Сіе заведеніе возбудило великое любопытство въ Европѣ. Многіе путешественники посѣщали его; многіе писали о немъ. Гофвиль былъ предметомъ осмотра, наряженнаго Гелветическимъ сеймомъ, и полнаго донесенія коммисаровъ, достойныхъ довѣренности. Казалось, что сему донесенію надлежало опредѣлить общее мнѣніе. Однакожъ споры о выгодахъ заведенія и намѣреніяхъ Фелленберга продолжаются донынѣ. Я видѣлъ сіе заведеніе, и буду говорить о воспитаніи, какъ о такой части, которая занимательна для каждаго.
Цѣль г. Фелленберга въ отношеніи къ его воспитанникамъ есть та, чтобы сдѣлать ихъ людьми счастливыми; въ отношеніи къ обществу, та, чтобы сдѣлать гражданами полезными. Способы его для достиженія сей цѣли состоятъ въ полномъ раскрытіи ихъ способностей, и въ основательномъ воспитаніи по правиламъ нравственности и религіи. Для богатыхъ есть обширнѣйшій кругѣ способовъ, отношеній и обязанностей: для ихъ просвѣщенія требуется пространнѣйшее разнообразіе предметовъ. Бѣдные должны приобрѣсть, въ теченіе ихъ воспитанія, способы вѣрнаго пропитанія, и просвѣщеніе ихъ должно ограничиваться тѣмъ, что имѣетъ отношеніе къ симъ заботамъ ихъ состоянія. Оба института учрежденные въ Гофвилѣ управляются по симъ правиламъ.
Семнадцать дѣтей отъ 8 до 13 лѣтъ занимаютъ корпусъ, близкій къ главному дому. Женщина смотритъ за чистотою, за домашнимъ порядкомъ и за всѣми подробностями, принадлежащими ея полу. Профессоръ двадцати семи лѣтѣ живетъ съ воспитанниками, не отходитъ отъ нихъ ни день ни ночь, и даже участвуетъ въ ихъ играхъ, какъ бы сверстникѣ и товарищѣ. Два другіе Профессора, учитель рисовальный, и учитель музыкальной, занимаютъ мѣсто въ семъ первоначальномъ институтѣ, гдѣ преподается все относящееся къ воспитанію полному. Что на опытѣ оказалось полезнымъ въ новыхъ и простѣйшихъ методахъ науки, то принято. Тамъ введено правило славнаго Профессора Гербара учить дѣтей первоначально языку Греческому, чтобы перейти потомъ къ Латинскому; и успѣхи учениковъ, удовольствіе, съ которымъ они читаютъ Гомера, оправдываютъ методу; Песталоціева принята для введенія въ математику.
Теорія музыки входитъ въ просвѣщеніе, и всѣ ученики съ нѣкоторыми способностями учатся играть на выбранномъ ими инструментѣ. Натуральная исторія и начала Ботаники занимаютъ ихъ въ часы свободные отъ другихъ важнѣйшихъ наукъ; столярное ремесло и садовое искусство служатъ имъ отдохновеніемъ; разнообразная гимнастика, всѣ тѣлесныя упражненія, не изключая искусства стрѣлять изъ ружья и лука, обращены къ развитію силъ и проворства. Образовать вѣрность глаза и вниманіе есть важный предметѣ, надъ которымъ трудятся во всѣхъ играхъ и рѣзвостяхъ.
Дѣти обѣдаютъ у г. Фелленберга; а ужинаютъ въ своемъ домѣ въ его присутствіи. Два сына его въ числѣ воспитанниковъ.
Его главныя старанія и постоянныя усилія клонятся къ нравственной части воспитанія; онъ заботится болѣе всего о цѣлости или невредимости характера, и общая къ нему довѣренность всѣхъ дѣтей есть примѣчательнѣйшая черта его института. Чтобы судить о благоразумномъ выборѣ наставниковъ, ему содѣйствующихъ, надобно видѣть совершенное единство въ обращеніи наставниковъ съ дѣтьми, и дѣтей съ наставниками.
Въ семъ институтѣ нѣтъ обыкновенныхъ побужденіи и усмиреній. Нѣтъ у нихъ ни перваго, ни послѣдняго, ни меда лей, ни призовъ, ни наказаніи уничижительныхъ. Въ субботу, передъ вечеромъ, Профессорѣ неразлучный съ ними производитъ въ присутствіи воспитанниковъ главное испытаніе, котораго дѣйствіе замѣняетъ обыкновенные способы страха и соревнованія. Самъ Фелленбергъ бываетъ при семъ испытаніи. Во время засѣданія припоминаютъ всѣ похвальныя или предосудительныя дѣла каждаго въ теченіе недѣли; твердый и кроткій тонѣ Профессора, отеческая любовь, съ которою исправляютъ и увѣщаваютъ воспитаньи въ имѣютъ на нихъ великое вліяніе. Лишніе часы для трудовъ, отнятые отъ часовъ сихъ забавы, есть наказаніе единственное для поддержанія духа трудолюбія и дѣятельности. Всѣ мѣлкія, но характерныя черты, достойныя похвалы или осужденія, не пропускаются въ семъ испытаніи. Дѣти оправдываются- свободно. Ихъ выслушиваютъ съ терпѣніемъ, и выговариваютъ имъ съ кротостію. Они повинуются не силѣ и не власти, но довѣренности, любви, истинѣ и мнѣнію ихъ товарищей, всегда справедливому; ибо сіе мнѣніе основывается на руководствѣ здравыхъ правилъ.
Непремѣнное правило въ расположеніи времени, во всѣхъ подробностяхъ жизни, дѣлаетъ безполезными способы, употребляемые въ другихъ мѣстахъ для укрощенія или для принужденія дѣтей. Дѣти чувствуютъ себя свободными, ибо подчиняются только необходимости, и никогда не подвергаются произвольнымъ требованіямъ. Безъ всякаго стѣсненія они видятъ на опытѣ хорошія дѣйствія порядка, и приобрѣтаютъ навыкъ и любовь къ сему порядку; они откровенны, веселы и счастливы, ибо видятъ себя любезными. Когда имъ случается сдѣлать проступокъ, свойственный ихъ лѣтамъ, они объявляютъ первые вину свою; ибо свободное признаніе, всегда принятое съ ласкою и снисхожденіемъ, освобождаетъ ребенка отъ муки быть безпокойнымъ въ совѣсти и не веселымъ съ товарищами.
Сіе дѣтское общество неимѣетъ другаго духа, кромѣ духа общей пользы. Воспитанники соединяются для исправленія порока или слабости, для заглажденія вины каждаго: для извиненія или оправданія другаго -- никогда. Такая совѣсть во всѣхъ дѣтяхъ есть плодѣ вѣры, которую вкореняютъ въ нихъ примѣромъ, размышленіемъ и молитвою; и такое единодушное расположеніе содѣйствовать наставникамъ въ трудахъ воспитанія, а не составлять между собою заговоры, происходитъ отъ убѣжденія, что ихъ отецъ и воспитатель, и его сотрудники имѣютъ только въ виду ихъ благо и счастіе.
Остерегаясь вредить сему духу воспитанниковъ,-- облегчающему ходъ воспитанія, и допускать въ ихъ сердца порочныя склонности, г. Фелленбергъ, принимаетъ въ институтѣ новаго воспитанника тогда только, какъ предшествовавшій ему ребенокъ приобрѣлъ уже навыкѣ добра и не подаетъ другимъ примѣра зла.
Нѣтъ, можетъ быть, другаго воспитательнаго института, гдѣ умѣли бы такъ соединять трудѣ съ забавою, свободу съ повиновеніемъ, и гдѣ воспитанники имѣли бы столько случаевъ навыкать въ свѣтскомъ обращеніи, въ поступкахъ вѣжливыхъ и благопристойныхъ. Домъ г. Фелленберга есть образецъ, лучшаго обращенія. Воспитанники выѣзжаютъ иногда къ родственникамъ, или приятелямъ въ Бернѣ, къ людямъ знающимъ свѣтѣ и обращеніе. Стеченіе иностранцевъ велико; изъ всѣхъ земель приѣзжаютъ въ Гофвиль, и можно сказать, что молодые люди живущіе въ семъ мѣстѣ путешествуютъ по свѣту, не перемѣняя мѣста. Наконецъ Профессоры я нѣкоторые учители, привѣтливые и обходительные, составляютъ приятное общество не только для тамошнихъ жителей, но и для любопытныхъ посѣтителей.
Теперь буду говорить о школѣ бѣдныхъ, состоящей подъ руководствомъ рѣдкаго человѣка, г. Берли, избраннаго и наученнаго Фелленбергомъ.
Съ начала г. Фелленбергъ имѣлъ намѣреніе принимать дѣтей изъ семействѣ бѣдныхъ и честныхъ, въ окрестныхъ мѣстахъ; но родители, не имѣя справедливаго понятія о выгодахъ такого его воспитанія, не спѣшили и не вызывались имъ пользоваться. И такъ рѣшено было принимать воспитанниковъ безъ разбора, и какъ случится. Осмилѣтній мальчикъ, сынъ Луцернскаго крестьянина, крайне обѣднявшаго; молодый Солернскій бѣглецъ, въ Алзасѣ схваченный жандармами, и отосланный въ Гофвиль человѣкомъ, знающимъ благотворительный духъ г. Фелленберга; наконецъ третій, Бернскій уроженецъ, найденный лѣсникомъ: были первые приняты въ институтѣ бѣдныхъ.
Теперь всѣхъ дѣтей бѣдныхъ 14: ихъ будетъ не болѣе 30. Изъ Бернскаго кантона отдано 6. Всѣ вступили въ крайней бѣдности; многіе съ порочными склонностями, зараждающимися отъ праздности; нѣкоторые съ мятежнымъ духомъ, который могъ бы и при строгомъ управленіи привести въ великое затрудненіе, но который былъ усмиренъ кротостію, ласкою и подрядномъ.
Сколько было возможно, принимали дѣтей не иначе, какъ одного послѣ другаго: тайное побужденіе начальника было тоже, о которомъ я говорилъ выше. Когда бѣдный вступаетъ въ школу, мѣстный докторѣ осматриваетъ его прилѣжно, и ежедневно замѣчаетъ дѣйствіе пищи и образа жизни, ему вновь предписаннаго. Онъ записываетъ все, что касается до физическаго состоянія дѣтей здоровыхъ и больныхъ; и вѣроятно, что послѣ достаточныхъ опытовъ можно будетъ изъ оныхъ (извлечь правила и вывести слѣдствія для лучшей діеты въ богодѣльныхъ и въ другихъ подобныхъ школахъ.
Верли ведетъ журналъ, и вноситъ въ него все что касается до каждаго воспитанника отъ начала его вступленія: его природныя способности, его характерѣ, его успѣхи въ нравоученіи и вѣрѣ, его прилѣжность къ трудамъ, все что можетъ способствовать его будущему счастію имѣетъ мѣсто въ семъ журналѣ.
Попеченіе о веселости духа въ воспитанникахъ, о поддержаніи въ нихъ душевнаго спокойствія, живости и дѣятельности, почитается очень важнымъ. Ихъ ласкаютъ и утѣшаютъ; все склоняетъ ихъ къ довѣренности. Верли говоритъ съ ними всегда весело, съ ними трудится, читаетъ, разговариваетъ, поетъ; иногда занимаетъ ихъ повѣстями, и не бываетъ часа розно съ ними.
Трудъ и порядокъ, кротость и обращеніе ровное, постоянное, благоразумное, побѣждаютъ всѣ препятствія нравственныя, всѣ навыки порочные. Сіи нищіе дѣти, бродяги сведенные изъ разныхъ мѣстѣ, но принятые дружелюбно, руководимые съ ласкою, обучаемые обязанностямъ человѣка, гражданина и христіанина, занятые безпрерывными трудами, и въ самыхъ играхъ просвѣщаемые наставниками, не терпѣли никогда наказанія, и доводимы были до исправленія безъ строгихъ способовъ!.
Для обезпеченія ихъ судьбы и способовъ пропитанія г. Фелленбергъ занимаетъ ихъ сельскими работами. Пока погода позволяешь, они работаютъ въ полѣ по ихъ силамъ и возрасту; въ ненастные дни и въ дурное время года плетутъ изъ соломы разныя издѣлія, вяжутъ чулки, бьютъ шерсть, шелушатъ овощные плоды, очищаютъ коренья для скота, и прочее нужное для домоводства и сельскаго хозяйства.
Въ такомъ планѣ все обращается къ пользѣ воспитанія. Самыя ручныя работы усовершаютъ нравственное образованіе человѣка, когда путеводящій и просвѣщенный разумѣ располагаетъ ими, и малѣйшія упражненія дня приводитъ. къ цѣли полезной и благородной. Такъ наставникъ поселяетъ въ нихъ любовь къ порядку и точности, подавая имъ примѣръ собою, требуя отъ нихъ исполненія долгу, вкореняя въ нихъ навыкѣ порядка, и во всѣхъ случаяхъ доказывая пользу его. Такъ воспитатель образуетъ и приводитъ въ дѣйствіе ихъ вниманіе, приучая ихъ обращать его на тотъ предметѣ, которымъ занимаются. Такъ требуется отъ нихъ, чтобы они употребляли всю дѣятельность и всѣ способы на прилѣжное отправленіе порученныхъ имъ работѣ. Такъ, наконецъ, они приучаются ничего не упускать изъ виду для пользы дѣла, не терпѣть ослабленія порядка, прибирать каждую вещь къ мѣсту. Отъ того они приобрѣтаютъ любовь къ точности, къ чистотѣ, къ совершенству -- добродѣтель рѣдкую, но очень полезную для сельскихъ работниковъ.
Опытъ доказалъ, что не вредя правилу въ нихъ вперенному быть чрезвычайно внимательными къ предмету ихъ трудовъ и занятій, можно наставлять ихъ въ другихъ частяхъ. Обработывая землю, выпалывая дурныя травы, они считаютъ по методѣ Песталоція, и такъ выучиваются счету легко и скоро. Дома за сидячею работою Верли читаетъ имъ мѣста изъ дѣтскихъ нравоучительныхъ книгѣ, или разсуждаетъ съ ними о предметахъ ихъ ученія, или заставляетъ ихъ пѣть духовныя и народныя пѣсни.
Говоря обѣ институтѣ богатыхъ, я замѣтилъ, что музыка ваходитъ въ просвѣщеніе. Г. Фелленбергъ почитаетъ ее способомъ воспитанія, вспомогательнымъ средствомъ для смягченія нравовъ и страстей зловредныхъ, для приведенія въ согласіе склонностей съ мыслями, для подкрѣпленія любви къ порядку и къ изящности, для оживленія народнаго патріотическаго духа, и для склоненія человѣка въ небесной утѣшительной вѣрѣ. И тамъ всѣ питомцы учатся теоріи музыки и пѣнія. Сими двумя искусствами, и сверхъ того чтеніемъ, чистописаніемъ, счислетемъ и рисованьемъ дѣти занимаются въ воскресенье.
Каждое утро передъ ученіемъ, каждый вечерѣ послѣ ученія, Верли разсуждаетъ съ дѣтьми, и самъ Фелленбергъ присутствуетъ при сихъ разсужденіяхъ. Расположеніе трудовъ дня, увѣщанія, совѣты и наставленія слѣдуютъ за утреннею молитвою. Въ вечеру замѣчаютъ нѣкоторые ихъ проступки, или хорошія дѣла: хвалятъ послѣднія, и выговариваютъ за первые съ кротостію. Вечерняя молитва заключаетъ и освящаетъ спасительный отчетъ совѣсти.
Хотя положительное просвѣщеніе, какъ я замѣтилъ, имѣетъ въ виду способы пропитанія для сихъ дѣтей, ихъ успѣхи въ ученіи довольно значительны по краткости времени. Почти всѣ умѣютъ хорошо читать и писать, немного рисовать, опредѣлять углы, вычислять головою и цыфрами, пѣть простые голоса по нотѣ, и бить тактъ. Они знаютъ имена, признаки и свойства всѣхъ растѣній, разведенныхъ въ Гофвилѣ, и дурныхъ травѣ въ поляхъ растущихъ; знаютъ также свойства нѣкоторыхъ камней въ окрестности. Они вытвердили наизусть около 5о духовныхъ и народныхъ пѣсней, многія черты изъ Священнаго. писаній. изъ исторіи отечественной. Нѣкоторые навыкаютъ пересказывать, что, читали, или слышали, другимъ своимъ товарищамъ.
Гимнастика входитъ также въ ихъ воспитаніе. Бѣгъ, скачки, плаваніе, равновѣсіе занимаютъ ихъ между трудами. Они учатся взбираться на деревья съ легкостію, дѣлать военныя екзерциціи, и мѣрнымъ шагомъ ходить подъ напѣвъ народныхъ голосовъ. Ничто не можетъ сравниться съ ихъ веселостію- во время игры. Наработавшись въ полѣ цѣлый день, они оказываютъ еще силу и проворство на равнинѣ, гдѣ собираются каждый вечерѣ; и въ шумной рѣзвости, на своей волѣ, и въ совершенной свободѣ, когда они говорятъ языкомъ свойственнымъ ихъ возрасту, сіи самыя дѣти, которыя при вступленіи въ институтѣ не могли сказать одного слова безъ площадной брани, не произносятъ ни слова, ни рѣчи предосудительной: тамъ примѣръ и навыкъ измѣняютъ нравъ человѣка.
Другое обстоятельство приятное для наблюдателя есть духъ согласія между воспитанниками. Они любятъ другъ друга, и другъ другу помогаютъ; нѣтъ у нихъ споровъ; сильнѣйшіе научаютъ и покровительствуютъ слабыхъ и младшихъ; старшіе, способные на сіе дѣло, участвуютъ въ трудахъ наставлять новыхъ пришельцевъ и вперять въ нихъ скорѣе духъ и навыкъ общихъ правилъ. Что говорилъ я о другомъ институтѣ, наблюдается и въ семъ послѣднемъ: провинившійся воспитанникъ не найдетъ опоры между товарищами: онъ уединяется отъ всѣхъ и всѣ удаляются отъ него, когда вина состоитъ въ преступленіи должностей, и одно скорое объявленіе вины своей доброму Берли примиряетъ его съ товарищами и съ собою. За то виновный спѣшитъ всегда признаться, будучи увѣреннымъ, что послѣ искренняго раскаянія наставникъ и сверстники встрѣтитъ его съ распростертыми объятіями, и не оставятъ безъ совѣтовъ дружескихъ и полезныхъ для его счастія.
Приятно, крайне приятно видѣть зрѣлище сего маленькаго семейства, совсѣмъ перерожденнаго, спасеннаго отъ злополучнѣйшаго и можетъ быть поноснаго жребія въ обществѣ гражданскомъ, и вѣрною стезею направленнаго къ цѣли добра и счастія. Способы такъ просты и дѣйствія такъ важны, что одни въ сравненіи съ другими изумляютъ разумѣ.
Не должно думать, чтобы дѣти, испорченные навыками порочными и примѣрами дурными, могли такъ скоро переродитъся безъ вліянія любви и ласки. Ласка и любовь есть характеристическая черта сего воспитательнаго заведенія. Надобно видѣть Фелленберга среди своихъ воспитанниковъ. Однажды вмѣстѣ съ нимъ мы застали ихъ по утру за работою. Всѣ дѣти обратили на него глаза съ приятнѣшими знаками довѣренности и любви; всѣ лица разцвѣли отъ радости; и когда онѣ обходилъ кругъ дѣтей, ихъ младенческія руки, къ нему простертыя, ловили его руку. Дѣти отвѣчали ему съ поднятой головою, безъ всякой робости, и видъ ихъ изъявлялъ сердечное удовольствіе быть въ его присутствіи. Всегда одинъ наперерывъ передъ другимъ спѣшатъ принять его повелѣнія: по его знаку всѣ сбѣгаются. Если онъ говоритъ, то они выслушиваютъ его съ великимъ вниманіемъ; они покорны и почтительны; но почтеніе ихъ не смѣшано со страхомъ. Онѣ играетъ съ ними; беретъ ихъ на руки; младшихъ носитъ на плечахъ: ласки матери могутъ имѣть болѣе чувствительности, а не болѣе искренности и нѣжности.
По таинственному опредѣленію Промысла родители, а особливо матери, получаютъ отъ природы прекрасную способность распространять ихъ сердечную привязанность на дѣтей новорожденныхъ, не лишая участія любви тѣхъ, которыя до того времени пользовались, кажется, исключительною ихъ любовно. Сею безпредѣльною способностію любить и счастіемъ, неразлучнымъ съ чувствомъ нѣжности, небо вознаграждаетъ муки и скорби материнскаго званія: здѣсь природа творитъ чудо любви. Въ институтѣ человѣколюбіе совершаетъ подобное диво; по мѣрѣ того какъ дѣти вступаютъ и занимаютъ свое мѣсто, любовь къ нимъ возрастаетъ. Оказываемыя свойства, большія или меньшая понятливость, наружность лица неимѣютъ никакого вліянія на приѳмъ ихъ: непригожихъ, несмысленныхъ ласкаютъ одинаково съ умными и красивыми. Воспитатель видитъ въ нихъ несчастныхъ, гонимыхъ судьбою, но сотворенныхъ для счастія видѣть подобныхъ себѣ, которымъ его попеченія могутъ возвратить благо жизни; онъ надѣется сдѣлать изъ нихъ людей, которые докажутъ примѣромъ изящество его правилъ, воцарятъ добронравіе, и убѣдятъ другихъ въ неразрывной связи счастія съ добродѣтелью.
Я сообщилъ краткое обозрѣніе теперешняго порядка вещей, по которому всякой судить можетъ о цѣли заведенія, и о томъ что оно обѣщаетъ. Чтобы вывести всѣ части и подробности, виды и намѣренія основателя, надлежало бы записать цѣлую книгу.