-- русский лубочный писатель. Из небогатой дворянской семьи. С 1801 г. на военной службе.
Стал известен авантюрно-любовными романами из русской жизни, в которых отстаивал представление о превосходстве православного царя и отечества над иноземными порядками. Выпустил "российско-исторические" романы: "Прекрасная астраханка, или Хижина на берегу реки Оки" (М., 1836), "Михаил Новгородский, или Нарушенная клятва" (М., 1837, 6-е изд. М., 1897); "Геройство и любовь, или Замок на берегах Дона" (М., 1845, написан до 1835), "Дева закубанская, или Любовь до могилы. Роман, сочиненный жителем Кавказа" (М., 1836, издан анонимно); "Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего супруга. Русская повесть в 2-х ч. с военными маршами и хорами певчих" (М., 1840); "Дагестанский пленник, или Неуловимый мститель" (М., 1848; 3-е изд. М., 1853). В основе сюжета этих сочинений - воссоединение юных влюбленных после ряда приключений. Уникальную литературную судьбу имела "Битва русских с кабардинцами..." (40 переизд., включая переделки, до 1917). Зряхов совместил здесь сюжетную схему "Кавказского пленника" А. С. Пушкина, "высокий чувствительный язык карамзинского времени" и злободневную тематику (война на Кавказе) - в форме, доступной для самого широкого читателя. Все это обеспечило необычайный успех "Битвы..." у простонародного читателя; роман породил не только переделки, но и подделки ("Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная Земира, умирающая на могиле своего друга", ч. 1-2. М., 1854; "Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная мусульманка, умирающая на могиле своего друга". Повесть в 2 ч. М., 1856). Утратив имя автора, "Битва..." вошла в состав лубочной литературы, а позднее попала в лубочную картинку и даже в фольклор (см.: Народная гравюра и фольклор в России в XVII-XIX вв. М., 1976).