Зюзин Алексей Иванович
Послание Стефану Матвеевичу

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
   Алексей Зюзин
  
   Послание Стефану Матвеевичу
  
  ---------------------------------------------------------------------------
   Виршевая поэзия (первая половина XVII века)
   М., "Советская Россия", 1989.- (Сокровища древнерусской литературы).
  ---------------------------------------------------------------------------
  
   Великое убо светило на тверди небесней тогда пресветле
   сияет и вся твар уясняет,
   егда лучезарнаго сияния темный облак не закрывает.
   Мысленое же солнце тогда паче преизобилует славою,
   егда не помрачено будет печалию многою.
   Довлеет же, по апостолу, таковыя печали лишатися {1},-
   от нея же вражде на бога ражатися.
   Печалование же стяжати нам таково,
   иже покаяние нераскаянново
   спасение соделовает.
   Которое ж прежде возглаголю?
   Свое ли скорбное другу возвещу?
   И боюся, да не опечалую сим,
   еже о нас дружелюбнаго сердца;
   или вопрошу о настоящем благопребывании дружне,
   негли сим ослабу печали своей восприиму, по реченному
   словеси
   Весть бо всегда слово полезно утешати скорбь
   и беседа ближняго разсыпати печаль.
   Искренняя ж и древняя наша любы,
   вселшаяся в нас искра сердечное распадение распалает,
   и паче невещественаго огня ревность твоего дружелюбия
   воспоминание вжигает,
   и душевная ми чювства уязвляет;
   не своя о своих благодеянии или злострадании изъявляти
   понуждает,
   но яже о вселюбезных наших, паче же присных,
   благопребывании уведати всеусердне желает.
   Другу бо рече Сирахович: верну несть измены и несть
   равенства доброт его {2}.
   Что же ли ныне, твое дружелюбие, преж изреку?
   Или чему тя подобна сотворю?
   Которое ж твое изрядное доброродство,
   паче ж в добродетелех удобство
   воспомяну?
   Им же, от всех дающаго всем беззавистно благодать,
   преизобилно одарован еси.
  
   *
  
   Милостию всещедраго и всядержащаго бога
   И его божественными лучами озаряему премного.
   Люборачителнаго ради и к высоте вперяемаго разума,
   Обаче же добродетелнаго ради жития и благонравия.
   Совершено же чистоты ради светлости,
   Творимо держимыя богом во твоей крепости.
   И паки же к нашему малоумию неисповедиму благодателю,
   Всеизящнаго божественаго писания глубине открывателю,
   И грубоумия моего светлостию сего озарятелю,
   И превысокаго философскаго учения дивну сказателю.
   По всему зрю, моего неразумия вразумлятелю
   Радостию реку и веселием сердца,
   Ибо в душе ми написася любов твоя, о блаженная верста.
   Яве, яко ныне год безвременен нам ко всему наста.
   Твоея же духовный любви воспоминание сия ми вся разгна,
   Елма любовнаго душа всегда в души любимаго.
   Любов бо истинную подобает имети аки столпа
   неколебимаго.
   Мню, яко и твое боголюбие о сей подобно сице прилежит,
   О еже в забвение духовныя любви по заповеди не
   подлежит.
   Сторицею двоица <С>, десятицею десят трегубо <Т> и
   дважды два со единем <Е>, и паки трижды три <Ф>, и
   един <А>, и паки пят пятицею сугубо <Н>, к сим же
   четверочастное сторицею <У>.
   И паки десятое четыре <М> и един <А>, и трегубное
   сторицею <Т>, и дважды един <В>, и три з двема <Е>,
   и паки пятица единицею <Е>, и един двоицею <В>, и
   трижды два з двема <И>, и паки десятица девятицею
   <С.Ч>, и сторица четверицею <У>.
   АСЕТЛЕЙ ФЮФИК (ОЛЕШКА ЗЮЗИН) челом биет.
  
   *
  
   Глагол множественных сокращение время належит
   преминути,
   Обаче же должно есть любовный соуз воспомянути.
   Сего ради и сию епистолию вмале абие дерзнух написати,
   Понеже бы светлосиянныя любви, по Спасову глаголу,
   не забывати,
   О пребывании же кождаго друг другу возвещевати,
   Да тем душя и сердця унывающа попремногу возвеселяти.
   Рже благовозвещанием печал и уныние разсыпается,
   Забытием же приятеля та в сердце зело вселяется,
   Да тем человек, аще безпомощен и безнадежен,
   сокрушается,
   Разумнаго устава и существа умнаго отрешается:
   Абие же и в день светлости аки в темне нощи пребывает,
   В суете ума своего дни своя, живя, препровождает.
  
   Комментарии
  
  
   АЛЕКСЕЙ ЗЮЗИН
  
   Впервые имя Алексея Ивановича Зюзина упоминается в грамоте 1598 г.,
  подтверждающей условия избрания царем Бориса Годунова. С 1601 но 1603 г. он
  служит воеводой на Пелыме, с 1603 по 1605 г.- в Польше, затем в Великом
  Устюге (1610-1611) и Каргополе (1612). В начале весны 1613 г. Зюзин
  возвращается в Москву, а 7 июля, по указанию царя Михаила Федоровича,
  назначается послом в Англию. В последующие годы он - активный
  дипломатический деятель. 27 февраля 1617 г. при его непосредственном участии
  был подписан со шведами важный для России Столбовский мир, за что Зюзин был
  "пожалован в государевы окольничьа". В 1617 - 1618 гг. он, видимо, исполняет
  различные поручения Посольского приказа. Одно из последних известий о нем
  относится к осени 1618 г.: во время осады Москвы польскими войсками во главе
  с королевичем Владиславом Зюзин был среди защитников города. В архиве
  историка Г. Ф. Мюллера есть запись, без ссылки на копкретный источник
  сообщающая, что А. И. Зюзин "в том же <1625-м> году умре". Однако в
  рукописном отделе ГБЛ хранится сборник 30-х гг. XVII в., в котором читаются
  черновые записи Зюзина, точнее - его стихи с характерными поправками и
  пометами. Таким образом, не исключено, что в это время Зюзин еще жил и
  работал.
  
   Послание Стефану Матвеевичу
  
   Послание было написано в период с конца 10-х до начала 30-х гг. XVII
  в. Вероятнее всего, его адресатом являлся окольничий Степан Матвеевич
  Проестев, возглавлявший в 1619-1622 гг. и в 1634 г. Земский приказ. Зюзин
  говорит о своей преданности дружбе с ним и сообщает о постигшей его "печали"
  (ср.: "ныне год безвременен нам ко всему наста"). Послание демонстрирует
  искушенность автора в технике изящной словесности, включая акростих:
  МИЛОСТИВИИ ПРИЯТЕЛ МО<И>, числовую тайнопись, дающую в расшифровке фразу:
  СТЕФАНУ МАТВЕЕВИЧУ, литорею АСЕТЛЕЙ ФЮФИК (ОЛЕШКА ЗЮЗИН) и второй акростих:
  ГОСПОДЕ ЗДРАВ.
   Текст послания печатается впервые, по рукописи первой половины XVII в.
  ГБЛ, собр. И. К. Андронова, ф. 726, No 2, л. 232 об.-233 об.
  
   1 Довлеет же, по апостолу, таковыя печали лишатися...- Имеются в виду
  слова из Второго послания апостола Павла к Коринфянам: "сего мира печаль
  смерть соделовает..." (VII, 9).
   2 ...верну несть измены... доброт его.- Цитата из Книги премудростей
  Иисуса сына Сирахова.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru