|
Скачать FB2 |
| |
Его жизнь и литературная деятельность
Биографический очерк М. В. Барро
С портретом Мольера, гравированным в Лейпциге Геданом
Предисловие
Глава I. Детство и годы учения
Сказание о шотландце Поуклине. - Парижские Поклены. - "Павильон обезьян" и его владелец Жан Поклен. - Женитьба Поклена на Марии Крессе. - Первенец Пакленов Жан-Батист Поклен, впоследствии Мольер. - Характеры его отца и матери. - Детские впечатления: Новый Мост и площадь Дофина. Сен-Жерменская ярмарка. Поездки в Сент-Уан. - Отец Жана-Батиста - придворный обойщик. - Смерть Марии Крессе. - Катерина Флерет - вторая жена Поклена. Семейные раздоры, - Жан-Батист в Клермонской коллегии. Его товарищи и наставники. - Театральные представления в коллегии. - Жан-Батист - ученик Гассенди и юрист. - Путешествие его на юг Франции.
Глава II "Блистательный театр"
Театральные общества. - Королевский указ 1641 года. - Жозеф Бежар. - Мадлена Бежар - актриса театра Маре. - Встреча ее с графом Моденом. - Знакомство с нею Жана-Батиста Поклена. - Отказ его от права на звание обойщика. - "Блистательный театр". - Молодой Поклен - актер. - Его театральное имя. - Гнев и убеждения отца. - Жорж Пинелъ. - Помещение "Блистательного театра". - Роль Мольера среди коллег. - Мольер в Руане. - Начало спектаклей в "Блистательном театре". - Неудачи. - Герцог Орлеанский. - Новые неудачи. - Театральные покровители. - Ногаре де Ля Валетт. - Мольер в тюрьме. - Леонар Обри. - Крушение театра. - Сценический и житейский опыт Мольера. - Отъезд в провинцию.
Глава III. Мольер в провинции
Странствующие труппы, их театр. - "Комический роман" Скаррона. - Значение его в биографии Мольера. - Мольер в Нанте и Бордо. - "Фиваида". - Поездка Мольера в Париж. - Мольер в Лионе. - Фарсы Мольера. - "Шалый". - Поворот в судьбе Мольера. - Конти. - Куапо. - Сердечная жизнь Мольера. - Мольер в Пезене. - Новые знаки расположения Конти. - Мольер как наблюдатель нравов. - Пребывание в Безье. - "Любовная досада". - Отъезд из Лангедока. - Мольер опять в Лионе. - Минъяр. - Новый маршрут. - Мольер в Руане. - Дю Круази присоединяется к Мольеру. - Братья Корнели. - Мольер и его труппа - актеры Его Высочества.
Глава IV. Мольер в Пти-Бурбоне и Пале-Рояле
Парижские театры: Пти-Бурбон, Маре и Отель де Бургонь. - Дебют Мольера. - Мольер в Пти-Бурбоне. - Общее устройство театра. - Время представлении. - Зрители.--Сотрудники Мольера. - Мадлена Бежар, Дебри и Дюпарк как актрисы. - Брекур. - Барон. - Лагранж и его "Регистр". - Начало спектаклей в Пти-Бурбоне. - Неудачи и причины их. - "Жеманницы". - Впечатление от пьесы. - Отель де Рамбуйе. - Екатерина Вивон и ее общество. - Язык жеманниц. - Предшественники Мольера по изображению жеманниц. - Обвинение Мольера в плагиате. - Запрещение "Жеманниц". - Предисловие Мольера к первому изданию их. - Возобновление пьесы. - Содержание "Жеманниц". - "Сганарель". - Разрушение Пти-Бурбона. - Мольер в Пале-Рояле. - Возобновление спектаклей. - Дон Гарсия. - "Школа мужей". - Недовольные в Во-Леконт. - Шарль Фуке. - Празднество в Во. - Падение Фуке. - Людовик XIV и Мольер.
Глава V. Арманда Бежар
Два мнения о ее происхождении. - Арманда в странствующей труппе Мольера. - Ее внешность. - Отношения Мольера к Арманде. - Столкновения Мольера с Мадленой. - Дебри и Дюпарк. - Письмо Шапеля. - Свадебный контракт и свадьба Мольера. - Разочарование. - "Школа жен". - Впечатление от пьесы. - Покровительство короля. - Критика "Школы жен". - Девиз Мольера. - Мольер и маркизы. - Контркритика Монфлери-сына. - Буало о "Школе жен". - Лафонтен о "Недовольных". - Дружба Мольера с Расином, Буало и Лафонтеном. - Влияние Буало. - "Экспромт в Версале". - Донос Монфлери-сына. - Людовик XIV - крестный отец первенца Мольера. - "Женитьба по принуждению". - Майские праздники в Версале. - "Утехи Очарованного Острова". - "Тартюф". - Измена Арманды.
Глава VI. "Тартюф", "Дон-Жуан", "Мизантроп". Последние годы
"Тартюф". - Впечатление от пьесы. - "Тартюф" на частных сценах и на чтениях. - Придворные покровители и враги. - Мольер и Конде. - "Скарамуш-пустынник". - Труппа Мольера получает название "Королевской". - Памфлет Пьера Рулле. - Кто Тартюф - иезуит или янсенист? - Аббат ла Рокет. - Предшественники Мольера по изображению Тартюфа. - "Дон-Жуан". - Легенда о Дон-Жуане и ее разработка. - Сганарелъ. - Первые представления "Дон-Жуана" и его издание. - "Любовь-лекарство". - "Мизантроп". - Мольер и Алъцест. - "Лекарь поневоле". - "Мелисерт" и "Сицилиец". - Болезнь Мольера. - "Тартюф" в первый раз на сцене Пале-Рояля. - Распоряжение Ламуаньона и архиепископа Перефикса. - Произведения 1668 года. - Окончательное разрешение "Тартюфа". - "Ученые женщины". - Смерть Мадлены. - Мольер на улице Ришелье. - Его библиотека. - Театралъные костюмы Мольера. - Мольер как актер. - Внешний вид Мольера. - Воспоминания Пуассон и портреты Минъяра. - Третий ребенок Арманды. - Арманда и Барон. - Охлаждение между Мольером и Людовиком XIV. - Болезнь Мольера. - "Мнимый больной". - Смерть Мольера. - Похороны. - Могила. - Заключение.
Источники
|