Золотов Василий Андреевич
Картина 42: Давид побеждает Голиафа

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

[Художник: Александр Алексеевич АГИН (1817 -- 1875).

Пояснительный текст: Василий Андреевич ЗОЛОТОВ (1804 -- 1882)]

54 КАРТИНЫ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА С ПОЯСНЕНИЯМИ

КАРТИНА 42: ДАВИД ПОБЕЖДАЕТ ГОЛИАФА

0x01 graphic

   Место Илия занял Самуил; он немедленно собрал всех израильтян, рассеянных оружием иноплеменников, изъяснил им причину их бедствия и требовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу. Народ сознал свое нечестие, ниспроверг идолов, истребил посвященные им дубравы, целый день провел в посте и молитве, и с сердечным сокрушением восклицал: "Согрешили мы пред Господом!".
   Милосердый Бог принял их покаяние; филистимляне были поражены; они возвратили израильтянам все отнятые у них города, заключили с ними мир и во все правление Самуила не касались пределов земли израильской.
   Самуил управлял израильтянами не только как первосвященник и судья; но и как пророк: он был строг, но правосуден и пользовался большими уважением всего народа. Под старость он передал часть своей власти двум сыновьям своим, которые, по несчастию, не походили на своего отца; почему народ, недовольный их неправым судом и лихоимством, требовал себе царя. Самуил не соглашался; но Бог сказал ему: "Послушай голоса народного и поставь им царя!". В это же время явился к Самуилу некто Саул, происходивший от колена Вениаминова; он просил пророка открыть ему, где он может найти пропавших ослиц отца его; но пророк, узнавший в нем избранника Божия, открыл ему ожидающую его высокую участь, и, после молитвы и жертвоприношения, возлив на главу его сосуд св. елея, помазал его на царство. Саул возвратился домой и никому не говорил о случившемся с ним; Самуил же, для торжественного воцарения Саула, предложил израильтянам избрать царя по жребию: жребий пал на колено Вениаминово, а в нем на Саула. Пророк представил Саула народу, который принял его с восторгом. Вскоре Саул доказал своими воинскими подвигами, что он достойно избран царем израильтян; но приобретенная им слава исполнила душу его гордости: он стал отвергать советы Самуила; тогда пророк объявил ему от имени Господа, что за высокомерие у него будет отнято его царство и передано достойнейшему. После этого он перестал ходить к Саулу; но как только удалился от Саула пророк, то отступил от него и Дух Божий, место которого заступил дух злобы. Мучимый этим злым духом, Саул впал в уныние и такую тоску, которая доходила иногда в нем до исступления.
   Юный Давид, уже помазанный Самуилом, по указанию Божию, на царство, был представлен Саулу как боговдохновенный певец; душевные страданья Саула прекращались, когда Давид играл перед ним на арфе и пел свои боговдохновенные и утешительные псалмы; поэтому Саул очень полюбил этого благочестивого юношу и сделал его своим оруженосцем; по Давид не остался при царе и возвратился к отцу своему.
   Вскоре однако ж новый случай указал всему народу израильскому, что над главой Давида почиет особенное благословение Божие. Филистимляне ополчились на израильтян и расположились станом на горе; израильтяне, решившись отразить их, поставили свое войско на противоположной горе; тогда на долину, которая простиралась между двумя враждебными станами, вышел филистимлянин, Голиаф; он был необыкновенного, исполинского роста, и вызывал против себя бойца, чтобы решить войну единоборством. Царь обещал выдать дочь свою за того, кто сразится с Голиафом; но никто не решался вступить в борьбу с страшным великаном, и 40 дней он являлся перед станом израильтян, поносил их и ругался над ними, гордясь своею силою.
   Наконец явился Давид, посланный отцом проведать братьев своих, которые находились в войске израильском; ругательства Голиафа над народом Божиим возмутили его душу и, воодушевленный Духом Божиим, он вызвался сразиться с наглым гордецом. Когда Голиаф узнал, что нашелся противник ему, то явился на место битвы покрытый медною бронею, в железном шлеме, с тяжелым щитом и с огромным мечом; Давид же, отказавшись от царского оружия, которое нашел для себя тяжелым, вышел с обыкновенным своим посохом, взявши еще собою пращу и пять камешков. "Разве я собака, -- сказал Давиду Голиаф с презрением, -- что Ты идешь на меня с палкою и камнями?.. Подойди, я отдам тело твое птицам небесным и зверям земным!". Давид отвечал ему: "Ты идешь на меня с мечом, копьем и щитом; я же иду на тебя во имя Господа Бога Израилева, и Он предаст тебя в руки мои, и все уразумеют, что Господь спасает не мечом и не копьем". Вслед за этими пророческими словами, он бросил в Голиафа камнем из своей пращи; камень попал прямо в лоб надменному исполину, и он с шумом, тяжело упал на землю. Давид быстро подошел к нему и его же мечем отсек ему голову. Видя погибель своего богатыря, филистимляне быстро обратились в бегство, оставив в добычу израильтянам весь свой стан со всеми находившимися в нем сокровищами.

(Публикуется по изданию: "54 картины из Священной Истории Ветхого Завета, составленные, в 4-ю долю листа, бывшим профессором Императорской Академии Художеств, Сапожниковым. Пояснения к картинам, имеющие полную историческую связь, написаны В. Золотовым". СПб.: Издание Товарищества "Общественная Польза". 1861. [Имя художника Александра Алексеевича Агина, автора этих картин, в данном издании даже не упоминается]).

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru