(William-Wilkie Collins) -- современный английский романист, знаменитый своими сенсационными романами, в которых привидения, таинственные семейные предания, сложные судебные процессы, преступления играют главную роль. К. сын известного живописца (см. соотв. статью), род. в 1824 г., жил в детстве с родителями в Италии, потом поступил клерком в контору. Литературную деятельность К. начал с биографии отца, потом взялся за сочинение романов, сначала из римской жизни ("Antonina or the fall of Rome"), затем из современной. В них он обнаружил изумительную ловкость вымысла: тайна остается неразгаданной до самого момента конечной катастрофы. Характеристика выводимых лиц отступает на второй план, в погоне за эффектностью фабулы. Самый знаменитый роман К. -- "Woman in white". Из множества других романов К. большой успех имели: "No name", "Moonstone", "Armadale", "Man and wife". К. писал также с успехом для театра, сочиняя драмы -- "The frozen deep", "Light House", "Black and white" -- или переделывая для сцены свои собственные романы. Романы К. переведены почти на все европейские языки, в том числе и на русский.
З. В. (Зинаида Венгерова)
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
II.
КоллинзВильям Вильки [Wilkie Collins, 1824--1889] -- английский романтик, сын известного живописца, друг и отчасти ученик Диккенса. Основоположник в Англии так наз. сенсационного романа, близкого к детективному. Впервые выступил в печати с обстоятельной биографией отца в 1848. Книга имела успех. К. бросил торговлю и занялся лит-ым трудом. В 1850 выпустил исторический роман "Антонина, или падение Рима". Затем последовали "Базиль" [1850], "Игра в жмурки" [1854], "Мертвая тайна" [1857], "Женщина в белом" [1860], "Без имени" [1862], "Армадель" [1866], "Лунный камень" [1868], чисто детективный роман "Новая Магдалина" [1873], "Закон и леди" [1875] и мн. др., в общем свыше 25 романов и отдельных сборников небольших рассказов.
В буржуазно-сенсационных романах К. пробивается тенденция социального примиренчества. Не лишены они и значительной доли тонко завуалированной мистики.
В свое время К. пользовался большой популярностью в среде буржуазии, им зачитывались и у нас в России.
Библиография:
I. На русск. яз. романы; Тайна, СПБ., 1858 (др. заглавие: "Миртовая комната", СПБ., 1857); Без заглавия, СПБ., 1862; Лунный камень, СПБ., 1868; Армадель, СПБ., 1871; Новая Магдалина, СПБ., 1873; Закон и жена, М., 1875; Две судьбы, СПБ., 1876; Деньги миледи, СПБ., 1878; Слепая любовь, СПБ., 1890; и мн. др., печатавшиеся в "Русском вестнике" 60--70-х гг., "Вестнике Ерропы" 80-х гг., "Наблюдателе" 90-х гг. и др.
II. Дружинин А. В., Собр. сочин., т. V, СПБ., 1866; Плисский Н., Уильки Коллинз, "Колосья", 1884, IX; Phllips W. S., Dickens, Reade and Collins, sensation novelists, 1919.
С. Б.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. . 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 383.
Ко?ллинз (Collins), Уильям Уилки (8.I.1824, Лондон, -- 23.IX.1889, там же) -- английский писатель. Род. в семье живописца У. Коллинза. В детстве жил в Италии. Получил юридич. образование. В лит-ре дебютировал жизнеописанием своего отца (1848). Затем опубл. роман из рим. жизни "Антонина, или Падение Рима" ("Antonina, or the Fall of Rome", 1850). С нач. 50-х гг. К. становится другом Ч. Диккенса; они путешествовали по Европе и совм. написали повести "Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев" ("The lazy tour of two idle apprentices", 1857), "Доктор Дулькамара, член Парламента" ("Dr. Dulcamara, the member of Parliament", 1858), "Нет выхода" ("No thoroughfare", 1867, рус. пер. 1868) и др. Романы К., особенно "Женщина в белом" ("Woman in white", 1860; рус. пер. 1957) -- о судьбе женщины в бурж. об-ве, и "Лунный камень" ("Moonstone", 1868; рус пер. 1947) -- о таинств. похищении драгоценного камня, а также романы "Армадэль" ("Armadale", 1866) -- о влиянии наследственности на судьбу человека, "Муж и жена" ("Man and wife", 1870; рус. пер. 1873) -- об исцелении слепоты, "Новая Магдалина" ("New Magdalen", 1873) -- о раскаянии "падшей" женщины, принесли ему шумный успех. Позднее К. все чаще обращался к банальным темам детективного жанра с причудливыми сюжетами, превалирующими над разработкой характеров, обычно плоских и однолинейных. Равнодушный к социальной тематике, он, однако, с нек-рой долей критицизма (под явным влиянием Диккенса) изображал косность англ. судебной системы, бурж. лицемерие, стяжательство. К. оказал влияние на развитие детективного жанра (напр., на Конан Дойла) и отчасти на Диккенса 50--60-х гг. Написал пьесы "Замерзшая глубина" ("The frozen deep", 1874; рус. пер. 1874), "Черное и белое" ("Black and white", 1869) и др.
Сочинения:
No name, v. 1--3, Lpz., 1863; Poor miss Finch, v. 1--2, Lpz., 1872; The black robe, v. 1--2, Lpz., 1881; Letters of Charles Dickens to Wilkie Collins, 1851--1870, L., 1892; The haunted hotel, L., 1909; The woman in white, L., 1956; The moonstone, L., [1961]; в рус. пер. -- Бедная мисс Финч, М., 1871; Закон и женщина, М., 1875; Женщина в белом. Вступ. ст. Р. Померанцевой и Ю. Кагарлицкого, М., 1957; Лунный камень, М., 1959.
Литература:
История англ. лит-ры, т. 2, в. 2, М., 1955; Ashley R., Wilkie Collins, L., 1952; Davis N. P., The life of Wilkie Collins, Urbana, (Ill.), 1956.
Б. А. Гиленсон.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 659--660.