Олигер Николай Фридрихович
Николай Олигер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ОЛИГЕР Николай Фридрихович [1882--] -- писатель. Р. в Омске, служил конторщиком, затем секретарем журн. "Сибирский вестник". Примкнув к революционному движению, перешел на нелегальное положение. В 1904 был арестован и около года провел в тюрьме. С 1906 целиком отдался лит-ой работе.
   Творчество О. относится к периоду между первой революцией и империалистической войной: в нем четко отразился путь мелкобуржуазного интеллигента, захваченного волной революционного движения перед 1905, но отошедшего от него в период реакции и буржуазно переродившегося. В центре произведений Олигера -- жизнь революционеров, но не столько сама борьба, сколько быт подпольщиков, тюрьмы, ссылки и т. п. Олигер протестует против царского строя и его репрессий ("Судный день", "Опасные люди", "Смертники"), в некоторых произведениях даже обличает империализм, но в своем протесте О. не выходит за пределы неустойчивой мелкобуржуазной революционности. Начиная с рассказа "Гость", в творчестве Олигера постоянно выступает коллизия между задачами революционной борьбы и правом на личное счастье. В его повестях многократно повторяется образ революционера интеллигента, индивидуалиста и эстета, одинокого среди товарищей, в глубине души утратившего интерес к революционной деятельности и веру в ее необходимость и в этом безразличии даже теряющего ощущение реальности окружающей жизни ("На аванпостах", "Холод", "Ангел смерти"). В повести "На аванпостах" внутренний кризис этого героя изображен особенно ярко. Психологический развал быв. революционера в упадочно-буржуазной обстановке литературно-артистической богемы эпохи реакции показан в повести "Скитания". В творчестве О. постепенно все больше усиливаются эротические мотивы, доходящие порой до прямой порнографии ("В часы отдыха"). Олигер все чаще обращается к изображению пошлости чиновно мещанской среды -- к излюбленной тематике мелкобуржуазной интеллигенции эпохи безвременья.
   Повествовательная манера О. большей частью реалистична, с элементами психологизма, но в ряде рассказов прием опускания имен и ряда фактических подробностей создает абстрактно-символический тон, напоминающий манеру Леонида Андреева ("Любовь", "Диктатор", "Рабочий"). Образы О. не отличаются яркостью. Наибольшей художественной правдивости и эмоциональной силы достигает он в некоторых повестях о тюрьме и смертной казни ("Тимка", "Смертники", "Один"), а среди произведений из жизни мещанина-обывателя удачнее всего рассказы о детях, где быт дается с точки зрения детского восприятия ("Бабушкина смерть", "Летний папа"). Крайне слаб и по существу реакционен утопический роман Олигера "Праздник весны". Представления автора о грядущем социалистическом строе ограничиваются картинами в духе эстетского индивидуализма, слащавой эротики.

Библиография:

   I. Рассказы: т. I, СПБ, 1907 (изд. 2-е, 1910); т. II, изд. "Московского кн-ва", М., 1908; т. III, изд. "Прометей", СПБ, 1910; Судный день, изд. "Новый мир", СПБ, 1908; Принцесса, Роман, СПБ, 1910; Праздник весны, Роман, изд. "Освобождение", СПБ, 1911; Собр. сочин., тт. I--V, VII, СПБ, 1911--1916.
   II. Колтоновская В. А., Художник-сибиряк, сб. "Новая жизнь", СПБ, 1910; Ганжулевич Т., Герои и образы Олигера, "Современная жизнь", 1914, книга V.

Л. Каган

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
   Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 282--283.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2821.htm
  

II.

   ОЛИГЕР, Николай Фридрихович [2(14).XII.1882, Омск, -- 27.XI.1919, Петроград] -- рус. писатель. Детство и юность провел в Сибири. Был исключен из гимназии за "противоправительственные тенденции", вступил в с.-д. партию, занимался подпольной работой. 1904--05 провел в тюрьме. С 1906 печатал в "Новом журнале для всех", "Русском богатстве", "Вестнике Европы" рассказы, очерки, повести. О. -- представитель народнич. лит-ры, уже затронутой веяниями модернизма. Наиболее значит. произв. О. посвящены революц. подполью, тюрьме и ссылке: высоко оцененная В. Г. Короленко повесть "Смертники", рассказы "Опасные люди", "Об одном студенте", "За штатом", "Тимка", "Один", "При казенной бумаге". В отд. рассказах О. проявилось незаурядное обличит. мастерство: "В часы отдыха", "Судный день", "По амнистии" и др. О. принадлежат также рассказы и повести: "В долине", "Земля" -- о событиях 1905 в деревне. Вместе с тем его повести о революционерах: "Белые лепестки", "Кожаный чемодан", "Принцесса", написанная в подражание "Коню бледному" В. Ропшина повесть "На аванпостах" -- слабы, надуманны, рассчитаны на обыват. интерес. В обстановке разочарования, наступившего после революции 1905, О. отдал дань модной "проблеме пола" ("Дачный уголок"), примитивному ницшеанству ("Скитания"), наивному утопизму ("Праздник весны"). К слабым сторонам его произв. относятся мелодраматизм ситуаций, натурализм деталей.
   Соч.: Рассказы, т. 1--4, СПБ -- М., 1907--10; Собр. соч., т. 1--5, СПБ, 1911--14; Собр. соч., т. 2, 7--10, 14, М., 1916--18.
   Лит.: Колтоновская Е., Художник-сибиряк, в ее кн.: Новая жизнь, СПБ, 1910; Летов Б. Д., Короленко-редактор, Л., 1961; История рус. лит-ры конца XIX -- нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. -- Л., 1963.

Л. Н. Чертков.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 423.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-4231.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru