Златовратский Николай Николаевич
Сочинения Н. Златовратского. Рассказы и очерки (1884-1888 г.). Часть третья

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Сочиненія Н. Златовратскаго. Разсказы и очерки (1884--1888 г.). Часть третья. Москва, 1889 г. Цѣна 1 руб. 50 коп. Въ этой книгѣ собраны слѣдующія произведенія H. Н. Златовратскаго, появившіяся въ нашихъ журналахъ за послѣдніе четыре года: Скиталецъ, Израильская жизнь, Семья Кремлевыхъ, Караваевы,Надо торопиться, Лѣсъ, Труженики, Городъ рабочихъ и Гетманъ, напечатанный въ концѣ прошедшаго года въ Русской Мысли. Разсказы, вошедшіе въ эту книгу, извѣстны нашимъ читателямъ по тѣмъ отзывамъ, которые мы своевременно давали о нихъ въ Библіографическомъ отдѣлѣ. Повторять теперь оцѣнку каждаго изъ названныхъ разсказовъ мы не станемъ. Общее же впечатлѣніе хорошо изданной книжки не будетъ новостью для почитателей таланта г. Златовратскаго и для тѣхъ, кто не принадлежитъ къ числу его почитателей. Всѣ его произведенія проникнуты, попрежнему, глубокою гуманностью, вообще, и, въ частности, теплою, нѣжною любовью къ "простому" русскому человѣку. Подъ словомъ "простой" мы разумѣемъ не мужика только, котораго почему-то принято считать особливо излюбленнымъ H. Н. Златовратскимъ. Нѣтъ, слово это надо брать въ болѣе широкомъ смыслѣ и подъ нимъ разумѣть всякаго человѣка, одареннаго "простымъ сердцемъ", нелукавымъ, и умомъ "простымъ", т.-е. прямымъ, чуждымъ фальши и увертокъ, немирящимся съ неправдою, часто признаваемою за житейскую мудрость. Можно быть очень умнымъ, очень образованнымъ и, въ то же время, "простымъ" человѣкомъ. Протестъ такихъ-то "простыхъ" людей противъ зла и неправды слышится во всѣхъ произведеніяхъ г. Златовратскаго. Мы въ нихъ почти не видимъ дѣятельной борьбы отдѣльныхъ личностей со зломъ; но изъ этого не слѣдуетъ, чтобы г. Златовратскій былъ послѣдователемъ теоріи "непротивленія злу", хотя прямымъ противникомъ этой теоріи его тоже нельзя считать. Самые протесты противъ зла являются уже нѣкоторымъ "противленіемъ" и часто имѣютъ значеніе призыва къ "противленію". То обстоятельство, что герои нашего автора не вступаютъ въ открытую борьбу со зломъ, а лишь страдаютъ отъ него и ограничиваются протестами противъ него, можетъ быть объяснено тѣмъ, что одни изъ такихъ героевъ растратили свои силы на житейскія мелочи, прежде чѣмъ стать лицомъ къ лицу со зломъ, другіе же не достаточно окрѣпли, для того, чтобы бороться съ забравшею слишкомъ много силы неправдой. Уже изъ того, что хорошіе люди г. Златовратскаго страдаютъ и нравственно гибнутъ подъ гнетомъ житейской пошлости, часто порождаемой "непротивленіемъ" и отъ "непротивленій" же получившей большую устойчивость,-- изъ итого, по нашему мнѣнію, долженъ былъ сдѣланъ прямой выводъ, что на сильныхъ лежитъ обязанность противиться злу, не растрачивать своихъ силъ на у мелочи и житейскія пошлости, а въ томъ случаѣ, если бы ихъ личныя силы почему-либо было недостаточны, возбуждать и поддерживать энергію тѣхъ, кто не утратилъ способности противустать напору зла, указывать на тѣ пути, гдѣ "противленіе" злу наиболѣе необходимо и можетъ быть полезно. Именно это мы и находимъ въ разсказѣ г. Златовратскаго Тетманъ, и это-то именно дѣлаетъ H. Н. Златовратскаго однимъ изъ симпатичнѣйшихъ писателей нашего времени и привлекаетъ къ нему сочувствіе молодежи, всегда чуткой и отзывчивой во всякому горячему слову на защиту правды и добра.

"Русская Мысль", кн.V, 1889

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru