"Преемство от отцов": Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания
СПб.: Владимир Даль, 2012. -- (Прил. к Полному собранию сочинений и писем К. Н. Леонтьева: В 12 т. Кн. 1).
ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Памяти К. Н. Леонтьева <...>
12 ноября годовщина смерти К. Н. Леонтьева.
Покойный К<онстантин> Н<иколаевич> был мало известен при жизни; причиной тому, конечно, прежде всего православные убеждения К. Н., которые он считал долгом исповедывать среди равнодушной к религиозным вопросам интеллигенции. Что подобная "интеллигенция", до последнего времени имевшая в своих руках светскую печать, старалась замалчивать К. Н. Леонтьева, это понятно. Но прискорбнее всего то, что и духовная печать в этом отношении следовала за светскою, по другим только причинам; здесь уже не имела места враждебность к религиозным верованиям автора, а просто невнимательность к явлениям общественной жизни и мысли. Это один из бесчисленных результатов плачевного разделения нашей печати на духовную и светскую.
К. Н. Леонтьев был чуть ли не единственным у нас (после И. В. Киреевского) светским писателем, положившим в основу своей публицистики полное подчинение Церкви и церковному учению. В этом добровольном подчинении, в возвращении нашем к древней цельности духа и жизни, в обращении к святоотеческой литературе как источнику нашего знания -- он видел единственный залог будущего развития России.
О Церкви и православии говорили и говорят у нас многие писатели; говорили славянофилы, говорил Достоевский и многие другие, которых неизвестно даже, к какому вероисповеданию причислить. Но есть большая разница между всеми ими и К. Н. Леонтьевым. Эту разницу чрезвычайно метко определила известная О. К. (в "Nouvelle Revue", 1882 г. 15 августа). "Есть русские, которые православны лишь потому, что они славянофилы. Леонтьев же славянофил лишь потому, что он православен". Этими словами ясно указывается центр тяжести в воззрениях К. Н. Леонтьева. И в самом деле, славянофилы очень много говорили о православии; но у многих из них (особенно у последних представителей этой школы) православие выдвигается, как начало служебное, как идея культурная (национальная) или политическая, как истина, только постигаемая умом, а не проникающая собою все существо человека. При таком внешнем отношении к православию, можно его горячо проповедывать и в то же время лет по десяти не говеть. Так и случалось, конечно. У К. Н. Леонтьева же православие есть прежде всего путь к спасению, а потом уж особое культурное начало в славянофильском смысле; поэтому он, прежде чем рассуждать с кем-либо о вопросах религиозных и церковных, отсылал обыкновенно своего противника к духовнику, чтоб исполнить самые первые обязанности православного христианина. При таком различном отношении к православию, и результаты проповеди получались, конечно, различные. Много говорилось до К. Н. Леонтьева о православии и говорилось иногда много прекрасного, но только в смысле теоретическом. Разверните любую страницу славянофилов; как все там возвышенно, благородно, идеально, но... и неопределенно. Практической постановки вопроса никакой.
Иное дело проповедь К. Н. Леонтьева. Она имела и имеет большие практические результаты. Сам пережив тяжелый период внутренних страданий, сомнений и полной ломки своей натуры, прежде чем стать искренним православным христианином, К. Н. Леонтьев понимал, на что обратить главное внимание, чтобы дойти ближе к цели. Сам пройдя нелегкий путь тяжелого духовного опыта, он знал кратчайшее расстояние между двумя точками и на это направление всегда указывал.
В деле воспитания христианских истин в духе Православной церкви -- самый трудный шаг -- первый, это подчинение своего ума церковному учению. И этот первый шаг имеет решающее значение. Гордость ума -- есть главное препятствие для того, чтобы сделаться истинно православным христианином. Эта гордость мешает принять учение Церкви, как оно есть во всецелости, без оговорок; эта гордость заставляет выбирать и воспринимать только то, что нам нравится, или что рассудок наш одобряет, а путь выбора -- есть путь ереси и раскола. Стало быть, борьба с умственною гордостью и подчинение бунтующего рассудка высшему началу -- вселенскому разуму Церкви -- определяет собою направление пути, по которому идет православный христианин. Признание собственной немощи умственной есть начало для Богопознания; признание немощи нравственной есть начало всех добродетелей. Это и выражается словом смирение.
К сожалению, наша "интеллигенция" страдает более всего грехами ума. Духовная гордость мешает ей стать на верную дорогу и все время водит ее по распутиям современной мысли. Проповедникам православия следует обращать внимание на этот корень зла и с ним бороться; тогда только будут практические результаты. Когда корень будет здоров, тогда все растение будет цело. К. Н. Леонтьев так именно и смотрел на дело и все время своей публицистической деятельности постоянно указывал на страх Божий и смирение, как основы христианской жизни. И в этом его великая заслуга.
В непосредственной связи с христианским смирением находится чувство уважения к тем лицам, которым вверено пасти стадо Христово. Это нераздельно одно с другим. Истинный христианин с глубоким почтением и уважением относится к духовному лицу, как бы ни было оно лично порочно. То или другое от- ношение к духовенству есть лучший признак в человеке степени его христианского воспитания. И в этом отношении наша "интеллигенция" сильно отстала от простого народа и многому у него должна поучиться. К. Н. Леонтьев постоянно говорил об этом и постоянно заботился о том, чтобы поддержать авторитет духовенства, справедливо сознавая, что, с падением авторитета иерархии, неизбежно падает самая вера народа. Покорное подчинение церковной иерархии не было у К. Н. Леонтьева звуком пустым; сам он почти всю жизнь был под духовным руководством опытных "старцев" -- сперва на Афоне, а потом в Оптиной.
Мы уже упоминали, что К. Н. Леонтьев всегда был малоизвестен для читающей публики; только теперь его печатные труды стали раскупаться. Но практические результаты его деятельности все-таки велики и им может позавидовать любой популярный писатель. Его влияние было очень сильно на всякого, кто входил с ним в духовное общение, хотя бы только письменно. Его практически-реальная постановка вопросов религиозных действовала воспитывающим образом на многие умы. Около него был всегда кружок молодежи, искренно любившей его и сердечно привязанной к нему; многие из этого кружка обязаны К. Н. Леонтьеву своим духовным возрождением и началом своего христианского воспитания. Мы говорим началом, потому что дело К. Н. Леонтьева было только возбудить в человеке желание уверовать, узнать учение Церкви, полюбить Церковь; за дальнейшим он уж отсылал своего ученика к Оптинским старцам, или если нельзя было, то просто к хорошему священнику или монаху.
Мы уверены, что ученики К. Н. Леонтьева, так многим ему обязанные, будут продолжать эту сторону его деятельности и тем приумножат то добро, какое сделал К. Н. Леонтьев для нашей церковно-общественной жизни.
КОММЕНТАРИИ
Впервые: РО. 1892. Нояб. С. 406--409. Подпись: --ь.
Печатается по тексту РО.
"Вопросы церковной жизни" -- рубрика свящ. И. Фуделя в журнале "Русское обозрение". См. подробнее во вступительной статье (с. 39--41).
С. 359. Эту разницу чрезвычайно метко определила известная О. к. ~ "Есть Русские, которые православны лишь потому, что они славянофилы. Леонтьев же славянофил лишь потому, что он православен". -- Цитата из статьи О. А. Новиковой "Une voix de Russie" (Nouvelle Revue. 1882. 15 AoШt); вырезку с этой статьей Леонтьев сохранил в одной из тетрадей с наклейками статей о себе (частная коллекция). Процитированную фразу Леонтьев в своих " наклейках" подчеркнул и сопроводил пометой на полях: "NB Спасибо ей (Новиковой. -- О. Ф.). Это верно".
С. 360. ...и в то же время лет по десяти не говеть. -- Ср. в статье Леонтьева "Добрые вести" о московском "публицисте из дворянского рода" (подразумевался С. Ф. Шарапов): "...пятнадцать лет подряд не говел" (81, 425).
С. 360. ...путь к спасению... -- Возможно, аллюзия на название известной книги св. Феофана Затворника (1868--1869).
С. 360. ...выбирать и воспринимать только то, что нам нравится, или что рассудок наш одобряет... -- Ср. в предисловии Леонтьева к его брошюре "Наши новые христиане": "Об одном умалчивать; другое игнорировать; третье отвергать совершенно; иного стыдиться, и признавать святым и божественным только то, что наиболее приближается к чуждым православию понятиям европейского утилитарного прогресса, -- вот черты того христианства, которому служат теперь многие русские люди..." (Леонтьев К. Н. Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой. М., 1882. С. IV; в 1885 г. перенесено с небольшими пунктуационными изменениями в текст статьи "Страх Божий и любовь к человечеству").
С. 361. ...путь выбора -- есть путь ереси... -- Слово "ересь" и образовано от греч. Љаґи (выбирать).
С. 361. Когда корень здоров, тогда все растение будет цело. -- Возможно, аллюзия на слова из Окружной грамоты царя Михаила Феодоровича (1619) "Только коренью основание крепко...", ставшие эпиграфом к славянофильскому журналу "Русская беседа" (1856-- 1860). Ср. также: Рим. 11: 16.