Судьба и нужды общедоступного частного театра в Москве Значение театра для народа
Среди обновленных и преобразованных учреждений России есть забытый уголок, обломок прошлого, живой анахронизм, существующий поныне. Мы говорим о сценическом деле в России. Тут царят стародавние порядки; а порядок, не соответствующий действительным нуждам, тот же беспорядок. К тому же старые порядки существуют с целым рядом исключений и изъятий как невольных уступок времени, как компромиссов между установлениями, теряющими смысл, и требованиями жизни.
Все, начиная с неловкой для самой дирекции казенных театров монополии, предоставленной ей на сценические представления в столицах, монополии, обставленной фискальными и полицейскими правами, до порядков, заведенных практикою в самих театрах, все это крайне нуждается в законодательном пересмотре и переделке.
Но дело остается на прежнем положении; только шаг за шагом выманивают от дирекции то то, то другое послабление; все чаще и чаще заставляют ее забывать то о том, то о другом своем праве, заставляют мало-помалу поступаться ими. Но это делается с трудом и усилием. На это даром тратится много энергии и не получается результатов столь плодотворных, как если бы дело было поставлено прямо и разрешено сразу, по существу...
Живым свидетельством всего нами сказанного может служить так называемый (и так нескладно называемый) Общедоступный Частный театр (какой же театр не общедоступен и как эпитет частный может служить собственным именем театра?), существующий в Москве на Солянской площади. Возник он в минуту московского политехнического возбуждения, возник словно не в самом деле, а, как говорят дети, "нарочно", напоказ, напоказ просвещенным иностранцам, полчища которых ожидались тогда в Москву, и для вящего эффекта назван "народным". Выставка кончилась, не оправдав, конечно, как всякая выставка, надежд, на нее возлагавшихся, а с нею чуть не кончился и театр. Посмотрели, и довольно. Театр был назначен на слом и своз. Но в дело вмешалась частная предприимчивость; два лица приобрели здание театра в собственность и выхлопотали себе разрешение на временное продолжение в нем спектаклей. За одним временным разрешением (на прошлогоднее лето) последовало другое, данное на это лето. Лето истекало, и 1 августа должна была окончиться драматическая деятельность театра. Большая часть труппы разъехалась по другим сценам, и театру предстояло пустовать всю осень и зиму в ожидании весеннего солнца; но незадолго до конца Успенского поста от Министерства Двора получилось разрешение на продолжение спектаклей ежедневно до 20 октября, а в октябре по праздничным дням. И вот Общедоступный театр снова ожил, хотя несколько пострадавший от той близости к смерти, в какой находился некоторое время.
Нельзя не благодарствовать за эту уступку. Министерство имело законное основание нанести этому театру coup de grace [решительный удар (фр.)], и в том, что оно этого не сделало, позволительно видеть доказательство его нежелания стеснять частную деятельность на театральном поприще. Правительство старается смягчить суровый эгоизм устарелых порядков и разрешает то, что закон дает право запретить.
Несколько раз оказанное расположение невольно располагает и к дальнейшим. Можно думать, что с этой стороны судьба частного театра в Москве обеспечена. Не для того же в самом деле продлять ему веку, чтобы, дав окрепнуть и сложиться, потом безжалостно прихлопнуть.
Таким образом, из двух категорий, присущих всему существующему, времени и пространства, временем Общедоступный театр хотя на некоторое время заручился.
Теперь мы слышали, что он хлопочет о пространстве. Он просит у Думы уступки ему той земли, на которой стоит, дабы он мог свои ветшающие деревянные ризы обменить на каменные. Не сомневаемся, что и тут он не встретит отказа. Московская Городская дума, верно, не упустит случая приобресть для Москвы новый каменный театр дешевою ценой уступки нескольких сажен ненужной городу земли.
Не одному театру окажет Дума этим услугу, но и тому московскому люду, что его посещает. От учреждения, поставленного в благоприятные для своей деятельности условия, можно требовать гораздо большего, чем от того, которое еще борется за свое существование, дышит усиленно, прерывисто, тревожно. Действуя в нормальных условиях, он в состоянии будет удовлетворить высшей, идеальнейшей цели всех драматических храмин, то есть иметь нравственно-образовательное значение для народа.
Развивая в народе вкус к изяществу, облагораживая его инстинкты, расширяя его кругозор, будя хорошим репертуаром его мысль, словом, содействуя развитию своих посетителей, театр достигнет цели образовательного учреждения. В этом смысле значение театра будет однородно со значением школы, книги, науки и по влиянию не менее плодотворно. В школу не всякий пойдет, иному уж и поздно; книгу не каждый прочтет; в театр же идет и старый и малый, грамотный и безграмотный, и каждый берет из него, сколько может взять. Впечатление, производимое сценою на всякого человека вообще, а на простолюдина тем паче, резко, обаятельно и прочно. Образы драматического искусства даются со сцены в такой реальной полноте, что запечатлеваются надолго, если не навсегда. Необходимо, следовательно, чтоб образы эти были изящны, художественны, чтобы нравственная пища, которую предлагают народу, была здоровая, доброкачественная пища. Не сомневаемся, что так и было бы, обладай театр условиями, необходимыми для солидной деятельности. Надеяться на это он дает право уже тем, что собирается предложить своим посетителям этою зимой, продолжая оставаться в условиях крайне стеснительных. Ниже читатели найдут известия о планах и намерениях дирекции этого театра на зиму, возможно полного осуществления которых нельзя не пожелать для взаимной пользы как самих предпринимателей, так и общества, поддерживающего их дело.
Развитие сценического искусства в его благороднейшем значении было бы истинным благодеянием и в том отношении, что отвлекло бы публику, не знающую, как занять свой досуг, от развратных, так называемых каскадных, увеселений, которые не должны бы быть вовсе терпимы, а они неистово плодятся, доходя до возмутительной безнравственности, за отсутствие благородных способов употребления досуга, и поэтому как бы пользуются особым покровительством, так что полиция, обязанная блюсти за общественным благочинием, бессильна пред ними...
Москва, 6 сентября 1874
Впервые опубликовано: Московские Ведомости. 1874.7 сентября. No 223.