Жандр Николай Павлович
Н. П. Жандр: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЖАНДР Николай Павлович (11.3 (12.4).1818, Петербург -- 5(17). 12.1895, там же], литератор-дилетант. Из дворян Киевской губернии. Сын чиновника; племянник А. А. Жандра. Окончил Морской шляхетский корпус (1834--36). Служил наз Черноморском, а с 1839 на Балтийском флоте; в 1842 лейтенант, с 1843 адъютант (по сведениям на 1851 -- старший адъютант) при дежурном генерале Главного морского штаба. В 1851 перешел в статскую службу в Департамент уделов (коллежский асессор). В 1853--56 директор Киево-Межигорской фаянсовой фабрики; с 1858 инспектор церковных построек в Северо-3ападном крае (служил при М. Н. Муравьёве). С 1867 в отставке (статский советник).
   Дебютировал переводом из Дж. Г. Байрона: 1-я песнь "Дон-Жуана" (СПб., 1846), два стихотворениями из "Еврейских мелодий" ("Невский альманах на 1847 и 1848 гг.", в. 1, СПб., 1847). По словам В. Н. Майкова, "человек менее отважный никогда не решился бы напечатать такой перевод... вспомнил бы, что ему недостает самых первоначальных знаний о стихотворстве" (03, 1147, No 2, с. 95). Ироничные и отрицательные отзывы критики (все -- 1847: СО, No 2; Библиотека для чтения, том 80; ФВ, No 1; "Современник", No 2) заставили Ж. надолго отказаться от публикации своих произв. Только с 1864 он решается издать роман в стихах "Свет. Роман минувшей эпохи" (т. 1--2, СПб.), в целом ориентированный на поэтику пушкинской эпохи, но скрыто противопоставленный "Евгению Онегину". После романа, оставшееся не замеченным критикой, Ж. обратился к стихотворной драме: в декабре 1869 в Александринском театре поставлена трагедия "Нерон" (опубликована -- СПб., 1870), музыкальное сопровождение которой было написано А. Н. Серовым (позднее Ж. утверждал, что инициатива постановки принадлежала его светским друзьям, в т. ч. Ф. И. Тютчеву). Спектакль и пьеса получили отрицательные отзывы рецензентов: А. С. Суворина (СПбВед, 1869, 14 дек.), Л. К. Панютина ("Голос", 1869, 14 дек.), М. Е. Салтыкова-Щедрина (Отечественные Записки, 1870, No 7, авторство оспаривается). В 1873 в Малом театре поставлена историческая драма "Марфа Посадница" (опубликована -- Русское слово, 1874, No 6, 7; отд. изд. -- СПб., 1874), по выражению одного из рецензентов -- "бледнейшая историческая иллюстрация самого лубочного свойства" (Отечественные Записки, 1874, No 8, с. 238 -- 39; другие отрицательные рецензии: "Голос", 1873, 18 септ.; СПбВед, 1873, 15 окт.; "Новости", 1874, 5 июля; СПбВед, 1874, 21 сент.; "Одесский вестник", 1874, 5 сент.; постоянным мотивом критиков было сравнение пьес Ж. с драмами Н. В. Кукольника). Идея московского имперского патриотизма, ассоциировавшаяся в 1870-х гг. с имперскими амбициями Петербурга, обусловила провал пьесы в Москве (московское общество симпатизировала скорее оппозиционному Новгороду), но в то же время обеспечила ей длительный успех в провинции (по словам Ж., драма шла 20 лет на 50 сценах). Итоговое "Полное собрание сочинений" (т. 1--2, СПб., 1888), включающее стихотворения (том 1), поэмы и стихотворные сказки (том 2), было для своего времени откровенным литературным анахронизмом и, за исключением единственной резко отрицательной рецензии (СВ, 1888, No 6, с. 108--10), не вызвало никакого отклика. Воспоминания, над которыми Ж. работал в последние годы жизни, сохранились в отрывочных черновиках (см. ГПБ, ф. 280, No 1 -- о постановке собственных пьес, No 2 -- о жизни в Севастополе 1830--40-х гт., No 5 -- о путешествии в Италию, No 18 -- размышления о рус. литературе и т. п.).
   Литературная несостоятельность Ж. определялась не только посредственностью его дарования, но и принципиальным дилетантизмом: ориентируясь на "избранные кружки влиятельного петербургского общества, оставшегося верным лучшим преданиям нашей литературы" (ГПБ, ф. 280, д. 1, л. 1; среди пост, собеседников Ж.-- Тютчев, П. А. Вяземский, В. П. Титов), он культивировал пуристически осмысленные каноны пушкинской эпохи, отвергая достижения гоголевской школы, а также всего гражданского направления в русской литературе.
   Литература: Вольф; Никольский А. А., Закулисная хроника. 2-е изд., СПб.. 1900, с. 154--58: Суворин А. С., Театральные очерки, СПб., 1914, с. 319--25; ЛН, т. 97 (ук.); +
   Некролог; ИВ, 1896, Nо 2. Березин: Брокгауз; Венгеров. Источники: ОМС; Смирнов-Сокольский; ИРДТ, т. 5 (ук.); Масанов.
   Архивы: ГПБ, ф. 280: ЦГА ВМФ СССР, ф. 432, оп. 5, д. 3262; ф. 406, оп. 3, д. 232, No 183 (п. с.) [справка В. Н. Гудкина-Васильева]; ЦГИА. ф. 515, оп. 73, д. 464 (ф. с. 1851 г.); ф. 468, оп. 10, д. 520 (ф. с. 1853 г); ф. 776, оп. 2, д. 6 (Пенз. дела) справка Г. Г. Лисицыной].

В. А. Воропаев. Н. Г. Охотин.

   Источник текста: Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Том 2. Г-К. -- Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992. -- Стр. 257.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru