Жданов Лев Григорьевич
Николай и Распутин
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Жданов Лев Григорьевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 2000
Обновлено: 01/10/2025. 94k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Григорий Распутин: pro et contra, антология
СПб.: РХГА, 2020. -- (Русский Путь).
Л.
Г.
ЖДАНОВ
Николай и Распутин
1
Когда переворот совершился и судьба Николая Последнего обозначилась окончательно, вместе с лавиной негодующих воплей и жгучих обвинений против бывшего повелителя России хлынул мутный поток скандальных, нередко циничных и омерзительных для нормального человека "разоблачений" в области самых затаенных переживаний бывшего царя, его жены и дочерей. Все это связано очень тесно с именем пресловутого "старца" Григория Распутина и не менее прославленной Анны Вырубовой...
Мне, как, полагаю, очень многим и многим, было отрадно отметить, что поднялись отдельные смелые, благородные возражения, зазвучали голоса, остерегающие от переигрывания на этой почти порнографической струне...
Я лично еще десять лет тому назад, после крушения революционных надежд 1905 года, все же верил в победу народную, в светлое торжество Свободы, и так рисовал этот великий миг в моей книге "На заре свободы" (1907):
Держали родину солдаты под пятой,
и процветали гинекеи.
Предатели творили "суд святой",
а помогали им лакеи.
Лилась по царству кровь народная ключом,
и жертвы падали без счета.
Поддерживала трон расшатанный плечом
преторианцев наглых рота.
Вставали чистые, отважные борцы,
искали воли для народа.
Терновые, кровавые венцы венчали их...
И длилася невзгода!
Был голод и война... Мятеж и произвол
всю Русь пожаром охватили...
Народ к победе смело шел,
но духи зла не допустили.
Насилье, обнаглев, не ведало границ.
Безумие страстей прорвалось на арену.
Телами детскими кормили хищных птиц.
Честь девичья утратила всю цену.
Уж не бесчестили красавиц молодых,
в казармах плетью дев хлестали.
Не лаской оскверняли их --
терзали шпорами из стали!
Народ стонал от гнева... Но молчал...
Народ терпел, считал удары...
И вдруг -- набат призывный зазвучал.
Настал расплаты час и кары!
Смывая пред собой, как моря грозный вал,
помехи жалкие, народ стоит у власти.
Стяг царский он с глумлением сорвал
и растрепал его на части!
Где знамя Лже-Романовых вилось,
там веют вольные знамена.
И громкое "ура!" -- как громы -- пронеслось
над щепками изломанного трона.
Но где же верные великие борцы
за счастье общее и долю?
Где смелые вожди, движения творцы,
кто кровью даровал нам волю?
"Схороним мертвецов с почетом. Славный прах
пусть вечно в мире почивает.
Пусть юношей к свободе призывает --
тиранам-извергам на страх!.. "
Так пожелал народ освобожденный.
"Царя -- не надо нам! Презрение ему!..
И царь, Судьбою побежденный,
на отречении рукою утомленной
Чертит: "Быть по сему!..""
Перезвон, и голоса, и клики
поднялись от людных площадей
Прямо к небу. Нынче, знай: великий
и веселый праздник у людей.
Где ни взглянь, гудят толпы народа:
"Чудный день и незабвенный час!
В эти дни священная Свобода --
вся в крови -- рождалася у нас.
И, омыта кровью той святою,
будет долго-долго жить она,
Навсегда оставя за собою
дикой тьмы, насилья времена!"
Вон как вызов, как живое пламя
на спокойной тверди голубой
Реет, плещет пурпурное знамя
над густой ликующей толпой!
Это знамя -- символ полной власти.
Кровь народа красила его.
Позабыты прежние напасти
для мгновенья счастья одного!
Но не треплет на плечах порфиру,
победив, властительный народ.
Он ее показывает миру,
высоко над головой несет.
Реет в небе пурпур, как порфира,
власти знак, спасающий рабов!
А внизу, в сопровождена клира,
пронесли пурпурный ряд гробов...
В них бойцы навеки опочили.
Славным -- мир и память навсегда!
На руках их принесли сюда
и в родную землю опустили...
В этот миг, как пламя, мысль одна
у толпы взволнованной мелькнула:
-- Мы -- свободны! Вольная страна
счастья дни навек себе вернула!
Он настал, давно желанный час.
Произвола призрак не восстанет.
И никто с престола больше нас
"изволеньем Божьим" не обманет!..
И в той же книжке есть у меня такие строфы:
...Настанет день... Народный суд придет!
В оковы всех гонителей свободы
Он закует и к петле приведет
Иль заточит на месяцы и годы.
Прольется кровь убийц и палачей.
На них никто с участием не глянет.
И голос дружеский ничей
Пощады им просить не станет.
Нет! Только Месть сухой суровый взгляд
Им кинет в час позорной казни
И в сердце, полное боязни,
Вольет свой тонкий, жгучий яд...
Придут толпы детей и матерей...
Сбегутся все, кого осиротили
Те палачи рукой своей,
И с хохотом их повлекут к могиле!
А у могил, увидя на крестах
Позорный ряд имен непозабытых,
Народ с проклятьем на устах
Гнев изольет на тех могильных плитах.
Заплачут дети... Стоны матерей
В один протяжный вопль сольются:
-- Прочь из могил прах палачей скорей!
В покое пусть не остаются...
Для них места -- не в храме, под крестом...
Нет места им во всем обширном мире!
Сожжем тела предателей... Потом
Пусть ветром прах развеет шире, шире!
И кинутся... Ногтями станут рыть...
Покроются горячей кровью руки.
Все будут рыть, чтоб горе позабыть,
Чтоб душу облегчить от муки!
Но вступится ликующий народ.
Над мертвыми не даст свершиться мести...
Живых он только поведет
Врагов -- на суд и на позор -- всех вместе!
Стоит сопоставить основную мысль обоих стихотворений, и станет ясно, как я смотрю на вопрос.
Если взволнованная душа моя провидела взрывы негодования и проявления "загробной мести" к врагам народа, вплоть до сожжения праха и развеянья пепла по ветру, как это сделано было с останками "старца"-распутника, то, с другой стороны, я знал и верил, что победивший народ русский, славянский, один из лучших и благороднейших народов мира, не пожелает унижать своей юной самодержавной власти, не унизится до того, чтобы раскапывать всю грязь романовского самодержавия, обращенного в игрушку всяких проходимцев по воле "полковника" Николая...
И потому я, не опасаясь упрека в желании играть на низменных струнах толпы, коснусь в дальнейшем той роли, какую играл Распутин при Николае Последнем, укажу на то место, какое занял этот "чудодейный"
стойкий
хлыст у трона и в алькове жалкого царя.
Обойти этого невозможно, как бы строго ни ограничивать задачи историка, желающего вполне беспристрастно рисовать события такого мирового значения и важности, как Великая революция в России 1917 года.
Раздавались голоса: "Альков, семья, даже Романовых, -- это запретная область для вторжения посторонней руки! Их верования и личные, сердечные, или даже -- чувственные, переживания, половые странности и неестественные проявления не нужны никому. Не стоит толковать о грязи, способной только будить низменные стремления в грубой толпе..."
Так ли это?
Является вопрос: чем занимается вся мировая литература, не исключая Библии, насквозь чувственной и телесной?
От Соломона и Эврипида, через Шекспира, Данте до Пушкина, Байрона и других светочей мысли человеческой -- чем наполняли они свои лучшие произведения?
Только не одним описанием "чистого, блаженного состояния" душ человеческих...
И даже св. Августин, Иероним и другие мечтатели, рисующие светлые картины "райского, безгрешного бытия", не могли обойтись без упоминания о темных, грешных сторонах духовной и телесной жизни. И в этих своих невольных описаниях проявляли более яркую выразительность, силу и мощь, чем в отвлеченных небесных жизнеописаниях.
Жизнь человечества идет от тьмы к свету. Это старая истина. И только пронизав тьму светом сознания, можно ускорить и облегчить долгий путь человечества к совершенству, путь, по которому оно бредет, изнемогая от усталости, орошая пыль кровью своих израненных ног...
И если важно знать темные стороны жизни каждого заурядного обывателя, то тем важнее знать: что творят в тиши ночной и в глубине своих дворцов владыки людей, от каждого переживания которых зависят десятки и сотни человеческих существований?..
Если во дни власти Николая Последнего только шепотком можно было говорить о странностях и гнусностях, какие творились им самим и окружающими царя проходимцами, то теперь вслух хочется сказать о том, как жил и под какими влияниями находился последний Романов. И прежде всего, конечно, просится на уста имя Григория Распутина.
Это имя заслоняет собою все остальное... За ним почти тонет в тени одно явление, общее не только семье Романовых, но и всем царственным династиям: склонность к суеверию, к фетишизму духовному и половому.
Прежде всего коснусь суеверия, каким пропитана наша русская и всякая другая знать, особенно из числа коронованных особ. Если Англия наших дней не знает Макбета и ведьм, если республиканская Франция не зовет Деву из Орлеана, чтобы спасти страну, то прорицаниям мадам де Тэб внимают и современные представители "неверующего" Парижа, и сливки лондонского общества...
В России все это грубее и проще, как грубее и проще народная наша жизнь по сравнению с утонченными приемами Запада.
Дед Николая Последнего ездил по гадалкам, терпел давление Победоносцева, который своим именем как бы "нес победу" царю России... Отец Николая, тоже не чуждый суеверия, не так расплывался в этой области, потому что тянулся к алкоголю... Благодаря такому пристрастию вызвал у своего наследника, Николая, еще большие признаки вырождения, граничащего порою со слабоумием...
Много лет назад, когда на горизонте только появился другой "чудотворец", успевший вовремя сойти со сцены, отец Иоанн Кронштадтский, Николай сразу подчинился влиянию умного святоши, и ничего не делалось в семье Романовых без благословения со стороны отца Иоанна.
Отец Иоанн лучше других мог развеять недоверие, свойственное Николаю и проявлявшееся особенно сильно после 1905 года.
Еще в первые годы царствования он выказывал недоверие даже самым близким окружающим его лицам... и только "свыше" ждал помощи и просветления...
Перед рождением долгожданного сына Николай вызывал из-за границы в Россию многих внушителей и духовидцев-спиритов вроде Филиппа, Папюса и других...
Первой ласточкой в 1900 году явился на горизонте дворцовом иезуит, патер Филипп, своими спиритическими сеансами сразу завоевавший доверие, подчинивший себе душу слабовольного, хотя и вечно настороженного Николая.
Тонкий сердцевед, иезуит, быстро разобравшись в личности российского самодержца, оценив духовное и умственное состояние придворной своры лизоблюдов, окружающих господина, стал действовать решительным натиском, стремясь выполнить поручение, данное ему Романовым.
На спиритических сеансах медиум-патер не только утешал царя-отца, что скоро ему будет дарован сын и наследник трона... Что настал конец той "серии дочерей", какими его дарила супруга, гессенская принцесса. Хитрый патер ловко сводил речь на вопросы веры. Указывал истинные пути для спасения души царя и царства... и все эти пути сходились в Риме!.. Туда звал на поклон иезуит "схизматика"-- русского царя... Рисовал ему картины, где Николай, как Владимир Святой, являлся апостолом новой, истинной веры -- римско-католической... И весь народ, ликуя, идет за державным пастырем прямо в исповедальни к иезуитам-попам.
Немецкой своре приближенных Алисы Гессенской и Николая, протестантов по преимуществу, не понравилась такая игра... Иезуит показался опасным... И в один день дворцовый комендант фон Гессе явился к царю с письмами в руках...
-- Что у нас нового, генерал? Что это за письма? -- живо осведомился царь, любивший проникать в тайны окружающих его людей при помощи "черного кабинета". -- Дворцовые интрижки? Или -- политическое что-нибудь?
-- Вот, извольте сами взглянуть, ваше величество! -- коротко ответил осторожный немец.
Николай стал читать и убедился, что он все время был игрушкой в руках иезуита.
Филипп, осторожный вначале, потом перестал остерегаться и в своей переписке, которую вел с Римом, прямо давал знать папе, что "работа" идет успешно... Что ему, патеру, удалось обморочить всех... И с помощью Божией католичество возьмет верх над другими толками в этой дикой, грубой Московии.
Конечно, Филипп после этих разоблачений быстро скрылся с горизонта. А немка-царица родила еще одну дочку... Плохо действовал, видно, чудодей-патер!
Года через два место Филиппа занял другой проходимец, гипнотизер и медиум мосье Папюс.
Творческую, чудесную силу этого нового чудодея испытала сперва на себе одна из великих княгинь и представила его бывшей царице, гарантируя, что этот человек поможет и у Алисы явится наконец сын...
Так и случилось...
Алиса Гессенская готовилась стать матерью... Пришли последние минуты.
И Николай, не доверяя никому, сам, в полной походной форме, стал на страже у дверей покоя больной жены, опасаясь, что кто-нибудь из близких может покуситься на жизнь будущего новорожденного наследника трона...
Слабовольному и растерянному Николаю жена и другие внушили, что мать родная во что бы то ни стало желает видеть на троне не его, а Михаила... Что уже готовы шифры с вензелем нового императора для восставших офицеров гвардии... Что все родичи только и думают, как свергнуть с престола его, Николая... И не допустят к царствованию его сына... Убьют ребенка в колыбели...
В таком кошмаре внушений, толков и слухов жил Николай, неуравновешенный от природы. Под влиянием этих нашептываний он дошел до такого смешного поступка, как личное стояние на карауле у двери спальни больной рожающей жены...
Немудрено, что его окружение постоянно отмечало особенно яркую черту личности царя: он не верил никому и никогда, был страшно подозрителен ко всем окружающим...
-- Я никому не верю! -- твердил Николай. -- Все готовы обмануть меня... Хотят только урвать себе побольше... Вокруг меня -- лжецы и лукавцы.
И тем страннее видеть, как легко он поддавался влиянию сильных духом, умных или пронырливых людей, во главе которых стояла его жена Алиса Гессенская вместе "простым сибирским мужичком" Григорием Распутиным.
Когда последний взял уже слишком большую силу при дворе, ему на помощь являлись многие добровольцы, спириты и медиумы вроде сенатора Добровольского, ставшего министром юстиции, и просто прохвосты вроде министров Маклакова, Сухомлинова, Протопопова и других.
Вот что передает очевидец о "сеансе" во дворце, где медиумом служил Добровольский:
"Вместе с царицей и старшими дочерьми сенатор Добровольский, А. Вырубова и еще два-три лица уселись вокруг столика. Столик завертелся, застучал, и начались загадочные явления... В комнате не было ни одной фиолетовой лампочки, а между тем в темноте вдруг стали вспыхивать фиолетовые огоньки... Ширмы прыгали, даже летали по воздуху. Медиум Добровольский бился в экстазе и вещал, что Распутин один может спасти Россию..."
Этот же медиум-сенатор, потом министр, не стеснялся публично целовать грязную руку "старца-усладителя" царицы, который ввел проныру во дворец и сделал министром...
Вся картина, описанная выше, напоминает сцену из "Плодов просвещения" или то место бессмертной комедии Островского, где "старица" Манефа пророчит о появлении прохвоста Глумова... Иная обстановка, но люди -- везде одни и те же.
Иные карьеристы, вроде Трепова, Хвостова, отчасти из брезгливости, отчасти из зависти, либо играя на руку другим членам романовской фамилии, старались свалить "старца"... Но за это доброе дело брались они грязными руками, и потому "царь лжи и грязи", "святой" романовской династии старец Григорий оставался неколебим на своем посту хранителя и дарителя сил и благ всему царскому дому.
А что именно таким "носителем и раздатчиком милостей и благ земных и небесных" считали Распутина Николай и его Алиса -- в этом сомнения быть не может.
С этого дело началось... Распутин пророчил о появлении сына-наследника... И сын родился...
Только после переворота мы узнали, что еще во дни открытия мощей Серафима Саровского царственная чета не сочла для себя унизительным явиться к местной "прозорливице", юродивой старухе Пашке Саровской, чтобы "погадать" о своей царственной судьбе.
Вот как описывает журналист-очевидец И. Владимиров это знаменательное посещение:
"В половине июля 1903 года бывший царь со всей семьей и многочисленной свитой собрался ехать в Саровский монастырь на прославление мощей преподобного Серафима Саровского.
Царь пожелал придать этой поездке широконародный характер, и поэтому всем издававшимся тогда газетам было не только разрешено, но даже предложено послать в Саров своих корреспондентов и художников.
После самых тщательных проверок и опросов дворцовой охраной, устранившей добрую половину корреспондентов, оставшиеся газетные деятели и 2 художника получили, наконец, особые "разрешения-карточки", припечатанные печатями "охранки", и поехали в Саров.
Но там их встретил новый сюрприз: пронесшийся слух, что будто бы "студенты-толстовцы и евреи" готовятся "оскорбить мощи преподобного Серафима", поднял на ноги всех темных представителей "охранки", весело гулявших в монастыре со своими "родственницами".
С помощью жандармерии несколько раз учинялись ночные повальные обыски и допросы корреспондентов и всей приезжей интеллигентной молодежи.
Десятки ни в чем не повинных лиц были арестованы и экстренно высланы под конвоем в Нижний Новгород.
Наконец расходившаяся охранка и жандармерия, проявив демонстративно всю свою "охранную" деятельность, угомонились, а уцелевшие представители газет и художники получили полную свободу и беспрепятственный доступ ко всем царским выходам.
В Сарове Паша-юродивая пользовалась в то время особенной популярностью.
Монашествующая братия, богомольцы и окрестное крестьянство видели в ней прозорливую праведницу, обладающую даром ясновидения.
Паша была типичная великорусская крестьянская баба, лет за 50, крепкая, загорелая, с глубоко сидящими проницательными глазами на широком, скуластом лице, обрамленном пышными, красиво вьющимися, бело-серебристыми волосами, выбивающимися из-под ярко-красного платка. По целым дням она сидела на крыльце своей покосившейся хаты, на окраине монастыря, свертывала и сшивала из цветных и белых тряпок незатейливые куколки, которыми обыкновенно играют крестьянские дети.
Паломники, странники и богомолки, посещавшие Саров, считали своим долгом заглянуть к прозорливой Паше-юродивой, послушать, что она скажет той куколке, которую потом даст посетительнице.
Бывший царь, узнав от игумена о славе Паши-юродивой, решил побывать у "пророчицы" со своей семьей.
...После посещения святого источника Серафима Саровского государь с обеими государынями и дочерьми в исходе шестого часа вечера проследовал к хате Паши-юродивой.
Мария Федоровна и дочери остались с лицами свиты на дворе, а государь с Александрой Федоровной в сопровождении Н. А. Оприца и жандармского офицера вошел в хату Паши Саровской.
Мы (я и два корреспондента) встали у одного из открытых окон хаты и не только слышали каждое слово, но даже видели всю сцену.
Паша встретила бывших царя и царицу просто: без излишних поклонов и почитании.
-- Спасибо, царь, спасибо, что меня, старуху, навестил, -- ответила она на приветствие царя.
-- Расскажи-ка нам, Паша, что-нибудь про будущее... Погадай нам, что случится у нас? -- обратился к ней государь.
-- Скаши, скаши нам правду, -- повторила ломаным русским языком царица.
-- Помилуйте, батюшка царь и матушка царица, я не смею вам ничего говорить... Я вот куколке скажу все, что мне хочется сказать... -- С этими словами Паша взяла синюю куколку вершка в два величиной и, обращаясь к ней, проговорила: -- Цари-то живут без нужды, да счастья не видят, а вот царица сама себе счастье... Да надо Богу молиться... Ведь грехи-то кругом... Кругом грехи!
С этими словами она подала царице синюю куколку. Та взяла ее с брезгливостью и сейчас же передала жандармскому офицеру.
Паша, взяв красную кумачовую куколку и обращаясь к ней, проговорила:
-- Ах ты, моя алая, кровавая куколка... Что маков цвет... Бойся ты весенней воды, она ведь затопляет и хату мужика, и царские хоромы... Затопит тебя, вымочит тебя.
Подавая куколку государю, она добавила:
-- Вот, скучно будет -- поиграй, только не мочи ее, а то руки все в красном будут. Потом дашь куколку сыну...
-- У нас сына нет, -- прервал ее государь.
-- Ну, скоро будет, хороший будет, жить будет, лишь царевать не будет...
Государь, пораженный этим ответом, резко повернулся и, взяв царицу под руку, быстро вышел из хаты".
Конечно, всю ответственность за значение и точность предсказаний юродивой старухи следует оставить на памяти и на совести г. Владимирова. Если допустить, что захолустная пророчица может предсказывать так верно события в царской семье и целом царстве, то еще легче допустить, что старухе могли внушить кое-что, идущее в лад с чаяниями некоторых придворных чудодеев...
Наконец, г. Владимиров неясный смысл простых бормотаний Паши через много лет мог слить с яркими, повелительными картинами исторических событий, вчера лишь пронесшихся у нас над головой.
Но одно несомненно: вся царская семья пошла "погадать" к деревенской кликуше, к новой волшебнице, если не из Аэндора, то из Сарова... И этот факт сам по себе значительнее всяких легенд...
Если в Саров Николай Последний поехал открывать полуистлевшие мощи Серафима, чтобы "поднять веру в народе", поднять свой падающий царский престиж, проявить свое желание слиться с народом в его чаяньях, в его вере, то в избушку вещуньи Паши повелителя Российской империи загнало личное любопытство, общее с каждым заурядным обывателем желание: узнать свою судьбу...
Никому ни во что не верящий Николай, как все слабодушные люди, в то же время жадно искал знамения, искал, во что бы и кому бы он мог поверить.
Именно на этой почве расцвело влияние распутного и продажного полуграмотного "старца" Распутина.
Дело началось с бывшей царицы Алисы.
По словам психиатров-врачей, лечивших Алису в 1905 году и позднее -- от припадков острого психоза отчасти на почве ужасов, пережитых во время первой революции, отчасти на почве половой ненормальности, обычной у членов Гессенской фамилии, больной душевно и телесно, -- царица к своему "критическому" сорокалетнему возрасту стала страдать от повышенной страстности, не находящей исхода в супружеских ласках слабого, усталого душою и телом Николая.
Подчиняясь во многом властной, сильной по характеру жене, Николай физически почувствовал к ней полное охлаждение, особенно когда свершилась его заветная мечта и явился на свет сын, наследник трона...
Если другие женщины еще будили пыл страсти в молчаливом, вечно затаенном царе, на собственную жену он смотрел только глазами брата... да и то -- младшего, покорного и почтительного, как это особенно подчеркнул в своем письме великий князь Николай Михайлович.
Совсем не то нужно было царице.
И вот скандалезная хроника царских дворцов пополняется все новыми и новыми страницами...
Облетел страну рассказ о том, как гвардейский офицер, стоящий на ночном карауле во внутренних покоях дворца, вдруг покинул свой пост, ушел домой... И утром на вопрос начальства объявил:
-- Я имел несчастие видеть этой ночью, как один из флигель-адъютантов, Орлов, прошел в комнату, куда может проходить только сам император... В спальню царицы... И я долго напрасно прождал, чтобы поздний посетитель вышел оттуда... Тогда, решив, что неприлично мне, офицеру русской гвардии, охранять покои немецкой Мессалины, я ушел!..
Офицера объявили ненормальным. Его убрали...
Но случайные друзья у Алисы не переводились... и после смерти Орлова, известного "усмирителя" Курляндии...
Царственный супруг, конечно осведомленный об этом, был снисходителен и терпелив, зная, что он не вправе требовать от жены верности, если сам не может быть ей верным и нежным супругом...
Истерия у Алисы развивалась все больше... Дочери росли, и "друзей" надо было держать подле себя под какими-нибудь более благовидными предлогами...
...Прокатилась гроза 1905 года. Между династией и народом открылась зияющая пропасть, худо заполненная манифестом 17 октября, скорее -- оттененная этим лживым обещанием, лукаво данным и плохо выполненным.
И когда среди великосветских самок в салонах великих княгинь воссияла новая знаменитость из народа -- сибирский простой мужичок, "старец" тридцати пяти лет, "сухой и стойкий" Гришка Распутин, великолепно умеющий оправдывать свою кличку, -- сама судьба указала, что лучшее место такому "чудодею"-хлысту в покоях больной, жадной до радостей жизни Алисы...
Ближайшая подруга ее, Анна Вырубова, подобно Нелидовой умевшая совместить в своей особе фаворитку мужа и доверенную наперсницу жены, -- эта женщина, гибкая и чувственная, как ее все знают, сперва сама испытала на себе силу "чар" старца... И потом хитро сумела ввести его в покои Алисы.
Вот как люди, близкие к придворным кругам, считающие своим долгом все знать и слышать, описывают появление на столичном горизонте "старца"-хлыста.
Истеричка-жена инженера Лохтина, известная своим фанатизмом, явилась одной из первых и самых преданных последовательниц и беззаветных поклонниц молодого "старца" и его тайных чар...
Из-за него порвала она все прежние многолетние семейные связи и всеми силами старалась создать прочное, влиятельное положение Распутину, хотя и знала, какою печальной славой на родине, в Сибири, покрыл себя этот бывший конокрад, испытавший на собственной спине удары мужицкого кнута как изобличенный вор...
При помощи связей и денежных пожертвований ввела эта дама сомнительного чудодея в круг высшего духовенства столицы. Вскоре духовник Николая и царицы епископ Феофан, ректор Духовной академии, монах, известный своей строгой жизнью, подпал под влияние хитрого сибиряка...
Сближению этому усиленно помогала Анна Вырубова, быстро оттеснившая от "старца" Лохтину и в своем обожании перешедшая всякие границы.
Под напором этих сложных влияний Феофан представил Григория Распутина царю и Алисе как "старца-прозорливца", обладающего особой, дивной силой провидения и способного воздействовать на души и тела людские...
Немке-царице Вырубова и другие заинтересованные лица внушили, что для популярности государя в стране самым лучшим средством служит такое приближение к трону "человека из народа", голос которого, безыскусственный и простой, будет отражать народные настроения... А с другой стороны, народные массы, несомненно, тронет внимание, какое оказывает царская семья простецу-мужику из народа...
Николай и раньше был склонен к подобным опытам... Не решаясь идти в толпу на манер Гарун аль-Рашида, он порою разыскивал "народных представителей" вне думских стен... И от них старался узнать "всю правду о России".
Кто не помнит приключений мелкого чиновничка Клопова, который случайно получил возможность беседовать с Николаем и потом послан был царем по России как его доверенное лицо узнавать всю правду, помогать раскрытию злоупотреблений...
Облеченный высочайшим доверием, с охранным листом, подписанным Николаем, этот маньяк Клопов, поколесив по России, печально кончил свою миссию...
Но Николая такой неудачный опыт не излечил от любви к приключениям в "истинно народном" духе...
И появление Распутина во дворце казалось весьма кстати в эти тревожные, темные дни, особенно после событий 1905 года...
Хитрый "старец" сначала занялся прорицаниями и, когда родился наследник, преимущественное внимание уделял этой надежде трона.
В шайке явных и тайных "распутинцев", имевших в виду погреть руки у трона при помощи "старца", которого они же отыскали и поставили на "место", особенно значительную, хотя и закулисную роль играл тибетский врач Бадмаев...
Знакомство с древними рецептами восточной медицины давало Бадмаеву возможность стряпать напитки бодрящие и целебные, вроде настойки из корней женьшеня или из пантов оленей, после приема которых самые слабосильные, изношенные мужчины получали охоту "жить", могли проявить страсть и пылкость, как в годы юности...
Николай нередко прибегал к напиткам этого современного Калиостро. Но последний умел готовить и другого рода напитки...