Александров Николай Александрович
Болгария

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

БОЛГАРІЯ.

Чтеніе для народа.

Составлено по изслѣдованію Ф. Каница и другимъ позднѣйшимъ источникамъ.

Н. А. Александровымъ.

МОСКВА.
Изданіе книгопродавца А. Я. Панафидина
Покровка, Лялинъ пер., соб. домъ.
1900.

  

Болгарія.

   Страна цвѣтовъ и горя!...
   Цвѣтами,-- роскошными, разнообразными цвѣтами, или, вѣрнѣе, коврами цвѣтовъ покрыта вся Болгарія. Деревни, поля, луга и долины усѣяны яркими красками колокольчиковъ, гвоздики, подсолнечниковъ, а бархатныя долины одѣлись пышными, дивными мохровыми розами, и громадная адріанопольская долина извѣстна всему міру драгоцѣннымъ своимъ ароматнымъ розовымъ масломъ.
   Нѣтъ такой болгарской хатки, утонувшей въ густой зелени деревьевъ, которая бы не пестрилась цвѣтами, и нѣтъ комнаты въ этой хаткѣ, гдѣ-бы повсюду не стояли на столахъ и окнахъ букеты; гдѣ-бы пучки цвѣтовъ, хотя бы и засохшихъ, не красовались за картинами, у образовъ, въ углахъ, на полкахъ; нѣтъ также и праздника, на которомъ бы повсюду и вездѣ не бросались въ глаза цвѣты и букеты. Наканунѣ Новаго года дѣвушки собираются передъ закатомъ солнца на открытомъ мѣстѣ, зачерпываютъ въ ведро воды и кладутъ въ него каждая немного пшеницы и букетъ съ кольцомъ, а замужнія женщины букетъ съ браслетомъ; затѣмъ онѣ всѣ вмѣстѣ составляютъ кругъ около ведра и поютъ: "собирайтесь малыя и большія дѣвицы, давайте славить кольца!". Въ такъ называемый Ивановъ день, или въ день рожденія Іоанна Крестителя дѣвушки отправляются рано утромъ къ водѣ -- къ рѣкѣ, или ручью,-- и бросаютъ вѣнки изъ букетовъ, загадывая о суженомъ; во время же свадебныхъ обрядовъ нѣтъ и конца цвѣтамъ и букетамъ. Тутъ, въ день обрученія, женихъ и невѣста разсылаютъ букеты знакомымъ дѣвушкамъ, которыя и носятъ цвѣты изъ букетовъ въ продолженіи нѣсколькихъ дней въ видѣ головныхъ уборовъ, при церковномъ же обрядѣ всѣ гости и родные идутъ въ свадебномъ шествіи съ палками, украшенными цвѣтами и плодами, а въ первый день послѣ свадьбы новобрачные извѣщаютъ о своемъ семейномъ счастіи всѣхъ знакомыхъ, разсылая имъ букеты. Впрочемъ, не только живые, но и мертвые не обходятся у болгаръ безъ цвѣтовъ: къ покойнику, когда онъ лежитъ на столѣ, женщины приносятъ свѣти и цвѣты, голову покойника украшаютъ цвѣтами, а объ украшеніи цвѣтами живыхъ и говорить нечего; не только дѣвушки и женщины, которыя вплетаютъ цвѣты въ свои густыя косы и убираютъ цвѣтами головы, но и парни стараются ими принарядиться, нося цвѣты на шляпахъ вмѣстѣ съ лентами, и въ петлицахъ куртокъ и даже за ремянными поясами. Но и этого, скажемъ мы, мало: всѣ роскошныя вышивки болгарскихъ рубахъ, утиральниковъ, простынь, подушекъ и наволочекъ,-- все это фигурными искусными узорами напоминаетъ цвѣтущую окружающую природу, которой одарена вся страна, претерпѣвшая вмѣстѣ съ тѣмъ столько горя и видѣвшая въ продолженіи многихъ вѣковъ рядомъ съ цвѣтами и потоки крови.
   Въ этой странѣ, еще за много вѣковъ до Рождества Христова, сражались и гибли полчищами: скифы, гунны, римляне, греки и затѣмъ монголы, татары, славяне, а наконецъ явились сюда же и болгары. Они явились, изгнанные и тѣснимые съ Волги, гдѣ некогда у нихъ было свое могущественное и сильное болгарское царство. Смѣшавшись здѣсь на Дунаѣ и вообще на Балканскомъ полуостровѣ съ славянами, они, усвоивъ языкъ послѣднихъ, религію и нравы, до того утратили отличительныя черты своего отчасти финскаго характера, что въ концѣ уже IX вѣка составили съ славянами какъ-бы одинъ народъ, принявшій одно только общее имя побѣдителя, то есть болгаръ, которое они носятъ и до настоящихъ дней.
   Передъ болгарами дрожала некогда и Византія; но, несмотря однако на то, что и на Балканскомъ полуостровѣ они также образовали свое самостоятельное могущественное государство, тѣмъ не менѣе горе и бездолье преслѣдовало ихъ но пятамъ. Болгары то побѣждали грековъ, то греки порабощали ихъ, и также, какъ римляне, болгары властвовали надъ греками. Упорная борьба съ греками продолжалась очень, очень долго, пока наконецъ греки не превозмогли болгаръ окончательно. И вотъ тутъ-то, съ этого момента, началась та несчастная, безъисходная жизнь, въ которой несть числа перенесенныхъ страданій этого славянскаго племени. Хотя греками и введено было у болгаръ ученіе Христа вмѣстѣ съ славянской азбукой -- кириллицей, ими же введенъ былъ и общеславянскій письменный языкъ, который замѣнилъ имъ греческія и римскія буквы, служившія письменными знаками; хотя опять-таки, послѣ полутораста лѣтъ, болгарамъ снова удалось возстановить свое царство и выбиться изъ-подъ власти грековъ, что болгары достигли, соединившись съ сербами; но греки, въ силу непримиримой ихъ ненависти вообще къ славянамъ, призвали къ себѣ на помощь невѣрныхъ турокъ. И вотъ тутъ уже, съ призваніемъ турокъ, настала та долговѣчная кровавая борьба съ невѣрными мусульманами,-- турками съ и хитрыми и алчными единовѣрцами -- греками, которая не прекращалась до тѣхъ поръ, пока не явилась заступницей за славянъ единовѣрная и единоплеменная имъ могущественная Россія. Турки, уничтожившіе Византію и завладѣвшіе всѣмъ Балканскимъ полуостровомъ, стали на послѣднихъ главенствовать и, хотя преобладающая численность была на сторонѣ болгаръ, хотя пространство земель Болгаріи шло отъ Савы до Чернаго моря и отъ Дуная до Македоніи и Фракіи, тѣмъ не менѣе турки управляли всѣмъ полуостровомъ и обращали болгаръ не только въ своихъ рабочихъ, не только пользовались ихъ трудами, но обращали ихъ и просто въ безотвѣтныхъ, рабовъ съ которыми они, что хотѣли, то и дѣлали. И, когда болгары обратились къ Россіи, и когда приняла въ нихъ участіе Россія, то она нашла Болгарію въ такомъ печальномъ положеніи, про которое изслѣдователь этой страны Ф. Каницъ справедливо говоритъ: "чтобы обрисовать вполнѣ дѣйствительность, поразившую меня во время моего путешествія по Болгаріи въ 1800 и 1862 г.г, то, право, я затрудняюсь въ выборѣ красокъ. Чѣмъ яснѣе сіяло солнце и чѣмъ теплѣе согрѣвало оно эти восточныя страны, тѣмъ мрачнѣе казались сцены, которыя освѣщались имъ. Несомнѣнно было, что для этого уголка земли, богато-надѣленнаго природою, не наступало еще совсѣмъ утра. Великолѣпные когда-то лѣса были опустошены; плодородныя поля лежали незасѣянными, вслѣдствіе недостатка рабочихъ рукъ; жалкія деревушки расположены были на еще болѣе жалкихъ дорогахъ; а жители, одаренные отъ природы богатыми способностями, были окончательно забиты, цѣлыя общины не имѣли по большей части церквей и школъ и были предоставлены вполнѣ произволу навязанныхъ имъ греческихъ епископовъ; мундиры и паши высасывали послѣдніе соки изъ народа"..
   Тотъ же писатель Ф. Каницъ такъ описываетъ положеніе болгаръ, которые были обезоружены турками и назывались райями: "Судъ въ Турціи былъ невозможенъ; составъ турецкихъ судовъ,-- составъ, уничтожающій самую мысль о какомъ бы то ни было правѣ,-- правовѣрный т. е. (турокъ) всегда былъ правъ, а райя всегда виноватъ: и за всякую жалобу на судъ паши имѣли право наказывать райевъ палками. Всякій кто вѣритъ,-- говоритъ Ф. Каницъ,-- въ допущеніе или значеніе христіанскихъ свидѣтельствъ противъ мусульманъ, можетъ убѣдиться изъ донесеній консуловъ о положеніи христіанъ въ Турціи. Англійскій консулъ, относительно похищенія дѣвушекъ-болгарокъ, пишетъ слѣдующее: "Одинъ турецкій жандармъ требовалъ насильственно обратить въ исламъ одну болгарскую дѣвушку. Дѣвушка заявила начальству, что она не хочетъ отрекаться отъ своей религіи, и жандармъ на глазахъ же начальства убилъ ее. Англійскій консулъ изъ Бѣлграда пишетъ: "Насильственное похищеніе христіанскихъ дѣвушекъ магометанами есть злоупотребленіе, громко взывающее о помощи". Еще одинъ консулъ пишетъ:. "Здѣсь существуетъ. обычай освобождать молодыхъ мусульманъ отъ воинской повинности, которые соблазняютъ дѣвушку христіанку и обращаютъ ее въ свою вѣру"; такихъ свидѣтельствъ Каницъ приводитъ очень много,
   Вотъ положеніе и обстановка, въ которыхъ находились райи,-- это "беззащитное стадо", какъ гласитъ смыслъ турецкаго слова райа". Но райей, въ офиціальномъ значеніи этого слова въ Турціи, назывались болгары, какъ безоружное войско.
   При первомъ же заступничествѣ Россіи существованіе турецкихъ христіанъ вдругъ значительно возвысилось послѣ русско-турецкой войны 1828--29 гг., вслѣдствіе которой султанъ даровалъ болгарамъ разныя льготы, значительно измѣнившія ихъ положеніе. Но однако только позднѣйшее положеніе при Императорѣ Александрѣ II можетъ сравниться съ тѣмъ, которое Болгарія приняла непосредственно послѣ Адріанопольскаго мира. Императоръ Николай I, давшій почувствовать султану Махмуду II перевѣсъ своего могущества, выказалъ большое великодушіе къ побѣжденному врагу, какъ только начались переговоры о мирѣ, и щадилъ его во всѣхъ, отношеніяхъ. Это произвело весьма сильное впечатлѣніе на султана и возбудило въ его рыцарской душѣ чувство глубокой благодарности. Оно и выразилось тѣмъ, что султанъ вскорѣ же издалъ фирманъ (манифестъ), въ которомъ объявлялось полное прощеніе всѣмъ болгарскимъ райямъ, открыто высказавшимъ свою приверженность русскому Императору. Кромѣ того имъ обѣщалось милостивое управленіе, а въ другомъ фирманѣ обнародована была равноправность его подданныхъ христіанскаго вѣроисповѣданія съ мусульманскимъ. Къ несчастію однако смерть султана Махмуда, оплакиваемаго гораздо болѣе христіанами, чѣмъ мусульманами, привилегіи которыхъ онъ значительно ограничилъ, пріостановила осуществленіе всѣхъ плановъ Махмуда, а наслѣдникъ реформатора-султана, Абдулъ Махмудъ былъ слабый, неопытный и безхарактерный юноша, который попалъ сразу въ руки старо-турецкой партіи,-- эта же партія при немъ восторжествовала и прежній порядокъ вещей со всѣми ужасами грабежа, насилій, явился опять въ той же силѣ. Опомнившись, однако, Абдулъ Махмудъ съ помощью одного сановника, европейца по взглядамъ,-- Решида, разорвалъ всякую связь со старыми порядками и объявилъ новое европейское управленіе государствомъ, такъ называемое, конституціонное,-- что удивило не только Константинополь, но и всю Европу, смотрѣвшую уже косо на всѣ злоупотребленія въ Турціи и начавшую мало по малу принимать участіе въ судьбѣ турецкихъ христіанъ. Новый конституціонный порядокъ утверждалъ одинаково основныя права всѣхъ гражданъ безъ различія вѣроисповѣданія и обѣщалъ устраненіе всѣхъ правительственныхъ злоупотребленій. Европейскія государства радостно привѣтствовали это новое рѣшеніе султана, но въ немъ, собственно говоря, ничего новаго и не было, въ немъ повторялись всѣ тѣ же обѣщанія, которыя высказывались неоднократно и реформаторомъ султаномъ Махмудомъ и оно только придавало силу закона тому, что съ теченіемъ времени вошло въ обычай и считалось правомъ по привычкѣ. Тѣмъ не менѣе вслѣдствіе этого правовѣрные турки, пользовавшіеся до сихъ поръ всевозможными привилегіями, не хотѣли и не могли примириться съ равноправностью христіанъ, на которыхъ они смотрѣли съ презрѣніемъ и ненавистью. Турки поэтому не выдержали новаго положенія и стали набрасываться на безоружныхъ христіанъ-болгаръ съ оружіемъ въ рукахъ. Начались возстанія, кровопролитныя стычки; при чемъ высшія власти, по своей ли. вялости, или по своему безсилію, но не могли пріостановить этой рѣзни; и Россіи снова пришлось явиться на помощь славянамъ. Спокойные, миролюбивые по природѣ, болгары взволновались и это движеніе въ 1860 г. охватило всю Болгарію, которая по размѣрамъ страны и по численности болгаръ, насчитывавшихся до восьми милліоновъ, значительно превышала на Балканскомъ полуостровѣ господствующую націю -- турокъ. Россія вслѣдствіе этого разсчитывала въ войнѣ съ Турціей на сильную поддержку болгаръ; но въ этой поддержкѣ она ошиблась, такъ какъ пятисотлѣтнее давленіе, угнетавшее болгаръ, такъ обезсилѣло ихъ нравственно и они такъ упали духомъ, что рѣшительно не могли заботиться сами о своемъ освобожденіи; они должны были ждать его только отъ Россіи. Ихъ угнетало, какъ мы только что сказали, и господствующее государство съ его мусульманскимъ первенствующимъ населеніемъ, и церковь, подчиненная иновѣрческой власти.
   А споръ между Римомъ (Римская имперія) и Византіей (Византійская имперія) за духовное первенство въ Болгаріи,-- этотъ споръ, который велъ свое начало съ IX столѣтія, когда болгары были обращены въ христіанство, подливалъ только масло въ огонь и соперничество выражалось въ разныхъ интригахъ, увеличивавшихъ всякія бѣдствія и несчастія. Болгарскіе правители часто были принуждены изъ политическихъ видовъ выражать притворное сочувствіе Риму, чтобы заручиться поддержкой въ борьбѣ съ византійскими императорами, и зачастую они обращались къ папѣ; По византійскіе патріархи дѣлали свое дѣло: они стремились изгнать изъ церковнаго управленія, или іерархіи національный болгарскій элементъ и замѣнить туземное болгарское духовенство своимъ, такъ называемымъ, фанаріотскимъ, то есть тѣми подонками греческаго квартала въ Константинополѣ, гдѣ всѣ византійскіе пороки соединились съ азіатско-турецкими обычаями и нравами; они отдали торгашамъ-фанаріотамъ на откупъ епископства въ. Болгаріи; и фанаріоты организовали торговлю мелкими и крупными духовными мѣстами, и черезъ эту торговлю греческій патріархъ извлекалъ тоже свои выгоды, такъ какъ турки продавали въ свою очередь мѣста патріарховъ, черезъ которыхъ они и собирали дань съ терзаемыхъ ими болгаръ. Съ помощію же фанаріотовъ, греки, изгнавши изъ церковной іерархіи болгаръ, стремились затѣмъ вытѣснить изъ церкви и школы, народный языкъ, и вмѣсто славянскаго языка они хотѣли ввести -- греческій. Но болгары однако устояли противъ всего этого; и, послѣ введенія ими въ литургію славянскаго языка, они достигли и своей завѣтной мечты,-- первой славянской національной церкви, послужившей потомъ образцомъ, какъ для русской, такъ и для сербской церкви.
   Такимъ образомъ единоплеменная, единовѣрческая Россія разрѣшила наконецъ, послѣ жестокой послѣдней войны съ Турціей, этотъ давній какъ болгаро-греческій религіозный споръ, такъ и споръ между глазами западной и восточной церкви, а равно и тяготѣвшій надъ всей Европой восточный вопросъ.
   Съ этого дня, съ этого великаго дня побѣды Россіи надъ Турціей и начинается новая жизнь Болгаріи, объявленной среди государствъ Европы, особымъ государствомъ.
   Теперь нѣтъ уже сомнѣнія, что надъ этой долготерпѣливой страной взойдетъ и яркое солнце, которое освѣтитъ цвѣтущія поля и красивыя мѣста глубокихъ долинъ и скалистыхъ ущелій, по которымъ протекаютъ разныя рѣки и ручьи и которыя идутъ вплоть до снѣговыхъ Балканъ, покрытыхъ до самыхъ высокихъ вершинъ исключительно буковыми и дубовыми деревьями. Хотя по всей Болгаріи вездѣ видишь, рядомъ съ небольшими лиственными лѣсами, прелестные луга и поля, а рядомъ съ роскошными виноградниками и огородами -- табачныя и шелковыя плантаціи. Безчисленныя же стада овецъ, рогатаго скота и табуны лошадей пасутся на обширныхъ луговыхъ выгонахъ высокой равнины, и въ наружномъ видѣ отдѣльныхъ крестьянскихъ домовъ, также какъ и самого народонаселенія, проглядываетъ теперь спокойствіе и довольство. Климатъ Болгаріи очень мягкій, очень здоровый и благопріятный по своей мягкости для шелководства, вслѣдствіе чего оно сильно и распространено по всей странѣ, и существовало даже до турокъ во времена владычества Византіи. Понятно, что въ такой благодатной странѣ долженъ жить и народъ здоровый и крѣпкій. Болгары дѣйствительно и не могутъ пожаловаться на какія либо физическія немощи. По наружности они болѣе узкаго сложенія, чѣмъ румыны и греки, и вообще между ними встрѣчается гораздо-болѣе худыхъ, чѣмъ полныхъ людей. Благодаря ихъ мирному характеру, въ ихъ наружности выражается также гораздо болѣе доброты, кротости, чѣмъ мужества и энергіи. Брови у нихъ очень, густыя, волосы на головѣ большею частью свѣтлые. Всѣ они носятъ отпечатокъ серьезности, твердости и постоянства,-- качества, составляющія отличительныя черты характера болгаръ и много способствовавшія ихъ успѣхамъ въ земледѣліи, промышленности и ремесленныхъ занятіяхъ. Сильно развитыя мускулы и кости, и узкій глазъ,-- это также отличительная черта ихъ наружности; по всей вѣроятности, это не больше, какъ послѣдствіе ихъ некогда бывшаго кровосмѣшенія на Волгѣ съ финно-уральскими завоевателями. По одеждѣ они мало чѣмъ отличаются отъ сербовъ и румынъ. Они носятъ лѣтомъ рубахи съ широкими рукавами, съ пестрыми вышивками на груди и на плечахъ; зимой же изъ бѣлаго сукна шаровары, которые завязываются ниже колѣнъ красною шерстяною тесьмой, или кожанымъ ремнемъ; рубаха подпоясывается также краснымъ кушакомъ, къ которому привѣшивается съ лѣвой стороны спрятанный въ ножнахъ ножъ. Въ холодное время зажиточные люди надѣваютъ камзолы изъ сукна, выложенные черными шнурками, или же вмѣсто камзоловъ носятъ длинные кафтаны, а въ морозы шубы. Вмѣсто фесокъ, общеупотребительныхъ въ сербскихъ деревняхъ, болгары на головахъ носятъ кубари -- это шапки въ видѣ колпака изъ темной или свѣтлой овчины, изъ-подъ которой висятъ ихъ длинные русые распущенные волосы. Старые болгары стригутъ свои волосы, какъ старые турки, оставляя только пучекъ на макушкѣ. Этотъ обычай существовалъ некогда тоже у финскихъ болгаръ, а также у венгровъ и у прочихъ восточныхъ народовъ. Женщины заплетаютъ свои роскошные волосы въ толстыя косы, которыя они, какъ мы уже и сказали ранѣе, украшаютъ съ большимъ искусствомъ цвѣтами, а затѣмъ медалями и лентами. Но главный нарядъ болгарокъ -- это тоже, что и у мужчинъ -- рубашки, которыя покрываются обыкновенно, какъ и у мужчинъ, роскошными вышивками на груди, плечахъ и оконечностяхъ рукавовъ. Вышивки эти дѣлаются разноцвѣтною шерстью или шелкомъ, и узоры этихъ вышивокъ такъ разнообразны и такъ прелестны, что могли бы служить образцами самымъ искуснымъ европейскимъ рисовальщикамъ узоровъ. Сверхъ рубахи, болгарка надѣваетъ. еще юбку изъ плотной полосатой шерстяной матеріи домашняго тканья; а поверхъ ея накидываетъ изъ такой же матеріи, но обшитой бахромой, фартуки, иногда напередъ,-- а иногда назадъ. Частью эти фартуки накидываются прямо на рубашку и безъ юбки. Юбка и фартуки придерживаются поясомъ, украшеннымъ обыкновенно большими кольцами, или пальмообразными вѣтвями металлическими или перламутровыми. Часто эти пояса переходятъ по наслѣдству изъ поколѣнія въ поколѣніе, какъ драгоцѣнныя вещи, и играютъ весьма видную роль въ приданомъ, выставляемомъ на показъ, такъ какъ украшенія на этихъ поясахъ бываютъ не только изъ литаго серебра или филигранныя, но и съ эмалью и съ драгоцѣнными каменьями. Болгарки, кстати замѣтить, любятъ вообще всякаго рода украшенія: серьги, браслеты, кольца; они цѣпляютъ на себя цвѣты во множествѣ, ожерелье изъ медалей и жемчуга, но всѣмъ этимъ они украшаются съ большимъ вкусомъ, что показываетъ въ нихъ врожденное чувство красоты формы и сочетанія цвѣтовъ.
   Въ болгарскихъ домахъ, если и нѣтъ комфорта (удобства или роскоши) въ прямомъ значеніи это то слова, то по крайней мѣрѣ изобиліе домашней утвари и въ особенности ковровъ. Въ углу парадной комнаты находится множество иконъ, лампадокъ, разныхъ кружекъ и тарелокъ, служащихъ украшеніемъ и свидѣтельствующихъ объ удивительномъ трудолюбіи и промышленныхъ способностяхъ болгарскихъ женщинъ. Это особенно чувствуется, когда они принимаются стлать постель передъ кѣмъ либо изъ постороннихъ. Они раскладываютъ передъ нимъ съ справедливою гордостью роскошныя одѣяла и подушки съ пестрыми, великолѣпными вышивками въ видѣ разныхъ фигуръ и узоровъ. Хатки болгарскія по наружному виду также очень живописны; онѣ не только всѣ въ садахъ и цвѣтахъ, но и какъ бы окутаны съ ногъ до головы широкими густыми листьями и блестящими сочными гроздями виноградныхъ кистей. Эти виноградники у хатъ въ пору созрѣванія винограда много придаютъ красоты болгарскимъ хаткамъ,-- послѣднія кажутся для постороннихъ, впервые встрѣчающихъ или видящихъ ихъ, чѣмъ то волшебнымъ, чѣмъ то сказочнымъ. И всѣ эти хатки лѣпятся одна къ другой, дружно смыкаются въ общія группы, какъ бы въ одну семью; такъ какъ и въ дѣйствительности братская любовь и родительское чувство чрезвычайно сильны въ болгарскихъ семействахъ. Обыкновенно, вокругъ крытаго черепицею или каменными плитами большаго дома главы семейства, группируются маленькіе домики женатыхъ сыновей и постройки изъ плетней, круглыя или продолговатыя, служащія амбарами для храненія 'фруктовъ и земледѣльческихъ продуктовъ, или же для загона скота. Высокій плетень изъ молодыхъ побѣговъ окружаетъ эти семейныя владѣнія; которыя стерегутся огромными дикими собаками, готовыми растерзать чужаго человѣка, входящаго за эту изгородь безъ сопровожденія кого либо изъ домашнихъ.
   Снаружи издали мусульманскія селенія кажутся красивѣе болгарскихъ, но во внутренности дворовъ даже и крестьянъ-болгаръ преобладаетъ вліяніе старо-славянскаго семейнаго быта. Оно придаетъ всему дѣятельный, обезпеченный и цвѣтущій видъ. Въ противоположность мусульманскимъ дворамъ, во внутренности которыхъ господствуетъ могильная тишина и неподвижность, дворы болгаръ оживлены шумомъ и движеніемъ. Въ нихъ кипитъ жизнь и дѣятельность, раздаются смѣхъ и веселые крики дѣтей, играющихъ на нивѣ на глазахъ работающихъ родителей.
   Чувство любви къ семейной жизни у болгаръ вкоренилось также глубоко, какъ и у другихъ славянскихъ народовъ. Тяготѣвшее надъ ними турецкое иго при исключеніи ихъ изъ государственной жизни, ограничило ихъ кругъ дѣятельности домашнимъ очагомъ и укрѣпило въ нихъ чувство отцовской, сыновней и братской любви, отличающей вообще, какъ только что мы сказали, славянина. Они очень трудолюбивы, и занятія, и трудъ ихъ очень разнообразны, онъ даетъ себя чувствовать на каждомъ шагу.
   Болгары, живущіе въ высокихъ долинахъ и въ Балканскихъ горахъ, занимаются скотоводствомъ и промышленностью; жители же низкихъ долинъ занимаются исключительно земледѣліемъ. Двѣ трети обработанной земли засѣваются маисомъ, составляющимъ главное продовольствіе болгаръ; остальная же треть засѣвается пшеницей, рожью, рисомъ, табакомъ, хлопчато-бумажникомъ и виноградниками. Изъ овощей болгары предпочитаютъ бобы, лукъ и чеснокъ, и производятъ ихъ въ огромномъ количествѣ. Особенно чеснокъ, съ своими длинными, зелеными листьями, поставляетъ ихъ любимое кушанье; лукъ же у нихъ играетъ туже роль, которую у насъ картофель, совсѣмъ почти неизвѣстный въ Болгаріи. Пшеница изъ Эски-Загри славится и почти вся вывозится заграницу. Обмолачиваніе у нихъ зеренъ производится посредствомъ быковъ и лошадей, которые ходятъ по настланнымъ, колосьямъ, таская за собою бревно и описывая имъ кругъ. Это бревно, снабженное снизу острыми изъ кремня зубцами, имѣющими назначеніе рѣзать солому одновременно съ вымолотомъ зёренъ. Помолъ производится также не менѣе первобытнымъ способомъ, хотя въ послѣднее время и болгары стали устраивать искусственныя мельницы, производящія превосходную муку. Вообще болгары очень способны къ механическому искусству и они устраиваютъ у себя безъ всякихъ машинъ такіе искусные водопроводы, что даже западные европейцы при видѣ этихъ водопроводовъ приходятъ въ изумленіе; при водопроводахъ они умѣютъ пользоваться самыми незначительными ручьями.
   Въ Болгаріи разводится очень много табаку. Шелководство при содѣйствіи правительства давно бы было въ Болгаріи въ самомъ цвѣтущемъ состояніи; такъ какъ болгарскіе коконы, улучшенные персидскими и мало-азіатскими покупаются итальянскими торговцами по весьма высокой цѣнѣ. Сарачинское пшено, перешедшее въ Болгарію изъ Египта, доходитъ теперь до полутора милліоновъ окъ, а око равняется двумъ съ половиною фунтамъ. Воздѣлываніе рѣпныхъ сѣмянъ приходитъ теперь въ Болгаріи въ цвѣтущее состояніе. Воздѣлываніе краснаго крапа, льна и хлопка, какъ продуктовъ, имѣющихъ огромное значеніе въ промышленности, будетъ въ скоромъ времени выдающеюся производительностью въ хозяйствѣ болгаръ. Во многихъ мѣстахъ, лежащихъ на южномъ склонѣ Балкана, болгары занимаются производствомъ розоваго масла, составляющимъ весьма выгодную отрасль промышленности. Масло это добывается, какъ мы уже и замѣтили выше, въ великолѣпныхъ долинахъ, усѣянныхъ розами, благоуханная жидкость которыхъ собирается въ маленькіе извѣстные по всей Европѣ пузырьки и продается повсюду по высокой цѣнѣ. Сборъ волошскихъ орѣховъ составляетъ также богатый источникъ доходовъ. Ихъ продается ежегодно приблизительно на три милліона піастровъ. Волошско-орѣховыя деревья въ Болгаріи достигаютъ такой вышины и красоты, которыхъ они не всегда достигаютъ даже и въ Малой Азіи. Стволы ихъ продаются по высокой цѣнѣ французскимъ красно-деревцамъ. Орѣховыя, а также шелковичныя и фруктовыя плантаціи разсѣяны въ Болгаріи по всей странѣ. Съ особенною же заботливостью болгары ухаживаютъ за сливными деревьями, которыя доставляютъ имъ ихъ любимый напитокъ -- (водка). Фабрикація рака и спирта, въ составъ котораго входятъ и дикія яблоки, производится болгарами очень дѣятельно.
   Помимо земледѣлія, Болгарія славится также и скотоводствомъ, которое; составляетъ одну изъ главныхъ отраслей промышленности. Во внутренности страны путешественникъ встрѣчаетъ очень часто огромныя стада рогатаго, крупнаго и мелкаго скота. Болгарія весьма богата лошадьми, буйволами, быками, овцами, козами и всякаго рода птицей. Рогатый скотъ и лошади маленькой породы. Для перевозки тяжестей и для работы употребляются преимущественно буйволы, которые чрезвычайно смирны, легки и втрое сильнѣе быковъ. Ихъ медленность и крайнее упрямство при сильной жарѣ составляютъ, однако, важныя неудобства ихъ употребленія въ дѣло. Въ сухихъ мѣстностяхъ они требуютъ особенныхъ попеченій и ухода. Лѣтомъ, когда жарко, необходимо проводить для нихъ воду въ особыя обширныя ямы, нарочно вырытыя, въ которыхъ ихъ обмываютъ нѣсколько разъ въ день и гдѣ они иной разъ лежатъ по цѣлымъ часамъ; зимой же ихъ нужно покрывать попонами, для предохраненія отъ стужи и. кормить непремѣнно дубовыми листьями, которые снимаются обыкновенно для этой цѣли осенью и, связанные въ пучки, сохраняются между вѣтвями. Буйволы откармливаются однако легко, но мясо ихъ твердо, коровы же буйволовыя даютъ молока мало, но за то оно очень густое. Въ Болгаріи, какъ и вездѣ, разведеніе козъ чрезвычайно вредитъ лѣсамъ, но тѣмъ не менѣе козоводство тамъ очень распространено.
   Съ своими стадами козъ, въ сопровожденіи огромныхъ собакъ, съ запасомъ разной посуды для приготовленія сыра, пастухи отправляются весной на нагорныя тучныя пастбища. Густолиственныя деревья или шалаши изъ листьевъ служатъ имъ кровлей; молоко, сыръ и немного хлѣба составляютъ ихъ пищу. Лишь позднею осенью возвращаются- они въ свои долины. Пригоняя благополучно свои стада домой, они громко играютъ на своихъ дудкахъ, звуки которыхъ пріятно оглашаютъ тишину балканскихъ лѣсовъ.
   Кромѣ всѣхъ такого рода богатствъ, и промышленность болгаръ достигла бы цвѣтущаго состоянія, что мы и видѣли въ тѣхъ мѣстахъ Балканъ, куда никогда не заглядывали турки, и гдѣ она развивалась самостоятельно. Но болѣе всего способности болгаръ обнаруживаются въ техническихъ и ремесленныхъ искусствахъ. Болгары отличаются не только художественнымъ вкусомъ относительно формы и подбора цвѣтовъ и не только искусностью рукъ и трудолюбіемъ, но и замѣчательнымъ талантомъ въ строительномъ искусствѣ, который проявляется въ постройкѣ домовъ, церквей, мостовъ и въ устройствѣ водоподъемныхъ механизмовъ!. Наилучшій изъ болгарскихъ мостовъ -- Янтрскій, близъ Бѣлы, построенъ двумя первобытными болгарскими архитекторами. Церкви, мечети и синагоги въ большихъ городахъ, съ ихъ красивыми куполами, минаретами и т. д. суть также произведеніе болгарскихъ строителей, не имѣющихъ никакого образованія и едва умѣющихъ держать карандашъ въ рукахъ. Ихъ искусство въ постройкѣ разныхъ сельско-хозяйственныхъ снарядовъ приводитъ знатоковъ дѣла въ удивленіе. Есть, напримѣръ, у нихъ замѣчательный аппаратъ для орошенія полей. Конструкція его или устройство показываютъ несомнѣнно высшія природныя дарованія его изобрѣтателей. Съ помощью этого аппарата вода изъ рѣки посредствомъ колесъ, приводимыхъ въ движеніе воротомъ, вращаемымъ рогатымъ скотомъ, поднимается на высокорасположенную терассу черезъ проведенныя изъ рѣки жолоба и канавы. Отдѣлка ворота и колесъ, покрытыхъ, для предохраненія отъ гніенія, черною масляною краской, можетъ назваться въ техническомъ отношеніи образцовою, если принять въ соображеніе, что эти сельскіе техники производятъ свои замысловатыя работы посредствомъ самыхъ первобытныхъ инструментовъ.
   Болгары отличаются также замѣчательною искусностію во многихъ отрасляхъ ремесленной промышленности, какъ напримѣръ -- въ фабрикаціи ковровъ, кисеи, желѣзныхъ и серебрянныхъ вещей, въ рѣзьбѣ изъ дерева, и т. п. И трудно сказать, кто у болгаръ болѣе трудится и болѣе работаетъ: мужчины или женщины. Женщины помогаютъ мужчинамъ даже въ постройкѣ домовъ, особенно, такъ называемыхъ колибъ, то есть домовъ, устраиваемыхъ изъ плетней и кольевъ; замазываніе же въ домахъ щелей глиной, а также и окраска, или бѣленье хатъ -- это исключительно женская работа. И на сколько болгаръ воспѣваетъ въ пѣснѣ любимую имъ дѣвушку, на столько же незавидную роль предоставляетъ онъ ей въ домѣ, когда она становится его женой. Она завалена работой и не имѣетъ ни одной свободной минуты. Если не въ полѣ, то она занята дома хозяйственными дѣлами, отрываясь отъ которыхъ на минуту, она кормитъ грудью маленькихъ дѣтей, а кормитъ она ихъ лѣтъ до пяти, а, когда не кормитъ, то снаряжаетъ на работы старшихъ; если же и въ этомъ управилась, то моетъ и чиститъ у колодца домашнюю утварь, или бѣлье, и т. д.; или же краситъ и бѣлитъ свои ткани, или же приготовляетъ для семьи обѣдъ, а не то сидитъ за прялкой или шитьемъ, а не то: бѣжитъ заглянуть на загонъ, гдѣ пасется домашній скотъ; на ней же лежитъ обязанность и ухода за садомъ, который есть при каждомъ домѣ. Полное равенство у болгаръ существуетъ не только между мужемъ и женой, но и во всей семьѣ, и только такіе обычаи, какъ цѣловать руку у мужа, или вставать съ мѣста при входѣ мужа въ комнату, ставятъ жену какъ бы въ подчиненное положеніе; но это только обычаи, явившіеся опять таки слѣдствіемъ турецкаго ига, гдѣ болгаръ учили цѣловать руку наказующаго; по существу же самая глубокая привязанность и равноправность скрѣпляютъ семейную связь болгаръ.
   Чувство любви у болгаръ къ семейной жизни вкоренилось весьма глубоко, и это выражается у нихъ во многомъ: такъ, на безплодіе жены они смотрятъ, какъ на несчастье, а новорожденный встрѣчается родными какъ счастливое приращеніе; и благополучному приращенію семейства бываютъ всегда всѣ рады, и со всѣхъ сторонъ приносятся поздравленія какъ роженицѣ, такъ и ребенку.
   Сближеніе парней съ дѣвушками на столько совершается скромно и тихо, что рѣдко когда, кто и замѣтитъ это сближеніе. Въ большинствѣ случаевъ оно совершается у домашняго очага, когда въ зимніе длинные вечера собираются, также какъ и у насъ въ Малороссіи, на вечерницы, а въ Россіи на посидѣлки, для общей работы за прялкой, за которой дѣвушки напѣваютъ любимыя пѣсни, а парни, являющіеся на эти вечеринки, шутятъ, разсказываютъ разную быль и небылицу, расходясь по домамъ съ этихъ вечеринокъ поздно ночью, а иногда и за полночь.
   Выборъ невѣсты у болгаръ никогда не-предоставляется личному усмотрѣнію молодого человѣка; напротивъ, это считается скорѣе дѣломъ общесемейнымъ и особенно въ деревняхъ, гдѣ родители имѣютъ большое вліяніе на выборъ дѣвушки. Физическая сила и трудолюбіе считаются главными качествами, будь дѣвушка даже и не красива. Обыкновенно дѣвушки выходятъ замужъ въ возрастѣ отъ 16 до 20 лѣтъ, а парни женятся отъ 20 до 25 лѣтъ. Переговоры съ родителями дѣвушки ведутся черезъ посредство довѣреннаго лица невѣсты. Приданое, также какъ и сумма, за которую женихъ долженъ выкупить дѣвушку, обозначаются подробно, и тогда только сваты дѣлаютъ дѣвушкѣ отъ имени жениха формальное: предложеніе, передаютъ ей отъ него кольцо, и принимаютъ такое же отъ нея. Затѣмъ женихъ и невѣста посылаютъ букеты знакомымъ дѣвушкамъ, которыя носятъ ихъ въ продолженіи нѣсколькихъ дней въ видѣ головныхъ уборовъ. Послѣ такого обрученія, которое иногда происходитъ и съ благословеніемъ священника, и послѣ разсылки букетовъ, начинаются свадебные пиры, не обходящіеся, конечно, безъ музыки и танцевъ. Въ этотъ же день обрученія выставляются обыкновенно на показъ всѣ подарки жениха, изъ которыхъ болѣе другихъ интересуетъ всѣхъ ожерелье изъ золотыхъ и серебряныхъ монетъ, а затѣмъ и прочія драгоцѣнныя вещи, какъ-то: браслеты, серьги, особенно поясъ, головные уборы и проч.; и, если всѣ эти вещи понравятся отцу невѣсты, то молодые люди могутъ считать себя обрученными. На другой день послѣ обрученія невѣста надѣваетъ на себя всѣ подарки и прогуливается по деревнѣ, какъ бы показывая все приданое всему народу.
   Свадебныя пѣсни и танцы все тѣже, что и всегда, и пѣсни болгарскія отличаются большею частью веселымъ характеромъ и задушевностью. Въ нихъ воспѣваются прелести пастушеской жизни, горести и радости любви и жизнь въ лѣсу и въ полѣ съ любимой дѣвушкой. Любимый же національный танецъ, это горо, который вы увидите, какъ на свадьбахъ, и на праздничныхъ весельяхъ, такъ равно и въ обыденный день, гдѣ нибудь между виноградными лозами или фруктовыми деревьями въ прохладной тѣни, или же въ рощѣ на зеленой лужайкѣ, возлѣ шумящаго ручья. Тамъ, молодые дѣвушки и парни, взявшись за руки, образуютъ вьющуюся цѣпь, подобно пестрой лентѣ. Они дѣлаютъ два шага впередъ и шагъ назадъ, но темпъ или тактъ ускоряется все болѣе и болѣе, оба крыла начинаютъ сближаться и образуютъ наконецъ кругъ, который опять разрывается, но съ тѣмъ, чтобы тутъ же опять сомкнуться. Прелесть этого танца заключается въ красивомъ измѣненіи фигуръ, которыя выдѣлываетъ эта цѣпь, и въ эластичной подвижности, съ которой она слѣдитъ за темпомъ музыки. Кромѣ этого танца у болгаръ есть еще и соло-танецъ, нѣчто въ родѣ полонеза, исполняемый одною танцовщицей, какъ и въ нашемъ народѣ -- русская, гдѣ также танцуетъ или одна дѣвушка, или одинъ парень; и есть у болгаръ смѣшной танецъ, такъ называемый медвѣжій. Онъ заключается въ Томъ, что какой либо веселый парень облекается въ шкуру медвѣдя и подражаетъ въ движеніяхъ и голосѣ этому звѣрю, между тѣмъ какъ прочіе танцоры окружаютъ его съ крикомъ и дразнятъ его.
   Послѣ обрученія свадьба у болгаръ рѣдко бываетъ черезъ нѣсколько мѣсяцевъ, большею частью она откладывается на нѣсколько лѣтъ.
   Когда же назначается день бракосочетанія, который обыкновенно назначается въ одно изъ воскресеній поздней осени, тогда молодыя дѣвицы устраиваютъ танцы передъ домомъ невѣсты, а молодые парни -- передъ домомъ жениха. Когда же совершается церковный обрядъ, то при немъ особенное вниманіе обращаетъ на себя торжественное шествіе, во главѣ котораго идутъ сваты, родные, и, какъ гости такъ и родные мужскаго пола идутъ въ этомъ шествіи съ палками, украшенными цвѣтами и плодами. На порогѣ дома молодыхъ встрѣчаетъ теща и посыпаетъ ихъ плодовыми зернами. Первый выходъ новобрачной, послѣ заточенія со дня свадьбы въ отдѣльномъ домѣ новобрачныхъ, бываетъ всегда выходъ невѣсты къ колодцу. Ее туда ведутъ торжественно пожилыя женщины, и, обведя, ее три раза вокругъ колодца, они черпаютъ изъ колодца два ведра воды, которыми и обливаютъ новобрачную. Послѣ этого обливанія, новобрачная отправляется въ гости къ родителямъ и родственникамъ,-- чѣмъ и заканчивается весь брачный обрядъ.
   Супружеская вѣрность у болгаръ также безупречна, какъ и нравственность ихъ дѣвушекъ. Вдовушки у нихъ рѣдко когда выходятъ замужъ. Со смертью мужа жена обыкновенно предается такому отчаянью, какъ будто вмѣстѣ съ нимъ хоронитъ всѣ надежды, всѣ радости жизни и всѣ матеріальныя свои средства. Она голоситъ: "Охъ, Миланъ! "
  
   Кто-то будетъ для насъ землю пахать?
             Боже! Боже мой!
   Кто-то будетъ хлѣбъ возить въ городъ?
             Боже! Боже мой!
   Кто-то будетъ теперь намъ дрова рубить въ лѣсу?
             Боже! Боже мой!
   Кто-то о насъ позаботится, какъ ты заботился?
             Боже! Боже мой! и т. д.
  
   Похороны у болгаръ совершаются очень просто, безъ всякой торжественности, а покойника тотчасъ же послѣ кончины выносятъ въ церковь, гдѣ читаютъ надъ нимъ молитвы, а затѣмъ предаютъ его тѣло землѣ. Чаще же случается, что безъ всякаго духовнаго напутствованія везутъ въ телѣгѣ, или въ арбѣ на скромное кладбище и зарываютъ въ неглубокую могилу, которая дѣлается фута въ два. Каждый присутствующій бросаетъ въ могилу, какъ это принято и у насъ въ Россіи, горсть земли, и затѣмъ, чтобы помянуть покойника, всѣ ѣдятъ кутью. Поминки на дому совершаются очень скромно и безъ особенныхъ угощеній; приглашенные довольствуются нѣсколькими стаканами раки, чтобы помянуть душу усопшаго. На другой день послѣ похоронъ женщины ходятъ на могилу и поливаютъ ее виномъ и водою; при чемъ ставятъ также на могилу глиняную лампу съ деревяннымъ сосудомъ и заботятся о томъ, чтобы лампа горѣла неугасимо въ теченіе трехъ лѣтъ. Родные посѣщаютъ могилу въ разные дни до сорокового включительно и всегда ставятъ на могилу кушанья и напитки, что называется у нихъ "задушницей". Эти поминки -- задушницы справляются три раза въ годъ и покойникъ поминается кутьею, вкушая которую всѣ приговариваютъ: "Да проститъ тебѣ Богъ твои согрѣшенія!"
   Но не такъ удивительно это кормленіе покойниковъ, въ голодъ которыхъ вѣруютъ многіе народы, также заботящіеся о томъ, чтобы кормить и поить своихъ покойниковъ на ихъ могилахъ, какъ то, что болгары по прошествіи трехъ лѣтъ еще и обновляютъ своихъ покойниковъ. Они выкапываютъ ихъ бренные останки изъ могилъ, моютъ ихъ и, зашивая въ холстинный мѣшокъ, приносятъ въ церковь къ епископскому сѣдалищу, а послѣ благословенія священникомъ, снова предаютъ погребенію. Послѣ такого вторичнаго погребенія посѣщаютъ могилу только уже самые близкіе родственники.
   По этому одному можно судить,-- сколько суевѣрій, предразсудковъ, а также и разныхъ обрядовъ, обычаевъ и вѣрованій осталось у болгаръ и отъ язычества, и отъ магометанства, а въ свою очередь и отъ всѣхъ народовъ, населявшихъ Болгарію и временно сожительствовавшихъ съ ними.
   Повѣрье о вампирѣ въ Болгаріи распространено повсемѣстно. Но это повѣрье ясно произошло въ Болгаріи отъ того, что, вслѣдствіе быстраго погребенія, слѣдующаго почти непосредственно за прекращеніемъ дыханія человѣка, часто зарывались и зарываются люди, находящіеся въ летаргическомъ снѣ (замираніе), а такъ какъ могилы вырываются у болгаръ весьма не глубокія и покойники опускаются въ нихъ не въ гробахъ, то мнимо-умершіе (кажущіеся мертвыми), пробуждаясь отъ летаргіи, могли легко выходить изъ нихъ и являться домой, гдѣ ихъ появленіе заставляло предполагать домашнихъ, что они обратились въ вампировъ. По повѣрьямъ болгаръ вампиры летаютъ въ видѣ тѣни по полямъ и лугамъ, оставляя только за собою слѣды крови; но, выдержавъ сорокъ дней, вампиръ воплощается опять въ человѣка и можетъ даже на чужой сторонѣ, гдѣ его не знаютъ, жениться. Тогда онъ только по ночамъ уходитъ изъ дому, чтобы работать,-- мести улицы и пожирать дохлыхъ быковъ и буйволовъ, а также высасывать кровь изъ заболѣвшихъ коровъ. Оборотней -- вампировъ болгары изводятъ или ядомъ, или же, разрывая ихъ могилы, вбиваютъ имъ въ грудь гвоздь или колъ, а не то и пристрѣливаютъ ихъ насквозь пулями.
   Такого же рода повѣрье существуетъ у болгаръ и относительно старухъ, которыя умирая, превращаются будто бы въ вѣдьмъ и въ видѣ красноватыхъ бабочекъ высасываютъ кровь изъ маленькихъ дѣтей. Относительно же колодезныхъ фей, которыя занимаютъ весьма видное мѣсто въ повѣрьяхъ всѣхъ народовъ, болгары вѣрятъ, что колодезная фея является то въ видѣ бѣлой кошки, то въ видѣ бѣлой козы, или бѣлаго коня и т. д., и если кого оцарапаетъ она, или къ кому прикоснется, то тотъ человѣкъ умретъ; молодымъ же мужчинамъ она является въ видѣ бѣлой женщины удивительной красоты, и горе тому, кто ей понравится!-- ея поцѣлуй смертеленъ.
   У болгаръ, конечно, также, какъ и у другихъ народовъ, населены и лѣса, и рѣки, и горы, и вообще вся природа и добрыми, и злыми духами. Въ лѣсахъ обитаютъ нимфы и заколдованныя животныя, бродятъ оборотни, медвѣди, въ которыхъ по понятіямъ болгаръ, обратились собственно турки.
   Разныя болѣзни, какъ ревматизмъ, подагру, болгары также приписываютъ вліянію духовъ и для предохраненія себя отъ этихъ болѣзней запасаются амулетами, которые добываются обыкновенно у священниковъ или бабокъ.
   Конечно, и у болгаръ, также какъ и у прочихъ народовъ, есть и еще множество всякаго рода "вѣрованій въ клады и есть также у нихъ знахари, знахарки, ворожеи, заклинаніе, гаданіе и т. д., и т. п.
   Постовъ же и праздниковъ у нихъ не меньше, чѣмъ и у русскихъ; и посты они очень строго соблюдаютъ, а праздники сопровождаются у нихъ тѣми же въ большинствѣ случаевъ обрядами, что у насъ и у малороссіянъ.
   Кто, напримѣръ, не усмотритъ во всемъ нижеслѣдующемъ того же, что мы видимъ и у насъ въ Россіи, и въ Малороссіи.
   Въ день Новаго года всѣ обмѣниваются между собою пожеланіями и взаимными призваніями благословленія, восклицая при этомъ: "Jurvokam!", т. е. "Желаю счастья!"
   Въ теченіе дня всѣ дѣлаютъ другъ другу визиты, а молодой парень достаетъ съ крыши вѣтку, сыплетъ по дому ячмень и говоритъ: "здѣсь радость и Св. Василій"; а затѣмъ онъ подходитъ къ божницѣ, ударяетъ вѣткою три раза по иконѣ и тутъ же ударяетъ всѣхъ присутствующихъ; а наканунѣ Новаго года устраивается у болгаръ особаго рода пиръ,-- приготовляется особый, такъ называемый, царскій пирогъ, который по кусочкамъ раздается бѣднымъ. На столѣ же долженъ быть непремѣнно студенъ изъ свиной головы или жареный окорокъ того же животнаго. Прежде чѣмъ сѣсть за столъ хозяинъ дома обходитъ вокругъ него съ кадиломъ и окуриваетъ.
   5 Января, въ день, называемый "Поповой колядой", священникъ ходитъ изъ двора во дворъ, благословляетъ и кропитъ Св. водой всѣ покои. Отъ рамой рѣки Савы и до Чернаго моря, однимъ словомъ, куда только доносятся звуки-славянскаго языка, коляда, вплоть до самаго Рождества Спасителя, занимаетъ самое видное мѣсто въ ряду другихъ обычаевъ, и вездѣ поются въ честь ея пѣсни съ припѣвомъ: "ай, коляда! ай, коляда!" Въ коляду (рождественскій сочельникъ) мальчики съ небольшими посохами въ рукахъ, ходятъ по болгарскимъ деревнямъ и, подходя къ каждому дому, ударяютъ посохомъ о землю, произнося громко: "Маленькій Богъ родился!" За это ихъ угощаютъ рождественскими пирогами -- караваями. Въ сочельникъ ѣдятъ обыкновенно постное.; въ муку, изъ которой пекутъ хлѣбъ и пироги, втыкаютъ зажженную лучину и оставляютъ ее до тѣхъ поръ, пока она не потухнетъ. Затѣмъ эту лучину сохраняютъ и зажигаютъ въ слѣдующемъ году только въ такомъ случаѣ, если кто нибудь изъ членовъ семьи осрамитъ себя дурнымъ поступкомъ. Въ большіе рождественскіе пироги запекаютъ также и монеты. Когда пирогъ готовъ, то онъ ставится на накрытый столъ, и къ его верхней коркѣ прилѣпляютъ зажженную восковую свѣчу, а подъ столомъ въ тоже время ставятъ блюда съ соломой и орѣхами. Затѣмъ хозяинъ съ кадиломъ въ рукахъ обходитъ весь домъ и дворъ и кадитъ во всѣхъ комнатахъ, конюшняхъ и сараяхъ, послѣ чего вѣшаетъ кадило на божницу и приступаетъ съ молитвою къ разрѣзыванію пирога, первый кусокъ котораго назначается Богородицѣ, а остальные членамъ семейства и разнымъ хозяйственнымъ принадлежностямъ и постройкамъ, какъ-то: дому, мельницѣ, полю, винограднику, лѣсу и т. д. Тотъ членъ семейства, въ кускѣ котораго окажется запеченая монета, будетъ самымъ счастливымъ въ новомъ году и обязывается оказывать помощь роднымъ въ случаѣ ихъ несчастія. Всѣ остатки отъ ужина ставятъ предъ иконой Божіей Матери, говоря при этомъ: "пусть Св. Марія также поужинаетъ", и оставляютъ ихъ передъ образомъ на всю ночь. Утромъ слѣдующаго дня берутъ солому, которую въ сочельникъ вечеромъ клали подъ столъ, и окутываютъ ею деревья, чтобы они приносили больше плодовъ, орѣхи-же сохраняютъ какъ лекарство отъ накожныхъ болѣзней, которыя будто-бы быстро исчезаютъ- при натираніи ими кожи, но подъ однимъ условіемъ, чтобы орѣхи немедленно послѣ употребленія выбрасывались на крышу дома и уносили такимъ образомъ съ собою болѣзнь. Во время рождественскихъ праздниковъ всѣ обмѣниваются визитами.
   Въ день Крещенія или Богоявленія болгарки обыкновенно растираютъ груди своимъ дѣтямъ комомъ снѣга, что по народному повѣрью укрѣпляетъ ихъ здоровье. Ради-же укрѣпленія здоровья и взрослые обливаются водою. А на слѣдующій, такъ называемый, Бабинъ день празднуется въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Болгаріи своего рода вакханаліи. Женщины обходятъ все мѣстечко, танцуя, кривлясь и оглашая всю окрестность веселыми пѣснями и смѣхомъ. Это тѣмъ болѣе бросается въ глаза, такъ какъ танцовать для замужнихъ женщинъ считается предосудительнымъ. Этотъ Бабинъ день ознаменовывается также повсюду страшнымъ пьянствомъ.
   Въ первый вечеръ сырнаго заговѣнія, или масляницы, молодые парни берутъ жерди, навязываютъ на нихъ огромные пуки соломы и, выходя съ ними за деревню, зажигаютъ ихъ и махаютъ этими пылающими факелами, описывая круги, пока они не потухнутъ, разсыпаясь дождемъ искръ/-Это называется огнемъ для заклинанія духовъ. Въ слѣдующій затѣмъ понедѣльникъ всѣ маскируются, и начинается празднество карнавала, то есть Масляницы.
   Съ чистаго понедѣльника начинается строгій постъ. Въ этотъ день вся посуда во всѣхъ " домахъ чистится и моется, всѣ воздерживаются отъ самой необходимой пищи, не готовится никакой ѣды, такъ какъ по общему повѣрью послѣдствіемъ невоздержанности въ этотъ день будетъ засуха и поврежденіе жатвы какою-нибудь стихійною случайностью.
   Въ воскресенье на второй недѣлѣ великаго поста справляется задушница, о которой мы говорили уже выше. Праздникъ Благовѣщенія чрезвычайно чтится болгарами. По ихъ мнѣнію, въ этотъ день вся природа предается полному покою, птица не вьетъ гнѣзда, пчела не вылетаетъ изъ улья; только змѣи выползаютъ изъ своихъ трущобъ и празднуютъ свой шабашъ, а потому на южныхъ склонахъ Средняго Балкана, еще до солнечнаго восхода, женщины отправляются на свои дворы съ мѣдными тазами, и, ударяя по нимъ деревянными ложками, поютъ: "О, убѣгайте змѣи, убѣгайте ящерицы"!..
   Семинедѣльный постъ, предшествующій Пасхѣ, соблюдается самымъ строгимъ образомъ. Только въ день Благовѣщенія разрѣшается ѣсть рыбу. Есть еще и другой постъ, соблюдаемый не менѣе строго, какъ Великій, это Петровскій, продолжающійся четыре недѣли.
   Въ оба эти поста питаются исключительно пищею, приготовляемою изъ овощей съ постнымъ масломъ. Такимъ образомъ, если причислить къ этимъ 22 недѣлямъ поста еще 30 пятницъ и столько же средъ, въ которыя болгары также постятся, то это составитъ въ году 214 постныхъ дней.
   Наканунѣ Лазаревой субботы по селамъ ходятъ цыганки, танцуя и распѣвая. Въ самую же субботу ходятъ маленькія дѣвочки въ праздничныхъ костюмахъ изъ дома въ домъ, и гдѣ есть невѣсты они поютъ веселыя пѣсни, а гдѣ живутъ пожилые люди поютъ пѣсни болѣе серьезныя; на проходящихъ же накидываютъ пестрые платки и поютъ: "О, приходи, приходи, Лазарь! яйцы раздавлены"!
   Въ Вербное воскресенье отправляются на могилы и тамъ справляютъ обѣды, которые ночью, по общему убѣжденію, съѣдаютъ выходящіе изъ могилъ покойники.
   Въ такъ называемый "Зеленый четвергъ" красятъ яйца красной краской, которою матери натираютъ щеки своимъ дѣтямъ, приговаривая:, "будьте такіе-же красные, какъ эти яйца, во весь годъ"!
   Въ Свѣтлое воскресенье всѣ отправляются въ церковь со свѣчами еще до разсвѣта, чтобы не пропустить момента, когда священникъ, выходя изъ царскихъ дверей, благословляетъ народъ и произноситъ: "примите Св. Духа"; послѣ чего всѣ спѣшатъ, всѣ толкаются, чтобы зажечь свои свѣчки отъ священнаго огня и отнести ихъ горящими домой, гдѣ свѣчи разставляютъ по всѣмъ угламъ для изгнанія изъ дома злыхъ духовъ. Вездѣ раздаются возгласы: "Христосъ воскресъ"! и "Воистину воскресъ"!
   День Св. Георгія чрезвычайно чтится болгарами; онъ празднуется принесеніемъ овецъ въ жертву и передъ этимъ днемъ не ѣдятъ никакого молодого скота. Въ этотъ-же день пьютъ парное молоко и майскій напитокъ, составляемый изъ вина съ абсентомъ. Если весной не выпадетъ дождей, то въ Болгаріи существуетъ весьма дикій обычай, заключающійся въ томъ, что устраивается процессія изъ голыхъ цыганокъ, которыя, окутавшись зелеными вѣтками, ходятъ по деревнѣ и, останавливаясь передъ каждымъ домомъ, поютъ псалмы богини дождя. Онѣ поютъ: "Ниспошли росу на землю! Ниспошли дождя, чтобы былъ богатый урожай пшеницы, маиса и проса! Ниспошли размноженіе пчелъ"! и т. д. Послѣ этого цыганокъ обливаютъ водой и дарятъ имъ разныя вещи.
   Отъ Вознесенія начинаютъ праздновать, черезъ каждые восемь дней, "самовильскіе праздники", или праздники въ честь волшебницъ, господствующихъ надъ полями, лѣсами, водами и лугами.
   Праздникъ солнечнаго поворота празднуется въ Болгаріи въ день рожденія Іоанна Крестителя, или въ такъ называемый Ивановъ день. Въ этотъ день, какъ и въ Малороссіи, дѣвушки забавляются разными играми и гаданьями, онѣ плетутъ вѣнки и бросаютъ ихъ, гадая о суженомъ, въ волны рѣки; при чемъ вѣнокъ, который опередитъ другіе, обязываетъ хозяйку его угощать подругъ пиромъ съ музыкой и танцами. Въ ноябрѣ начинаются волчьи праздники, и наконецъ 30 ноября, въ день Св. Андрея, приготовляется особая каша изъ всѣхъ родовъ зернового хлѣба со словами: "какъ они (зерна) разбухаютъ, такъ пускай и все растетъ въ будущемъ году"!-- и всѣ мужчины, работавшіе въ полѣ, берутъ каждый по полной ложкѣ этой каши и, кидая ее въ трубу, приговариваютъ: "пускай также высоко поднимаются стебли посѣва"!
   Какъ въ этихъ праздничныхъ обычаяхъ, повѣрьяхъ, суевѣрьяхъ, такъ даже и въ самой рѣчи, въ языкѣ болгаръ вы невольно чувствуете что-то близкое, родное русскому сердцу; и, если въ послѣднее время болгаръ стали называть у насъ братушками, въ силу ихъ трусости во время войны, то надо только вспомнить тотъ ужасный гнетъ, который они претерпѣвали много вѣковъ, и то тяжкое горе, которое они несли изъ вѣка въ вѣкъ, начиная отъ удаленія съ. береговъ Волги, а затѣмъ надо вспомнить также и ихъ долготерпѣніе, ихъ выносливость и преданность одной съ нами вѣрѣ, чтобы вполнѣ и сердечно назвать ихъ братьями. Отъ кого-бы они ни происходили,-- отъ финновъ, или отъ какого другого племени, но они теперь и по крови и по плоти наши родные братья.
   Живя, въ Болгаріи, каждый русскій будетъ это чувствовать во всемъ; и только высокіе Балканы напомнятъ ему, что онъ въ чужой странѣ, а не среди своихъ необъятныхъ родныхъ полей.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru