Мартин Андерсен-Нексё. Социалистический реализм --наше оружие
Капитализм сумел настолько очернить слово "тенденция", что многие поэты, являющиеся выходцами из пролетариата и желающие быть связанными с ним, боятся этого слова и превращаются в подлинных сверхэстетов. Старый мир энергично борется во имя разума и человечества со всякой тенденцией! Нас хотят уверить, что там, где искусство находится под властью тенденции, не может быть идейной свободы и, следовательно, нет возможности дальнейшего развития. Оказывается, таким образом, что речь идет о самом важном на свете -- о человеческой душе!
Старый мир борется в собственных интересах против истины, в основе всякого ценного поэтического произведения должно заключаться активное отношение к жизни, должна лежать тенденция. Так как поэтическая способность является одной из самых могучих способностей человечества, и она поэтому может стать опасной, то хотели бы раз навсегда отнять у поэтов их силу.
В качестве идеала всех идеалов выдвигают такое поэтическое творчество, которое вообще не занималось бы земными делами: действие должно происходить где-то в безвоздушном пространстве. Тогда будет больше всего гарантий, что поэт не натворит глупостей.
Однако широкие массы убеждены, что поэт призван срывать покров с обмана и лжи, разоблачать несправедливость, -- короче говоря, стоять на стороне слабых и угнетенных. Это представление нельзя так просто игнорировать. Ввиду этого поэту разрешают выступать против церкви, брака и прочее. Он может нападать на христианство и христианскую мораль, не рискуя быть обвиненным в тенденциозности, но если он нарушит границы, выйдет из указанных рамок и нападет на капитализм в целом, -- его обвинят в осквернении святого духа, провозгласят тенденциозным поэтом, деклассируют в социальном и экономическом отношении и, в первую очередь, подвергнут экономическому бойкоту.
Тенденция является, вообще говоря, выступлением за ту или иную точку зрения и означает жизнь. Только мертвый не выступает ни за что. Тенденция -- везде, где бьется живое сердце. Бывают хорошие и гнилые тенденции. Старый мир прав со своей точки зрения, если отвергает ту тенденциозную поэзию, которая борется с ним. Ибо хорошая тенденция отличается жизненной потентностью, это молодость, имеющая будущее. Человек тенденциозный, в хорошем смысле этого слова, -- это человек могучий, обладающий избытком сил. Только поэт, насквозь пропитанный глубокой солидарностью с человечеством и сознающий себя боевым представителем всех людей, является подлинным поэтом. Как таковой, он опасен для всего старого и отжившего.
Чем сильнее произведение, тем сильнее в нем тенденция, тем больше оно пропитано великими жизненными вопросами своего времени. Так было во все времена. Полнокровное поэтическое произведение развертывается всегда в центре вещей, в центре жизненных вопросов. Эстетство и так называемое чистое искусство -- достойное занятие для старух. Сейчас великим господствующим вопросом является социальный вопрос. Все устремлено в эту сторону, и все, даже как будто самые нейтральные на первый взгляд явления оказываются самыми жгучими социальными вопросами. Здесь -- центр тяжести, и поэтому в глазах старого мира всякий, кто творит пролетарскую поэзию, оказывается презренным, тенденциозным поэтом. Уже по этому одному он должен быть нашим. Человек, которого гибнущий мир называет опасным, принадлежит нам, является в наших глазах истинным поэтом. Таким образом, старый строй показывает нам, что социалистический реализм должен стать нашим лозунгом. Старая поговорка гласит: "Что приносит пользу молодежи, убивает старика".
Социалистический реализм -- единственно подлинная тенденция в современной поэзии, тенденция эта -- яд для старого мировоззрения, и поэтому она является оружием для нового, пролетарского мировоззрения. Итак, убьем старое этим ядом, убьем его полнокровной поэзией, социалистическим реализмом! Молодая большевистская литература хорошо начала. Будем дальше дружно идти по этому пути.