Раввинат в Западной Европе и в Америке с конца 18 в. С распространением просвещения среди евреев Зап. Европы во второй половине 18 в. положение раввина сильно пошатнулось. В былое время его авторитет обусловливался благочестием и талмудической эрудицией, а деятельность ограничивалась разрешением вопросов религиозного ритуала и чтением лекций в талмудических академиях. Проповеди требовались от него лишь два раза в год: в субботы, предшествовавшие празднику Пасхи и Дню Всепрощения. Он исправлял обязанности судьи по гражданским делам между евреями, что, впрочем, было уже к концу второй половины 18 в. отменено в большинстве западноевропейских государствах. Евреи, конечно, охотно подчинялись его третейскому суду в тяжбах между собою, и раввин судил по талмудически-раввинскому уложению. В круг обязанностей раввина входил также надзор за ритуальными учреждениями, которыми владела община; он же совершал бракосочетания и заведовал бракоразводными делами. Но с течением времени между просвещенными элементами общины и ее духовным пастырем начались трения и борьба двух культурных начал; авторитет раввина падал все более и более. До тех пор в иудаизме раввин всегда стоял в культурном отношении выше своей общины и никогда не ниже ее. Теперь и в верованиях образованная часть общины расходилась с ним. Все то, что в предыдущие эпохи почиталось высшим проявлением благочестия, общины стали признавать теперь выражением суеверия и фанатизма. И прежде евреи не допускали вмешательства раввина в их частную жизнь, теперь же вмешательство раввина казалось невыносимым посягательством. Знакомство с Талмудом и его литературой становилось все более и более редким явлением, и эрудиция раввина не внушала теперь того почтения, что раньше. Те немногие, которые скорбели о падении иудаизма, ждали от раввинов нового рода деятельности, направленной на то, чтобы бороться с новыми влияниями. От них ждали указаний юношеству на этические ценности иудаизма и необходимых уступок новому духу. Будучи достопочтенными личностями и честными людьми, раввины, лишенные светского образования, были чужды миру. Во главе многих видных общин, как Франкфурт, Гамбург, Прага и т. д., стояли раввины, знаменитые своей эрудицией, выходцы России и Польши, незнакомые даже с языком своей паствы, почему и оставались изолированными и не могли влиять на нее. Гегемония над общиной ускользала из рук их, они обратились в quantitИ nИgligeable, многие общины перестали замещать вакантные должности раввинами, а делами общины ведали так называемые "Rabbinatsverweser" (заместители раввинов) или "Assessoren" (сРЮыщ). Лишенный последнего авторитета по своему положению, Р. потерял окончательно все свое значение. -- Падение Р. еще резче выразилось в Италии, где, начиная с конца 18 в., еврейство жило крайне своеобразной жизнью. Итальянское гетто далеко не обособляло евреев, как в Германии и Польше, и, тем не менее, оно поразительно отразилось на всем укладе их жизни, как своей лучшей, так и худшей стороной. С течением времени изучение Талмуда пало и здесь; сами раввины не поднимались над общим уровнем. Когда же события, разыгравшиеся во Франции, коснулись Италии, ассимиляция сделала здесь самые быстрые успехи. Можно сказать что падение общин и Р. шли в Италии рука об руку, без всякой борьбы. К концу 18 в. сравнительно видные общины имелись лишь в Триесте и в Венеции, которые также потеряли свое значение, перестали служить центрами еврейской науки. Они отличались от германских и польских общин лишь тем, что здесь никогда не прекращалась проповедь на местном наречии, почему они и не могли приглашать к себе раввинов извне. -- Из других общин Западной Европы следует отметить еще венгерские, раввины которых представляли собою нечто среднее между польскими и зап.-европейскими. В тех немногих углах Венгрии, где по-прежнему процветало изучение Талмуда, раввины сохранили весь свой авторитет; где этого не было, наступала знакомая нам картина развала. В Голландии удержался тип сефардского раввина -- это был лишенный внутреннего значения, но импонирующий извне чиновник, уступающий раввинам-ашкеназам в познаниях. По своим поверхностным знаниям они скорее напоминали итал. раввинов. Одно и то же явление мы замечаем в еврейской общине Амстердама и Лондона по отношению к раввинам ашкеназов и сефардов. Но прежде чем положение Р. определилось путем естественного развития, чисто внешние причины оказали свое воздействие. В 1808 г. Наполеон навязал еврейским общинам консисториальное управление, урегулировав заодно и положение P. По его настоянию состоялся съезд французских и итальянских раввинов, принявший громкое название синедриона. Раввины обратились в чиновников, и Наполеон дал им и соответствующий почет, хотя преследовал при этом цели упорядочения рекрутских наборов. Вне Франции все это произвело огромное впечатление, так как значение происшедшего было сильно преувеличено. В некоторых немецких государствах стали подражать Наполеону, особенно в провинциях, находившихся в вассальных отношениях к Франции (Вестфалии). Значение раввинов не выиграло от того, хотя они стали пользоваться правами христианских духовных лиц и внешним почетом. Начавшаяся эмансипация евреев в европейских государствах вызвала сильное брожение в еврейских умах. Господствовало убеждение, что эмансипации этой должна предшествовать модернизация иудаизма. Взгляд этот разделяли некоторые государства, поощряя таким образом внутренние реформистские течения в еврействе. В числе таковых находилась Австрия, имея заднюю мысль укрепить новые немецкие элементы в Австрии. В Пруссии Фридрих-Вильгельм III лично был против этой тенденции, но высшие сановники были за реформу в еврействе. В других немецких государствах правительства предпринимали практические шаги, заботясь о замещении вакантных мест раввинами, обладавшими университетским образованием, и предоставляя им отчасти государственный авторитет. Это стремление иметь раввином и проповедником человека с университетским образованием постепенно разрасталось; оно, в свою очередь, вызвало желание учредить евр. теологический факультет. В некоторых немецких и венгерских общинах существовали высшие талмудические школы (ыИыяуЙ) в старинном стиле. Однако теологическое образование еще далеко не было упорядочено, и дело дошло до того, что некоторые общины приглашали одновременно с раввинами старого пошиба проповедников новейшей формации. Постепенно стали являться и консервативные раввины, получившие вместе с тем университетское образование. Такими были Зехария Франкель в Дрездене, Натан Адлер, переехавший впоследствии в Лондон, Исаак Бернайс (Bernays) в Гамбурге и Р. Гирш -- ландесраббинер Никольсбурга. В общинах возникли раздоры, которые приводили порою к расколам, как это было в Бреславле, где благодаря призыву Гейгера община распалась на консервативную и либеральную. Постановлением австрийских властей пост раввина могло занимать лишь лицо, получившее философское образование, но постановление это de facto потерпело фиаско, за исключением общин ломбардо-венецианских, где закон был строго проведен. В Вену был приглашен в качестве Lehrer'a -- наставника -- известный проповедник Ноах Маннгеймер, исполнявший свои обязанности рядом с раввином Эл. Горвицем, носившим официально титул надзирателя за ритуальными учреждениями общины. В 1840 г. в Прагу был приглашен С. Л. Рапопорт, а проповедником там был Л. Цунц, а затем Михаил Закс, добившийся известности в качестве проповедника в Берлине. Во Франции и Италии раввины теряли все более и более свой престиж. Чтобы пополнить недостаток в образованных раввинах, было учреждено несколько раввинских семинарий разнообразного типа (см. Воспитание). С целью поднять значение P. новые раввины стали, начиная с середины 19 в., организоваться в профессиональные союзы, а общины с того же времени стали им действительно отдавать предпочтение при выборе кандидатов; примеру этому последовали и строго-консервативные. Почти всюду был проведен принцип, в силу которого раввин является одновременно и проповедником, а в большинстве случаев даже преподавателем закона Божия или, в крайнем случае, заведующим религиозными школами. Таково было положение и в Швеции, и в Дании, и в Венгрии, хотя здесь порою встречаются раввины, не имеющие университетского диплома. В Галиции только Львов и Краков предъявляют повышенные требования к своим проповедникам; не удалось это провести надолго в Тарнополе и в Станиславове. По закону 1891 г. одни лишь лица с университетским образованием вправе занимать место раввина, а в Галиции достаточно и диплома среднеучебного заведения. Ввиду особых местных условий был назначен срок для проведения этого постановления; срок этот давно истек и неофициально снова продлен. В Германии, в частности в Пруссии, закон не предъявляет никаких требований к цензу раввина, и общины располагают правом поступать по своему усмотрению. Некоторые общины предусматривают это в своих статутах. Организация Р. разнообразна, смотря по странам. Вплоть до 1908 г. во Франции существовало консисториальное управление с областным раввином и окружными раввинатами. Статуты эти действуют поныне в Эльзасе и Лотарингии, где имеются три окружных раввината. В Пруссии каждой провинции предоставлено право избирать раввина. Правительственный характер имеет раввинат в Вюртемберге, Landesoberrabiner которого пользуется титулом "Oberkirchenrat"; то же мы видим и в Бадене. Landesrabbinat существует также в Ольденбурге, Мекленбурге и Брауншвейге. Окружной раввинат действует и в Баварии, но здесь организация Р. менее зависит от государства. За исключением Landesrabbinat'a Mоравии, Австрия также предоставила управление отдельным раввинам. То же и в Венгрии, где порою в одном и том же городе функционируют совершенно независимые друг от друга общины со своими раввинатами. И в общинах Италии имеется единоличный раввин, значение которого, впрочем, падает со дня на день, вопреки всем усилиям сохранить его. Английские общины соединены в один Chief-R., лишенный, впрочем, правительственного авторитета. В Голландии раввин признан правительством, в Бельгии он не признается. Общей организации лишены немногочисленные общины Дании и Швеции. Положение раввинов Зап. Европы различно в отдельных государствах. Оно определено законом 1891 г. в Австрии, и, несмотря на ограниченность своего авторитета, раввины все же не совсем зависят от произвола общин. Раввин не может быть смещен после трехлетней пробной службы. Подобное уложение действует и в Венгрии. В Пруссии права раввина определяются взаимным соглашением и статутами данной общины. Законом они определены в Бадене, Гессене и Вюртемберге. В союзах раввинов заметна ныне тенденция улучшить законодательным путем свое положение в пределах всей Германской империи. Высокий размер жалованья приходится на долю раввинов больших городов, достаточно жалованье в средних, но оно скудно в небольших городах, где нет областной организации. Особенно плохо материальное положение раввинов в небольших восточно-прусских общинах, в Чехии и Моравии. Некоторые общины так и не замещают вакантных мест. A так как австрийский закон требует наличности раввина в каждой общине, то иные из них назначают на эту должность учителя или общинного чиновника (kultusbeamte). -- Ныне французские раввины являются служителями частного союза. Вследствие сильного наплыва эмигрантов с Востока положение Р. в Англии находится теперь в неопределенном положении. В Америке, где нет господствующей религии, еврейские общины являются, подобно другим, частными союзами. В больших городах, где есть несколько синагог, некоторые объединены в небольшие федерации. Р. основан здесь на свободном договоре с представителями синагог. Главная обязанность раввина -- синагогальная проповедь и проповеди при бракосочетаниях, погребениях и т. п. В колониях русских, венгерских и румынских выходцев еще порою раввины постановляют решения религиозного характера, совершают разводы и другие подобные функции. Прежде раввины приглашались из России. В новейшее время -- это преимущественно питомцы американских институтов, которых имеется два: в Цинциннати, в духе реформы, и в Нью-Йорке, консервативного направления. Что касается материального положения раввинов в Америке, то оно в общем очень хорошее, в богатых общинах даже блестящее; однако об общественной должности в Америке едва ли можно говорить ввиду того, что страна эта не знает ни общины, ни принадлежности к таковой. В новейшее время появилась организация раввинов в целях чисто сословных, так как за отсутствием традиции и при полном отделении церкви от государства эти организации носят характер частный и не могут иметь общего, объединяющего начала.
С. Бернфельд.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 13: Проклятие -- Сарагосси, стлб. 215--233