Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика
М., "Дмитрий Сечин", "Республика", 2010.
В чем секрет успеха русского театра? В установке на актерский коллектив, на постоянную труппу, спаянную единой школой.
Две основные театральные школы: Станиславский и Мейерхольд. Театр Станиславского официально признан первым театром и взят под "высочайшее" покровительство (так же, как и Большой Оперный в Москве).
Репертуарный кризис (как он ни замалчивается, ни отрицается). Под влиянием навязывания драматургам разных "ударных" тем -- ряд неудачных пьес, балетов (особенно сезон 1930/31 года): "Авангард", "Линия огня", "Путина", "Болт" (балет), "Прорыв", "Лед и сталь" (оперы) и т. д.
Измельчание сатирического жанра в новом репертуаре и неурожай на комедии. Возврат театров к классикам, особенно в сезон 1931/32 года. Невозможность черпать из европейского репертуара (валюта; идеология). "Омоложение" классиков: постановки Мейерхольда; "Тартюф" в Александрийском театре; "Гамлет" в Вахтанговском; "Борис Годунов" в Москве и Петербурге...
Неурожай на комедии; измельчание новой сатиры (причины: "Голиаф и Давид"). Недовольство зрителей находит себе отражение в начатой (август -- сентябрь 1932 года) кампании "организации смеха", Laughter's hunger {Жажда смеха (англ.).} Театра Сатиры -- слабее других. А между тем -- когда-то был "Ревизор", Сухово-Кобылин. И еще недавно: "Мандат"...
Специфические, создавшиеся после революции виды театра: ТРАМы, ТЮЗы (театры рабочей молодежи, театры юных зрителей) и "Живые газеты".
КИНО
1. Лучшие русские кинорежиссеры -- в той или иной мере родственные мейерхольдовской школе (ленинградская группа кинорежиссеров и московская);
2. Киноактеры -- не так специализированы, не так отделены от театра, как, например, в Америке. Фильмы с "натуральными актерами" -- "Путевка в жизнь";
3. Снобистически революционные фильмы ("Генеральная линия" и др.), которые успеха у широкой русской публики не имеют; успех американских и европейских фильмов. "Средний" фильм европейский и "средний" фильм русский (выше этически, но скучны);
4. Благодаря централизации всего дела в одних руках -- государства, у русского кино огромнее возможности, и в этой же централизации есть и опасности: утилитарные задачи фильмов, их проповеднически-агитационный характер.
<1932>
КОММЕНТАРИИ
Публикуется впервые по рукописи, хранящейся в Бахметевском архиве Колумбийского университета.
Текст, очевидно, представляет собой набросок для беседы с А. Вертом в декабре 1932 г.
Специфические... виды театра... "Живые газеты". -- Одной из форм массовых театральных представлений в первые послереволюционные годы, весьма популярной в народе, были агитационные суды, стремившиеся воспроизвести картину судебного процесса. "Подсудимыми" на агитсудах были враги революции: Капитал, Дезертир, Спекулянт, Лодырь. Подобные представления, основанные на актуальном газетном материале, назывались "живыми газетами". Включали монологи, коллективную декламацию, частушки, фельетоны и т. п. В 1923 г. возник первый профессиональный театр такого типа -- "Синяя блуза", издававший газету с одноименным названием.