Художник и общественность (К "Художественной прозе")
Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т.
Т. 5. Трудное мастерство
М., "Республика", "Дмитрий Сечин", 2011.
Может ли быть в настоящее время художественное творчество аполитичным?
Любовь и голод. Если первую из 2 категорий -- конечно, да. Если вторую -- нет.
Какова общественная роль писателя-художника? В идеале -- он должен быть пророком.
Что такое пророк? Человек, который провидит -- который смотрит куда-то вдаль, дальше теперешнего, дальше сегодняшнего. Пророк -- это человек более или менее далекого завтра, и этим определяется общественная роль писателя-художника.
Вчера, сегодня и завтра неизменно враждебны друг другу. Это -- три члена диалектической гегелевской формулы: сегодня отрицание вчера; завтра отрицание сегодня; отрицание отрицания. Вчера -- тезис; сегодня -- антитеза; завтра -- синтез. Вчера -- был царь и были рабы; сегодня -- нет царя, но остались рабы; завтра -- будут только цари.
Дело пророка -- дело борьбы за завтра, за вечное завтра. Никакое сегодня его не удовлетворит и не должно удовлетворить. Ко всякому сегодня -- он должен подходить с отрицанием. Именно в этом отрицании -- залог бесконечного движения вперед. Удовлетвориться каким-нибудь сегодня -- значит остановиться, обратиться в соляной столб. Это -- конец.
Два психологических момента:
1. отрицание по отношению к сегодня и
2. стремление к бесконечному движению вперед.
Эти два момента и составляют то отношение к; миру, которое называется романтизмом. Всякий подлинный, живой художник -- непременно романтик.
Если обратиться к сегодняшнему сегодня [несколько слов стерто], то в моем сознании он определяется как религия. Все элементы религии налицо; есть даже и бог: этот бог -- человек. Весь вопрос в том, какую стадию развития религии переживает коммунизм?
В развитии всякой религии -- три стадии: пророческая, апостольская и церковная.
Христиане в катакомбах.
В стадии апостольской они проповедуют открыто -- но они борются идейно, они не победили.
И, наконец, в стадии церковной -- они победили в земном плане. И как всякий победитель -- христиане силой, мечом, кострами, тюрьмами начинают спасать насильно. Христос обращается в Великого Инквизитора...