-- Мамуся, уже шесть часовъ,-- насмѣшливо улыбаясь, закричалъ Жоржикъ.
-- А въ половинѣ восьмого намъ уже ѣхать надо,-- подхватилъ Маркъ.
-- А ты давала честное слово, что мы сегодня кончимъ обѣдъ въ пять,-- продолжалъ Жоржикъ.
-- Чтобы "малолѣтніе вундеркинды", -- вторилъ ему Маркъ,-- могли отдохнуть передъ концертомъ. А между тѣмъ Олимпъ еще и стола не собирается накрывать.
На эти насмѣшливыя задиранья никто не отвѣчалъ, такъ какъ мамуся, къ которой обращались малолѣтніе вундеркинды, лежала отъ волненія въ спальнѣ съ перевязанной головой.
Вундеркиндамъ въ сущности было рѣшительно все равно, когда будетъ обѣдъ. Они равнодушно относились и къ концерту, давно уже объявленному въ афишахъ и назначенному на сегодня. Имъ просто весело, что сегодня, какъ и всегда, все запаздываетъ, что когда пріѣдетъ карета забирать ихъ въ концертъ, поднимется обычная суета. Съ утра все будто бы начинало налаживаться аккуратно. Всѣ встали раньше обыкновеннаго, озабоченные, дѣятельные, сознающіе важность событія. Но, какъ бываетъ часто, въ моменты высокаго нервнаго напряженія вторгается грубая сила въ лицѣ "гастролирующей Маримонды". Прислуги такъ часто мѣнялись въ этомъ домѣ, что имена ихъ не запоминались, а для нихъ существовало общее нарицательное прозвище Маримонда. Кухарка какъ разъ сегодня выбрала моментъ, чтобы свести счеты съ дѣвченкой, а Олимпіада, кормилица Жоржа, прибавила ложку своего меда. Въ результатѣ завтракъ окончился въ третьемъ часу. Только чадъ жаренаго луку, доносящійся изъ кухни, намекаетъ на возможность обѣда. Жоржикъ доволенъ: отчимъ, Георгій Константиновичъ, не выноситъ кухонныхъ запаховъ, слѣдовательно, элементы взрывовъ наростаютъ съ неумолимой постепенностью. Взрывы для него -- это самое любопытное въ жизни. Маркъ, напротивъ, привыкъ философически относиться къ непрерывнымъ треволненіямъ домашности. Оба развлекаются сообразно своимъ наклонностямъ. Большеглазый Жоржикъ весь погруженъ въ Пинкертона, что не мѣшаетъ ему непрерывно реагировать на окружающую дѣйствительность. Маркъ увлеченъ химіей. Вполнѣ равнодушный по виду къ предстоящей роли вундеркинда, онъ суетится возлѣ цѣлой системы стеклянныхъ трубокъ, изъ которыхъ одна, шипя, выбрасываетъ грязножелтое пламя. Наконецъ, появляется Олимпіада съ грудой тарелокъ на подносѣ.
-- Фу, гадость, брось, всю столовую запакостилъ,-- говоритъ она Марку сердито и демонстративно чихаетъ.
-- На Олимпѣ тучи сгустились,-- констатируетъ Жоржикъ, не отрываясь отъ Пинкертона,-- будетъ буря.
-- Мы поспоримъ,-- подпѣваетъ Маркъ и вдругъ кричитъ:-- а, чортъ!
Онъ прыгаетъ на одной ногѣ и дуетъ на пальцы. Конечно, Жоржикъ также вскакиваетъ и также скачетъ вокругъ брата со всей необузданной пылкостью своего темперамента.
-- А, что, обжегся? Но вѣдь ты говорилъ, что это не жжется?
Мамуся, Людмила Игнатьевна Скадовская, трагически принимаетъ извѣстіе, хочетъ приподняться, хватаясь за голову, пытается встать, но безсильно падаетъ на кушетку. Наконецъ, встаетъ по-настоящему, "подобно Антею, черпающему силы отъ прикосновенья къ перинѣ", иронизируетъ непочтительный сынъ.
-- Маркъ, Марчикъ, вѣдь я же тебя просила... Я умоляла тебя, помнишь, ты далъ честное слово... Маркъ, ты понимаешь, вся будущность... Боже, что съ пальцемъ? Покажи, гдѣ рана?
На лицѣ у Марка, по обыкновенію, пессимистическая улыбка: волненіе матери не прогоняетъ ея. Напротивъ, она становится еще выразительнѣе. Онъ все дуетъ на обожженный палецъ и смотритъ на трубку съ колеблющимся мутножелтымъ огонькомъ.
Людмила Игнатьевна кидается къ мальчику, хватаетъ палецъ дрожащими руками, разсматриваетъ его и въ изнеможеніи падаетъ на стулъ.
-- Сегодня ты играть не можешь,-- мрачно говоритъ она.
Но Маркъ не реагируетъ на трагическое.
-- Пустяки, -- говоригъ онъ равнодушно, -- маленькій ожогъ на большомъ пальцѣ. А ты, Жоржикъ, доносчикъ.
Жоржикъ опять за Пинкертономъ и только радостно улыбается въ отвѣтъ.
-- Правда?-- спрашиваетъ Людмила Игнатьевна спокойнѣе.
Она такъ же быстро возстановляетъ душевное равновѣсіе, какъ и теряетъ его.
-- Что это за ужасный запахъ? Маркъ, я запрещаю тебѣ.
-- Что ты понимаешь? Этотъ газъ имѣетъ нуль запаха.
-- Маркъ, убери эти глупости,-- говоритъ Олимпіада, замахиваясь скатертью на колбочки, реторты, пузырьки, разбросанные по обѣденному столу.
Маленькая Фимочка рѣшаетъ, что наступило время сказать и ей свое слово.
-- Убери свои глупости,-- повторяетъ она, глядя строго на Марка. И вдругъ поднимаетъ неистовый крикъ. Жоржикъ, подкравшись, схватилъ ее на руки и закружился съ нею.
Лицо Олимпіады темнѣетъ. Она, стиснувъ руки, бросаетъ скатерть, швыряетъ ложки, ножи, стулья, вообще производить шумъ, соотвѣтствующій предсказанному грому.
Вся эта суматоха развлекаетъ еще одного свидѣтеля. Въ столовую вошелъ Андрей Александровичъ Двоекуровъ, дѣдушка, отецъ перваго мужа Людмилы Игнатьевны. Дѣдушка живетъ рядомъ, по той же лѣстницѣ, на одной площадкѣ. У него своя маленькая квартира, своя кухня, но онъ любитъ приходить сюда, чтобы развлекаться, и теперь весело смѣется. Но Людмила Игнатьевна, вернувшись изъ кухни, находитъ новый предметъ для ужаса.
-- Руки, Боже мой, руки!-- кричитъ она.-- Ты утомишь руки, Жоржикъ! Я запрещаю! Брось дѣвочку!
Жоржикъ исполняетъ приказаніе буквально. Онъ бросаетъ Фимочку на полъ, правда, очень осторожно, только для эффекта. Эффектъ полный. Фима кричитъ, Людмила Игнатьевна стоитъ на колѣняхъ возлѣ ребенка, цѣлуетъ его, прижимаетъ къ себѣ.
-- Ты злой, злой,-- говоритъ она Жоржику.
Но Жоржъ не только скандалистъ, но и казуистъ -- побѣдоносно замѣчаетъ:
-- Ты сказала "брось". Дѣти обязаны повиноваться родителямъ.
Фимочка уже утѣшена. Она подходитъ къ Жоржику и также повторяетъ: "злой, злой". Потомъ, лукаво улыбаясь, смотритъ на него и говоритъ:
-- Ну, брось меня еще!
Теперь всѣ хохочутъ. Дѣдушка даже присѣлъ, обезсилѣвъ отъ смѣха. Но вдругъ лицо его становится серьезнымъ, даже сердитымъ.
-- Маркъ, ты стащилъ у меня этотъ камушекъ?
-- Да, мнѣ это необходимо для опыта.
Дѣдушка любитель минералогіи. Въ его стеклянномъ шкафу собрана большая коллекція камней. Но Маркъ любитель химіи. Эта страсть побѣждаетъ въ немъ нравственные принципы, и онъ прибѣгаетъ иногда къ непозволительнымъ средствамъ, чтобы добыть то, что считаетъ необходимымъ.
-- Зачѣмъ тебѣ селенистый свинецъ?
-- Я хотѣлъ добыть селенитъ для безпроволочнаго телефона.
-- Дуракъ, развѣ можно безъ лабораторіи.
-- Я хотѣлъ съ товарищами.
-- Какъ?.. Да ты отломилъ базо-пинакоидъ! Такой рѣдкій экземпляръ!
-- Я -- маленькій кусочекъ.
-- Кусочекъ! Одинъ кусочекъ, да другой кусочекъ! Твой отецъ никогда такъ не дѣлалъ.
Дѣдушка волнуется, нервно перебираетъ дрожащими пальцами по борту своей венгерки.
Людмила Игнатьевна съ мольбой смотритъ на старика.
-- Господа, пожалуйста! Дѣдушка, ради Бога! Вѣдь сегодня концертъ!
-- И при томъ у Марка переходный возрастъ,-- подхватываетъ Жоржъ.
Дѣдушка не уступаетъ. Еще сильнѣе дрожатъ его пальцы.
-- Дѣдушка,-- умоляетъ Людмила Игнатьевна,-- вѣдь концертъ сегодня...
Повидимому, дѣдушка смягчается. Пальцы его перестаютъ бѣгать по борту венгерки. Онъ засовываетъ руки въ карманы.
-- За то сегодня онъ поиграетъ тебѣ,-- вкрадчиво говоритъ Людмила Игнатьевна.-- Ты будешь слушать чудный концертъ Шумана.
-- Я не пойду сегодня.
Людмила Инатьевна, конечно, потрясена.
-- Почему?
-- Я уже видѣлъ этотъ концертъ во снѣ. Это значитъ, что я слишкомъ нервенъ. Надо избѣгать того, что волнуетъ.
Дѣдушкѣ восемьдесятъ лѣтъ. Онъ здоровъ, хорошо видитъ и слышитъ, но всегда тщательно соблюдаетъ правила физической и психической гигіены.
Людмилѣ Игнатьевнѣ очень обидно, но она знаетъ, что дѣдушку не переспоришь. Когда замѣшана въ дѣло его гигіена, онъ твердъ, какъ скала.
Кстати, въ передней звонокъ, дѣти прислушиваются: если отчимъ, надо подтянуться. Нѣтъ, это только Рита, старшая сестра, которую они еще сегодня не видѣли.
-- Какъ ты причесана?-- кричитъ Жоржикъ въ темноту передней, и, оборачиваясь къ дѣдушкѣ, продолжаетъ:
-- Вчера у нея были колбасики вокругъ ушей и она ходила такъ.
Онъ прошелся, вытянувъ шею впередъ, съ неподвижной, слегка поникшей головой.
Братья цѣнили въ своей сестрѣ "дѣвицу съ перцемъ", плѣняясь причудливыми полетами ея фантазіи въ костюмахъ и прическѣ, которую она умѣла такъ разнообрааить, что лицо ея казалось всегда новымъ.
Рита вошла, привычная къ общему вниманію, такъ "просто", какъ на сценѣ вошла бы дѣвушка, вернувшаяся домой обѣдать. Ее нельзя было назвать красивой, но что-то дерзко спокойное, вызывающе равнодушное было въ ея высокой, стремящейся впередъ фигурѣ. Оригинальный разрѣзъ глазъ, длинныхъ, суженыхъ, сѣрыхъ съ яркими огненными крапинками привлекалъ тревожное вниманіе.
-- Сегодня она опять иначе,-- кричитъ Жоржикъ.
Мягкіе разсыпающіеся волосы Риты, свернутые на затылкѣ, обрамляли лобъ двумя волнистыми прядями. И ходила она сегодня иначе. Слегка покачиваясь, съ откинутой назадъ головой. Конечно, было бы красиво при этомъ держать бѣлую лилію въ правой рукѣ... Но такихъ тайныхъ желаній Рита выражать не рѣшалась. Ей 19 лѣтъ, но она хотѣла бы казаться еще моложе.
Игнорируя шумныя привѣтствія братьевъ, она кивнула кузену, поцѣловала дѣдушку, все съ той же искусственной граціей, которая казалась бы вполнѣ естественной на сценѣ. Вся эта грація, однако, быстро исчезла, когда она взглянула на полунакрытый столъ. Она самымъ прозаическимъ образомъ пожала плечами.
-- Какъ, вы не обѣдали? Да о чемъ же вы думаете, господа? Скоро придутъ за вундеркиндами, а они сидятъ съ немытыми носами.
-- Столъ не накрытъ,-- говоритъ Жоржикъ. Въ его глазахъ вспыхиваютъ огоньки удовольствія.-- Но на крышѣ сидитъ кошка и облизываетъ свою лапку...
-- Это изъ Марго, дѣдушка.
-- Что это значитъ?-- спросилъ старикъ, угадывая развлеченіе.
-- А то, что кошка утащила курицу.
Эффектъ полный. Дѣдушка сытъ и, беззаботно смѣется, Людмила Игнатьевна прикладываетъ пальцы къ вискамъ.
-- Что же будетъ ѣсть Георгъ?
Потомъ, неожиданно, со спокойствіемъ отчаянія, прибавляетъ:
-- Въ концѣ концовъ мнѣ все равно, я умываю руки.
-- Олимпъ, подай полотенце,-- кричитъ Жоржъ.
-- Убирайся со своимъ остроуміемъ! Что я могу сдѣлать? Съ утра у меня мигрень, а эта женщина (жестъ въ сторону ушедшей), какъ только узнала, что сегодня концертъ,-- кончено. На кухнѣ все вверхъ дномъ. Она врагъ дома, настоящій врагъ... Я безсильна... (голосъ возвышается). Пусть она уходить, сейчасъ, сію минуту, съ ней ни одна прислуга жить не хочетъ.
-- Все-таки надо, чтобы дѣти пообѣдали.-- Голосъ дочери звучитъ строго, выраженіе лица покровительственное.-- Олимпіада, зачѣмъ вы такъ опаздываете?
-- А я чѣмъ виновата? Бѣгала за другой курицей, а потомъ Маркъ не позволялъ накрывать. Да васъ и барина до сихъ поръ дома не было,-- доносится откуда-то голосъ Олимпіады.
-- Но мы здѣсь, а обѣда нѣтъ.
-- Отецъ вернулся съ тобой?-- спросила Людмила Игнатьевна.
-- Да, мы пришли вмѣстѣ съ Георгіемъ Константиновичемъ.
Какъ всегда, она подчеркиваетъ, что не желаетъ называть отчима отцомъ. Вмѣстѣ съ нею будируютъ и мальчики. Людмила Игнатьевна огорчена, что дѣти чуждаются ея второго мужа. Но они страшно упорны. Рѣзвые мальчики при отчимѣ становятся угловатыми и съ нѣкоторымъ усиліемъ принуждаютъ себя разговаривать съ нимъ, съ нимъ, человѣкомъ такимъ вѣжливымъ и безконечно мягкимъ. А Рита? Въ ея голосѣ чуткій слухъ матери подмѣтилъ новую нотку, которую она приписывала еще болѣе обострившейся враждебности. Конечно, Рита больше всѣхъ пострадала отъ этого брака, такъ какъ, по своему малодушію, Людмила Игнатьевна отослала дочь на нѣсколько лѣтъ къ теткѣ въ Москву. Но неужели нужно такъ долго помнить обиду? Людмила Игнатьевна кидаетъ въ дочь робкій взглядъ, но у той лицо спокойно. Однако, мать все-таки чувствуетъ что-то такое, въ чемъ не можетъ дать себѣ ясный отчетъ. Иногда что-то кольнетъ внутри, что-то больно ударитъ по сердцу, и останется тамъ ощущеніе смутной тоски, вотъ какъ сейчасъ.
Она подошла къ Ритѣ, взяла ея голову, заглянула въ продолговатые сѣрые глаза съ яркими крапинками и поцѣловала красныя губы.
Аккуратно къ этому моменту появляется изъ своего кабинета хозяинъ дома. Слегка согнутый, съ бѣлыми тонкими руками, съ узкимъ срѣзанымъ подбородкомъ, Георгій Константиновичъ весь -- вѣжливость и вниманіе. Его таинственные глаза смотрятъ ласково и капризно, какъ у балованныхъ дѣтей. Движенія его мягки; онъ точно извиняется постоянно за несовершенства не только свои, но и всего человѣчества, какъ и подобаетъ поэту. Хотя онъ служилъ въ археографической коммиссіи, но писалъ стихи и печаталъ ихъ подъ псевдонимомъ. Онъ предупредительно здоровается съ дѣдушкой и спрашиваетъ, какъ его здоровье. Но старикъ недоволенъ; пожимая бѣлую барски-выхоленную руку, онъ теряетъ часть своей жизнерадостности. Что за манера спрашивать вѣчно о здоровьи! Какъ будто не видитъ, что человѣкъ здоровъ. На лицѣ Людмилы Игнатьевны появляется отпечатокъ виновности. Она вспоминаетъ о похищенной курицѣ, она не увѣрена въ обѣдѣ. Дѣти также начинаютъ сознавать свои несовершенства. И никто не умѣетъ объяснить себѣ, отчего такъ стѣсняетъ всѣхъ этотъ человѣкъ, исполненный предупредительности и благожелательности.
II.
-- Дѣти, за столъ!
При мужѣ Людмила Игнатьевна старается говорить съ дѣтьми строго. Но у дѣтей свои обычаи, отъ которыхъ они не отступаютъ. Они являются къ столу съ книгами. Стаканы служатъ подставками для книгъ, столовыми ножами разрѣзываются страницы, и вмѣстѣ съ супомъ Маркъ и Жоржикъ усердно поглощаютъ свою духовную пищу. Столовая во время обѣда превращается въ кабинетъ для чтенія.
Георгій Константиновичъ, элегантно одѣтый, старается не замѣчать дѣтей. Онъ занятъ обѣдомъ и, какъ всякое дѣло, которое онъ дѣлаетъ, онъ дѣлаетъ и это хорошо. Его шелковистые усы Kaiser Wilhelm мѣрно поднимаются въ тактъ движенію челюстей. Онъ показываетъ наглядно, какъ надо ѣсть, какъ держать себя за столомъ, и очень рѣдко дѣлаетъ замѣчанія.
-- Дѣти опять съ книгами,-- стараясь быть строгой, говоритъ Людмила Игнатьевна.-- Маркъ, еще вчера ты далъ мнѣ честное слово... Я рѣшительно запрещаю...
-- И это вредно,-- прибавляетъ дѣдушка.-- Кровь приливаетъ къ головѣ, а между тѣмъ, во время ѣды, она должна приливать къ желудку.
Это не убѣждаетъ любителей чтенія.
-- Дѣти,-- раздражается дѣдушка,-- это непослушаніе. Вашъ отецъ никогда такъ не дѣлалъ.
Но результаты тѣ же. Тогда Людмила Игнатьевна принимаетъ рѣшительныя мѣры: выхватываетъ книгу и швыряетъ ее въ уголъ.
-- Это -- неуваженіе къ печатному слову,-- говоритъ Маркъ, улыбаясь.-- И ты забыла, мамуся, что нельзя разстраивать вундеркинда передъ концертомъ.
-- Ради Бога, хоть сегодня, въ такой день...
-- Какой же сегодня день?-- наивно спрашиваетъ Жоржикъ,-- такой же, какъ всегда. Послѣ пятницы суббота, да еще солнце заходитъ немножко позже вчерашняго.
-- Да еще,-- замѣчаетъ Рита,-- за эти 24 часа ты поглупѣлъ соотвѣтственно.
-- Жоржъ, передай мнѣ NaCl.
-- Это еще что?-- спросила Людмила Игнатьевна.
Маркъ сдѣлалъ чуть замѣтное, презрительное движеніе губами.
-- Это -- химическая формула соли.
-- Ужасна эта химія. Вѣдь ты обжегъ палецъ.
Въ душѣ Людмила Игнатьевна восхищалась своими дѣтьми и только какъ "мать" не рѣшалась хвалить ихъ.
-- Счастливый Маркъ,-- вздыхаетъ Жоржикъ,-- у него переходный возрастъ, такъ его никто не трогаетъ.
Людмила Игнатьевна краснѣетъ. Дѣйствительно, изъ-за этого комически звучащаго переходнаго возраста, Марку все спускается.
-- Хорошо, если бы во время концерта,-- неожиданно для себя подумалъ вслухъ Маркъ, и глаза его мечтательно померкли,-- вдругъ свалилась люстра.
Всѣ засмѣялись, и Георгій Константиновичъ снисходительно спросилъ:
-- Откуда у тебя такія анти-соціальныя фантазіи?
Маркъ сконфузился и, разсердившись отъ этого конфуза, рѣшилъ держать себя независимо.
-- Хорошо было бы! Случился бы скандалъ, и о насъ бы заговорили во всѣхъ газетахъ.
-- Ты жаждешь славы! Не лучше ли завоевать ее иначе?
Маркъ знаетъ, что ему придется парировать удары, и все больше закоренѣваетъ въ упорствѣ.
-- Иначе нельзя. Мало ли есть на свѣтѣ вундеркиндовъ? Да мы и не изъ первыхъ. И хорошъ вундеркиндъ въ 14 лѣтъ! Нашли, чѣмъ удивить. Вотъ люстра,-- это другое дѣло.
-- А пока что, ѣшь мясо.
Маркъ отказывается отъ мяса. Онъ хочетъ третьяго -- битыхъ сливокъ съ каштанами. Длинная пауза между блюдами утомляетъ. Появляется раздраженіе у ожидающихъ къ тѣмъ, которые еще только сбиваютъ сливки тамъ, на кухнѣ. Чтобы разрядить электричество, Георгій Константиновичъ заводитъ разговоръ со студентомъ объ университетскихъ дѣлахъ. Но Афанасій Ивановичъ реагируетъ плохо. Университетъ его мало интересуетъ. Георгій Константиновичъ пробуетъ заговорить объ окультизмѣ, которымъ увлекается студентъ. Но тутъ дѣло выходитъ уже совсѣмъ плохо. Афанасій Ивановичъ заминается и почти не отвѣчаетъ. Появляется, наконецъ, Олимпіада, неизмѣнно сопровождаемая Фимой. Всей своей фигурой Олимпіада свидѣтельствуетъ, что только изъ великодушія она не швыряетъ на столъ блюдо съ каштанами.
-- Знаешь, почему ты такая злая?-- говоритъ Жоржикъ,-- потому что твое имя состоитъ изъ "Олимпъ" и "ада". А всѣ боги на Олимпѣ стали чертенятами.
Олимпъ никогда не сердится на своего молочнаго сына. Она удаляется даже съ проблесками улыбки на лицѣ. Фимочка остается и внимательно слѣдитъ глазами за каждой тарелкой сливокъ съ каштанами.
-- Дѣвочка также хочетъ сладенькаго.-- Людмила Игнатьевна, улыбаясь, беретъ ребенка на колѣни и кормитъ его своей ложкой.
Скоро восемь часовъ. Рита считаетъ необходимымъ вмѣшаться.
-- Вундеркинды, живо, одѣвайтесь!
Оба ни съ мѣста.
-- Маркъ, Жоржикъ!
-- Вѣдь мы во второмъ отдѣленіи.
Но съ сестрой плохія шутки. Она хватаетъ за плечи одного, потомъ другого и выталкиваетъ изъ-за стола. Маркъ покоряется, онъ уже начинаетъ проникаться важностью приближающагося момента. Но Жоржикъ наполняетъ залъ криками протеста. Сначала онъ не хочетъ мыться, и говоритъ объ этомъ все время, пока моется; потомъ отказывается надѣвать свой обычный костюмъ. Вмѣсто длинныхъ чулокъ въ требуетъ носки и штиблеты, а главное, непремѣнно настоящія брюки вмѣсто короткихъ дѣтскихъ панталончиковъ.
-- Мнѣ это обѣщали еще на первый концертъ. Разъ меня уже надули. Теперь я не хочу.
-- Брюкъ нѣтъ,-- кричитъ Рита,-- ты понимаешь,-- нѣтъ! Это идіотство требовать того, чего нѣтъ.
-- Она мнѣ давала честное слово.
Людмила Игнатьевна находитъ своевременнымъ появиться съ неоконченной прической въ стилѣ индѣйскаго вождя. Поднятые на макушкѣ волосы перехвачены шнурочкомъ и спускаются на плечи жиденькой бѣлокурой гривой. Ловко оперируя горячими щипцами, она упрашиваетъ Жоржика:
-- Ну, Жоржикъ, мой дорогой, мой милый мальчикъ, въ послѣдній разъ... Я не виновата, понимаешь, портной...
-- Ай, какъ стыдно,-- вмѣшивается дѣдушка.
-- Да, да,-- перебиваетъ его Жоржикъ,-- ты скажешь, что мой отецъ никогда такъ не дѣлалъ. Но если бы отцу обѣщали штаны, то и онъ не сталъ бы терпѣть. За экзамены, вообще, мнѣ обѣщали телефонъ, за гармонію въ консерваторіи-акваріумъ, потомъ Цепелина... И мало ли еще что мнѣ обѣщали.
Пока онъ вспоминаетъ свои обиды, Олимпіада быстро одѣваетъ своего любимца.
-- Ты глупъ, -- со спокойнымъ величіемъ замѣчаетъ Маркъ, уже облеченный въ курточку и черные чулки,-- какіе же мы будемъ вундеркинды, если насъ одѣнутъ, какъ взрослыхъ.
Людмила Игнатьевна спѣшитъ уйти,-- у нея свои заботы: ей надо загладить на лицѣ слѣды, оставленные неумолимымъ временемъ. Въ ней всегда живетъ наивная увѣренность, что самый проницательный взоръ не замѣтитъ этихъ исправленій.
Рита также уходитъ къ себѣ. Хаотическій безпорядокъ въ ея комнатѣ не смущаетъ хозяйку. Перевернувъ все вверхъ дномъ, она находить то, что ей нужно, и черезъ нѣсколько минутъ готова. Раздается давно ожидаемый звонокъ.
Руки Марка немного дрожатъ, матовое лицо оживлено румянцемъ. Жоржикъ не обнаруживаетъ признаковъ волненія.
-- Рита,-- кричитъ онъ изъ передней,-- это Дуванчикъ пріѣхалъ.
-- Здорово, братъ,-- говоритъ студентъ-технологъ Дувановъ, русскій, здоровенный богатырь купеческаго типа,-- конечно, у васъ не готовы?
-- Я готовъ,-- отвѣчаетъ Георгій Константиновичъ, появляясь изъ дверей кабинета, какъ всегда, элегантный.-- А вотъ артистовъ, кажется, еще причесать надо.
Онъ показываетъ на лохматую Голову Жоржика.
-- Иди, иди, я подожду, -- говоритъ Дувановъ, присаживаясь.
Дувановъ влюбленъ въ Риту, влюбленъ весело, со всей радостью юности. Онъ по товарищески жметъ ей руку, иногда вздохнетъ, послѣ вздоха улыбнется и всегда прямо смотритъ ей въ глаза. Георгій Константиновичъ вѣжливъ съ гостемъ до высочайшей степени своей вѣжливости. Дувановъ чувствуетъ къ нему за это вражду, раздражается, хотѣлъ бы сказать что-нибудь ядовито-остроумное и въ то же время находитъ, что это глупо; рука невольно тянется къ вихрамъ отъ смущенія. Почему присутствіе "этого" раздражаетъ? Окончательно разсердившись, онъ отходитъ къ окну, но боится, что и это покажется страннымъ. Онъ садится въ кресло, беретъ газету и закрывается ею.
-- Это, кажется, третьеводняшній номеръ, -- замѣчаетъ Георгій Константиновичъ.
Дувановъ окончательно подавленъ. Къ счастью, входитъ Исторовъ.
-- А, Афанасій Ивановичъ, мое почтеніе!
Исторовъ не любитъ своего имени. Когда-то, въ дни юности соотвѣтствіе между его внѣшностью и именемъ даже причиняло ему страданія, вызывало насмѣшки товарищей гимназистовъ. Впрочемъ, и теперь невзыскательные насчетъ остроумія студенты упражнялись въ томъ же родѣ.
Исторову непріятно было говорить съ непосвященными объ оккультизмѣ.
-- Ничего, хорошо.
-- Вертишь столы?
-- Столы?-- удивленно спрашиваетъ Афанасій Ивановичъ,-- развѣ мы занимаемся спиритизмомъ?
-- Они смотрятъ на кончики своихъ носовъ,-- вмѣшивается Жоржикъ,-- и дышатъ одной ноздрею. Правда?
-- Правда,-- серьезно отвѣчаетъ Исторовъ.
Жоржикъ отъ удивленія открываетъ ротъ.
Входитъ Рита, окутанная въ газъ и блестки. Она окидываетъ всѣхъ властнымъ взглядомъ длинныхъ сѣрыхъ глазъ, въ которыхъ чувствуется холодъ преждевременно созрѣвшей усталой души.
-- Дуванчикъ, здравствуйте!
Дувановъ срывается съ мѣста, предупредительно беретъ узенькую руку, такую вялую, теплую, и горячо, хоть осторожно, сжимаетъ ее въ своей огромной красной рукѣ. Онъ всматривается въ блѣдное лицо. Что-то новое есть въ немъ. Что-то важное и чужое. Порывъ ревности холодитъ его душу. Онъ давно уже пересталъ смотрѣть на Риту, какъ на чужую. Въ своихъ мечтахъ онъ представлялъ себѣ ее своей женой. Но въ эту минуту въ немъ поднялась какая-то тревога...
И Афанасій Ивановичъ любуется кузиной, но взглядъ его наблюдающій, холодный. Онъ также видитъ перемѣну
Изъ глубины кожанаго кресла, сидя въ удобной позѣ, чуть-чуть насмѣшливо смотритъ на всѣхъ Георгій Константиновичъ.
-- Можно ѣхать?-- спрашиваетъ Дувановъ.
-- Кажется, можно,-- отвѣчаетъ Рита.-- Я употребила энергичныя мѣры.
-- Конечно, во всемъ виноватъ Олимпъ!
Дувановъ любитъ все въ этомъ домѣ, кромѣ, впрочемъ, хозяина. Эти избалованные, прежде времени развитые мальчишки кажутся ему уже братьями; наглость Олимпа поражаетъ его, какъ и всѣхъ; онъ даже готовъ обожать Фимочку, чтобы только понравиться мамусѣ, которую считаетъ лучшей женщиной въ мірѣ.
Появляется Маркъ -- настоящій эстрадный геній. Все на немъ шикарно. Большой откладной воротничекъ снѣжной бѣлизны и синій бантъ, повязанный съ искусственной небрежностью, сильно уменьшаютъ его возрастъ. Со вторымъ вундеркиндомъ дѣло обстоитъ не такъ благополучно: костюмъ Жоржика измятъ, концы банта торчатъ, а воротничокъ, несмотря на усиленныя старанія Олимпа, безпрестанно съѣзжаетъ на сторону. Щуря огромные глаза, кусая красныя губы, онъ прячется за брата, такъ какъ стыдится дѣтской куртки и своихъ длинныхъ ногъ въ черныхъ чулкахъ.
Въ передней, во время суеты, Маркъ дѣлаетъ видъ, что вспомнилъ о чемъ то важномъ и неожиданно обращается къ дѣду:
-- Дѣдушка, я забылъ: дай денегъ.
Дѣдъ машинально вынимаетъ кошелекъ.
-- Сколько тебѣ?
-- Да сколько-нибудь, на извозчика.
-- Ты -- жуликъ, вѣдь у насъ карета,-- шепчетъ ему Жоржикъ.
Но Маркъ уже получилъ. Улыбаясь, онъ прячетъ деньги въ карманъ.
-- Ничего, это будетъ мнѣ на бертолетовую соль.
-- Вотъ какой!-- говоритъ Жоржъ.
Какъ истинный безсеребренникъ, онъ восхищается ловкостью брата совершенно безкорыстно.
Уже всѣ одѣты. Въ переднюю доносится крикъ Людмилы Игнатьевны.
-- Господа, а я... подождите меня.
Мягко улыбаясь, Дувановъ глядитъ на Риту. Мамуся, большая мотовка, истратилась къ концу мѣсяца и теперь находится въ періодѣ яростной экономіи. Конечно, онъ повезетъ ее.
-- Рита, ты идешь со мной,-- говоритъ Георгій Константиновичъ, который все время держался въ сторонѣ.
Онъ, какъ всегда, изящно небреженъ и немногословенъ Его сѣрые, капризно-женскіе глаза прикованы къ лицу Риты. Рита молчитъ, окидывая всѣхъ властными глазами. На лицѣ ея опять появляется новое выраженіе. Дувановъ чувствуетъ его и съ нетерпѣніемъ ждетъ отвѣта. Чувство антипатіи къ Георгію Константиновичу вырастаетъ до огромныхъ размѣровъ.
-- Рита, вѣдь ты хотѣла...-- настаиваетъ Скадовскій.
-- Я такъ легко одѣта,-- говоритъ дѣвушка...
Въ тонѣ ея что-то вызывающе-капризное.
-- У меня купэ, я нарочно взялъ.
Голосъ Георгія Константиновича, всегда ровный, теперь выражалъ нѣкоторое волненіе.
Чутко прислушивающійся Исторовъ улыбнулся. Дувановъ заторопилъ дѣтей, даже забывая о Людмилѣ Игнатьевнѣ.
-- Ну, господа, ѣхать, такъ ѣхать,-- сказалъ онъ сердито,-- вѣдь намъ еще за Райской надо. Сначала отвеземъ дѣтей и Риту Николаевну...
-- Нѣтъ, Рита ѣдетъ со мной,-- говоритъ Георгій Константиновичъ.
Въ голосѣ его звучитъ металлическая нотка.
Молчаніе. Исторовъ смотритъ на кузину враждебно. Онъ не довѣряетъ ей, хотя она никогда не требовала его довѣрія; подозрѣваетъ въ чемъ-то, хотя не имѣетъ для этого никакихъ основаній. Онъ чувствуетъ себя почему-то оскорбленнымъ. На лицѣ дѣвушки неопредѣленная усмѣшка. Она говоритъ совсѣмъ просто:
-- Дайте мнѣ пальто, Дуванчикъ, и ѣдемъ.
У Дуванова ноздри раздулись отъ торжества. Онъ поспѣшно одѣваетъ дѣвушку, закрывая ее отъ Георгія Константиновича, точно боится, что послѣдній отниметъ ее.
Уже въ дверяхъ Рита кричитъ:
-- Мы уѣхали, Муся. Тебя повезетъ Георгій Константиновичъ.
Молодежь шумно сбѣгаетъ съ лѣстницы. Дѣдъ впускается за ними.
Въ квартирѣ становится тихо. Георгій Константиновичъ идетъ, грызя ногти. Онъ это позволяетъ себѣ только наединѣ. Онъ ждетъ, а у Людмилы Игнатьевны, какъ на зло, дѣло не спорится сегодня.
Онъ шагаетъ по кабинету раздраженный. Изъ спальни несутся оправданія Людмилы Игнатьевны, которыхъ онъ совсѣмъ не слышитъ да и не хочетъ слышать. А Людмила Игнатьевна дрожащей, но осторожной рукой, проводитъ тонкую полоску бровей надъ безпокойно блестящими глазами.
III.
Всю дорогу Георгій Константиновичъ молчитъ въ своемъ двухмѣстномъ купэ, довольно опрятномъ для наемнаго экипажа. Онъ никогда не споритъ, не пикируется. Онъ только молчитъ, когда недоволенъ. Но Людмила Игнатьевна, предпочитавшая бурю и натискъ мертвому штилю, чувствовала себя глубоко несчастной. Она никакъ не могла понять, зачѣмъ сердиться изъ-за такой пустяшной неаккуратности. Вѣдь благотворительные концерты всегда начинаются поздно. Но, увы! широкая лѣстница концертнаго зала была пуста, сверху доносились звуки рояля, а съ площадки смотрѣлъ на нихъ Дувановъ съ бантикомъ распорядителя на груди.
-- Вотъ парикмахерская морда,-- бормоталъ онъ, искоса поглядывая на Георгія Константиновича, спокойно поднимавшагося по мраморнымъ ступенямъ, въ то время, какъ худенькая мамуся, съ виноватымъ лицомъ, на которомъ выдѣлялись наивно подрисованныя брови, путалась въ шлейфѣ темносиняго платья.
-- Вотъ, бѣдненькая, обожаетъ такого идола,-- подумалъ онъ и, любезно улыбаясь, подалъ руку Людмилѣ Игнатьевнѣ.
Исполнительская была полна. Высокій басъ съ кадыкомъ, выступавшій теперь только на благотворительныхъ концертахъ, дѣлилъ свое вниманіе между коньякомъ и роялемъ. Онъ то выпивалъ рюмочку, то подходилъ къ инструменту и, ударяя мизинцемъ по клавишамъ, тянулъ свою ноту. Молоденькая артистка постукивала пальцами по колѣнямъ. Отъ нея распространялся запахъ валеріановыхъ капель. Въ углу сидѣла трепещущая скрипачка съ холодными пальцами, отказывающимися держать смычокъ.
-- Нѣтъ, мама, я не выйду,-- шептала она сидѣвшей рядомъ матери.-- Мнѣ сдѣлается дурно... я заплачу... я не могу...
-- Перемогись, дитя, вѣдь это необходимо...
Людмила Игнатьевна растерянно искала глазами дѣтей. Но ихъ заслоняла сильно декольтированная толстая пѣвица. Она горячо бросилась привѣтствовать счастливу" мать. Вѣдь она уже имѣла удовольствіе слышать этихъ, очаровательныхъ малютокъ.
Маркъ горѣлъ отъ стыда, а Жоржикъ весь раздулся отъ сдерживаемаго смѣха. Хороши малютки!
Пѣвица, уже при встрѣчѣ душившая дѣтей своими объятіями, теперь снова набросилась на нихъ. Маркъ отдѣлался счастливо, а Жоржикъ жаловался потомъ, что она отдавила ему носъ пуговицей.
Въ уголкѣ, вдали отъ всѣхъ, сидѣла худая дама въ шелковомъ платьѣ со стеклярусомъ, принадлежавшимъ ея богатой сестрѣ; она боялась, какъ бы не замѣтили, что лифъ широкъ, а юбка коротка. Возлѣ нея стоялъ восьмилѣтній сынъ, Илья Бухштейнъ, выдающійся віолончелистъ. Онъ усердно истреблялъ всѣ угощенія, которыми его кормили студенты со значками. Мать сердито шептала ему:
-- Не ѣшь такъ много... Руки замажешь и тебѣ скоро захочется спать.
Илья слушалъ и ѣлъ.
Людмила Игнатьевна привѣтливо поклонилась матери, которая заботливо прятала свои исколотыя иголкой руки.
-- И вашъ играетъ сегодня?-- спросила она, ласково погладивъ жесткія кудри мальчика.-- Дѣти, вы уже поздоровались?
Да, дѣти уже поздоровались, но теперь не до разговоровъ: скоро ихъ выпустятъ. Маркъ загадываетъ, будутъ ли оваціи. Въ апплодисментахъ; онъ не сомнѣвается. Вообще, онъ не любитъ играть въ одномъ концертѣ съ Бухштейномъ. Когда участвуетъ этотъ геній, всѣ оваціи достаются ему. Жоржикъ же совсѣмъ недоволенъ своимъ талантомъ, вслѣдствіе котораго ему приходится публично показывать на эстрадѣ свои длинныя журавлиныя ноги, да еще въ этихъ противныхъ чулкахъ. Если бы это зависѣло отъ него, онъ никогда не игралъ бы передъ публикой. Приходилось утѣшаться тортомъ, которымъ распорядители кормили маленькихъ артистовъ. Раздался звонокъ, студентъ увелъ арфистку. Скрипачка вскочила, сжала руки и рѣшительно сказала:
-- Мама, пойдемъ, я не могу!..
Мать съ убитымъ лицомъ, не говоря ни слова, уложила скрипку въ футляръ, накинула боа на голыя плечи дочери, и обѣ, молча поклонившись, ушли изъ исполнительской.
-- Робость самый опасный врагъ артистовъ,-- сказала пѣвица.
Арфистка вернулась. Дѣти поняли, что пришло ихъ время. Покорно положили они недоѣденныя груши на свои тарелки. Распорядитель взялъ Марка за правую руку, Жоржика за лѣвую и повелъ ихъ въ залъ. Людмила Игнатьевна слѣдовала за ними. Въ залу она не вошла, но осталась передъ закрытой дверью; приложивъ руки къ сильно бьющемуся сердцу, стала слушать. Она услышала апплодисменты, которыми привѣтствовали ея мальчиковъ, перекрестилась и вернулась въ исполнительскую.
-- Даже сюда слышно было, какъ принимали вашихъ дѣточекъ,-- сказала худая дама съ глубокимъ вздохомъ,-- ты слышалъ, Илья?
Конечно, Илья слышалъ, но онъ мало интересовался даже собственными апплодисментами. Наполнивъ желудокъ сладостями, онъ теперь сидѣлъ неподвижно, прислонившись къ своей віолончели. Болѣзненный и слабый, онъ привыкъ рано ложиться спать. Съ трудомъ удерживался отъ зѣвоты.
Скорѣй бы эти русскія дѣти кончили играть. Тогда онъ исполнитъ свои номера и будетъ сладко спать, на мягкихъ подушкахъ кареты, прислонившись къ матери.
Но русскія дѣти играли долго. Имъ хлопали много, заставляли повторять. Маркъ, констатировавшій овацію, непринужденно кланялся, отступая спиной, какъ настоящій эстрадный вундеркиндъ. За то Жоржикъ возбуждалъ въ залѣ общую веселость. И, дѣйствительно, онъ имѣлъ смѣшной видъ, этотъ широкоротый длинноногій птенецъ, нелѣпо вытягивавшій шею и наступавшій брату на пятки. Даже во время игры, чудесно выполняя какой-нибудь трудный хроматическій пассажъ, онъ вдругъ неожиданно высовывалъ кончикъ языка. Публика принимала его такъ горячо, что гладкій лобъ изящнаго Марка даже слегка омрачился.
Людмила Игнатьевна вся свѣтилась радостью, когда дѣти, наконецъ, вернулись къ ней и смущенно стали по обѣимъ сторонамъ ея кресла. Желая выразить кому-нибудь свои добрыя чувства, она сказала худой дамѣ:
-- Теперь вашъ Илья... Онъ -- геніальный мальчикъ.
Маленькій Бухштейнъ былъ, дѣйствительно, необыкновеннымъ артистомъ. Онъ былъ одаренъ способностью безсознательнаго творчества. Его младенчески простая душа умѣла будить души взрослыхъ, открывала невѣдомыя красоты чистѣйшей поэзіи. Ничего не зная самъ, онъ училъ тѣхъ, кто зналъ много. Даже въ исполнительской пріотворили дверь и замерли, прислушаваясь къ тягучимъ звукамъ веліончели. Нельзя было повѣрить, что эти звуки творитъ восьмилѣтній чародѣй, который еще самъ не можетъ поднять своего инструмента.
Дверь закрыли, но шумъ возгласовъ и апплодисментовъ проникъ и черезъ дверь. Марку это было непріятно, и онъ не совсѣмъ искренно поздравлялъ Илью, когда тотъ возвратился неуклюжій и раскраснѣвшійся. Вслѣдъ за нимъ появились поклонники, не успѣвшіе докончить своихъ похвалъ. Пришли Рита, Дувановъ и Георгій Константиновичъ. Даже послѣдній нашелъ возможнымъ похвалить мальчика. Людмила Игнатьевна искренно радовалась успѣху Ильи. Она гладила его жесткіе волосы и предсказывала великую будущность. Когда же мать его, робкая душа которой упивалась этими похвалами, пробормотала что то о маленькихъ піанистахъ, мамуся только рукой махнула.
-- Милая, такихъ, какъ мы, много, а вашъ -- единственный.