Зайцев Борис Константинович
Пастернак о себе

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Зайцев Б. К. Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии.
   М: Русская книга, 2000.
   

ПАСТЕРНАК О СЕБЕ

   "Русская мысль" начинает на днях печатать "Автобиографический очерк" Пастернака. Излишне говорить о блестящем таланте автора -- "Доктор Живаго" прошел по всему миру триумфально. Слава писателя заслужена долгой жизнью в искусстве, в воздухе независимости (в одной из несвободнейших стран мира!), заслужена упорством и духовной честностью поэта, до зрелых лет сохранившего удивительную живость духа, некую метафизическую "молодость". (Давно сказала о нем Анна Ахматова: "В Пастернаке навсегда останется юность" -- и угадала).
   В "Автобиографическом очерке" с простотой и скромностью говорит Пастернак о своих молодых годах. Есть как бы и пропуски, не все и не обо всем можно говорить в условиях его жизни. Но заметки эти дают воздух той "фактической" молодости, в коей он возрастал. Москва того времени, культурно-интеллигентский дом, отец художник-портретист, близкий к Толстому, его изобразитель и иллюстратор "Воскресения".
   Мать -- отличная музыкантша. С детства мальчик в высоком окружении -- отец близок с Толстым, в доме бывает цвет московского просвещенного круга, поэзия, живопись, музыка сами собой вливаются в душу. (Одно время Борис Леонидович собирался даже стать музыкантом. Но поэзия взяла верх.)
   Гуманитарно-христианский дух впитывался бессознательно. Где-то на горизонте и Владимир Соловьев, и Скрябин.
   Юные годы самого Пастернака прошли под знаком очень левых литературных устремлений. Отголоски этого сохранились и в "Докторе Живаго". Но с годами от имажинистско-футуристических увлечений он отказался, сам сейчас строго судит хаос юных своих писаний. "В годы основных и общих нам всем потрясений я успел, по несерьезности, очень много напутать и нагрешить. Как странно и непоправимо грустно, что не одну Россию, а весь "просвещенный мир" постиг этот распад форм и понятий в течение нескольких десятилетий".
   Суд его над собой чрезмерно строг. Никогда не был он "несерьезен", всегда, конечно, увлекался, а в молодости неукротимы были хаотические силы естества -- к зрелости улеглись, и вместо Маяковского и желтых кофт появилась "Рождественская Звезда" и "Гефсиманский сад" -- в стихах, а в прозе -- "Доктор Живаго", где в обновленных серебряным веком формах, далеких от литературного передвижничества, перекинулся новый и неожиданный мост к золотому веку нашей литературы, девятнадцатому.
   Мост этот -- в том духе человечности, каким проникнут роман. Человек -- образ Божий, и это важнее того, каких он мнений, левых или правых. Конечно, коммунисты, проклиная Пастернака всячески, не могут простить ему, что он выше пропагандных поделок. Но такая выпала уж ему доля -- быть одиноким, молчаливым борцом за свободного человека. И самому -- быть истинно человеком, т. е., зная свое высокое происхождение, сознавать и свои недочеты и промахи. С детства еще запал ему в душу облик Толстого, того Льва Толстого, который до старости не мог забыть прегрешений своей молодости.
   "Автобиографический очерк" приоткрывает дверь. За этой дверью -- первые жизненные шаги будущего первостепенного писателя.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Русская мысль. 1959. 8 дек. No 1457.
   С. 367. ...отец художник-портретист, близкий к Толстому... -- Леонид Осипович Пастернак (1862--1945) -- живописец, книжный график, иллюстрировавший произведения Л. Н. Толстого. Один из учредителей Союза русских художников. С. 1921 г. в эмиграции.
   С. 368. Одно время Борис Леонидович собирался даже стать музыкантом. В "Охранной грамоте" Пастернак вспоминает: "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех D ней -- Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращенью (из-за границы. -- Т. П.) я был учеником одного поныне здравствующего композитора (Р. М. Глиэра. -- Т. П.). Мне оставалось еще только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно, жизни вне музыки я себе не представлял" (Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. М., 1991. С. 154).
   "В годы основных и общих нам всем потрясений...". -- Цитата из письма Пастернака к дочери Зайцева Н. Б. Зайцевой-Соллогуб от 29 июля 1959 г. (опубл. в кн.: Ивинская О. В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком. Париж, 1978. С. 329).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru