Михаил Борисович Чистяков, инспектор Николаевского Института, принадлежит к числу старейших, опытных и наиболее уважаемых русских педагогов. Помещая его портрет, мы не сомневаемся, что доставляем этим удовольствие громадному числу бывших воспитанников и воспитанниц разных учебных заведений, в которых проходила педагогическая деятельность Михаила Борисовича в течение слишком 40 лет; и вообще имя его известно целой массе лиц нескольких поколений, из образованных классов русского общества, по учебным и детским книгам, "Журналу для детей", считающимся и поныне лучшими произведениями русской воспитательной литературы.
Вот краткий биографический очерк г. Чистякова. Родился он в 1809 г. в Калуге; воспитывался, до поступления в Московский Университет, в Москве, Рязани и Новгороде. В университете был одновременно с Белинским и Герценом, как это видно из статей А.Н. Пыпина в Вестнике Европы; профессорами того времени были -- считавшиеся цветом Московского Университета: Мерзляков, Каченовский, Надеждин, Павлов, проф. физики.
Литературные труды Михаила Борисовича начинаются с 1832 г., когда он, будучи еще студентом, перевел "Начертание Теории Изящных Искусств" Бахмана. Первыми подписчиками на это издание были И.И. Дмитриев и Языков. Бывший тогда попечителем университета Голохвастов предполагал отправить г. Чистякова за границу, для приготовления на университетскую кафедру; но так как он был казеннокоштным студентом, то и получил назначение, одинаковое с другими своими казеннокоштными товарищами, именно учителем: сначала русского языка в Полоцке; затем был учителем истории и статистики в Витебске; учителем русского языка в Вильне; потом в Могилеве; опять в Витебске; наконец, переехал в Петербург, где и занимал учительские должности: в 1-й и 3-й гимназиях, в Павловском корпусе, в Патриотическом Институте, в Смольном, в Дворянском полку, и инспектором в Павловском Институте. Поступив затем в 1852 г. инспектором в Николаевский Институт, Михаил Борисович и поныне продолжает здесь свою педагогическую службу.
Он не принадлежит к числу новейших педагогов, но его взглядами, например, относительно значения Фребелевских игр, которые он признает подлежащими разумному выбору, согласно с возрастом и характером ребенка (Курс педагогики. СПб. 1875 г.), могут с пользою руководствоваться приверженцы Фребелевской системы воспитания.
Свой "Журнал для детей" Михаил Борисович издавал в течение 15 лет; отдельные его статьи из этого журнала повторяются изданием; в последний раз они изданы были Я.А. Исаковым года два назад, в 5 томах, заключающих преимущественно географические и этнографические очерки всех частей света. Из литературных его статей в журнале многие остались в памяти с детства у всех, кто их читал тогда, это именно: Святослав Князь Липецкий, Дедушка-Гусенок, Простое воспитание; разборы сочинений: Державина, Жуковского, Лермонтова, Майкова, Кольцова, Тургенева. Из рассказов г. Чистякова наилучшие: "Человек малым довольный", "Неспособный человек", "Моя няня", "Двое слуг". Из переводов г. Чистякова следует указать: "Косово Поле" -- с сербского, и с чешского: Забой, Славой, Людек -- народные поэмы.
Как журнальный деятель, г. Чистяков начал свои труды в литературных прибавлениях к русскому "Инвалиду", изд. А.А. Краевским, в "Северной Пчеле"; потом в "Отечественных Записках" -- как рецензент и обозреватель иностранной литературы.
Учебные сочинения г. Чистякова, которыми руководствовались многие поколения воспитанников гимназий, суть: "Очерк теории изящной словесности" и "Курс теории словесности".
Последнее по времени выпуска сочинение Михаила Борисовича "Курс педагогики", вышедшее в наступившем 1875 г., отличается той же необыкновенной простотой и ясностью изложения, которые составляли всегда выдающееся достоинство всех его литературных произведений. Курс этот приспособлен к женскому образованию, и можно смело сказать, что он надолго послужит руководством при воспитании наших девиц.
Вся эта почтенная и продолжительная деятельность Михаила Борисовича дает нам полное основание отнестись к его личности самым сочувственным образом и пожелать, чтобы труды его и принесенная им польза в педагогическом деле были в памяти у русского общества, которому он так долго и так усердно служит до сих пор.
("Пчела. Русская Иллюстрация". No 7 (16 февраля). С. 91 -- 92).