БИЛИБИН Виктор Викторович [псевд. И. Грэк, Диоген и др.; 7(19).1.1859, Петербург -- 30.5(12.6).1908, там же], писатель-юморист, драматург. Потомств. дворянин, сын стат. советника. Окончил 5-ю петерб. г-зию (1877; зол. медаль), затем юрид. ф-т Петерб. ун-та (1881), со степенью канд. прав. Служил кандидатом на суд. должности в Уголовном кассац. деп. Сената; выйдя в отставку (1884), был пом. присяжного поверенного. С 1886 до конца жизни служил в Гл. управлении почт и телеграфов; получил чин д. стат. советника.
Лит. деятельность начал в 1879 в ж. "Стрекоза" (юмореска "Лодка любви"; No 39), где печатался ок. 9 лет. В нач. 80-х гг. сотрудничал также в ж. "Будильник", "Шут", "Осколки". Первая кн.-- "Любовь и смех. Веселый сборник" (СПб., 882). Маска жизнерадостного весельчака и зубоскала, завсегдатая петерб. увеселит. мест, беспечного прожигателя жизни сохранилась во всех последующих произв. Б. С 1882 Б.-- один из ведущих сотр. "Осколков", секр. редакции, с 1906 (после смерти Н. А. Лейкина) -- ред.-издатель. Здесь Б. вел пост, фельетонное обозр. "Осколки петерб. жизни"; кроме того, почти в каждом номере появлялись его юмор, мелочи -- комич. объявления, календари, подписи к рисункам, шутливые афоризмы, пародийные словари, правила, отчеты и т. п. Б. принадлежит заслуга разработки этих микроформ юмористики; современники, напр. А. В. Амфитеатров, А. Р. Кугель, считали его лучшим автором в жанре юмор. "мелочишек".
Наиб, ярко дарование Б. проявилось в произв. в 1883--86. В это время его юмористика отчасти теряет характер чистого комизма, откликается на драм, события рус. жизни, на умонастроения интеллигенции в первые годы наступавшей реакции. Б. широко обращается к щедринским темам, образам, словарю (напр., "Карточная реформа", "Лит. энциклопедия", "Я и околоточный надзиратель", "Если бы" и др.), в сатирич. целях использует поэтику абсурда ("Записки сумасшедшего писателя" и др.), приемы лит. пародирования. По замечанию А. П. Чехова, "между вещицами остроумнейшего И. Грэка попадаются вещицы, бьющие на серьез" (Письма, I, 67). В кон. 1885 произошло личное знакомство Б. с Чеховым, перешедшее на нек-рое время в дружеские отношения (переписка длилась до 1901). Чехов высоко отзывался о "крупном таланте" Б.-- фельетониста и юмориста; он воспользовался темой Б. для своего рассказа "Гриша" (там же, 227), вместе с Б. написал два юмор, фельетона "Пестрые сказки" (НВ, 1886, 27 апр., 4 мая, подпись Два Аякса). Однако уже в нач. 1887 Чехов отмечал: "Билибин начинает исписываться. Его скучно читать..."; указывал на шаблонность "способа мышления", "убеждений" Б. (Письма, II, 32). Со 2-й пол. 80-х гг., после утраты "Осколками" духа оппозиционности, Б. снова обратился к невинно-развлекат. темам (сезонные события, пьяные купцы, супружеские ссоры, злые тещи, бесстыдные кокотки и т. п.), сводя свое писательство к ремесленничеству ради заработка, в чем он откровенно признавался Чехову в письме от 12 сент. 1887. В кон. 90-х гг. выпустил два новых сб-ка юмор. мелочей, во многом повторяющих прежние темы и приемы: "Юмор и фантазия. Женщина.-- Любовь.-- Брак.-- Дети.-- Фантастическое.-- Сны" (СПб., 1897) и "Юмористические узоры. Наука.-- Лит-ра.-- Иск-во.-- Суд и право.-- Коммерция.-- Спорт.-- Винт" (СПб., 1898; 3-е изд., СПб., 1904). В годы Революции 1905--07 выступал в "Осколках" с откликами "на злобу дня": "Еще о забастовках" (1905, No 47), "Мадемуазель Конституция" (1905, No 50), "Как спасти Россию?" (1906, No 2), "Митинг карт" (1906, No 8), "Дамы и Дума" (1906, No 21), "Торжество кадетов" (1907, No 6) и др. В 1886--87 сотрудничал также в "Петерб. газ." (еженед. обозр. "Субботние бани провинциалам" и воскресный фельетон "Вселенские глупости"), с 1887 в "Новостях и бирж. газ." (воскресный фельетон "О чем говорят", заметки в отд. "О чем пишут"), с 1886 в "Одес. листке" (фельетоны "Петерб. пестрота") и др. Автор мн. одноактных комич. пьес (нередко в соавт. с Лейкиным), в т. ч. "Цитварный ребенок" (СПб., 1889), "Револьвер" ("Артист", 1890, No 10), "Интересная больная" (М., 1890), "Иван Иванович виноват" ("Театрал", 1896, No 63), а также комедии в 3 действиях "Говорящий немой" (СПб., 1898). Постановки пьес Б. на казенной и любительской сценах имели кратковрем. успех. Дольше других держались в репертуаре пьеса "Приличия" ("Театрал", 1895, No 27; 4-е изд., СПб., 1897) и особенно одноактная шутка "Молчание" ("Артист", 1891, No 12; 4-е изд., СПб., 1899; более тысячи представлений на провинц. сцене). Выступал со статьями в театр, ж-лах. В 1903 по инициативе Б. основан Союз драм, и муз. писателей.
Изд.: Пьесы в одном действии. 12 одноактных шуток, СПб., 1902; Сборник веселых пьес, т. 1--2, СПб., 1910; [Юморески].-- В кн.: Спутники Чехова, М., 1982.
Лит.: Чехов (ук.); Архив А.П.Чехова. Аннотиров. описание писем к А. П. Чехову, в. 1, М., 1939; Амфитеатров А. В., Собр. соч., т. 14, СПб., 1912, с. 136--37; Кугель А. Р., Лит. восп., П.-- М., 1923, с. 16; Шаталов С. Е., Два таланта. (Антоша Чехонте и Виктор Билибин).-- В сб.: Чехов и его время, М., 1977. + Некрологи, 1908: НВ, 4 июня; "Слово", 4 июня; ТиИ, No 23 (А. Р. Кугель); ИВ, No 7; ЕИТ, 1909, в. 6--7. НЭС; Венгеров. Сл.; КЛЭ; ИРДТ, т. 6 (ук.); Муратова (1); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 189 (письма Н.М.Ежову); ГБЛ, ф. 331 (письма А. П. Чехову); ИРЛИ, ф. 377, ф. 357,оп. 5, д. 14; ф. 155 [справка Л. В. Герашко]; ГПБ, ф. 427, д. 7 (письма Н. А. Лейкину); ЦГИА, ф. 1289, оп. 4, д. 495 (л. д.); ЛГИА, ф. 14, оп. 3, д. 19333 (л. д.).
В.Б.Катаев.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989