Златовратский Николай Николаевич
Златовратский Н. Н.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерк Н. И. Якушина


   ЗЛАТОВРАТСКИЙ, Николай Николаевич [14(26).XII.1845, Владимир -- 10(23).ХII.1911, Москва] -- прозаик. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия. Отец З. был человеком прогрессивных убеждений и достаточно хорошо образованным. От него он впервые услышал о деятелях революционно-демократического движения, у него научился уважать и любить народ. Большое влияние на формирование взглядов писателя оказал его дядя А. П. Златовратский, близкий друг Н. А. Добролюбова. Учился З. во Владимирской гимназии, которую окончил в 1864 г. Образование там было поставлено плохо, и З. много и серьезно занимался самообразованием: читал "Колокол". сочинения В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихи А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова. Принимал участие в редактировании рукописного журнала "Наши думы и стремления", который выпускали гимназисты, и там поместил свои первые произведения. Об этом периоде своей жизни З. рассказывал: "Я писал стихи по Кольцову и по Некрасову, писал рассказы по Тургеневу и Помяловскому, написал даже по Островскому целую драму из народного быта в подражание его "Грозе" и, наконец, стал писать даже классные задачки по Белинскому и Добролюбову" (Воспоминания.-- М., 1956.-- С. 194). Одновременно с обучением в гимназии окончил двухгодичные курсы и получил звание частного землемера-таксатора. В 1864 г. поступил вольнослушателем на словесный факультет Московского университета, но через год из-за недостатка средств вынужден был его оставить и переехать в Петербург. Там выдержал вступительные экзамены в Технологический институт. Однако мечту получить высшее образование З. осуществить так и не удалось. Материальная необеспеченность (а она преследовала его до конца дней) вынудила писателя в 1866 г. поступить корректором в газету "Сын отечества". В том же году З. под псевдонимом Н. Череванин опубликовал свой первый рассказ "Чупринский мир" (Отечественные записки.-- No 8.-- Кн. 1), где в весьма непривлекательном виде изобразил темных и забитых мужиков, которым предстояло подписать уставную грамоту. Вслед за этим он начал активно сотрудничать в журналах "Искра", "Будильник" и в газете "Неделя", где были напечатаны его очерки и рассказы, посвященные преимущественно жизни пореформенной русской деревни ("Деревенские шутники", "Падеж скота", "Провинциальные письма" и др.), а также жизни рабочих ("Рассказы заводского хлопца"). З. следующим образом оценивал свои первые литературные опыты: "Очерки и рассказы, напечатанные в "Искре" и "Будильнике", исключительно посвящены народному и провинциальному быту, по наблюдениям, главным образом почерпнутым им самим из своей землемерной практики. Почти все эти очерки носили резкий обличительно-реалистический характер, подражая общему тону тогдашней популярной беллетристики и не отличаясь еще яркой индивидуальностью" (Воспоминания.-- с. 8). Это признание во многом объясняет происхождение псевдонима Маленький Щедрин, которым З. подписывал многие свои произведения и который должен был указать на приверженность молодого писателя сатирическому направлению. Но вскоре З. понял, что сатира чужда его дарованию. Гораздо ближе ему оказалось творчество писателей-демократов Ф. Д. Нефедова и А. И. Левитова, черпавших темы своих произведений из жизни, которую он сам хорошо знал. В начале 70 гг. З. возвратился в родные места и вскоре создал целый цикл произведений, в которых проявил себя серьезным исследователем сложных процессов, происходивших в пореформенной деревне, и выразителем взглядов и настроений, близких к главному течению общественно-политической мысли того времени -- народничеству. Об этом свидетельствовало первое большое произведение З.-- повесть "Крестьяне-присяжные" (Отечественные записки.-- 1874.-- No 12; 1875.-- No 3). О влиянии, которое оказало на него участие в революционно-демократическом журнале "Отечественные записки", З. позднее писал Салтыкову-Щедрину: "Вы сами знаете, что даже то немногое, что я успел еще сделать лично, было испытано только при неослабном участии ко мне редакции "Отечественных записок". Без этого стороннего участия моя деятельность была бы немыслима" (Литературное наследство.-- М., 1934.-- Т. 13--14.- С. 366). В 1876 г. З. вернулся в Петербург. Конец 70 -- нач. 80 гг.-- самый активный и плодотворный период литературной деятельности писателя. Он публикует повесть "Золотые сердца" (1877--1878), где рассказывает о судьбе разночинцев-демократов, решивших посвятить свою жизнь народу, рассказы "Авраам" (1879), "Деревенский король Лир" (1889), "Горе старого Кабана" (1880), в центре которых -- хранители крестьянских патриархально-общинных традиций, вступивших в конфликт с кулаками, насаждавшими в деревне новые, буржуазные отношения. В 1880--1881 гг. З. редактировал артельный народнический журнал "Русское богатство", а в 1881 --1882 гг. был членом литературной артели, издававшей журнал "Устои". В своих публицистических и беллетристических произведениях, созданных в эти годы: "Деревенские будни" (1879), "Очерки деревенского настроения" (1881), "Красный куст" (1881), З. нарисовал широкую картину пореформенной жизни русского крестьянства, показал, как все большую власть в деревне приобретают разного рода буржуазные хищники. При этом писатель считал единственным способом оградить деревню от засилья мироедов укрепление крестьянской общины, в чем отчетливо проявились его народнические иллюзии. Идеализируя патриархально-общинные отношения, З. тем не менее, как и другие писатели-народники (Г. И. Успенский, П. В. Засодимский, Н. Е. Каронин-Петропавловский и др.), не мог не видеть, что в деревне уже воцарились буржуазные отношения, что крестьянская община разрушается и что главенствующее положение в ней занимают кулаки. В 1878--1883 гг. З. работал над своим программным произведением -- романом "Устои", где главное внимание сосредоточил на раскрытии общественно-исторических судеб русской деревни и описании общинных форм крестьянской жизни. Писатель стремился показать незыблемость общинных "устоев", высокую нравственность крестьянского мира. Он с любовью рисует таких хранителей "мирской" идеологии, как Мосей Волк, его дочь Ульяна, крестьянин Мин Афанасьевич. Им противопоставлен жестокий хищник Петр Мосей, принесший в деревню дух предпринимательства и наживы. Работа над романом продолжалась долго, что не могло не отразиться на его идейной и художественной цельности. За это время во взглядах З. произошли серьезные изменения. Если раньше писатель свято верил в "устои" крестьянской общины и был убежден, что их можно уберечь от разрушительного влияния буржуазных отношений, то теперь пришел к выводу, что сделать это невозможно. З. грустит об уходящей патриархальной деревне и свои надежды на будущее связывает с такими "беззаветными романтиками", как Мин Афанасьевич и его сын Ян, верящими в то, что "в этой жизни должна быть правда", которую только нужно найти. Но как и где найти ее, эту "правду", писатель показать не сумел.
   В "Устоях" отчетливо проступили сильные и слабые стороны мировоззрения и творчества З. В романе отразилась утопическая сущности народнического социализма, в котором, по словам В. И. Ленина, не было "ни грана социализма" (Полн. собр. соч.-- Т. 21.-- С. 258), но который вместе с тем явился формой протеста трудового крестьянства против надвигавшегося капитализма. Уже современная З. критика (А. Н. Пыпин, Н. К. Михайловский) указывала на некоторую искусственность сюжетного построения и действующих лиц романа, на их преувеличенно выраженную "программность", на обилие искусственно включенных в ткань произведения книжных терминов народнического толка. Действительно, многим образам в "Устоях" свойственна подчеркнутая многозначительность. Это, как правило, не просто характеры людей, но еще и носители определенного начала (социального, морального, трудового). Так, Н. К. Михайловский отметил, что писатель "дал в "Устоях" ряд не столько живых лиц и подлинных положений, сколько схематических фигур, долженствующих воплотить оттенки двух борющихся духов" -- общинного и индивидуалистического" (Полн. собр. соч.-- Спб., 1911.-- Т. 8.-- С. 728).
   В 1883 г. З. переехал в Москву, где прожил до конца жизни. В середине 80 гг. писатель пережил идейный кризис, связанный с разгромом революционного народничества. На какое-то время он оказался под сильным влиянием учения Л. Н. Толстого, с которым был знаком и переписывался, что нашло свое отражение в ряде произведений ("Искра божия", "Белый старичок", "Мои видения"). Писатель все реже обращается к изображению жизни народа. Героями его произведений становятся преимущественно представители разночинной интеллигенции, утратившие веру в прежние идеалы и делавшие безуспешные попытки сблизиться с народом ("Скиталец", 1881--1884; "Барская дочь", 1883; "Безумец", 1887, и др.). Вместе с тем в эти же годы З. создал несколько произведений, посвященных жизни кустарей Нижегородской губ. ("Город рабочих", 1885; "Мечтатели", 1893).
   В начале 900 гг. принимал активное участие в кружке "Московские литературные среды", организованном Н. Д. Телешовым. Революцию 1905 г. З. встретил сочувственно и свое к ней отношение выразил в очерке "Три легенды о революции в России". В 1909 г. был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. В последние годы З. написал ряд автобиографических и мемуарных произведений: "Так это было" (1890 и 1910), "Детские и юношеские годы" (1908--1910 и 1911) и "Литературные воспоминания" (1895--1897, 1910), куда вошли интересно и ярко написанные литературные портреты А. И. Левитова, Н. А. Добролюбова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. И. Эртеля.
   Творчество З. является неотъемлемой частью художественного наследия писателей т. н. "литературного народничества" (Ф. Д. Нефедов, Н. И. Наумов, Г. И. Успенский, П. В. Засодимский, Н. Е. Каронин-Петропавловский и др.), к которому можно отнести слова В. И. Ленина о необходимости освободить в нем от напластования народнических утопий и иллюзий "здоровое и ценное ядро" демократизма крестьянских масс (Полн. собр. соч.-- Т. 22.-- С. 121). Этот демократизм ценили у З. писатели нового периода развития русской литературы, в первую очередь М. Горький.
  
   Соч.: Собр. соч.: В 8 т.-- Спб, 1912--1913; Избр. произв. / Вступ. ст. А. Еголина.-- М., 1947; Устои / Послесл. Ф. Заузолкова.-- М., 1951; Воспоминания / Вступ. ст. С. А. Розановой,--М., 1956.
   Лит.: Протопопов М. Последовательный народник // Критические статьи.-- М., 1902; Буш В. В. Н. Н. Златовратский // Очерки литературного народничества 70--80-х гг.-- Л.; М., 1931; Яковлев Н. В. Златовратский // История русской литературы.-- М.; Л., 1956.-- Т. IX.-- Ч. 1; Снасибенко А. П. Н. Н. Златовратский // Писатели-народники.-- М., 1968; Соколов Н. И. Н. Н. Златовратский // Русская литература и народничество -- Л., 1971; Семенкин К. Г. Н. Н. Златовратский. Очерк жизни и творчества.-- Ярославль, 1976; Шпаковская Е. А. Н. Н. Златовратский и М. Е. Салтыков-Щедрин // Русская литература 1870--1890-х гг.-- Свердловск, 1979.-- С. 40--65.
  

Н. И. Якушин.

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru