Зелинский Фаддей Францевич
Ф. Ф. Зелинский: краткая справка
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Зелинский Фаддей Францевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 26/01/2017. 9k.
Статистика.
Очерк
:
Справочная
Об авторе
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Ф. Ф. Зелинский: краткая справка
----------------------------------------------------------------------------
Оригинал находится здесь:
Rulex.Ru
----------------------------------------------------------------------------
М. Ростовцев
Зелинский Фаддей Францевич
- один из самых видных представителей науки
о классическом мире. Родился в 1859 г. близ Киева. Образование закончил в
Русской филологической семинарии при Лейпцигском университете. Получив
здесь в 1880 г. степень доктора философии за диссертацию: "Die letzten
Jahre des zweiten punischen Krieges", Зелинский около двух лет работал в
Мюнхене, Вене, Италии и Греции. Получил степень магистра за диссертацию "О
синтагмах в древнегреческой комедии" (СПб., 1883), степень доктора - за
диссертацию "Gliederung der altattischen Komoedie" (Лейпциг, 1885). Состоит
профессором Санкт-Петербургского университета, Историко-филологического
института, Высших женских курсов и членом корреспондентом Императорской
Академии Наук. Начиная с 1880 г., ежегодно появляются его работы,
захватывая все новые области. Свои свежие и глубоко интересные идеи
Зелинский излагает не только в общих и специальных журналах, но и в
публичных чтениях в Петербурге и вне его, в аудиториях Народного
университета и т. д. Основная цель Зелинского и в научной, и в
литературной, и в учительской деятельности - выяснить основные черты
духовного облика античности и связать их с культурой и психологией
современности, отметив и подчеркнув те моменты в современной культуре, в
которых наиболее рельефно сказывается ее зависимость от наследия
античности. В истории русской культуры Зелинский несомненно сыграл немалую
роль как возродитель интереса широких кругов общества к классической
древности и как талантливый защитник настоящего классического гуманитарного
образования. Велика его роль и в истории классической филологии и науки о
Древнем мире вообще. В области истории античной литературы ряд блестящих
ранних работ посвящен Зелинскому античной комедии; кроме указанных
диссертаций, выдаются еще "Die Marchen-Komoedie in Athen" (П., 1887).
Работы эти легли в основание современной разработки античной комедии,
главным образом, с точки зрения ее построения и формы. В области античной
трагедии его интересует не столько формальная ее сторона, сколько выяснение
мировых идей, лежащих в основе отдельных античных трагедий. Больше всего
работ посвятил Зелинский Софоклу. Превосходный стихотворный перевод всех
его драм, с обширными, глубоко содержательными введениями и с попыткой
реконструкции потерянных пьес выходит в Москве в издании Сабашниковых
("Софокл, драмы, т. I, перевод с введениями и вступительным очерком", М.,
1913). Интересные новые идеи лежат в основе нескольких работ Зелинского по
Гомеровскому вопросу: "Закон хронологической несовместимости и композиция
Илиады" (сборник "Xaristeria", СПб., 1897); "Die Behandlung gleichzeitiger
Ereignisse im antiken Epos" (Phil., Suppl., 1901); "Старые и новые пути в
Гомеровском вопросе" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", май,
1900). Ряд статей по истории греческой литературы, всегда важных и новых,
написан Зелинским для настоящего Словаря (ср. также Греческая литература).
Кроме Софокла, любимцами Зелинского в области античной литературы являются
Цицерон и Овидий. Классической работой, открывшей серию подобных же трудов
для других античных писателей, явилась книга Зелинского "Cicero im Wandel
der Jahrhunderte" (3-е изд., Лейпциг, 1912), где автор выясняет мировую
культурно-историческую роль одного из величайших людей Древнего мира. В
связи с глубоким изучением Цицерона с реальной и формальной точки зрения
стоят исследования Зелинского в области античной ритмики, главным образом,
латинской прозы: "Der Rhytmus der romischen Kunstprosa u. seine
psychologischen Grundlagen" ("Arch. f. ges. Phych.", VII); "Das
Clauselgesetz in Ciceros Reden. Grundzuge einer oratorischen Rhytmik"
(Лейпциг, 1904); "Der constructive Rhytmus in Ciceros Reden. Der
oratorischen Rhytmik zweiter Theil" (Лейпциг, 1913) и несколько статей и
рецензий. И здесь Зелинский положил основание целому ряду аналогичных работ
и создал новую область в разработке античной литературы. Часть речей
Цицерона переведена Зелинским на русский язык ("М. Туллий Цицерон", т. I,
СПб., 1901), с превосходным введением и комментарием; ему же принадлежит
школьное издание 5-й речи против Верреса (3-е изд., СПб., 1913), а также
прекрасные школьные издания XXI книги Ливия (10-е изд., 1913) и "Эдипа
царя" Софокла. "Героиды" Овидия изданы Зелинским в превосходном
стихотворном переводе, с глубоко интересным введением ("Овидий.
Баллады-послания", М., 1913). Крупные заслуги имеет Зелинский и как
исследователь Истории античных религий и греческой мифологии. Особенно
выдаются статьи: "Рим и его религия" ("Вестник Европы", 1903); "Rom u.
seine Gottheit" (Мюнхен, 1903); "Раннее христианство и римская философия".
("Вопрос философии и психологии", 1903); "Hermes und die Hermetik" ("Arch.
f. Religionsw.", 1905; ср. "Вестник Европы", 1904), статью "Христианство" и
"Язычество" в 86-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона и ряд
статей по греческой религии и мифологии в настоящем издании Словаря.
Некоторые из этих статей и исследований, а также ряд статей по истории
идей, истории античной культуры и истории литературы объединены в сборнике
"Из жизни идей" (тома I и III). Наибольшее распространение получила
блестящая книга Зелинского "Древний мир и мы" ("Из жизни идей", т. II) -
синтез его понимания античности и современности и, вместе с тем, попытка
обосновать философски и исторически необходимость классического образования
для культурной Европы. Книга эта вышла тремя изданиями на русском языке,
тремя изданиями на немецком и переведена, кроме того, на французский,
английский, итальянский и чешский языки. С ней в связи стоит ряд работ З.
по вопросам классического образования, например, "Классическая школа и
демократия" ("Школа и жизнь", 1913); "Наука утилитарная и наука
бескорыстная" ("Новая Жизнь", 1911, Х); "Классическое образование в древней
Греции" ("Школа и жизнь", 1911, Љ 13), и по истории развития духовной
культуры и науки вообще (статья "Die Entwicklung der geistigen Kulter",
"Die Wissenschaft und ihre Pflege" и "Die Geisteswissenschaften", в книге
"Schafien und Schauen", т. II, Лейпциг, 1908; 2-е изд., 1910). Ряд статей и
исследований З. посвящен истории западноевропейской литературы (введения к
переводам некоторых произведений Шиллера, Шекспира и Байрона, выходящих под
редакцией Венгерова), ст. "Мотив разлуки" (Овидий, Шекспир, Пушкин;
"Вестник Европы", 1903); "Die Tragodie des Glaubens" ("Љ. Jahrb. i. d. cl.
Alt.", 1901) и т. д. Остальные многочисленные работы З. (до 1908 г.)
перечислены в "Списке трудов профессора Ф.Ф. Зелинского", издан его
учениками (СПб., 1909). Время для окончательной оценки значения З. в науке,
литературе и общественной жизни еще не настало; каждый год расширяет и
углубляет наше представление о нем.
Оставить комментарий
Зелинский Фаддей Францевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 26/01/2017. 9k.
Статистика.
Очерк
:
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.