АНДЕРСОН Шервуд [Sherwood Anderson, 1876] -- американский писатель, б. рабочий, солдат и коммерсант. А. -- художник упадочнических слоев мелкой буржуазии, беспочвенный в своих положительных устремлениях, не находящий в действительности ничего, что могло бы его отрицанию придать позитивный характер. Его обычные персонажи -- неудовлетворенные жизнью мелкие буржуа, пытающиеся в половом чувстве найти выход из своего мучительного состояния, но не находящие его и остающиеся еще более одинокими. Герои А. в большинстве патологичны, они идут по его выражению, "из ниоткуда в ничто", не имеют реальных связей с жизнью, не могут подойти к другим людям, разочарованные и подавленные, раздробленные внутренними противоречиями, не имеющие опоры в окружающей действительности, они являют собой мрачную картину безнадежного разложения среднего класса. "Америка -- хаос, и А. -- художник, питающийся этим хаосом", -- пишет О'Бриен (см.) в "Развитии американского рассказа" (Нью-Иорк, 1923). В своем первом романе "Сын Уинди Макферсона" (Windy Mc-Pherson's Son, N.-Y., 1916) А. дает образ крупного дельца, оставляющего буржуазную среду в поисках "правды", становящегося рабочим, примыкающего к социализму, в к-ром он быстро разочаровывается, и в конце концов никакой "правды" не нашедшего. В "Марширующих людях" (Marching Men, N.-Y., 1917) А. развивает подобную же тему о неопределенном искании жизненной цели рабочим, одержимым маниакальной идеей, что как только пролетариат научится маршировать, то всем социальным несправедливостям настанет конец. В третьем романе "Бедный Белый" (Poor White, N.-Y., 1920) А. опять развивает эту же тему о беспрепятственных поисках жизненной цели, давая вместе с тем ряд интересных зарисовок процесса индустриализации незначительного фермерского местечка. "Браки" (Many Marriages, N.-Y., 1922) -- странный, местами лишенный всякого смысла роман, сексуальная исповедь. В "Темном смехе" (Dark Laughter, N.-Y., 1925) А. уже начинает примиряться с действительностью, его отрицание перерастает в признание за любовью и полом единственного пути освобождения от общественных неурядиц. Подобная эволюция А. стоит в прямой связи с ослаблением движения радикальной мелкобуржуазной интеллигенции, вершиной которого был 1920.
"История рассказчика историй" (A Story Teller's Story, N.-Y., 1924), "Записная книжка" (Sherwood Anderson's Notebook, N.-Y., 1926) и "Тар" (Tar. A Midwest Childhood, N.-Y., 1926) -- автобиографические книги, много дающие для понимания личности и произведений А. "Средне-американские песни" (Mid American Chants, N.-Y., 1918) и "Новый завет" (A New testament, N.-Y., 1927) -- книги своеобразных полустихов, полурассказов, полустатей, отчасти напоминающих свободные стихи Уитмена. Подражая ритмам некоторых страниц Старого завета, стараясь евфонически выразить свои настроения, используя самые разнообразные стихотворные формы, местами обращаясь к обычной прозе, местами же позволяя свободно вырываться нестройному потоку выкриков и жалоб ("Чикаго"), А. в этих двух книгах выявил себя все же лишь как оригинальный экспериментатор в поэзии, а не поэт, к-рый имеет что сказать и находит для этого соответственную форму. Но не романы и поэмы "сделали" А., а три его книги рассказов, напряженных, насыщенных эмоционально, предельно сжатых, остро фиксирующих действительность, глубоких психологически, с резко и точно очерченными героями: "Уайнсбург, Охайо" (Winesburg, Ohio, 1919), "Торжество яйца" (The Triumph of the Egg, 1921), "Кони и люди" (Horses and Men, 1923). Все без исключения персонажи этих рассказов -- врачи, трактирщики, телеграфисты, репортеры, пасторы, педагоги и т. д. -- ненормальные люди, обреченные на жуткое одиночество, расщепляемые неудовлетворенными половыми желаниями, ни в чем и нигде не находящие освобождения от мрачного отчаяния. "Америка -- это нация все большего и большего числа Гамлетов" (Ван Вик Брукс). Вот этих "Гамлетов" мелкобуржуазной провинциальной Америки и изображает А. с такой мрачной силой.
С А. начинается новая линия развития американской лит-ры XX века. На смену социальным мелкобуржуазным писателям [С. Льюис(см.), Т. Драйзер(см.) и др.] приходят писатели, отказывающиеся от социальности в искусстве, избирающие своей формулой искусство для искусства, берущие предметом изображения преимущественно сексуальное [Э. Хемигуэй (см.), Т. Уайльдер (см.) и др.]. Появление этой группы писателей связано с общим ослаблением движения радикальной интеллигенции в Америке.
Библиография:
I.Русск. перев.:
Уайнсбург, Охайо, М., 1924;
Торжество яйца, М., 1925;
Лошади и люди, М. -- Л., 1927;
В ногу, Л., 1927.
II.
Sh. A., by C. B.
Chase, N.-Y., 1927;
Money writes, by Upton Sinclair (русск. перев. Синклер Э., Деньги пишут, М. -- Л., 1928).
С. Динамов
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 152--154.
АНДЕРСОН (Anderson), Шервуд (13.IX.1876, Камден, штат Огайо, -- 8.III.1941, Колон, Панама) -- амер. писатель. Род. в бедной семье; был солдатом, агентом рекламного бюро, управляющим фабрикой, издателем, редактором. Первая книга А. -- роман "Сын Уинди Макферсона" ("Windy McPherson's son", 1916). Лит. славу А. принесли сб-ки рассказов "Уайнсбург, Огайо" ("Winesburg, Ohio", 1919, рус. пер. 1925), "Торжество яйца" ("The triumph of the egg", 1921, рус. пер. 1925), "Кони и люди" ("Horses and men", 1923, рус. пер. 1926), в к-рых реалистически изображено амер. захолустье с его духовным убожеством, искалеченными человеч. судьбами. А. создает гротескные образы чудаков, живущих в мире, где вещи подавляют человека. Через все рассказы проходит образ молодого репортера Джорджа Уилларда, с грустью наблюдающего жизнь родного города. Творчество А. противостояло офиц. версии "всеобщего благополучия" -- "просперити". А. принадлежат романы "Множество браков" ("Many marriages", 1923), "Темный смех" ("Dark laughter", 1925). В 30-е гг. он участвовал в комитете писателей, выезжавших к бастовавшим горнякам Харлана, написал роман о забастовке гастонских текстильщиков "По ту сторону желания" ("Beyond desire", 1932, рус. пер. 1933); в этом романе выражено искреннее сочувствие жизни и борьбе рабочего класса. В творчестве А. противоречиво переплетаются реалистич. искания и чисто формальные эксперименты.
Динамов С., Жизненный путь Шервуда Андерсона, "Интерн. лит-ра", 1935, No 11;
Schevill J., Sherwood Anderson. His life and works, [s. l.], 1951;
Howe I., Sherwood Anderson, [N. Y., 1951].
Р. Д. Орлова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 227.