Английская_литература
Современные женщины-писательницы в Англии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Современныя женщины-писательницы въ Англіи. На всемірной выставкѣ въ Чикаго, въ прошломъ году, одинъ изъ ораторовъ на женскомъ конгрессѣ сказалъ: "Женское движеніе составляетъ самое важное событіе нашей эпохи, смущающее спокойствіе консерваторовъ Безъ всякаго предувѣдомленія женщина появилась внезапно на сценѣ мужской дѣятельности, какъ совершенно новое существо, и потребовала своей доли участія въ борьбѣ, пожелала нести такую же отвѣтственность, какъ и мужчины, и пользоваться такими же почестями въ томъ мірѣ, въ которомъ до сихъ поръ она была только нулемъ. И доказательствомъ того, что она вполнѣ заслуживаетъ такой же свободы, какъ и мужчина, служатъ тѣ многочисленныя препятствія, которыя ей удалось преодолѣть",
   Взглядъ этотъ раздѣляется и профессоромъ Карломъ Пирсономъ, который, въ своей статьѣ, напечатанной въ "Fortnightly Beview", говорятъ, что женскій вопросъ составляетъ одну изъ величайшихъ проблемъ современной жизни. Дѣйствительно, нельзя отрицать, что во всѣхъ странахъ цивилизованнаго міра положеніе женщины уже далеко не то, что было прежде; она болѣе свободна, болѣе независима и въ общественной жизни съ нею уже надо считаться. Эволюція эта совершилась передъ нашими глазами и идетъ далѣе. Повидимому, женщина не хочетъ останавливаться на половинѣ пути и намѣрена добиваться гораздо большаго. Изъ всѣхъ европейскихъ странъ это стремленіе женщинъ къ расширенію своихъ правъ всего рѣзче и послѣдовательнѣе выражается въ Англіи. Англичанки твердымъ шагомъ идутъ къ своей цѣли;онѣ добились того, что англійскіе университеты открыли свои двери женщинамъ, и одинъ изъ главныхъ членовъ университетской коллегіи слѣдующимъ образомъ отозвался о женщинахъ на митингѣ, въ апрѣлѣ прошлаго года: "Вотъ уже двѣнадцать лѣтъ, какъ я имѣю дѣло въ коллегіи со студентами обоего пола, слушающими одинъ и тотъ же курсъ, и работы ихъ указали мнѣ на опытѣ, что нельзя раздѣлять человѣческій интеллектъ на мужской и женскій, и что умъ обоихъ созданъ одинаково: подобающая дисциплина ума можетъ сдѣлать женщину равной мужчинѣ во всѣхъ интеллектуальныхъ работахъ. Я убѣдился, что женщина можетъ блистать рядомъ съ мужчиной во всѣхъ отрасляхъ человѣческаго знанія".
   Въ 1867 году, въ первый разъ англійской палатѣ общинъ пришлось высказаться по вопросу объ избирательныхъ правахъ женщинъ. Предложеніе сравнять эти права было отклонено большинствомъ 121 голоса. Однако, женщины не унывали и, когда въ 1892 году вопросъ этотъ снова былъ выдвинутъ на сцену въ палатѣ общинъ, то не хватило всего линь 23 голосовъ для того, чтобы женщины на этотъ разъ одержали побѣду. Принимая во вниманіе извѣстную уже настойчивость, свойственную англійской націи вообще, можно почти съ увѣренностью сказать, что побѣда эта не на горами. Пропаганда ведется очень успѣшно въ обществѣ и въ печати. Въ Лондонѣ устраивается множество большихъ и маленькихъ митинговъ, на которыхъ женщины излагаютъ свои мысли тысячамъ слушателей и обнаруживаютъ зачастую незаурядный ораторскій талантъ. Въ одну недѣлю въ Лондонѣ бываетъ до шести такихъ митинговъ, устраиваемыхъ центральнымъ обществомъ "Oentral National Society for Women's Suffrage". Это же самое общество издаетъ бюллетени массу летучихъ листковъ и брошюръ въ защиту нравъ женщины. Вообще можно навѣрное сказать, что ни въ одной странѣ (на исключеніемъ Америки) женскій допросъ не подвигается такъ быстро къ своему окончательному разрѣшенію, какъ въ Англіи, и уже одно то, что вопросъ объ уравненіи политическихъ правъ женщинъ былъ отклоненъ въ палатѣ общинъ послѣ долгихъ и очень горячихъ преній указываетъ, что англичане признаютъ женщинъ такими серьезными противниками, къ требованіямъ которыхъ нельзя относиться съ снисходительнымъ презрѣніемъ, какъ къ пустой болтовнѣ. Выдающіеся ораторы выступали какъ въ защиту, такъ и противъ расширенія правъ женщины. Между прочимъ, указывалось на то, что въ основу вашего общества заложена идея превосходства мужчины надъ женщиною, какъ въ физическомъ, такъ и въ интеллектуальномъ и нравственномъ отношеніяхъ. До сихъ эта исходная точка признавалась правильной, если же теперь ее отвергнуть, то придется прибѣгнуть къ коренной реформѣ всѣхъ установившихся формъ нашей общественной жизни.
   Изъ этого аргумента видно, что противники женскаго равноправія въ Англіи уже не считаютъ возможнымъ основывать свои доводы на темъ, что женщина -- низшее существо, а лишь высказываютъ опасенія, что окончательное уравненіе правъ женщины можетъ потрясти основы существующаго общественнаго строя. Одинъ изъ депутатовъ въ палатѣ общинъ выставилъ на видъ то, что, въ случаѣ уравненія политическихъ правъ женщинъ, управленіе страною окажется de facto въ рукахъ женщинъ, такъ какъ ихъ больше, нежели мужчинъ.
   Кахъ бы такъ ни было, но англійскія женщины постепенно завоевываютъ небѣ все большія и большія нрава и свободу; онѣ отличаются такимъ же упорствомъ, какъ и мужчины, въ удержаніи того, что пріобрѣтено ими, и въ защитѣ своихъ правъ. Англичане не относятся съ презрительною насмѣшкой, какъ французы, къ агитаціи женщинъ въ пользу своихъ правъ; они обсуждаютъ вопросъ не съ той точки зрѣнія, имѣетъ ли право женщина, какъ низшее существо, претендовать на большую свободу, на равноправіе, а съ той -- не нарушитъ ли введеніе новаго фактора, въ лицѣ женщины, въ строй общественной и политической жизни ея правильнаго теченія и не нанесетъ ли матеріальнаго ущерба. Если англичанинъ убѣдится, что съ этой стороны не грозитъ опасности, и что выведеніе женщины изъ ея подчиненнаго положенія можетъ даже принести нѣкоторыя выгоды, то дѣло женщины можно считать выиграннымъ. Число женщинъ, которымъ приводится нарабатывать себѣ кусокъ хлѣба, съ каждымъ годомъ все увеличивается. Мужчины находятъ всходъ въ эмиграціи, женщинамъ это труднѣе. А между тѣмъ, женщинъ въ Англіи почти на милліонъ больше, нежели мужчинъ, и огромное большинство этихъ женщинъ, лишенное личныхъ средствъ, не находитъ уже матеріальной поддержки со стороны своихъ родственниковъ мужчинъ,-- поддержки, въ которой лѣтъ съ тому назадъ онѣ, конечно, не встрѣтили бы недостатка. Для того, чтобы обезпечить себѣ сколько-нибудь сносное существованіе, женщинѣ зачастую приходится бороться съ огромными препятствіями, и многія погибаютъ въ этой непосильной борьбѣ. Необходимость открыть побольше путей женщинамъ возникаетъ сака собою. Намъ-уже случилось говорить на страницахъ нашего журнала, что именно эта жизненная необходимость, соціальныя условія, вызвали къ жизни женскій вопросъ въ Германіи, въ странѣ, гдѣ традиціи по отношенію къ женщинамъ держатся еще крѣпче, нежели въ Англіи. Англичане, какъ практическій народъ по преимуществу, вѣроятно, первые подадутъ примѣръ благополучнаго разрѣшенія этого назрѣвающаго вопроса нашей современной жизни.
   Женское движеніе въ Англіи, какъ и слѣдовало ожидать, отравилось не только въ общественной жизни, но и въ литературѣ, и по преимуществу на произведеніяхъ женскихъ авторовъ. Въ статьѣ "Review of Reviews" объ англійской современной женской беллетристикѣ, говорится, что эволюція женщинъ выражается особенно ярко въ этой беллетристикѣ. Много женщинъ писало прежде повѣсти и разсказы, въ которыхъ главное мѣсто было отведено женщинѣ, но, тѣмъ не менѣе, сами авторы относились къ своимъ героинямъ или съ господствующей въ обществѣ точки зрѣнія, или же съ точки зрѣнія мужчины; что, впрочемъ, составляетъ почти одно и то же. Только въ послѣднее время въ произведеніяхъ женщинъ авторовъ, во взглядахъ на женщину стала обнаруживаться женская точка зрѣнія. Героини въ женскихъ повѣстяхъ, вплоть до послѣдняго времени, играли роль просто какихъ-то придатковъ къ герою, нужныхъ лишь для того, чтобы составить, его счастье или же заставить его страдать. Сами же по себѣ онѣ не играли большой роли и занимали всегда второстепенное мѣсто въ романахъ и повѣстяхъ, написанныхъ женщинами, тикъ какъ главный интересъ въ этихъ произведеніяхъ всегда сосредоточивался на липкости героя мужчины. Въ настоящее время, все это измѣнилось, и цѣлый сонмъ женщинъ-писательницъ въ Англіи сталъ интересоваться женщиною, ея положеніемъ, анализировать ея характеръ, способности, условія ея жизни и обстановки и т. д. Авторъ упомянутой статьи "англійскаго журнала говорить, что эта эволюція, замѣчаемая въ женскомъ литературномъ творчествѣ, заслуживаетъ во. всякомъ случаѣ спеціальнаго вниманія. Многихъ поражаетъ эта эволюція; однимъ она возмущаетъ, другихъ радуетъ и всѣхъ интересуетъ. Поэтому-то авторъ и считаетъ нужнымъ посвятитъ свою статью бѣглому обзору нѣкоторыхъ выдающихся произведеній женской беллетристики въ Англіи, иллюстрируя, кромѣ того, эту статью портретами современныхъ женщинъ-писательницъ.
   По словамъ автора, во главѣ этого литературнаго движенія слѣдуетъ поставить Оливу Шрайнеръ. Ея произведеніе "Story of en african Farm" (Исторія африканской фермы) явилось предвозвѣстникомъ новаго направленія. Кто бы могъ подумать, что новое слово въ этомъ отношеніи раздастся изъ глубины африканской степи? Воспитанная вдали отъ городской жизни и всѣхъ ея вредныхъ вліяній, Олива Шрайнеръ задумала и написала свою повѣсть въ уединеніи южно-африканской степи и вліяніе этой повѣсти замѣтно почти на всѣхъ современныхъ произведеніяхъ женской беллетристики. Олива Шрайнеръ проводитъ идею, что при существующемъ общественномъ строѣ худшія условія выпадаютъ на долю женщины. Героиня ея романа говорятъ: "Такая масса мыслей тѣснится въ моей головѣ, что иногда у меня голова кружится отъ нихъ а я стараюсь отъ нихъ освободиться. Но одна мысль никогда не покидаетъ меня: зачѣмъ я не изъ тѣхъ, которыя должны родиться въ будущемъ? Тогда, быть можетъ, родиться женщиною не будетъ униженіемъ и не будетъ означать -- родиться ci клеймомъ".
   "Говорятъ, что мужчины оказываютъ намъ рыцарское вниманіе!-- восклицаетъ героиня.-- Когда мы просимъ, чтобы намъ разрѣшили быть докторами, адвокатами, депутатами, чѣмъ угодно, только не рабой, намъ отвѣчаютъ: Нѣтъ! вамъ оказывается мужчинами рыцарское вниманіе, довольствуйтесь этимъ. Что бы вы стали дѣлать безъ этого?.. Но, вѣдь я когда-нибудь сдѣлаюсь старой я некрасивой, и тогда, если я буду искать рыцарскаго вниманія, и... Не найду его. Пчелы очень внимательны къ цвѣтамъ, когда собираютъ съ нихъ медъ, но затѣмъ, собравъ медъ, онѣ улетаютъ. Я не знаю, чувствуютъ ли цвѣты благодарностью пчеламъ за это; но если чувствуютъ, то онѣ очень глупы!"
   "Мужчины говорятъ, что женщинамъ предоставлено одно великое и благородное дѣло, и то онѣ плохо исполняютъ его. Это правда -- онѣ исполняютъ его отвратительно. Но это дѣло требуетъ высокой культуры, а женщины лишены ея. Адвокатъ можетъ не знать ничего, кромѣ своихъ юридическихъ книгъ, а химикъ -- ничего, кромѣ своей лабораторіи, и дѣло ихъ не пострадаетъ отъ этого, но женщина, исполняющая женскую работу, должна, обладать самой разносторонней и самой разнородной культурой. Ни одна изъ сторонъ человѣческой жизни не должна быть для нея сокрыта... Душа ребенка -- изумительно нѣжная и впечатлительная, навсегда сохраняетъ тѣнь, павшую на нее впервые, и это тѣнь матери или же вообще женщины. Едва ли существовали великіе Люди, не имѣвшіе великихъ матерей. Насъ образовываютъ первыя шесть лѣтъ нашей жизни, остальное все составляетъ лишь наружный слой. И между тѣмъ, говорятъ, что если женщина умѣетъ сготовить обѣдъ, да хорошо одѣться, то она обладаетъ уже достаточною культурой".
   Эти небольшія выдержки вполнѣ уясняютъ общую, идею произведенія Оливы Шрайнеръ. И во всѣхъ остальныхъ произведеніяхъ женщинъ раздается такой же протестъ, такой же крикъ негодованія противъ той участи, которая предоставлена женщинамъ; всѣ находятъ, что далѣе такое положеніе вещей существовать не можетъ, что оно становится невыносимымъ для женщины. Женщина всегда приносила себя въ жертву, потому что ее увѣрили, что это нужно для блага общества, но теперь глаза у нея раскрылись.
   Сара Грандъ, одна изъ писательницъ новой плеяды затрагиваетъ въ своемъ романѣ "Heavenly Twin" (Небесные близнецы) вопросъ о томъ, Что женщина имѣетъ право предъявлять такія же требованія мужчинѣ въ отношеніи нравственности и чистоты, какія онъ предъявляетъ ей, когда собирается вести ее къ алтарю. До сихъ поръ этой стороны никто не касался, и ошеломленное англійское общество съ изумленіемъ прислушивалось въ своихъ гостиныхъ и курительныхъ комнатахъ къ обсужденію вопроса о правахъ женщины въ бракѣ. Сара Грандъ подняла знамя возстанія; дѣвушка имѣетъ право требовать, чтобы мужчина, съ которымъ она соединяется на всю жизнь въ брачномъ союзѣ, въ нравственномъ отношеніи былъ бы также чистъ, какъ и она. Съ необыкновенною смѣлостью Сара Грандъ клеймитъ великосвѣтскіе браки, въ которыхъ любовь занимаетъ послѣднее мѣсто; она говоритъ о томъ проклятіи, которое лежитъ на потомствѣ, происходящемъ отъ союза чистой, невинной дѣвушки съ испорченнымъ нравственно и физически мужчиной. Ту же идею Сара Грандъ проводитъ и въ своемъ другомъ романѣ "Superfluous woman" (Лишняя женщина), въ которомъ съ безпощадною рѣзкостью разоблачаетъ безнравственную сторону брака безъ любви.

0x01 graphic

0x01 graphic

   Другая писательница, не менѣе Сары Грандъ, ошеломившая смѣлостью своихъ взглядовъ чопорное англійское общество, это -- Мона Кэрдъ. Она болѣе извѣстна своими публицистическими статьями, нежели повѣстями, въ которыхъ также горячо возстаетъ противъ браковъ безъ любви. Мона Кэрдъ горячо возмущается противъ господствующаго взгляда, что жизнь женщины должна исчерпываться рожденіемъ дѣтей. "Если даже я признавать, что материнство -- высшее призваніе и цѣль жизни женщины,-- говоритъ Мона Кэрдъ,-- то все же женщина должна быть матерью лишь тогда, когда она любятъ отца своихъ дѣтей". Мона Кэрдъ требуетъ реформы женскаго воспитанія. Пусть женщина сознательно относится и къ своимъ обязанностямъ и къ правамъ и отрѣшится отъ слѣпого, безсмысленнаго и рабскаго подчиненія условнымъ правиламъ. Женщина должна стать равноправнымъ членомъ человѣческаго общества, должна научиться мыслитъ и разсуждать, а не только повиноваться спеціально для нея установленному кодексу, на томъ лишь основаніи, что такъ идетъ отъ вѣка. Нельзя предрѣшать судьбу человѣческаго существа съ самаго его рожденія, восклицаетъ Мона Кэрдъ, а между тѣмъ мы именно такъ и поступаемъ. Къ дѣвочкѣ мы съ самаго начала примѣняемъ спеціальную систему воспитанія, мы ставимъ ее въ извѣстныя узкія рамки, изъ которыхъ она уже не можетъ выйти во всю свою жизнь, не взирая на то, какія у нея могутъ проявиться способности и стремленія".

0x01 graphic

   Во всѣхъ произведеніяхъ современныхъ англійскихъ писательницъ проглядываетъ одинаковая точка зрѣнія на положеніе женщины въ обществѣ, въ бракѣ, въ семьѣ. Всѣ находятъ его невыносимымъ, всѣ говорятъ о необходимости реформы. Миссъ Гепуорзсъ Диксонъ въ своемъ романѣ "The Story of а modern woman" (Исторія современной женщины) стремится доказать, какъ давятъ существующія соціальныя условія на женщину. "Мы всѣ, современныя женщины, должны сплотиться и помогать другъ другу,-- говоритъ она.-- Если бы мы соединились всѣ вмѣстѣ, то могли бы руководить міромъ!" Авторъ "Asunless Heart" (Безсолнечное сердце), говоритъ, что въ своей повѣсти она желала указать на абсолютную негодность соціальныхъ различій, установившихся въ обществѣ. Всѣ англійскія писательницы возстаютъ противъ условной нравственности, господствующей въ обществѣ, противъ отдѣльнаго кодекса нравственныхъ правилъ, спеціально выработанныхъ для женщинъ, противъ того, чтобы то, что признается безнравственнымъ въ поведеніи, женщины, признавалось бы совершенно естественнымъ Въ поведеніи мужчины. Эта идея особенно рѣзко выступаетъ въ романѣ миссъ Анни Голдсуорзсъ "Ioanna Traill", героиня котораго становится жертвою такихъ условныхъ воззрѣній. Въ романѣ "Yellow Aster" (желтая астра) мистриссъ Маннингтонъ Кзффинъ, пишущей подъ псевдонимомъ "Soma", рисуется нравственное состояніе женщины, готовящейся быть матерью, послѣ того, какъ она сознала, что между нею и ея мужемъ не существуетъ никакой духовной связи, что она его не любитъ. Докторъ миссъ Арабелла Кеннеди, въ своемъ произведеніи "Dr. Sanet of Harley street", говоритъ о необходимости произвести радикальныя измѣненія въ воспитаніи женщины. Авторъ указываетъ на тотъ вредъ, который приноситъ женщинѣ и ея потомству существующая система воспитанія, различная для мужчины и женщины, и условность господствующихъ воззрѣній. Въ своемъ протестѣ противъ существующаго кодекса условной нравственности нѣкоторыя изъ писательницъ хватаютъ черезъ край, какъ, напримѣръ, авторъ "Keynotes" (Гаммы) Джорджъ Эджертонъ (мистриссъ Клэрмонтъ), но такое увлеченіе объясняется страстностью борьбы. Англичане понимаютъ это и съ подобающею серьезностью относятся къ женскому движенію, несмотря на многія увлеченія и ошибки женщинъ, примкнувшихъ къ этому движенію. Они не высмѣиваютъ ихъ, какъ это дѣлаютъ французы, а серьезно относятся къ ихъ притязаніямъ, обсуждая ихъ преимущественно съ практической точки зрѣнія, съ точки зрѣнія вопроса, какъ можетъ и должно отразиться на существующемъ строѣ уравненіе правъ женщины. Если этотъ вопросъ удастся разрѣшить благопріятнымъ образомъ, то мы можемъ быть увѣрены, что въ Англія сойдетъ окончательно со сцены и женскій вопросъ. Англичане, сознавъ пользу и необходимость этой мѣры, разъ навсегда покончатъ съ предразсудками, относящимися къ воспитанію и положенію женщины. Къ скорѣйшему разрѣшенію женскаго вопроса побуждаетъ также и соціальный вопросъ. Огромное большинство женщинъ вынуждено зарабатывать себѣ средства къ жизни и даже зачастую содержать семью. Въ виду этого надо признать совершенно законнымъ требованіе женщинъ, чтобы ихъ воспитывали соотвѣтствующимъ образомъ, дабы онѣ могли жить своими средствами и чтобы имъ открыли всѣ пути и давали возможность развивать, какъ слѣдуетъ, свои способности. Англійскій журналъ "Daily Graphi" обратился къ своимъ читателямъ съ вопросомъ: "должны ли женщины работать?" Изъ массы полученныхъ редакціею писемъ видно, что главнымъ аргументомъ противъ женскаго труда является боязнь конкурренціи женщинъ и пониженіе заработной платы, производимое женщинами, довольствующимися меньшимъ заработкомъ. Но большинство все-таки высказалось въ пользу женскаго труда. Леди Дилькъ, горячая защитница требованій, предъявляемыхъ женщинами, совершенно справедливо замѣчаетъ, что вопросъ о томъ: должны ли женщины работать?-- совершенно праздный вопросъ, такъ какъ уже давно, хорошо или дурно, онъ перешелъ изъ области теорій въ практику. "Такъ какъ огромное большинство женщинъ,-- говорятъ леди Дилькъ, -- вынуждено работать для того, чтобы жить, то весь вопросъ сводится лишь къ тону, какъ устроить такъ, чтобы женщины извлекали наибольшія выгоды для себя и другихъ изъ своей работы и чтобы эта работа приносила какъ можно больше пользы государству". Леди Дилькъ не видитъ другого средства помочь горю, какъ путемъ правильной организаціи труда и воспитанія общественнаго мнѣнія.

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

   Въ литературѣ отражается жизнь, и поэтому все это литературное движеніе, статьи о правахъ женщинъ, о женскомъ трудѣ и т. д. указываютъ, что въ Англіи приспѣло время рѣшенія женскаго вопроса. Всѣ соціальныя условія, религіозныя воззрѣнія, нравственныя понятія и т. п., должны быть вновь пересмотрѣны и преобразованы такъ, чтобы они соотвѣтствовали новымъ народившимся требованіямъ и давали мѣсто женщинѣ, какъ равноправному члену человѣческаго общества. Будемъ надѣяться, что англичане подадутъ намъ примѣръ практическаго разрѣшенія этого жгучаго вопроса.

"Міръ Божій", No 10, 1894

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

кто ест пингвинов в арктике
Рейтинг@Mail.ru