Желтов Федор Алексеевич
Крещение водой и крещение духом

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


КНИГИ ДУХОВНЫХЪ ХРИСТІАНЪ,
сыновъ свободы, поклоняющихся Отцу не буквой и обрядами, но
духомъ, истиной и дѣлами жизни.

   

Ф. А. Желтовъ.

С. Богородское, Нижегородск, губ.

КРЕЩЕНІЕ ВОДОЙ,

No 13.

ИЗДАНІЕ А. С. ПРОХАНОВА.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія И. В. Леонтьева. Басковъ переулокъ, д. 4.
1910.

   

Крещеніе водой и крещеніе духомъ.

I

   "Въ тотъ день откроется источникъ долу Давидову для омытія грѣха и нечистоты...
   "...И будетъ въ тотъ день, живыя воды потекутъ изъ Іерусалима, пололовипа ихъ къ морю восточному и половина къ морю западному: лѣтомъ и зимой такъ будетъ". (Захарія 13; 1 и 14; 8).
   "Іисусъ возгласилъ:...Это вѣруетъ въ Меня, у того, какъ сказано въ писаніи, изъ чрева потекутъ рѣки воды живой". (Іоан. 7; 37. 38).
   

I.

   Защитники воднаго крещенія настаиваютъ на томъ, чтобы обрядъ этотъ строго соблюдался надъ вѣрующими во Христа и не признаютъ вѣрующими тѣхъ, кто, принимая благодатное слово Евангелія, не считаетъ обязательнымъ утверждать свое обращеніе отъ мертвыхъ дѣлъ къ вѣрѣ въ Бога на обрядѣ Крещенія водой. (Евр. 6; 1--2).
   Стараясь доказать необходимость воднаго крещенія, поклонники обрядовъ ставятъ между прочимъ слѣдующіе вопросы:
   1) Крещеніе Іоанново съ небесъ было или отъ человѣ;ковъ? (Марка 11; 30).
   2) Что препятствуетъ мнѣ креститься? (Дѣянія 8: 36).
   3) Кто можетъ запретить креститься? (Дѣянія 10; 47).
   4) Что медлишь, встань, крестись, омой грѣхи твои, (Дѣян. 22; 16).
   На всѣ упомянутые вопросы можно бы отвѣчать совокупно, потому что во Христѣ Іисусѣ уже открыта полнота благодати, и царство Божіе благовѣствуется послѣ Іоанна въ полной уже силѣ Іисуса Христа, и дѣло Іоанна, явленіе Израилю чрезъ крещеніе водой Іисуса Христа, уже совершено (Іоанна 1; 31).
   Но чтобы удовлетворить защитниковъ обрядовъ, мы можемъ отвѣтить на ихъ вопросы отдѣльно и просимъ ихъ вникнуть въ смыслъ слѣдующаго объясненія.
   I. На первый вопросъ: крещеніе Іоанново съ небесъ было или отъ человѣковъ, мы отвѣчаемъ: Крещеніе Іоанново было съ небесъ, (Іоан. 4; 6--8).
   II. На второй вопросъ: что препятствуетъ креститься, мы скажемъ, что препятствіемъ къ принятію истиннаго крещенія можетъ служить отсутствіе вѣры, ибо только кто будетъ вѣровать, только тотъ и способенъ будетъ принять это крещеніе, (Марка 16; 16. Матѳ. 20; 22. Луки 12; 50).
   III. На третій вопросъ, кто можетъ запретить креститься, отвѣтъ нашъ таковъ, что никто изъ людей не можетъ запретить вѣрующему креститься (Марка 10; 39), но запретить креститься можетъ внутренній личный страхъ и слабость духа; даже Христосъ и то былъ въ томленіи духа передъ истиннымъ крещеніемъ (Луки 12; 50).
   IV. На четвертый вопросъ, что медлишь? встань, крестись, омой грѣхи твои, мы скажемъ, что тѣмъ болѣе не нужно медлить придти къ источнику благодати (Захаріи 13; 1 и 14; 8, 9), открытому уже Іисусомъ Христомъ (Іоан. 7; 37--39), чтобы получить очищеніе посредствомъ духовной силы ученія Іисуса Христа (Евр. 1; 3. Дѣян. 15; 9. Ефес. 5; 26. Іоан. 15; 3) -- чтобы, принявъ это крещеніе духомъ, быть всегда готовымъ принять крещеніе и огнемъ (1, Петра 4; 12--14), потому что огнемъ этимъ испытывается вѣра и дѣла каждаго (1, Коринф. 3; 13).-- Какое же, поэтому, крещеніе возрождаетъ: водное -- Іоанново или духовное -- Христово?
   Итакъ кто будетъ вѣровать въ благодать духа Іисуса Христа и употреблять эту благодать въ своемъ служеніи Богу, очищаясь этою благодатью въ своихъ поступкахъ, тотъ и будетъ способенъ принять и вторую часть крещенія, именно крещеніе огнемъ, чтобы вѣра его оказалась для него дороже тлѣннаго золота, его плоти, которую вѣрующій отдаетъ на страданіе по примѣру Христа, ибо страдающій плотію перестаетъ грѣшить, получая чрезъ то освобожденіе отъ власти грѣха; а гдѣ уже совершено освобожденіе, тамъ не требуется обрядовое приношеніе за грѣхи.
   Прочтите со вниманіемъ слѣдующіе тексты: Евр. 10; 18--22. 1, Петра 1; 6, 7 и 18 ст. 1, Петра 4; 1. Марка 16; 16.
   Таковы краткія основанія отвѣтовъ, взятыхъ по чистому смыслу ученія Іисуса Христа о благодати, служеніе которой должно быть не въ буквѣ, а въ духъ (2, Коринф. 3; 6 и 2, Петра 3; 1) -- а служеніе это должно выражаться не въ храненіи обрядовъ, а въ явленіи духа и силы (1, Коринф. 2; 4), какъ объ этомъ свидѣтельствуютъ апостолы своимъ окончательнымъ постановленіемъ не возлагать на приходящихъ ко Христу никакого бремени обрядоваго кромѣ обязанности слѣдовать въ жизни по свойствамъ духа Христова (Дѣяній 15; 28, 29),-- что и было показано имъ Богомъ при возникшемъ разнорѣчіи объ очищеніи въ примѣрѣ Корнилія и другихъ язычниковъ, на которыхъ духъ просвѣщенія Господня сошелъ не отъ совершенія воднаго крещенія, а отъ словъ наученія, какъ и сказано было Корнилію отъ Бога про Петра; "онъ скажетъ тебѣ слова, отъ которыхъ и получишь спасеніе ты и домъ твой", (Дѣяній 10; 6).-- Это засвидѣтельствовалъ и Петръ, говоря: "Когда же началъ я говорить, сошелъ на нихъ Духъ Святый"... и тогда то только вспомнилъ Петръ слово Господа, какъ Онъ говорилъ: "Іоаннъ крестилъ водою, а вы будете крещены Духомъ Святымъ", (Дѣяній 11; 14--16).-- Не вспомнить ли и намъ теперь, какъ говорилъ Христосъ: "Духъ дышетъ, гдѣ хочетъ, и голосъ его слышишь, а не знаешь, откуда приходитъ и куда уходитъ", (Іоан. 3; 8).
   Какъ будто дѣйствіе этого духа нужно ограничивать обрядовымъ выполненіемъ, какъ будто для человѣка есть препятствіе получить его одною вѣрою и жаждой истины: "кто же я", -- сказалъ Петръ, -- что бы могъ воспрепятствовать Богу?" (Дѣян. 11; 17). "Кто жаждетъ, или ко Мнѣ и пей" (Іоанна 7; 37 -- 39); эти слова сказаны Христомъ о Духѣ, котораго имѣли принять вѣрующіе въ Него.
   Условіе же принятія Духа не содержитъ въ словахъ Христа воднаго крещенія, но содержитъ только внутреннюю потребность человѣка, его жажду, и жажда эта удовлетворяется Христомъ безъ принужденія къ обряду.
   Что же, будемъ ли слѣдовать разнорѣчіямъ въ этомъ вопросѣ, кто и какимъ путемъ получилъ увѣренность въ свойствахъ Божьей благодати, исцѣляющей людей отъ ихъ недуговъ? Неужели и теперь цужпо повторять споры Коринфянъ: "я Павловъ, я Аполлосовъ, а я Христовъ"... "Развѣ не знаете, что о семъ надобно судить духовно". Неужели и теперь надо къ намъ обратиться апостолу Павлу съ тѣми же словами, съ какими онъ обратился тогда къ производящимъ о разности крещенія споры Коринфянамъ, которые хотя и были крещены, но имъ чего то не доставало и не доставало главнаго, а именно: просвѣщенія духомъ. А это просвѣщеніе получается не отъ воднаго крещенія, а отъ наученія словами. Вотъ что говоритъ крещеннымъ Коринфянамъ ап. Павелъ: "Умоляю васъ, братія, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, что бы всѣ вы говорили одно, и не было между вами раздѣленій, но что бы вы соединены были въ одномъ духѣ и въ однѣхъ мысляхъ".-- Не съ этого ли и началось ихъ единство, не съ этого ли заложилось ихъ духовное просвѣщеніе, не въ этомъ ли стало проявляться въ нихъ свойство крещенія духомъ Христа? Читающій да разумѣетъ, и пусть провѣритъ, прочитавъ 1, 2 и 3 главы 1-го посланія къ Корнефянамъ.
   Можетъ быть спросятъ, почему же апостолы прямо не отмѣнили видимаго воднаго крещенія Іоанна? Вопросъ законный и на него надо отвѣтить, но прежде также надо спросить почему Христосъ не отмѣнилъ прямо всѣхъ обрядовъ ветхаго завѣта и обрѣзанія? Вопросъ также законный и на него тоже надо отвѣтить.
   Объясненіе этихъ двухъ. вопросовъ можно получить отъ понятія свойства проповѣди Іисуса Христа, совершенно отличной отъ ветхозавѣтнаго духа и закона. Тамъ на все:-- правило и заповѣдь, и противъ не исполненія -- кара за проступки. Такъ ли во Христѣ? Во Христѣ нѣтъ перечисленія человѣческихъ проступковъ противъ закона, но есть во всей полнотѣ проявленная благодать и истина (Іоан. 1; 14--17), а къ принятію этой благодати только и подготовляла израильскій народъ вся библія (Іоан. 5; 46) и подготовка эта закончена въ Іоаннѣ, послѣднемъ ветхозавѣтномъ пророкѣ. (Іоанна 5; 33-- 36. Луки 16; 16). Отъ времени же Христа дѣйствуетъ уже открытое міру благовѣстіе и человѣку предоставлено уже только употребить усиліе свое, чтобы воспринять его и получить возрожденіе свыше, (Іак. 1; 18, 1, Петр. 1; 23. Іоан. I; 12, 13).
   Принятіе этого спасительнаго благовѣстія не можетъ быть по новой благодати результатомъ совершенія того или иного обряда, или внѣшняго религіознаго обычая, такъ какъ они сами до сего времени были въ ветхомъ завѣтѣ только знаками внутренняго содержанія проповѣди о Христѣ. Когда же пришелъ Самъ Христосъ, то Онъ пришелъ къ намъ уже со скиніей другого устроенія,-- безъ обрядовъ, относящихся до плоти и безъ внѣшнихъ омовеній (Евр. 9; 10, 14) и совершилъ свой завѣтъ на одномъ только внутреннемъ убѣжденіи человѣка (Евр..8; 7--13) и этотъ завѣтъ вѣрующими долженъ приниматься совершенно свободно и безъ принужденія: "Кто жаждетъ, или ко Мнѣ и пей" -- такъ возгласилъ Христосъ, говоря о Духѣ, котораго имѣли принять увѣровавшіе въ Него, и никто не обязывался при этомъ къ совершенію обряда. (Іоан. 7: 37--39).
   И вотъ по этой то, данной вѣрующему духовной свободѣ, и предоставляется Христомъ право обсужденія и отмѣны внѣшней формы религіи, какъ Онъ сказалъ: (Если Сынъ освободитъ васъ, то истинно свободны будете" (Іоанна 8; 36).-- Для отмѣны же обрядоваго ветхозавѣтнаго крещенія Іоанна, которое было обязательнымъ для священниковъ при службѣ храма (Исх. 29; 4. Лев. 16; 4. Исх. 40; 7--13 и 30 гл. 18--21), а Іоанномъ исполнялось въ рѣкѣ Іорданѣ передъ службой на дѣлахъ жизни, -- имѣлъ довѣренность отъ Бога только Іисусъ Христосъ; и Онъ совершилъ это, какъ бы от1 мѣняя первое, чтобы постановить второе, говоря: "Я имѣю свидѣтельство больше Іоаннова; ибо дѣла, которыя я творю, самыя дѣла сіи, Мною творимыя, свидѣтельствуютъ о Мнѣ, что Огецъ послалъ Меня" (Іоаи, 5; 36. Евр. 10; 9).
   Неужели такихъ ясныхъ словъ не достаточно, чтобы быть увѣреннымъ въ одномъ этомъ свидѣтельствѣ Христа, быть увѣреннымъ, что вѣрующій въ Сына Божія долженъ имѣть только одно это свидѣтельство, ибо имъ свидѣтельствовалъ Богъ въ Сынѣ Своемъ, и что это свидѣтельство больше Іоаннова. (1, Іоан. 5; 9--12).
   Если мы искренно довѣряемъ Христу во всемъ и отдаемъ себя въ Его святую власть, то мы должны же довѣриться и тому, что Христосъ за насъ выполнилъ и всю правду ветхаго закона объ обрядахъ (Матѳ. 3; 15). И что въ крещеніи Іоанна уже "погреблися съ нимъ всѣ вѣрующіе" (Колос. 2; 12), потому что дѣлу закона Онъ подчинился ради вѣрующихъ, чтобы искупить подзаконныхъ. (Галат. 4; 4--9).
   Поэтому Онъ упразднилъ законы правилъ и обрядовъ Своимъ новымъ законовѣдѣніемъ посредствомъ слова Своего ученія о новомъ порядкѣ нашихъ поступковъ передъ-Богомъ, (1, Кор. 6; 11. Огкр. 1; 5. Евр. 1; 5. 1, Петра 1; 22, 23. Іоан. 15; 3. Ефес. 5; 26. 1, Іоан. 1; 9).
   И вотъ объ этомъ то духовномъ крещеніи Христа и говоритъ апостолъ: "всѣ мы однимъ духомъ крестились, всѣ напоены однимъ духомъ" (1, Кор. 12; 13). Поэтому если сказано, что крещеніе должно быть только одно (Ефес. 4; 5) ибо "Одинъ Господь, одна вѣра, одно крещеніе", то слѣдуетъ избрать по вѣрѣ или то крещеніе, которое совершалъ Іоаннъ, или то, которое совершается Христомъ; но если самъ Іоаннъ сказалъ: "Я крестилъ васъ водою, а Онъ будетъ крестить васъ духомъ святымъ" (Марка 1; 8), то это уже означаетъ, что Іоаннъ признавалъ свое водное крещеніе временнымъ, и только для явленія Христа Израилю (Іоан. 1; 31); крещеніе же духомъ Іисуса Христа Іоаннъ признавалъ вѣчнымъ и приводящимъ къ самой истинѣ. Поэтому, которая же вода возрождаетъ человѣка: та ли, которая по ветхому завѣту смывала нечистоту тѣла, или та, которая смываетъ нечистоту духа и о какой же водѣ это сказано: и откроется источникъ для омытія грѣха" (Захаріи 13; 1 и 14; 8, 9) и еще: "Меня, источникъ живой, оставили, а сами сдѣлали себѣ водоемы разбитые (Іер. 2; 13 и 17 гл. 13 ст.)?..
   Такъ вотъ, приверженцы воднаго крещенія! надо крѣпко подумать объ этомъ и въ смиреніи попросить Бога, что бы Онъ открылъ свою истину.
   Пришло уже время спѣшить къ совершенству; пусть защитники обрядовъ прочтутъ начало 6~й главы къ Евреямъ, гдѣ сказано не полагать вѣры въ младенческихъ временныхъ начаткахъ ученія Христова, а совершать святыню въ страхѣ Божіемъ, очищая себя отъ всякой скверны плоти и духа (2, Кор. 7; 1) и поспѣшая къ совершенству.
   Іоаннъ самъ говорилъ о себѣ: "мнѣ должно умаляться" (Іоаи, 3; 30) и это умаленіе относилось къ дѣлу его крещенія; Христосъ и уподоблялъ Іоанна малому свѣтильнику, свѣтящему тамъ, гдѣ темно; о Себѣ же говорилъ: "Я есмь свѣтъ", -- "ходите въ этомъ свѣтѣ". Поэтому возбуждать вниманіе къ водному крещенію Іоанна при свѣтѣ Христа будетъ все равно какъ брать фонарь для того, чтобы разсмотрѣть солнце. Повтореніе въ Христовой благодати временнаго ветхозавѣтнаго обряда воднаго крещенія будетъ еще подобно тому какъ чтеніе всю жизнь букваря, когда уже пришло время полному чтенію и письму для нужнаго дѣла. Вѣдь для вѣрующихъ, получившихъ духовное обѣтованіе Христа, не нужно подобно израильтянамъ опять возвращаться на Египетскій берегъ для новаго перехода чрезъ Чермное море, что бы достигнуть земли обѣтованной. Они должны знать, что вождь, совершившій ихъ спасеніе, уже ввелъ ихъ въ день спасенія и они уже достигли времени благопріятнаго царства; (2, Кор. 6; 1--27). И пусть эта благодать не тщетно будетъ принята ими.
   Если вы вѣрите, что Христосъ далъ уже духовную силу для очищенія грѣха, то вѣрьте и въ то, что Онъ же снялъ съ насъ и всѣ видимые обряды и упразднилъ этотъ законъ заповѣдей своимъ спасительнымъ ученіемъ о благодати (Ефес. 2; 15), и чрезъ эту духовную благодать мы и имѣемъ доступъ къ Отцу, утверждаясь въ одномъ духѣ (Ефее, 2; 18), дабы намъ этимъ только путемъ прійти всѣмъ въ единство вѣры (Ефес. 4; 13--14).
   Да будемъ же въ этомъ всѣ едино, и сохранимъ для Бота не обряды, а живую вѣру (Іак. 2; 17) и дѣйствующую любовь (Гал. 5; 6), ибо только въ этомъ значеніе и сила всего закона и пророковъ, (Матѳ. 7; 12 и 22 гл. 39, 40 ст.) -- и сего будетъ вполнѣ дивольно для спасенія, ибо это есть истинная, побѣждающая міръ вѣра Христова. (1, Іоан. 5; 4. Ев. Іоан. 16; 33. Матѳ. 12; 18--20. Евр. 10; 2 -- 13), Аминъ!..
   

II.

   Таковъ нашъ отвѣтъ защитникамъ обрядовъ на ихъ запросы по поводу воднаго крещенія. Находимъ нужнымъ добавить ко всему сказанному, что въ дѣйствіяхъ Іисуса Христа мы нигдѣ не видимъ подтвержденія необходимости продолжать совершать по примѣру Іоанна обрядъ крещенія водой: "ибо Христосъ не крестилъ, а крестили ученики Его" (Іоан. 4; 2). "Онъ будетъ крестить духомъ святымъ", а также и пророчество Іереміи (31; 31 -- 34) и Іоиля (2; 28--32). Христу предстояло вложить законы новаго завѣта въ понятія людей уже не знаками обрядовъ, относящихся до плоти и не буквой писаннаго закона, а духовнымъ развитіемъ въ людяхъ того, что есть въ ихъ сердцѣ и дущѣ божественнаго и разумнаго (Римл. 10; 6--13. Евр. 10; 15 -- 24). Поэтому то Христосъ всецѣло поручилъ учениковъ своихъ и всѣхъ вѣрующихъ по слову ихъ единственному вѣрному способу познанія истины, это началу духовной жизни человѣка, которое получается чрезъ возрожденіе свыше. (Іоан. 3; 3 и 14; 26). Получившій же это познаніе человѣкъ уже не нуждается въ дѣлахъ закона, предписывающаго человѣку совершеніе обряда. (Гал. 5; 23). Кромѣ того ни въ словахъ Христа, ни въ словахъ апостоловъ нигдѣ не видно утвержденія, что духовная сила возрождалась бы въ человѣкѣ непремѣнно бы только при исполненіи наружнаго воднаго крещенія. Это особенно и подтверждается тѣми событіями, какія слагались въ первые дни апостольской проповѣди. Въ этихъ событіяхъ ясно видны двѣ стороны, какъ бы сливающіяся вмѣстѣ: 1) остатки ветхаго завѣта -- наружная сторона, дѣйствіе обрядовъ; и 2) начавшій дѣйствовать по духу -- новый завѣтъ, внутренняя сторона жизни человѣка, его возрожденіе и вѣра въ силу духовную. Если Симонъ волхвъ и получилъ крещеніе, какъ и Евнухъ отъ Филиппа, то все-таки остался "исполненнымъ горькой желчи и въ узахъ неправды", (Дѣян. 8; 12--20), тогда какъ Корнилій, язычникъ, признанъ былъ Богомъ уже очищеннымъ до прихода Петра (Дѣян. 10; 15) и когда еще Петръ говорилъ о спасеніи, Господь показалъ силу Своего духовнаго просвѣщенія ранѣе, чѣмъ по принятому ветхозавѣтному обычаю было предложено очищеніе водой, (Дѣян. 10; 44--45). Что это сошествіе духа было признано равнымъ сошествію духа на апостоловъ видно изъ словъ Петра, который, говоря объ язычникахъ, сказалъ: "Сердцевѣдецъ Богъ далъ имъ свидѣтельство, даровавъ имъ Духа Святого, какъ и намъ, и не положилъ никакого различія между нами и ими, вѣрою очистивъ сердца ихъ (Дѣян. 15; 8, 9).
   Событіе съ Корниліемъ есть дѣйствіе наученія духа обѣщаннаго Христомъ (Іоан. 16; 12--15), почему Петръ и говоритъ: "Тогда вспомнилъ я слово Господа, какъ Онъ говорилъ: Іоаннъ крестилъ водою, а вы будете крещены Духомъ Святымъ. (Дѣян. 11; 15 -- 17).
   Такъ постепенно выдѣлялась духовная сила въ понятіяхъ апостоловъ изъ ихъ прежнихъ ветхозавѣтныхъ понятій, оставленныхъ до времени Христомъ потому, что "многое, что Онъ имъ хотѣлъ бы сказать, они въ то время еще не могли вполнѣ вмѣстить". (Іоан. 16; 12).
   Рожденіе духовной силы, это обѣщанное Христомъ "возвѣщеніе духа", должно произойти путемъ постепеннаго развитія въ человѣческой душѣ истинныхъ понятій. Это все равно, какъ дѣйствіе теплоты на положенное въ землю зерно. Оно само проростаетъ подъ лучами солнца и само сброситъ въ свое время, ставшую ненужной, мертвую оболочку. Никто оболочку эту раньше времени и не снимаетъ съ зерна, потому что отъ такого дѣла будетъ не польза для сѣмени, а только вредъ. Тоже отношеніе Христа и апостоловъ было и къ ветхозавѣтнымъ обрядовымъ обычаямъ, какъ и къ крещенію водой въ переходное время отъ завѣта ветхаго къ новому. Все это постепенно должно перейти въ духовное понятіе. Все это есть исполненіе пророчества о неповрежденіи надломленной трости и о неугашеніи курящагося льна, а также оставленіе пшеницы до очищенія гумна (Матѳ. 3; 12; 18--20 и 13 гл. 27--30). Такимъ же путемъ совершалось и утвержденіе понятія о томъ, что Духъ Святой въ просвѣщеніи человѣка проявлялся не дѣйствіемъ обрядоваго крещенія, но сущностью вѣры и что это совершалось и безъ воднаго крещенія, а только чрезъ молитву (Дѣян. 8; 15), чрезъ повиновеніе (Дѣян. 5; 32) и чрезъ наставленіе въ вѣрѣ (Галат. 3; 2--5 и Дѣян. 10; 44 и 11; 15, 16). Господь же духа святого даетъ всѣмъ просящимъ у Него, (Луки 11; 13). Основаніе же этого не есть обрядовое водное крещеніе, но только вѣра, которою и получается обѣщанный Христомъ Духъ. (Галат. 3; 14). Исканіе же праведности или даже хотя бы знака этой праведности въ совершеніи воднаго крещенія будетъ подобно исканію Израилемъ праведности отъ дѣлъ закона (Римл. 9; 30--33). Водное же крещеніе и есть одно изъ этихъ дѣлъ закона по ветхому завѣту, какъ знакъ наружнаго очищенія плоти. (Лев. 16; 34. Исх. 30; 20, 21. Іезек. 16; 4). Но этотъ наружный знакъ чистоты, не могъ и въ ветхомъ завѣтѣ быть знакомъ чистоты внутренней: "если же человѣкъ виновенъ... то... хотя бы омылся снѣжною водою и совершенно очистилъ руки... хотя бы умылся мыломъ и много употребилъ на себя щелоку, нечестіе твое предо Мною, говоритъ Господь Богъ"... (Іова 9; 30. Іерем. 2; 22).
   Поэтому если даже язычники, не зная дѣлъ обрядоваго закона, получаютъ уже по новому завѣту праведность отъ вѣры и оправдываются отъ дѣлъ духовнаго возрожденія, какъ закона совѣсти и ихъ сердца (Римл. 2; 13--16 и 9; 30), то почему же нужно искать знака праведности въ дѣлахъ обрядоваго закона вѣрующимъ и вмѣсто установленной Богомъ праведности по духу ставить на это мѣсто собственную праведность отъ обрядовыхъ дѣлъ? (Римл. 10. 3--13), Если въ обрядовыхъ постановленіяхъ есть много различія, то въ состояніи духовнаго закона не существуетъ между людьми никакого различія (Римл. 2; 9--29). Этотъ законъ духа для всѣхъ одинаковъ, потому что законъ этотъ отъ Бога, а Богъ одинъ, какъ равно должна быть одна и вѣра, одно и крещеніе. (Ефес. 4; 5). Все же это не можетъ быть отъ плоти и отъ установленій закона и обрядовъ, а только отъ духовнаго внутренняго въ человѣкѣ откровенія (Матѳ. 16; 16--17), на чемъ и основано новозавѣтное ученіе, что и было нокавано Христомъ въ примѣрѣ исповѣданія апостола Петра. И въ этомъ одномъ духовномъ состояніи жизни и есть залогъ единства всѣхъ людей (2, Тимоф. 1; 13, 14. Ефес. 1, 13, 14), о чемъ и молился Христосъ, нрося Бога утвердить въ людяхъ единеніе между собою по образу единенія духа Сына съ духомъ Отца (Іоан. 17; 21 -- 23).
   Знакъ же этого единства не есть обрядовый обычай воднаго крещенія, которому мѣсто было въ ветхомъ завѣтѣ и въ продолженіи дѣла Іоанна до утвержденія новаго завѣта Христомъ и до времени "доколѣ стоитъ прежняя скинія". Знакъ этотъ есть уже новозавѣтное свидѣтельство, которое объявлено не Іоанномъ, а Іисусомъ Христомъ.
   Вотъ что говоритъ Христосъ объ этомъ новозавѣтномъ свидѣтельствѣ при сравненіи съ ветхозавѣтнымъ свидѣтельствомъ Іоанна.
   "Вы посылали къ Іоанну и онъ засвидѣтельствовалъ объ истинѣ. Впрочемъ я не отъ человѣка принимаю свидѣтельство, но говорю для того, чтобы вы спаслись. Онъ былъ свѣтильникъ, горящій и свѣтящій, а вы хотѣли малое время порадоваться при свѣтѣ его. Я же имѣю свидѣтельство больше Іоаннова: ибо дѣла, которыя Отецъ далъ мнѣ совершить, самыя дѣла сіи, Мною творимыя, свидѣтельствуютъ о Мнѣ, что Отецъ послалъ Меня. И пославшій Меня Отецъ симъ засвидѣтельствовалъ о Мнѣ", (Іоан. 5. 27--37).-- "Отецъ симъ засвидѣтельствовалъ о Мнѣ",-- вотъ угодное Богу новозавѣтное свидѣтельство вѣры, которое и было объявлено Христомъ.-- Что же говорилъ объ этомъ свидѣтельствѣ крестящій въ водѣ Іоаннъ?-- Онъ говорилъ: "Ему должно расти, а мнѣ умаляться. Приходящій свыше и есть выше всѣхъ; а сущій отъ земли -- земный и есть и говорить какъ сущій отъ земли; приходящій съ небесъ есть выше всѣхъ, и что Онъ видѣлъ и слышалъ, о томъ и свидѣтельствуетъ; и никто не принимаетъ свидѣтельства Его. Принявшій Его свидѣтельство симъ запечатлѣлъ, что Богъ истиненъ. Ибо Тотъ, Котораго послалъ Богъ, говоритъ слова Божіи; ибо не мѣрою даетъ Богъ Духа. Отецъ любитъ Сына и все далъ въ руку Его. Вѣрующій въ Сына имѣетъ жизнь вѣчную; а не вѣрующій въ Сына не увидитъ жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ въ немъ". (Іоан. 3; 30--36).
   Этими словами Іоаннъ выразилъ разницу значеній свидѣтельства своего и свидѣтельства Христа, понимая, что водное крещеніе, какъ знакъ ветхозавѣтнаго очищенія, дано было только "на малое время", (Евр. 9; 10), тогда какъ Христу, какъ Сыну "все дано въ руку Его", а слѣдовательно и весь ветхій завѣтъ съ обрядовыми постановленіями, включая и водное крещеніе, для исполненія его и для отмѣны его. Если Христосъ называлъ себя "Господиномъ субботы", то ясно, что Ему же предоставлено отмѣнить всѣ обряды закона, какъ дѣла, не оправдывающія человѣка (Галат. 2; 16), почему и сказано, что Онъ, законъ заповѣдей ветхаго завѣта, замѣнилъ Своимъ ученіемъ (Ефес. 2; 15), истребивъ этимъ ученіемъ бывшее рукописаніе закона (Колос. 2; 14) и замѣнилъ его славнымъ служеніемъ духа (2, Коринф. 3; 6--8).
   Вліяніе же этого духа, какъ видъ новаго духовнаго крещенія надъ увѣровавшими въ Христа -- всегда безмѣрно и не имѣетъ границъ, потому что эта сила не есть "мѣра времени и дѣла" (Іоан. 3; 34), но есть всегда стоящая передъ людьми вѣчность, которая всегда свидѣтельствуетъ объ истинѣ, а потому и имѣетъ въ себѣ вѣчную силу для очищенія людей, приводя ихъ къ совершенству, къ вѣчной жизни и къ вѣчному царству Бога.
   Если Христосъ избралъ для спасенія людей этотъ "путь новый и живой" (Евр. 10; 19), то дѣло вѣрующаго ходить только въ томъ свѣтѣ, который даровалъ намъ Христосъ и не подвергаться опять игу рабства, закону обрядовъ (Іоан. 1; 9. Іоан. 12; 35. 1, Іоан. 1; 7. Галат. 5; 1), чтобы вмѣсто вѣры въ духовную силу Христа, дающую намъ праведность просто и безъ упрековъ (Галат. 5; 4, 5. Іак. 1; 5), опять идти за водой, не къ источнику духовной жизни (Іоан. 7; 38, 39. Захар. 14; 1), а на колодезь Іакова, держа вмѣсто вѣры и силы духа, водоносъ Самарянки въ рукахъ. (Іоан. 4; 11--28).
   Если же все-таки думаютъ настаивать на необходимости и воднаго крещенія всѣ тѣ, кто еще не хочетъ отойти отъ берега Іордана, или ищутъ не Христа, а мѣстъ "гдѣ много воды" вродѣ мѣстечка "Енона близь Салима" (Іоан. 3; 23), то думаемъ, что тотъ человѣкъ, который въ разслабленіи своемъ тридцать восемь лѣтъ лежалъ у воды купальни, гдѣ даже Ангелъ Господень сходилъ возмущать воду для исцѣленія, (Іоан. 5; 2 -- 9), былъ болѣе вѣрующій въ силу Христа, чѣмъ они, приверженцы воднаго крещенія, потому что онъ не запросился въ воду, видя, что Христосъ туда его не спустилъ, а съ одного слова Христа увѣровалъ, всталъ, исцѣлившись, и пошелъ прочь отъ воды, хотя бы день этотъ былъ и субботній. Вотъ въ эту то духовную силу Христа и необходимо также глубоко увѣровать, чтобы исцѣлиться отъ недуга своего, заставляющаго при исцѣляющемъ словѣ Христа, сомнѣваться въ Его словѣ, и бѣжать за подтвержденіемъ на берегъ Іордана къ Іоанну, что бы получить знакъ свидѣтельства въ омовеніи своего тѣла водой по ветхозавѣтному обычаю, хотя бы и во имя Христа.
   Если Христосъ не спрашивалъ этого свидѣтельства отъ приходящихъ къ Нему тогда за исцѣленіемъ, то мы не въ правѣ и теперь требовать отъ приходящихъ къ Нему по вѣрѣ свидѣтельства о совершеніи обряда воднаго крещенія.
   Если Христосъ требовалъ тогда отъ людей только внутреннее духовное очищеніе (Матѳ. 23; 26. Марка 7; 5--8), то, конечно, этотъ же законъ въ силѣ и теперь и никто не въ правѣ замѣнять его другимъ или прибавлять къ нему обрядовыя заповѣди.
   Если Христосъ признавалъ тогда за свидѣтельство вѣры только внутреннее духовное возрожденіе (Іоан. 3; 3), а знакомъ этого ставилъ слушаніе истиннаго закона и исполненіе его (Матѳ. 5; 19 и 7 гл. 21--27 ст. и 10 гл. 38 ст. и 12 гл. 50 ст.), то тѣмъ болѣе теперь мы должны быть особенно внимательны къ этому (Евр. 2; 1--3), что бы не ожесточить своего сердца, приложивъ его къ исполненію наружныхъ обрядовъ, (Евр. 3; 7--14 и 6 гл. 1--6 ст.), и чтобы не создать повода къ замѣнѣ истиннаго духовнаго служенія Богу служеніемъ обрядовыхъ дѣлъ и къ замѣнѣ понятія объ истинномъ духовномъ очищеніи Христа очищеніемъ естественной водой по обрядовому крещенію Іоанна.
   Мы указывали уже на свидѣтельства Іисуса Христа, поставленныя Имъ выше Іоаннова свидѣтельства, то есть выше его крещенія водой; мы указывали и на то, что самъ Іоаннъ, услышавъ о дѣлахъ Христовыхъ, воздерживается говорить о своемъ свидѣтельствѣ воднаго крещенія, но говоритъ о духовныхъ свидѣтельствахъ Христа, добавляя: "и никто не принимаетъ свидѣтельства Его".
   Думаемъ, что эти слова и теперь еще относятся къ тѣмъ людямъ, которые сомнѣваются остаться при томъ одномъ свидѣтельствѣ, "которымъ Богъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ" (1, Іоан. 9--11), а еще, на всякій случай, принимаютъ и свидѣтельство Іоанна -- водное крещеніе, (Іоан. 5; 33--38).
   Но что говоритъ намъ любимѣйшій ученикъ Христа Іоаннъ въ своемъ посланіи объ этихъ свидѣтельствахъ и о томъ, въ которое изъ нихъ настало уже время вѣровать по благодати Христа: въ свидѣтельство водное -- Іоанна, или въ свидѣтельство духовное -- Христа?..
   Вотъ его объ этомъ слова:
   "Если мы принимаемъ свидѣтельство человѣческое, свидѣтельство Божіе больше, ибо это есть свидѣтельство Божіе, которымъ Богъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ. Вѣрующій въ Сына Божія имѣетъ свидѣтельство въ себѣ самомъ; не вѣрующій Богу представляетъ Его лживымъ, потому что не вѣруетъ въ свидѣтельство, которымъ Богъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ. Свидѣтельство сіе состоитъ въ томъ, что Богъ даровалъ намъ жизнь и сія жизнь въ Сынѣ Его. Имѣющій Сына Божіи имѣетъ жизнь; не имѣющій Сына Божія не имѣетъ жизни". (1, Іоан. 5: 9--12).
   Эти слова точно объясняютъ, что по утвержденіи Христомъ новаго завѣта свидѣтельствомъ вѣры уже не можетъ быть водное крещеніе Іоанна, ибо есть уже свидѣтельство, которое больше Іоаннова, это подобіе тѣхъ дѣлъ, которыя совершилъ Христосъ, а Онъ совершилъ полное измѣненіе понятій о служеніи Богу и вмѣсто внѣшняго обрядоваго богопочитанія установилъ духовное, внутреннее, заставивъ людей обратиться отъ исполненія предписаній о порядкѣ наружной обрядовой службы къ установленію внутренней духовной жизни въ самихъ себѣ, чтобы, установивъ здравый смыслъ этой жизни, озаботиться постановить въ себѣ на мѣсто ненависти, гордости, себялюбія, высокомѣрія и т. п.-- смиреніе, любовь, терпѣніе, милосердіе, кротость, воздержаніе; обративъ все вниманіе во имя истиннаго духовнаго служенія Богу не на обряды, а на свои помыслы, на заботу о чистотѣ сердца и поступковъ, на проявленіе истинной доброты ко всѣмъ людямъ, на полное милосердіе и любовь къ ближнимъ и на развитіе въ себѣ способности быть всегда въ любви и самоотверженіи во имя Христа.
   Вотъ тѣ дѣла, которыйи Богъ свидѣтельствовалъ въ Сыпѣ Своемъ. Эта же дѣла долженъ имѣть и вѣрующій въ себѣ самомъ, какъ истинныя свидѣтельства его вѣры. (1, Іоан. 1; 6, 7. 1, Іоан. 5; 10; 2, Петра 1; 3--11).
   Что эти дѣла, по любви Христа, могутъ вполнѣ быть доступны вѣрующему, что они я ія него суть какъ бы крещеніе во имя Христа (Матѳ. 10; 38. Матѳ. 20; 22) и что отказаться отъ нихъ, ссылаясь на слабость, никакъ невозможно, это видно по словамъ Христа, который сказалъ: "вѣрующій въ Меня, дѣла, которыя творю Я, и онъ сотворитъ, и больше сихъ сотворитъ". (Іоан. 14, 12).
   Итакъ: "не бойся, только вѣруй!" (Марка 5; 36). Если же этотъ свѣтъ Христовъ взойдетъ въ сердцѣ вѣрующаго, то самъ собой померкнетъ и тотъ "свѣтильникъ", при которомъ въ темнотѣ хотѣли "малое время" порадоваться при свѣгѣ его; умалится значеніе Іоаннова воднаго крещенія и возрастетъ Христово -- духовное, и оно уже дастъ радость не временную, а вѣчную. (Іоан. 3; 29. Іоан. 15; 10, 11. Іоан. 16; 21, 22, 24. Іоан. 17; 13. Филипп. 4; 4--9).
   Теперь мое заключительное слово ко всѣмъ братьямъ хотя бы и знающимъ пути Господни и поучающимъ о Господѣ правильно съ горячностью вѣры, но продолжающимъ крещеніе Іоанново и проповѣдующимъ е.о. (Дѣян. 18; 25, 26. Дѣян. 19; 3).
   Братья и сестры! Прошу насъ ради любви и истины уразумѣть силу Духа Іисуса Христа и точнѣе постигнуть путь Господень; оставьте водоносъ Санарянки и идите возвѣстить міру духовную славу Христа, эту живую воду, текущую въ вѣчную жизнь (Іоан. 4; 5--29); не ищите мѣстъ, "гдѣ много воды" и не ходите за свидѣтельствомъ на берега Іордана, ибо вѣрующій духовную воду и свидѣтельство вѣры долженъ имѣть Въ себѣ самомъ. (Іоан. 3; 23. Іоан. 5; 33--36. Іоан. 7; 38)! Перестаньте ставить около себя "водоносы" "но обычаю очищенія Іудейскаго" (Іоан. 2; 6), но будьте сами носителями духа Христова (Римл. 8; 9. 1, Коринф. 12; 4--13) и будьте святы во всѣхъ своихъ поступкахъ (1 Петра 1; 15, 16), не надѣйтесь на того, кто взялъ бы васъ и опустилъ бы прежде другихъ въ воду, чтобы получить исцѣленіе (Іоан. 5; 2 -- 9), но вѣруйте, что вы уже имѣете около себя Того, Кто "скажетъ слово и выздоровѣетъ братъ твой" (Луки 7; 7) и Кто сказалъ разслабленному, лежащему долгое время у цѣлебной воды; "встань, возьми постель твою и ходи", (Іоан. 5; 8)! и разслабленный пересталъ нуждаться въ водѣ, хотя бы въ воду эту и продолжалъ сходить по прежнему ангелъ.
   Итакъ, почувствуйте подобную же глубокую вѣру, ободритесь духомъ и встаньте съ привычной постели установленныхъ вами обрядовъ, возьмите эту постель какъ уже не нужную вамъ, и ходите во свѣтѣ Христа (Іоан. 12; 35), прославляя Бога, какъ тотъ изъ десяти очищенныхъ, который не пошелъ совершать за очищеніе свое обрядовую службу по закону, а воротился ко Христу, палъ ницъ къ ногамъ Его и возблагодарилъ Его. (Луки 17; 14--19).
   Тогда и вы услышите слово Его: "встань, иди: вѣра твоя спасла тебя!" Аминь!

Ф. А. Желтовъ.

   Село Богородское Нижегор. губ.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru