Аннотация: Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь.
ЗОТОВ Рафаил Михайлович [1796, по др. сведениям -- 1795* и 1794, Псков -- 17(29).9.1871, Павловск, близ Петербурга; похоронен на городском кладб.], прозаик, драматург, переводчик, лит. и театр, критик, мемуарист, театр, деятель. Отец В. Р. Зотова. Дворянин. Внук крым. властителя Бату-хана, сын офицера, ребенком привезенного ко двору Екатерины II после падения Бахчисарая, и крестьянки. Первонач. образование получил дома (преим. изучение иностр. языков). Окончил Петерб. губ. г-зию (1810). С янв. 1812 канцелярский служитель в театральной дирекции. В авг. 1812 вступил добровольцем в петербургское ополчение (с чином прапорщика), в сражении под Полоцком получил 10 ран; участвовал в осаде Данцига (во время к-рой познакомился с M. H. Загоскиным); награжден орд. св. Анны 3-й степени.
С 1814 снова в театр, дирекции, где исполнял разл. должности, в т. ч. переводчика, пом. управляющего труппой нем. (с 1818) и франц. (1821--22) театра, инспектора рус. труппы (1826--27), нач. репертуарной части (с 1829).
Завязал знакомства с литераторами: вместе с Н. И. Гречем (всегда авторитетным для З.) и П А. Корсаковым участвовал в масон, ложе "Петр к истине" (объединявшей гл. обр. нем. интеллигенцию), при его поручительстве в ложу принят Ф. H Глинка (ИРЛИ, ф. 548, оп. 1, No 18); вошел в круг драматургов (В. А. Озеров, А. А. Шаховской и др.) и актеров (А. С Яковлев, И. И. Сосницкий и др.), посещал салон А. Н. Оленина. По восп. сына Владимира (возможно, не совсем точным), в последующие годы З. был также близко знаком с А. С Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, А. В. Кольцовым, И. С Никитиным и др. писателями, которые "часто забегали провести вечерок у моего отца" (см.: Морозов Н. А., Повести моей жизни, т. 2, М., 1961, с. 356). Согласно "Запискам" самого З., он, будучи близко знаком с Гоголем, содействовал постановке его "Ревизора" на петербургской сцене (см.: ИВ, 1896, No 12, с. 785--86).
Видный чиновник, З. оказывал заметное влияние на театр, жизнь, пользовался уважением актеров. Успешная служебная деятельность [в 1833 надв. сов.; награжден неск. орденами, в т. ч. св. Владимира 4-й степени (1824) "за лит. труды и доставление оными значащих доходов дирекции" (ИРЛИ, ф. 548, оп. 1, No 2, л. 101 об.), св. Анны 2-й степени (1825) и др.) оборвалась в 1836: ссора с дир. театров С А. Гедеоновым завершилась вызовом на дуэль, что разгневало Николая I. 15 лет З. искал новое пост, место службы (состоял при Новгород, и моек, губернаторах, в Мин-ве финансов, в 1848 редактировал "Морской сб-к"), пока наконец не получил должность чл. общего присутствия при Гл. управлении путей сообщения; с 1857 стат. сов., с апр. 1862 -- д. стат. сов. В дек. 1862 пытался определиться цензором, но, видимо, получил отказ (ГПБ, ф. 833, No 26). Деят. администратор, З. был автором множества разнообразных проектов (постройки железной дороги из Петербурга в Одессу, выкупа крестьян, сокращения воинской службы до 3 лет, приобретения у турецкого правительства Иерусалима), оставшихся неосуществленными.
Лит. творчество З., начатое еще в г-зии несохранившейся трагедией "Кушуллин" на сюжет Оссиана ("Первая рус. книга, к-рая воспламенила ... мой юношеский восторг, был Оссиан" -- см.: "Репертуар рус. театра", 1840, кн. 4, с. 3), чрезвычайно обширно и многообразно. "Один из самых трудолюбивых театр, писателей" (Каратыгин, т. 2, с. 51), З. сочинил, перевел и переделал (с нем., франц., итал. языков) 117 пьес (по др. данным, 172 -- ИРЛИ, ф. 548, оп. 1, No 2, л. 106), мн. из к-рых шли на сцене петерб. Большого, Александрии, и др. театров.
Первый из переводов З.-- либретто комич. оперы франц. композитора Ф. А. Буальдьё "Новый помещик" (1814, одновременно на нем. и рус. яз.; поставлена на нем. сцене в 1814, на рус. сцене -- в 1825). Будучи приверженцем классицизма с присущими ему нормативностью и дидактизмом (см., напр.: его рец.-- СП, 1843, 30 марта, многочисл. высказывания в "Записках"), З. сыграл тем не менее заметную роль в повороте рус. сцены к романтизму -- в первую очередь переводами ро-мантич. мелодрам "Убийца и сирота" И. Ф. Кастелли (СПб., 1820; пост. 1819), "Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа и Дино (СПб., 1828; пост. 1828; входила в репертуар до нач. 1880-х гг.; позднее З. оценивал пьесу как "чудовищную" и признавался, что перевод сделал "по приказанию комитета" -- ИВ, 1896, No 11, с. 422) и др. Утверждению романтизма способствовали его пер. либретто опер "Севильский цирюльник" (муз. Дж. Россини; пост. 1822), "Волшебный стрелок" (муз. К. М. Вебера; СПб., 1824; пост. 1824), "Роберт-диавол" (муз. Дж. Мейербера; СПб., 1835). Из осуществленных З. переводов на нем. яз. рус. авторов заслуживали внимания "Фингал" В. А. Озерова и "Казак-стихотворец" А. А. Шаховского.
Первая ориг. пьеса З.-- "ист. представление в одном действии" "Ермак, или Завоевание Сибири" (пост. май 1818). В дальнейшем сочинял: патриотич. драмы на ист. материале -- "Юность Иоанна III, или Нашествие Тамерлана на Россию" (СПб., 1823; пост. 1823), "Александр и София, или Русские в Ливонии" (СПб., 1823, пост. 1823), комедии, мелодрамы, водевили и пьесы др. жанров.
Ранние ист. пьесы риторичны и схематичны, отмечены слабостью действия. В них механически соединяются приемы классицизма и переводной романтико-ист. драматургии; во имя сценич. эффекта допускаются анахронизмы и нарушается достоверность изображаемых героев и событий; обычны аллюзии. И ранние ист. драмы З., и более поздняя, довольно удачная комедия "Саардамский корабельный мастер, или Нет имени ему!" (из времени пребывания Петра I в Голландии; "Репертуар рус. театра", 1841, т. 1, кн. 1; пост. 1840; входила в репертуар до 1880; написана в жанре "драм. анекдота" под несомненным влиянием "Дедушки русского флота" Н. А. Полевого) несут на себе печать благонамер. патриотизма и монархии, ортодоксальности.
В 30-е гг. З. находился в ряду изв. рус. прозаиков. Его приключенч. романы на ист. тему: "Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона" (ч. 1--4, СПб., 1832; 4-е изд., СПб., 1882), "Таинственный монах, или Некоторые черты из жизни Петра I" (ч. 1--3, СПб., 1834; 8-е изд., М., 1908), "Никлас, Медвежья лапа, атаман контрабандистов, или Некоторые черты из жизни Фридриха II" (ч. 1--3, СПб., 1837; 2-е изд., М., 1858), "Последний потомок Чингис-хана" ("Илл. газ.", 1872, 6 янв. ... 7 дек.; отд. изд.-- СПб., 1880; беллетризов. биография отца писателя) и др., охватывают ист. эпоху кон. 17 -- нач. 19 вв., причем преобладают произв. о времени Наполеона, в к-ром З. видел необыкновенного человека и величайшего полководца. Большинство ист. романов однотипно по сюжетно-композиц. и идейным особенностям (см. об этом: СП, 1838, 9 мая; 1839, 18 апр.): сложная авантюрно-любовная фабула, составляющая подлинное ядро произведения, довольно искусственно объединяется с рассказом о воен. и полит, событиях (двойств. природу романов фиксируют их двухчастные заглавия); как правило, сохраняется типология ведущих персонажей (молодой герой и его возлюбленная, реальные ист. персонажи, с к-рыми он эпизодически вступает в контакт, загадочный покровитель). Стремясь прежде всего к занимательности повествования, З. насыщает его эффектными ситуациями, многочисл. любовными приключениями героя, вводит мотив тайны. Ист. беллетристика З. многословна, как и драматургия, тяготеет к морализации и назидательности; ей свойственны анахронизмы, скудное воспроизведение колорита эпохи, полит, консерватизм, а также особый пиетет по отношению к дому Романовых. Тем не менее она имела познават. значение.
К ист. беллетристике З. примыкают его ист. труды компилятивного характера: "Двадцатипятилетие Европы в царствование Александра I" (ч. 1--2, СПб., 1831; 2-е изд., испр., СПб., 1841; в центре события 1812--15), "Тридцатилетие Европы в царствование Николая I" (ч. 1--2, СПб., 1857) и др.
На протяжении всей творч. жизни З. активно публиковался в периодич. изданиях, прежде всего как театр, критик (драма, опера, балет). В 1817 составил один из еженед. театр, обзоров в ж. "Сев. наблюдатель" (No 24, с. 354 -- 60). С 1818 печатался в "Сыне отечества", где выступал как оппонент круга П. А. Катенина -- А. А. Шаховского и, в частности, участвовал в полемике по поводу достоинств рус. и франц. драм, трупп Петербурга (1820, No 4, с. 184--89; см. там же ответ Катенина -- 1820, No 5); по предположению Б. В. Томашевского (с. 289, 292--93),
З. принадлежали и статьи под псевд. В. Кл-нов (СО, 1819, No 52; 1820, No 6, 16), и --ъ (1818, No 36, 39: 1857, No 45) (о возможной принадлежности этих псевд. В. И. Соцу и А. Е. Измайлову см.: Королёва Н., Декабристы и театр, М., 1975, с. 160 -- 69). На театр, темы З. выступал также в "Благонамеренном" (1822, No 40), "Лит. приб. к "Рус. инвалиду"" (1833, 28 янв.). Наиб, регулярно и долго З.-критик сотрудничал в "Сев. пчеле", где с 1842 по 1858 вел отдел театр, хроники (также "Смеси" и полит, летописи переводного характера). В ту пору крепнет консерватизм его полит, и эстетич. суждений (см. критич. отзыв о постановке "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки -- СП, 1842, 10 дек.); однако, ратуя за рус. репертуар, З. поддерживал не только драматургию позднего Н. А. Полевого, но и соч. А. Н. Островского (рец. на пост. "Не в свои сани не садись": СП, 1853, 9 марта).
Сотрудничество в ж-лах не ограничивалось критикой; в "Благонамеренном" З. выступал как поэт: оригинальная (1822, No 37; 1823, No 3) и переводная (1822, No 25) лирика, поэмы "Тиртей в стане греков" (1822, No 19) и "Тиртей на о. СЦио" (1822, No 43), посв. теме освобождения Греции (соответственно ориентированы на поэтику "Певца во стане рус. воинов" В. А. Жуковского и "Мстислава Мстиславича" Катенина); в "Сев. пчеле" в 1832 печатал отрывки из ром. "Леонид" (27--29 сент.); в "Сыне отечества" опубликовал ст. "О источниках гос. и частного богатства и в особенности в сел. хозяйстве" (1837, 4. 186); в ж. "Репертуар рус. театра", "Пантеон рус. и всех европ. театров" в 40-е гг. выступал как мемуарист, биограф, беллетрист и драматург.
В 1858, после ссоры с Н. И. Гречем, З. ушел из "Сев. пчелы"; в течение 3 лет сотрудничал в "Рус. инвалиде" (пер. и статьи), затем -- в "Голосе". В последние годы жизни печатал свои романы, восп., естественнонаучные статьи (напр., обширную работу "Мироведение") в изданиях, преим. редактируемых сыном, В. Зотовым: "Иллюстрации", "Илл. газ.", "Воскресном досуге".
Соч. З.-- прозаика и драматурга вызывали, за немногими исключениями (напр., СП, 1835, 19 марта -- рец. на ром. "Таинственный монах"), негативные суждения критиков (напр.: СО, 1821, No 31, с. 229--30; МТ, 1832, No 18, с. 252--55; БдЧ, 1841, т. 44; 03, 1879, No 10; в кон. 30-х гг. с критикой произв. З. наиб, систематично выступала "Сев. пчела"). В сер. 30-х -- нач. 40-х гг., в большой мере под влиянием В. Г. Белинского, складывается репутация З. как поставщика низкопробной лит-ры. Синонимом посредственности и устарелости ("пошлости") звучало имя З. в письмах А. И. Герцена и статьях А. А. Григорьева ("Эстетика", с. 224, 226), Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Однако в среде массового читателя, к к-рому и обращался З., его произв. (прежде всего ист. романы) пользовались прочным и долголетним успехом. Соч. З., признавала "Сев. пчела": "нельзя отказать иногда в занимательности", "для невзыскательных читателей, к-рые и не думают искать в романе развития к.-н. идеи, это клад в долгие осенние и зимние вечера", "интерес есть, театр, эффектов немало" (СП, 1839, 18 апр., с. 334; см. также: БдЧ, 1837, т. 23, с. 55--56).
Помимо читательского успеха З. манило офиц. признание: нек-рые произв. ("Таинственный монах", "Военная история рос. гос-ва" и др.), представленные Николаю I или членам имп. семьи, отмечены подарками, а за переводы на нем. яз. сочинитель был удостоен рескриптов и подарков прус, короля. Вместе с тем отд. произв. З. 40--50-х гг. (ром. "Подкидыш", драма в стихах "Густав и Эмми. Эпизод из времен Бориса Годунова", комедия в стихах "Последние философы, или Новый ген.-губернатор") запрещались к публикации или постановке на сцене ввиду неприемлемости их содержания (в частности, о комедии цензура заключала: в ней "высказано столько безнравственности и подлости как в должностных лицах, так и в высших властях" -- ЦГИА, ф. 780, оп. 1, д. 34, 1857, 24 марта).
Наиб, интерес в лит. наследии З. сохранили мемуары: "Рассказы о походах 1812 и 1813 гг. прапорщика Санкт-Петерб. ополчения" (СПб., 1836; в сокращении в кн.: России двинулись сыны..., М., 1988) рисуют события с позиций рядового участника и отличаются точностью описаний; "Записки" (ИВ,1896, No 6--12; 1-я сокр. публ.: "Театр. восп.".-- "Драм, сб-к", 1859, No 3--11; то же -- "Собр. театр, пьес. Репертуар рус. сцены", 1859, No 3, 4 [начало]; отд. изд.-- под назв. "Театр, восп. Автобиогр. записки" -- СПб., 1859) содержат многостороннюю характеристику театр, жизни, восп. об актерах (А. С Яковлеве, И. И. Сосницком и др.), театр, деятелях (в т. ч. А. А. Майкове, П. И. Тюфякине), драматургах (А. А. Шаховском и др.), а также об ист. событиях и ист. деятелях (в т. ч. М. А. Милорадо-виче, П. А. Клейнмихеле). "Записки" стали ценнейшим документом по истории рус. театра 1-й пол. XIX в.
Др. произв. Романы и повести: "Студент и княжна, или Возвращение Наполеона с острова Эльбы" (СПб., 1838), "Приезд вице-губернатора" (сб.: Сто рус. литераторов, т. 1, СПб., 1839), "Фра-Диаволо, или Последние годы Венеции" (ч. 1--4, СПб., 1839), "Шапка юродивого, или Трилиственник. Ист. роман из времен Елизаветы и Екатерины" (ч. 1--3, М., 1839), "Цын-Киу-Тонг, или Три добрые дела духа тьмы. Фантас-тич. роман" (ч. 1--4, СПб., 1840), "Две примадонны" ("Пантеон", 1842, кн. 7--8), "Кресчендо и Диминуендо. Театр, повесть" (там же, кн. 18--20), "Бородинское ядро и Березинская переправа" (там же, 1844, кн. 10, подпись: автор "Леонида"), "Два брата, или Москва в 1812 г." (ч. 1--3, СПб., 1850; 4-е изд., М., 1903), "Две сестры, или Смоленск в 1812 г." (ч. 1--2, СПб., 1860), "Таинств, силы, или Некоторые черты из царствования имп. Павла I" (ч. 1 -- 3, СПб., 1859). Драматургия: "Карл XIIпод Полтавой" (СПб., 1841), "Новая школа мужей. Комедия в стихах" ("Пантеон", 1845, кн. 9). Поэма "Торжество и печаль России" (СП, 1849, 24 сент.; вызвана смертью вел. кн. Михаила Павловича, содержит отзывы о европ. революции 1848, противопоставление России и рев. Европы). Воспоминания: "5 сент. 1812 г. (Из восп. старого ополченца)" ("Воскресный досуг", 1865, No 137). Ист. труды: "Александриада, или Собр. достопримечат. изречений имп. Александра I во время пребывания его в Париже, с кратким описанием воен. действий рос. армии и ее союзников, до восстановления на троне Франции Лудовига XVIII, и с известием о последних минутах жизни ген. Моро" (СПб., 1818), "Наполеон на о. Св. Елены" (ч. 1--4, СПб., 1838), "Воен. история рос. гос-ва" (СПб., 1839), "Ист. очерки царствования имп. Николая I" (СПб., 1859). Биографии: "Описание жизни актера Яковлева, напечатанное в пользу вдовы его и детей" (СПб., 1817), "Биография актера Яковлева" ("Пантеон", 1842, кн. 5), "Биография Озерова" (там же, кн. 6), "Князь А. А. Шаховской" (там же, 1846, кн. 4).
Изд.: Два брата, или Москва в 1812 г.-- В сб.: И славили отчизну меч и слово. 1812 год глазами очевидцев. Поэзия и проза, М., 1987; Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона.-- В кн.: Три старинных романа, кн. 1, М., 1990.
Лит.: Б. В. Шт. <Штейнгейль В. И.>, Записки касательно составления и самого похода санктпетерб. ополчения против врагов отечества в 1812 и 1813 гг., ч. 2, М., 1815, с. 173 -- 74; Рус. эпиграмма (XVIII -- нач. XX в.), Л., 1988, с. 183 (эпиграмма Д. Н. Баркова "Приговор букве "Ъ"", предположительно адресованная Зотову); Катенин П. А., Размышления и разборы, М., 1981 (ук.); Белинский (ук.); Герцен (ук.); Добролюбов (ук.); Писарев (ук.); Чернышевский (ук.); Барсуков (ук.); Арапов П., Летопись рус. театра, СПб., 1861, с. 227 и далее; Р.М.Зотов [Биография].-- "Илл. газ.", 1872, 3 февр.; Каратыгин П. А., Записки, т. 1--2, Л., 1929--30 (ук.); Вольф; К<оробк>а Н., Р.М.Зотов (1796-- 1871).-- ЕИТ, 1894--95, прил., кн. 3, 1896; Грунский Н., Наполеон I в рус. ху-дож. лит-ре.-- РФВ, 1898, No 4, с. 296--99; Пинчук А., Рус. ист. роман. Р. Зотов.-- Ф3, 1914, No 3; Смиренский В., Редкая книга.-- "Книжные новости", 1937, No 22, с. 52; Томашевский Б. В., Пушкин. Кн. 1, M.--Л., 1956 (ук.); Красовская B. M., Рус. балетный театр от возникновения до сер. XIX в., Л.--M., 1958 (ук.); Бочкарев В. А., Рус. ист. драматургия периода подготовки восстания декабристов (1816--1825 гг.).-- "Уч. зап. Куйбышевского гос. пед. ин-та", 1968, в. 56; Гозенпуд А., Рус. оперный театр XIX в. (1836--1856), [т. 1], Л., 1969 (ук.); Щеблыкин И. П., Рус. ист. роман 30-х гг. XIX в.-- В кн.: Проблемы жанрового развития в рус. лит-ре XIX в., Рязань, 1972, с. 54, 70, 75, 101, 124--27, 162--63, 171, 181; И РДТ, т. 2--5 (ук.); Очерки истории рус. театр. критики. Кон. XVIII--1-я пол. XIX вв., Л., 1975 (ук.); Алперс Б. В., Театр Мочалова и Щепкина, M., 1979 (ук.); Лавров Вал., Рафаил Зотов ищет квартиру.-- АБ, в. 9, M., 1980; Реви ч В. А., Не быль, но и не выдумка. Фантастика в рус. дореволюц. лит-ре, M., 1979, с. 27 (О романе "Цын-Киу-Тонг"); История рус. драматургии. XVII-- 1-я пол. XIX в., Л., 1982 (ук.); Голыгина К. Б., Образ Китая в рус. и сов. литре.-- В кн.: Теоретич. проблемы изучения лит-р Востока, ч. 1, M., 1987, с. 209--11; Беляев Ю., Свидания через века, M., 1988, с. 33--35, 59 (о романах З., посв. эпохе 1812); ЛН, т. 45--46, с. 82, 83, 219, 222; т. 47--48, с. 310, 325--26, 332, 357, 358; т. 53--54, с. 3, 4, 38, 46, 88, 96, 415; т. 55, с. 204, 257, 312, 315, а также т. 58, 60, кн. 2, 62, 76, 88, кн. 2 (ук.). + Некрологи, 1871: "Илл. газ.", 23 сент.; БВед, 26 сент.; "Голос", 19 сент. Рус. календарь на 1872 А. Суворина, СПб., 1872; Геннади (наиб. полный перечень соч. З.); РБС (библ. соч. З. и лит-ры о нем); Венгеров. Источ.; ТЭ; Черейский; Смирнов-Сокольский; Муратова (1); Масанов (отсутствуют псевд.: З.; P. M. З.; Р-л З-в).
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 207; ГПБ, ф. 301, No 10 * (автобиогр. записка 1838); ГПБ, ук.; ГБЛ, ф. 93/Н, к. 5, No 24 (автобиогр. сведения после 1858); ф. 359, к. 8228, No 36--37 (письма к неизвестному; лит. и биогр. сведения); ЦГВИА, ф. 395, оп. 311, д. 3, 4 (об участии в Отеч. войне и заграничном походе); ИРЛИ, ф. 548, оп. 1 (док-ты, переписка); ЛГТБ (драм. соч. и переводы); ЦГИА, ф. 497, оп. 1, д. 1271 (ф. с. 1819 и 1832 гг.); ф. 777, оп. 1, д. 18 663, и ф. 780, оп. 1, д. 25, 34 (о запрещениях цензуры) [справка А. Л. Хапачевой]; ЦГАОР, ф. 109, 2 эксп., 1836 г., д. 431 (в т. ч. прошения З. об определении в службу с 1836 по 1850); 1865 г., д. 83 (проект о приобретении Иерусалима).
А. А. Карпов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992.