Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика
М., "Дмитрий Сечин", "Республика", 2010.
Известно, что, если кормить человека жидкой пищей, не требующей жевания, -- у объекта такого эксперимента выпадают, за ненадобностью, зубы. Я боюсь, что такого же рода жидкая пища -- говорящее кино. Романист только указывает читателю дорогу, читатель, волей-неволей, должен поспевать за ним -- иногда бегом, иногда пробираясь сквозь прихотливую стилистическую чащу автора -- как, скажем, у Джойса. Это -- работа, интересная, увлекательная, трудная. В говорящем кино зрителю не нужно додумывать ни одного жеста, ни одного слова: все подается ему в окончательно разжеванном виде. Вот отчего именно в кино идут переутомленные горожане нашей дикой, машинной эпохи, вот отчего кино предпочитают всем другим видам искусства. Вероятно, кино окажется победителем и уже не "вероятно", а несомненно, что это будет иметь результатом вырождение, атрофию фантазии в человеке. Впрочем, нужно ли жалеть об этом? Может быть, только это и нужно, чтобы человек стал счастлив? Машины, не обладающие фантазией, -- несомненно счастливы...
Мы -- писатели, артисты, может быть, просто в силу предрассудка опасающиеся этого машинного счастья, в меру своих сил пытаемся сохранить в людях тревожное пламя воображения. Современные художественные методы кино, подающие зрителю материал в окончательно "переваренном", "жидком" виде, не дают возможностей так или иначе заставить зрителя "работать". Остается единственный путь: в жидкую субстанцию кино влить, сколько можно, витаминов содержания, идей, которые вывели бы из состояния покоя, заставили бы работать если не фантазию, то хоть мозги зрителя.
Это поняли пока в двух странах, пытающихся сейчас выбраться своими, особенными путями из общего кризиса нашей цивилизации: в России и в Германии. В обеих странах кино стало орудием (если не оружием) в руках государства, в обеих странах изготовляются фильмы, нафаршированные до отказа идеями -- в одном случае патриотически-коммунистическими, в другом случае -- патриотически-фашистскими. Ценность идей, конечно, различна; результаты -- тоже: берлинские "идейные" фильмы пока неизмеримо грубее и примитивнее московских. Но в обоих случаях мы имеем тенденциозные фильмы. Это, конечно, перегиб палки в другую сторону от европейского фильма: <если> средний европейский (или американский) фильм опасен именно полной своей бездумностью, "развлекательностью", то фильм тенденциозный опасен другим: он утомителен и чаще всего просто скучен.
Я не знаю результатов новой фильмовой политики в Германии, но эти результаты в России -- я знаю: там кинематографические залы (и кассы) стали пустеть.
<1933>
КОММЕНТАРИИ
Публикуется впервые по рукописи, хранящейся в Бахметевском архиве Колумбийского университета.
Судя по содержанию, написано предположительно в 1933 г.