Зелинский Фаддей Францевич
Ф. Ф. Зелинский: краткая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  
  
  
  
  
  

Ф. Ф. Зелинский: краткая справка

  
  
  ----------------------------------------------------------------------------
   Оригинал находится здесь: Rulex.Ru
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   М. Ростовцев
  
  
   Зелинский Фаддей Францевич - один из самых видных представителей науки
  о классическом мире. Родился в 1859 г. близ Киева. Образование закончил в
  Русской филологической семинарии при Лейпцигском университете. Получив
  здесь в 1880 г. степень доктора философии за диссертацию: "Die letzten
  Jahre des zweiten punischen Krieges", Зелинский около двух лет работал в
  Мюнхене, Вене, Италии и Греции. Получил степень магистра за диссертацию "О
  синтагмах в древнегреческой комедии" (СПб., 1883), степень доктора - за
  диссертацию "Gliederung der altattischen Komoedie" (Лейпциг, 1885). Состоит
  профессором Санкт-Петербургского университета, Историко-филологического
  института, Высших женских курсов и членом корреспондентом Императорской
  Академии Наук. Начиная с 1880 г., ежегодно появляются его работы,
  захватывая все новые области. Свои свежие и глубоко интересные идеи
  Зелинский излагает не только в общих и специальных журналах, но и в
  публичных чтениях в Петербурге и вне его, в аудиториях Народного
  университета и т. д. Основная цель Зелинского и в научной, и в
  литературной, и в учительской деятельности - выяснить основные черты
  духовного облика античности и связать их с культурой и психологией
  современности, отметив и подчеркнув те моменты в современной культуре, в
  которых наиболее рельефно сказывается ее зависимость от наследия
  античности. В истории русской культуры Зелинский несомненно сыграл немалую
  роль как возродитель интереса широких кругов общества к классической
  древности и как талантливый защитник настоящего классического гуманитарного
  образования. Велика его роль и в истории классической филологии и науки о
  Древнем мире вообще. В области истории античной литературы ряд блестящих
  ранних работ посвящен Зелинскому античной комедии; кроме указанных
  диссертаций, выдаются еще "Die Marchen-Komoedie in Athen" (П., 1887).
  Работы эти легли в основание современной разработки античной комедии,
  главным образом, с точки зрения ее построения и формы. В области античной
  трагедии его интересует не столько формальная ее сторона, сколько выяснение
  мировых идей, лежащих в основе отдельных античных трагедий. Больше всего
  работ посвятил Зелинский Софоклу. Превосходный стихотворный перевод всех
  его драм, с обширными, глубоко содержательными введениями и с попыткой
  реконструкции потерянных пьес выходит в Москве в издании Сабашниковых
  ("Софокл, драмы, т. I, перевод с введениями и вступительным очерком", М.,
  1913). Интересные новые идеи лежат в основе нескольких работ Зелинского по
  Гомеровскому вопросу: "Закон хронологической несовместимости и композиция
  Илиады" (сборник "Xaristeria", СПб., 1897); "Die Behandlung gleichzeitiger
  Ereignisse im antiken Epos" (Phil., Suppl., 1901); "Старые и новые пути в
  Гомеровском вопросе" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", май,
  1900). Ряд статей по истории греческой литературы, всегда важных и новых,
  написан Зелинским для настоящего Словаря (ср. также Греческая литература).
  Кроме Софокла, любимцами Зелинского в области античной литературы являются
  Цицерон и Овидий. Классической работой, открывшей серию подобных же трудов
  для других античных писателей, явилась книга Зелинского "Cicero im Wandel
  der Jahrhunderte" (3-е изд., Лейпциг, 1912), где автор выясняет мировую
  культурно-историческую роль одного из величайших людей Древнего мира. В
  связи с глубоким изучением Цицерона с реальной и формальной точки зрения
  стоят исследования Зелинского в области античной ритмики, главным образом,
  латинской прозы: "Der Rhytmus der romischen Kunstprosa u. seine
  psychologischen Grundlagen" ("Arch. f. ges. Phych.", VII); "Das
  Clauselgesetz in Ciceros Reden. Grundzuge einer oratorischen Rhytmik"
  (Лейпциг, 1904); "Der constructive Rhytmus in Ciceros Reden. Der
  oratorischen Rhytmik zweiter Theil" (Лейпциг, 1913) и несколько статей и
  рецензий. И здесь Зелинский положил основание целому ряду аналогичных работ
  и создал новую область в разработке античной литературы. Часть речей
  Цицерона переведена Зелинским на русский язык ("М. Туллий Цицерон", т. I,
  СПб., 1901), с превосходным введением и комментарием; ему же принадлежит
  школьное издание 5-й речи против Верреса (3-е изд., СПб., 1913), а также
  прекрасные школьные издания XXI книги Ливия (10-е изд., 1913) и "Эдипа
  царя" Софокла. "Героиды" Овидия изданы Зелинским в превосходном
  стихотворном переводе, с глубоко интересным введением ("Овидий.
  Баллады-послания", М., 1913). Крупные заслуги имеет Зелинский и как
  исследователь Истории античных религий и греческой мифологии. Особенно
  выдаются статьи: "Рим и его религия" ("Вестник Европы", 1903); "Rom u.
  seine Gottheit" (Мюнхен, 1903); "Раннее христианство и римская философия".
  ("Вопрос философии и психологии", 1903); "Hermes und die Hermetik" ("Arch.
  f. Religionsw.", 1905; ср. "Вестник Европы", 1904), статью "Христианство" и
  "Язычество" в 86-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона и ряд
  статей по греческой религии и мифологии в настоящем издании Словаря.
  Некоторые из этих статей и исследований, а также ряд статей по истории
  идей, истории античной культуры и истории литературы объединены в сборнике
  "Из жизни идей" (тома I и III). Наибольшее распространение получила
  блестящая книга Зелинского "Древний мир и мы" ("Из жизни идей", т. II) -
  синтез его понимания античности и современности и, вместе с тем, попытка
  обосновать философски и исторически необходимость классического образования
  для культурной Европы. Книга эта вышла тремя изданиями на русском языке,
  тремя изданиями на немецком и переведена, кроме того, на французский,
  английский, итальянский и чешский языки. С ней в связи стоит ряд работ З.
  по вопросам классического образования, например, "Классическая школа и
  демократия" ("Школа и жизнь", 1913); "Наука утилитарная и наука
  бескорыстная" ("Новая Жизнь", 1911, Х); "Классическое образование в древней
  Греции" ("Школа и жизнь", 1911, Љ 13), и по истории развития духовной
  культуры и науки вообще (статья "Die Entwicklung der geistigen Kulter",
  "Die Wissenschaft und ihre Pflege" и "Die Geisteswissenschaften", в книге
  "Schafien und Schauen", т. II, Лейпциг, 1908; 2-е изд., 1910). Ряд статей и
  исследований З. посвящен истории западноевропейской литературы (введения к
  переводам некоторых произведений Шиллера, Шекспира и Байрона, выходящих под
  редакцией Венгерова), ст. "Мотив разлуки" (Овидий, Шекспир, Пушкин;
  "Вестник Европы", 1903); "Die Tragodie des Glaubens" ("Љ. Jahrb. i. d. cl.
  Alt.", 1901) и т. д. Остальные многочисленные работы З. (до 1908 г.)
  перечислены в "Списке трудов профессора Ф.Ф. Зелинского", издан его
  учениками (СПб., 1909). Время для окончательной оценки значения З. в науке,
  литературе и общественной жизни еще не настало; каждый год расширяет и
  углубляет наше представление о нем.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru