Личность и творчество Ивана Бунинав оценке русских и зарубежныхмыслителей и исследователей. Антология
Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2001
П. M. БИЦИЛЛИ
<Рец. на кн.:> Собрание сочинений И. А. Бунина. Т. IV
Изд. "Петрополис". Берлин, 1935
В этих двух, вышедших последними, томах находятся произведения всем хорошо известные, признанные, относящиеся к тому дореволюционному моменту деятельности Бунина, когда его мастерство уже приближалось к высшей точке своего развития ("Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание" и др.), наряду с более ранними. Читая их вместе, убеждаешься, до какой степени неуклонен и ровен был творческий путь Бунина; в свете позднейших вещей яснее видна художественная основа ранних; становится очевидным тематическое единство всего, что он писал. Все его вещи -- и те, что казались когда-то "бытовыми очерками", и нынешние, подлинные поэмы в прозе, -- в сущности, вариации на одну, толстовскую, сказал бы я, тему, -- жизни и смерти. В V-ом томе есть две вещи, стоящие, как может показаться на первый взгляд, особняком: "Старуха" и "Отто Штейн". Если не ошибаюсь, в свое время (1916 г.) они, коротенькие, "бессюжетные", не обратили на себя внимания. Но они поразительны меткостью, безошибочностью, достигаемыми путем словесного внушения, по силе и совершенству равного гоголевскому, изображением совсем особого, "не-гоголевского", вида пошлости: пошлости не обывательской, убогой, автоматической, животной жизни, а, так сказать, "культурной"; пошлости того, что почитается возвышающимся над "мещанством". В этом отношении с обеими бунинскими зарисовками можно сопоставить только некоторые места из "Что такое искусство": оперные спектакли, перечень "поэтических" тем и слов. Лишнее доказательство духовного сродства Толстого и Бунина: одинаковая зоркость, непогрешимое чутье всякой фальши, условности, внешней красивости и одинаковая сила ненависти и отвращения ко всему этому. У обоих это связано с главной темой их раздумий, тем таинственным, невыразимым, что составляет настоящую, неподвластную Смерти, основу жизни, ее суть и ее правду. Толстого эти раздумья привели к руссоистскому культу "простоты" и к безрелигиозному морализму -- и он старался уверить себя, что в этом состоит приносящая успокоение мудрость. Бунин в этом требовательнее и, следовательно, метафизически правдивее Толстого.
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Современные записки. 1935. Кн. 58. С. 471. Печатается по этому изданию.
Петр Михайлович Бицилли (1879--1953) -- литературовед, литературный критик, филолог-славист, культуролог. Эмигрировал в 1920 г. В 1924-- 1948 гг. -- профессор Софийского университета. Бицилли принадлежит около десяти рецензий на произведения Бунина. Основные труды Бицилли по истории русской поэзии, а также о Достоевском, Гоголе, Чехове, Андрее Белом переизданы в кн.: Бицилли П.Н. Избранные труды по филологии. [М.,] 1996. Там же -- подробная библиография его работ, сост. И. В. Анненковой и В. П. Вомперским. "Автобиографию" Бицилли и несколько его статей опубликовал В. А. Туниманов (Русская литература. 1990. No 2). Письма Бунина к Бицилли опубликованы А. Мещерским (Русская литература. 1961. No 4).
"Что такое искусство" -- Трактат Л. Н. Толстого (1897--1898).