Замятин Евгений Иванович
Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (От нашего парижского корреспондента)


  

Е. И. Замятин

  

Театр в Советской России.
Два великана: Станиславский и Мейерхольд
(От нашего парижского корреспондента)

  
   Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика
   М., "Дмитрий Сечин", "Республика", 2010.
  
   Описываемая вторая встреча с Евгением Замятиным имела место в небольшой вилле в Cagnes-sur-mer самого тихого уголка Ривьеры на полпути между Ниццей и Cannet. Окна его комнаты выходили в полутропический сад и окаймляющее его море. Он в настоящее время живет там, работая над своей новой книгой.
   -- Ривьера, -- говорит он, -- очаровательна. Она мне напоминает Крым. Но она действует деморализующе. Я чувствую себя ужасным лентяем, я чувствую отвращение при мысли возвращаться на Север.
   -- Почему вы не вернулись обратно в Россию этой зимой?
   -- Конечно, я вернусь туда; я хотел бы только продлить мою визу на некоторое время. Вы знаете, не очень приятно возвращаться в пустой дом в Ленинграде в середине зимы. Все те, кто там, имели достаточно времени запастись топливом, но мне, если я сейчас уеду туда, будет трудно отопить помещение. Условия питания тоже неважные зимой. Поверьте мне: жизнь здесь гораздо проще и легче. Однако, в конце концов, эта страна Лотоса тоже не выход из положения. Однако поговорим о русском театре.
   И он начал:
   -- Вы, наверное, знаете, что русский театр -- самый революционный театр в мире -- революционный не только в политическом, но и в эстетическом смысле. Он также самый предприимчивый и имеет постоянный приток новых идей. Поэтому это единственный не "отсталый" театр в мире.
   Театральная революция опередила политическую революцию на 15 лет. Станиславский, основатель Московского Художественного театра, -- это Ленин русской сцены. До приблизительно 1902 года первенствующее положение занимал Александрийский театр. В своем роде это был замечательный театр, но он был, по существу, русской Французской Комедией и не отличался от других современных европейских театров в том смысле, что успех спектакля зависел от отдельного актера. Там были большие артисты Давыдов, Варламов, Савина, Комиссаржевская, но они были "индивидуальностями". Давыдов был всегда Давыдовым, Варламов -- Варламовым. Приходили скорее смотреть "звезды", чем спектакль. Там не было органической связи действия. Юрьев, например, имел привычку орать в стиле декламации Французской Комедии. Варламов в том же самом спектакле стремился к реализму, кто-нибудь другой в этой же пьесе играл под первостатейный водевиль. Александринка имела успех, потому что отдельные артисты играли блестяще, но там не было коллективизма в действии, они не образовали так называемый оркестр.
  

"ИОГИЗМ" СТАНИСЛАВСКОГО

  
   Первый Станиславский восстал против театра со "светилами". Его театр был основан на совершенно другом принципе -- на зрительной согласованности спектакля и на драматической согласованности ансамбля. Это не значит, что в нем не было места для больших актеров. Качалов -- играющий Ивана в "Братьях Карамазовых" -- великолепен, благодаря его перевоплощению. Станиславский проповедовал иогизм своим актерам; они должны отказаться от мира; они должны размышлять; они должны забыть самих себя и жить своей ролью. Когда Михаил Чехов играл Вершинина, он продолжал оставаться Вершининым и в промежутках между спектаклями. А он на него не похож ни в какой степени. В жизни это флегматичный и скорей мрачный человек. Когда он играл Хлестакова (я видел его в антракте), он продолжал держать себя с эксцентричностью Хлестакова. "Иогизм" Станиславского творил чудеса, и Художественный театр -- единственный театр в мире, который достиг того, что Стендаль называет совершенно полной иллюзией.
  

МЕЙЕРХОЛЬД

  
   Два больших имени русской сцены -- это в настоящее время Станиславский и Мейерхольд. Хотя Мейерхольд начал свою карьеру в Московском Художественном театре, его учение об искусстве есть протест против Станиславского, и его спектакли далеки как полюс от спектаклей Художественного театра. Мейерхольд восстал против "совершенной иллюзии". Его театр биомеханический, по его собственному выражению. Он не реальный и условный до последней степени. Это вид кукольного спектакля, где физическая жестикуляция -- это все, а психологическое содержание -- ничто. Мейерхольд никогда не останавливался перед урезыванием текста классических пьес и прибавлением к ним биомеханических штрихов собственного изобретения. В его "Ревизоре" герой появляется мертвецки пьяным; немая сцена в последнем акте заменяется рядом восковых фигур. У Мейерхольда есть только одна общая черта с Художественным театром -- это созвучное единство его ансамбля.
   -- Как принимает эти условные спектакли русская публика?
   -- Средняя публика не понимает их, но советские "умники" преклоняются перед Мейерхольдом и считают ошибочно все его новшества за нечто сверхреволюционное. Обычная публика, включая пролетариат, стремится в Московский Художественный театр или в другие многочисленные театры, основанные на принципе Станиславского. Станиславский и Мейерхольд -- это две большие величины в русском театре, и каждый из театрального мира может быть отнесен к одному или другому. Некоторые режиссеры, вроде Таирова, более или менее удачно комбинировали оба эти, по-видимому, несовместимых метода.
   Важно отметить, что оба театра -- и Мейерхольда, и Станиславского -- являются прекрасными театральными школами. Имеются многие молодые актеры, как, например, в Художественном театре Яншин, Хмелев, Тарасова, Степанова, которые с успехом заменяют старое поколение.
  

СПЕКТАКЛИ "ПЯТИЛЕТКИ"

  
   До 1928 года русский театр был чисто эстетическим. В 1928 году правительство решило, что самая важная вещь в жизни -- это чугун, и театры сделались агитаторами за пятилетний план. Появились новые пьесы, где рассматривалась экономическая революция. У Вахтангова -- "Путина". Появилась пьеса Киршона "Хлеб". Опера и балет приняли участие в этой кампании.
   Балет потерпел полную неудачу, несмотря на очень интересную музыку Шостаковича.
  
   1932
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Впервые: The Théâtre in Soviet Russia: An Interview with Eugene Zamiatin. 1. Twp Big Men: Stanislavsky and Meyerhold // Manchester guardian. 1932. 6 December. P. 9, 10.
   На русском языке печатается впервые.
   Публикация представляет собой интервью, взятое у Замятина парижским корреспондентом газеты "Манчестер гардиан" Александром Вертом (1901--1969). Интервью Замятин давал, находясь на вилле своего друга художника Бориса Григорьева, где он гостил с женой Людмилой Николаевной осенью и зимой 1932 г.
  
   ...был, по существу, русской Французской Комедией... -- Французская Комедия (Комеди Франсэз) -- старейший французский драматический театр; основан в конце XVIII в., здание театра расположено неподалеку от Лувра.
   У Вахтангова -- "Путина". -- Автором пьесы "Путина" был Юрий Львович Слезкин (1885-1947).
   Появилась пьеса Киршона "Хлеб". -- Владимир Михайлович Киршон (1902-1938) -- драматург, один из крупных деятелей РАППа, его пьеса "Хлеб" (1930) -- о проведении коллективизации. Участвовал в травле М. Булгакова. В 1937 г. был арестован, умер в заключении.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru