Жаков Каллистрат Фалалеевич
Жаков К. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЖАКОВ Каллистрат Фалалеевич [18(30).9.1866, д. Давпон Усть-Сысольского у. Вологод. губ. -- 20.1.1926, Рига; похоронен на Покровском клад б.], прозаик, поэт, ученый, педагог. Род. в коми-зырянской крест. семье. Отец, Фалалей Ив., был также резчиком по дереву, делал иконостасы. Начальное образование получил под руководством отца и старшего брата. В 1875--76 учился в зем. школе с. Вильегорт. Окончил Усть-Сысольское уездное уч-ще (1876--79) и Тотемскую учительскую сем. (1880--84), в к-рой считался вольнодумцем и материалистом. В 1885 по всем уч. округам было распространено предложение мин. нар. просвещения об исключении из уч-ща и "воспрещении пед. деятельности" Ж. [ЦГИА, ф. 472, оп. 38(415/1935), д. 10]. Нек-рое время работал чернорабочим, волостным писарем. В 1886 поступил в Вологод. реальное уч-ще, ушел из 7-го кл. в 1889, после чего год учился в петерб. Лесном ин-те. В ин-те сблизился с группой студентов, впоследствии обвиненных в антиправительств. деятельности и сосланных; в 1891 привлекался петерб. Гл. жандармским управлением (ГЖУ) свидетелем по их делу. В 1890 привлекался в Вологде к дознанию по делу о гос. преступлении (основания для привлечения неизв.), за ним было установлено негласное наблюдение. В Вологде давал уроки, служил писарем в окружном суде; вел знакомство с ссыльными народниками, в т. ч. с М. К. Цебриковой, читал соч. Д. И. Писарева, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. В янв. 1891 жил, для изучения церк. службы, в Заоникиевой пустыни Вологод. губ. Будучи замеченным в распространении противорелиг. убеждений, бежал из пустыни в Вологду. Весной обвенчался с Агнией Ал-др. Шепелевой. Этот период жизни описал в автобиогр. рассказе "Неблагонадежный" (в его сб.: "Из жизни и фантазии", СПб., 1907, рец.: Н. А. <Н. Я. Абрамович> -- "Нов. книга", 1907, No 4; А. А. Курсинский -- "Весы", 1907, No 5), где вывел себя под вымышл. именем. В 1896, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости в Вологод. г-зии, в возрасте 30 лет, поступил на естеств. отд. физ.-матем. ф-та Киев. ун-та св. Владимира (посещал психол. семинарий Г. И. Челпанова). В 1897 перешел на ист.-филол. ф-т, а в 1899 -- на словесное отд. ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та, к-рое окончил в 1901 с дипломом 1-й степени. Оставлен при ун-те, где в 1905 сдал экзамены на степень магистра и в 1906 допущен к приватному преподаванию зырян, яз. Преподавал рус. яз. в Окружной петерб. г-зии (1905--07, лит. кружок Ж. посещали А. Грин, В. Б. Шкловский, А. П. Чапыгин), историю философии, теорию познания, логику на петерб. курсах ораторского иск-ва, общеобразоват. курсах А. С. Черняева (1904--16), пед. курсах Фребелевского об-ва (1909--17), в Психоневрологич. ин-те (1908--17, здесь получил звание профессора, заведовал ист.-филос. кружком), во мн. др. уч. заведениях. Лекции Ж. пользовались популярностью у студентов, а сам Ж. имел в Петерб. охранном отд. репутацию "политически неблагонадежного". Устранение его от студенч. жизни в дек. 1915 вызвало трехдневную забастовку студентов Психоневрологии ин-та. Преподавательский опыт и уроки собств. судьбы легли в основу пед. идей Ж. о развитии большей самостоятельности и творч. воображения у детей (см. его публ. в "Рыбин. газ.", 1914, 1 июля, кн. "О воспитании", Юрьев, 1917).
   Ж. ежегодно летом приезжал на Север, участвовал в этногр. экспедициях, "изучал быт и нравы и языки зырян-пермяков, черемисов, мордвы, тунгу зов" ("Curriculum vitae" -- ЦГИА ЭССР, ф. 1433, оп. 1, д. 1, л. 7), читал лекции по эстетике, философии, литре. Ж. утверждал, что рус. лит-ра отравлена пессимизмом Запада, скорбь нарастает от А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова к Н. В. Гоголю и Ф. М. Достоевскому (в "Братьях Карамазовых" нет "мирооправдания") и только в совр. лит-ре появляются признаки светлого будущего (см. информац. заметку-- "Рыбин. газ.", 1914, 1 июля, подпись К. Б.). Печатался в архангельских, вологодских, вятских, рыбинских и др. газетах. Ему принадлежат этногр. иссл. "Этнологич. очерк зырян" ("Живая старина", 1901, в. 1; серебр. медаль РГО, 1901), "Нек-рые черты из ист. и психич. жизни вотяков" (там же, 1903, в. 1--2), "По Иньве и Косе (у пермяков)" (там же, 1903, в. 4). В докладе "К вопросу о составе населения в вост. части Вологод. губ." (СПб., 1908) на основе собств. топонимич. исследований уточняет (сравнительно с картой Риттиха) границы расселения коми. После посещения Японии в 1912 доказывал родство японского и угро-фин. языков ("Вест, знания", 1914; идея, в то время не имевшая науч. поддержки, в совр. лингвистике получила подтверждение в свете ностратич. теории). Ж.-- один из первых популяризаторов культуры и лит-ры коми. Разрабатывал методику изучения эпич. преданий коми ("Архангельск", 1911, 26 авг.; "Науч. обозр.", 1911, No 41). Опубл. неск. переложений старинных преданий коми, собранных в сб. "На Север в поисках за Памом Бур-Мортом" (СПб., 1905) и "Под шум северного ветра" (СПб., 1913; рец.: В. Брусянин -- СМ, 1913, No 10; А. Ронин -- НЖдВ, 1913, No 5). Одним из первых обратил внимание на произв. коми поэта И. А. Куратова ("Изв. Архангельского об-ва изуч чения рус. севера", 1913, No 15)..
   В самодеятельности "новых" народов усматривал резервы для оздоровления культуры "уставших" народов Запада; идея Ж., не новая для европ. филос. мысли (Вольтер, Руссо, Пушкин, славянофилы), была итогом реального изучения жизни этих "новых" народов и ощущения своей генетич. связи с ними. В худож. творчестве, в кн. реалистич. прозы "Очерки из жизни рабочих и, крестьян на Севере" (СПб., 1906), в фантастич. пов. "На другой земле" ("Архангельские губ. вед.", 1911, 20 авг. ... 2 дек.) филоф. сказке "Два мира" (Ст. Русса,. 1914) Ж. выразил мироощущение человека, еще не подвергшегося) воздействию бурж. цивилизации европ. образца. Творчеством Ж. интересовался М. Горький, в 1914 состоялось их личное знакомство" Об автобиогр. пов. "Сквозь строй жизни" (ч. 1--4, СПб., 1912--14)1 Горький писал: "...это глубоко интересно, до жути!" (цит. по кн.: История коми лит-ры, т. 2, Сыктывкар, 1980, с. 88; его положит, отзывы см. также: газ. "Вологод. листок", 1913, 9 июня; Горьковские чтения. 1953--1957, М., 1959, с. 48; ЛН, т. 72, с. 346), позднее, в 1916, он критиковал книги Ж. за "отсутствие в них скромности" (см.: История коми лит-ры, т. 2, с. 92). Искренний исповедальный тон повести, интересной для всех, "кто болеет всеми болями и радостями рус. жизни", отметил и один из рецензентов (А. А. Золотарев -- "Рыбин. газ.", 1914, 21 марта; др. рец.: Малицкий -- "Совр.", 1914, ноябрь; отрицат. рец.: С. Сумской (П. Юшкевич) -- газ. "День", 1916, 12 авг.). В архиве Горького (ИМЛИ, ф. 43667) хранится рукопись неопубл. эпич. поэмы Ж. "Биармия" (1914--16), с обширным предисл. автора; в 1924 отрывок из поэмы опубл. на латыш. яз. ("Lacplesis limitist", No 1) в пер. Я. Райниса, к-рый посещал лекции Ж. в Риге и был с ним лично знаком.
   Гл. пафосом жизни Ж. были жажда познания, поиск истины, разгадка тайны бытия. В юношеские годы он прочитал "Критику чистого разума" И. Канта, и идея непознаваемости мира так его потрясла, что он выпил раствор сулемы и чудом не умер. Во всех своих науч. работах в дальнейшем он "преодолевал" Канта, к-рого считал "ядом для науки" (Грузенберг С.О., Зырянский подвижник науки.-- "Вест. знания", 1926, No 7, стб. 486). В созданном им филос. учении -- лимитизме, "философии предела", отражавшем естественнонауч. стихийный материализм, он развивал идею прогресса в познании, предел к-рого видел в совпадении представлений с сущностью вещей: "Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали" (СПб., 1906), "Основы эволюц. теории познания. (Лимитизм)" (СПб., 1912; ред.: П. А. Сорокин -- "Вест. психологии", 1912, в. 1); "Лимитизм. Лекция 1-я" (Валк, 1917). Эти мысли Ж. нашли отражение и в работах по математике -- "Понятие предела в математике..." (СПб., 1905), логике -- "Логика (с эволюц. точки зрения)" (СПб., 1912), "Гипотеза, ее природа и роль в науке и в философии" (П., 1915), психологии -- "Учение о душе" (Юрьев, 1917). По собств. признанию, на его натурфилос. соображения о гомологичности явлений природы большое влияние оказали мысли В. М. Бехтерева о единстве мира, его попытки сблизить физическое и психологическое при помощи понятий "энергия" и "воля". Ж. считал, что лимитизм синтезирует науки, иск-ва и религии; из философии выводил всю культуру, к-рая в каждую эпоху возникает, по его мнению, "на почве общего миросозерцания". Такое понимание культуры, и лит-ры в частности, отразилось в его лит.-критич. статьях о К. Гамсуне (в кн.: Гамсун К., У врат царства, СПб., 1909), Л. Н. Андрееве (в кн.: Андреев Л., Рассказ о семи повешенных, СПб., 1909), в статьях сб. "В Киев!" (СПб., 1911). В 1920 он сформулировал "Правила жизни по лимитизму" (ЦГИА ЛатССР, ф. 1826, оп. 1, No 721, л. 41 -- 41об.). В конце жизни писал тезисами, афоризмами, прибегал к форме притчи.
   В апр. 1917 Ж. выехал со своей второй женой Алидой Ив. Приеде на хутор ее отца, близ г. Валк (эст. Валга).
   В 1918--19 преподавал историю и философию в Псков. пед. ин-те. В 1919--20 Ж.-- лектор зырян, яз. и исполняющий должность профессора философии в Тартуском ун-те. В 1920 организовал в Риге Об-во лимитивной философии в Латвии. В 1921 переехал в Ригу, женившись в третий раз -- на Марии Як. Заринь (сестре отца изв. латыш, писателя и композитора М. Зариня). Последние годы жизни провел в большой нужде.
   Ж. был оригинальным мыслителем, сочетавшим в своей филос. теории и худож. практике непосредственность нар. синкретич. мышления с европ. эрудицией. Его земляк и протеже П. А. Сорокин, отмечая "его интеллектуальную независимость от всех модных течений мысли и худож. стилей", предполагал, что "это "упрямство" было виной недооценки его творчества" (Sorokin P., A long journey. The autobiography, New Haven, 1963, p. 58).
   В то же время собрания студентов в его доме, созданные им лимитич. об-во и "Академия лимитизма", роль его филос. учения в формировании укр. футуризма в поэзии [см.: Семенко М. В., Кверо-футурізм, Киів, 1914; его же, Лімітивний футурізм (кверо-футурізм в філософіі), Киів, 1914] свидетельствовали о популярности идей Ж. После 1917 Ж. был избран профессором Тамбов. ун-та. До революции был чл. Архангельского об-ва изучения рус. Севера, после 1917 -- чл. Вологод. об-ва изучения Сев. края. За работы в области математики и астрономии Ж. был избран чл. Парижского астрономич. об-ва. Облик Ж. запечатлен в стих. одного из его учеников М. Скороходова -- "В кабинете ученого" (в его сб.: "Сирень над камнем...", П., 1918).
   Др. произв.: "В хвойных лесах", "Ниеганелла. (Сказание о Зле)" (оба -- СПб., 1908), "Атаман Шыпича. (Легенда Крайнего Севера" (СПб., 1910), "Улетин-Елена" (Архангельск, 1910), "Джак и Качаморт. (Сев. сказка)" (Архангельск, 1910), "Золотая сказка" (Архангельск, 1911), "Дневник старого рабочего, где он ведет тихие речи о жизни большого города" ("Рыбин, газ.", 1914, 1 -- 3 июля), "К вопросу о происхождении познания и интеллекта" ("Вест, психологии", 1904, в. 8), "О преподавании этики..." (СПб., 1908), "Единение славян на почве науки и философии" ("Вест. знания", 1909, No 5), "Принципы грядущего оптимизма" (там же, 1910, No 7), "Три идеи в рус. философии" ("Сев. гусляр", 1914, No 1...7).
   Изд.: Поэзия Земли, Рига, 1927 (изд. М. Я. Заринь); Лимитизм, Рига, 1929 (библ.); Под шум северного ветра. Рассказы, очерки, сказки и предания, Сыктывкар, 1990 (сост. А. И. Туркина).
   Лит.: Сорокин П. А., Грезы севера.-- "Изв. архангельского об-ва изучения Рус. Севера", 1910, No 17; Веселовские А. и А., Вологжане-краеведы, Вологда, 1923, с. 24--26; Коничев К., Дон Кихот с берегов Сысолы.-- "За новый Север", 1934, 24 дек.; Шабунин А. В., К. Жаковлон вермомъяс да усьломъ-яс (Взлеты и падения Ж.).-- "Войвыв кодзув", Сыктывкар, 1972, No 1 (на коми яз.); Gudrikе В., Vai Jauns Raina draugs? -- "Literatūra un Māksla", 1973, 8 septembrï; Жакова Л., Трифонов H., Сквозь строй жизни.-- "Север", 1974, No 8; Зиедонис И., Курземите, Рига, 1976, с. 91; Бугров В., Халымбаджа И., Фантастика в дорев. рус. лит-ре. -- В сб.: Поиск-83, Свердловск, 1983, с. 342; Жеребцов И. Л., К. Жаков, "Зырянский Фауст".-- "Молодежь Севера", 1988, 27 марта; Белоконь С., Зырянский Фауст.-- "Даугава", 1988, No 5; Канев С, К. Жаков. Жизнь и судьба, Сыктывкар, 1990. + Некрологи, 1926: "Коми Му" ("Зырянский край"), No 1 -- 2 (Д. Янович), No 5; "Сегодня", Рига, 22 янв. и No 28; "Наш огонек", Рига, No 5; Тарасов Г., Добрый воин.-- "Последние изв.", Таллинн, 4 февр.; Ernits W., Une Sürjäni ärkamisaegse sunrmehe mäes-tusers (Памяти одного выдающегося деятеля нац. возрождения зырян).-- "Üliöpilasleht", No 3. + Венгеров. Сл.; КЛЭ; Методич. указания и библ. список трудов Ж. Сост. Л. В. Жакова, А. В. Шабунин, Сыктывкар, 1990.
   Архивы: ЦГИА Эст. ССР, ф. 2100, оп. 2, д. 1061 (л. д.); ЦГА Коми ССР, ф. 945; Коми респ. краеведч. музей, инв. 182 -- 15/2; Архив Горького, ИМЛИ, ф. 62 919; ф. 23725, КГ-п, 2--82; ф. 56766, ПГ-рл 44--10--46; ЦГИА, ф. 733, оп. 151, д. 326; ф. 776, оп. 17, д. 276 [справка СИ. Вареховой]; Архив музея В. М. Бехтерева, ф. 5, No 87, 99; ИРЛИ, ф. 377; ф. 266, оп. 2, No 429 [справка Л. Н. Ивановой]; ГПБ, ф. 211, No 1319 (очерк В. Беляева о Ж.); ф. 634; No 105 (письма А. М. Ремизову); ЦГИАЛ, ф. 14, оп. 22, д. 16, л. 19; оп. 3, д. 37213 (л. д.); оп. 1, д. 9605 (л. д.); ф. 139, оп. 1, д. 11125, д. 12429; ф. 303, оп. 2, д. 1788 (л. д.); ф. 569, оп. 13, д. 412 [справка Н. Г. Жуковой]; ЦГАОР, ф. 102, 3 д-во, 1893 г., д. 152, ч. 3; ф. 102, ОО, 1915 г., д. 59, ч. 57, 1910 г., д. 59, л. А. [справка Л: И. Тютюнник].

С. И. Белоконь.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru