 312--313; Касторский С. В. Беллетристы-демократы 60-х годов 19 в. // Проза писателей-демократов 60-х гг. XIX в.-- М., 1962.-- С. 33--36; Морозов Б. С. Тип передового разночинца в повести Бажина "Степан Рулев" // Уч. зап. Туркменского университета.-- Ашхабад, 1960.-- Вып. 17.-- С. 55-- 70; Шорникова Л. А. Идейно-тематическая направленность творчества Бажина конца 60-х -- начала 70-х гг. XIX в. // Писатель и литературный процесс.-- Душанбе, 1974.-- Вып. 2.-- С. 138--172; Сборовская Т. А. К литературной биографии Бажина // Русская литература.-- 1975.-- No 2.-- С. 179--183.