|
Скачать FB2 |
| |
Е. И. Замятин
Атилла
Трагедия в четырех действиях
ЛИЦА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Палата во дворце Атиллы: дерево, грубая резьба. На помосте, устланном звериными шкурами, скамья и сбоку другая пониже. У дверей, во внутренние покои -- Старший Страж. Слышен звук римской трубы-букцины и ответный скифский рог.
1-й Страж уходит.
Входят Вигила и Ильдегонда.
Слышен громкий -- в нос -- голос Приска. Входит и Максимин.
Из внутренних покоев быстро входят 1-й Страж и двое других.
Стражи начинают обыскивать Вигилу.
Входят Едекон, Старший и 1-й Страж. Старший отводит стражей от послов. У Едекона за поясом топор, в руках мешок с чем-то круглым.
Ильдегонда выходит. Едекон -- послам.
Максимин отмахивается от него, понурившись, садится. Приск, пожав плечами, подходит к стражам, протягивает руку.
Никакого впечатления. Пожимает плечами, отходит.
Под дикую музыку, в неистовом плясе вбегают несколько воинов. Входит Керка и ближние кмети Атиллы. Затем -- Оногост, Исла, шут Зыркон и, наконец, Атилла.
Атилла садится; Керка тоже на скамье пониже. Остальные стоят, за исключением Приска. Он уселся, расправляет складки.
Атилла обводит кругом глазами, все цепенеют. Тишина. Встретился взглядом с Керкой.
Оногост бежит к двери, впускает Дулеба.
Ятвяг, дрожа, стоит молча, прикованный к глазам Атиллы.
Его уносят.
Дулеб уходит.
(Едекону.)
Мертвая тишина.
(Молча смотрит.)
(Едекону.)
(Целует Голову, закрывает мешок. Едекону.)
Все замерли. Едекон с мешком отходит от Атиллы.
Ильдегонда, одетая пышно, входит. Садится на скамью.
С разных сторон кидаются к Ильдегонде, Атилла останавливает их.
Смех.
К Ильдегонде подбегают, заставили встать, грубо держат. Вигила делает движение к Ильдегонде. Максимин хватает его за руку.
Ильдегонда стоит.
Ныряет под скамью. Атилла берет за руку Ильдегонду. Она резко вырывает руку.
Ильдегонда хочет уйти.
(Отходит от Атиллы.)
Исла идет к Ильдегонде, грубо выводит ее.
(Едекону.)
Оногост жестом приглашает послов.
(Едекону.)
(Максимину.)
(Едекону.)
(Максимину.)
(Едекону.)
(Максимину.)
Вигила, держа в руке письмо, другой рукой, под взглядом Атиллы, ищет нож, запутался в складках одежды.
Керка кидается между Атиллой и Вигилой.
Едекон зажимает ему рот и быстро вытаскивает его.
(Максимину.)
Максимин хочет уйти.
Приск, оглядываясь, крадучись, пробивается к дверям и выходит.
Посол Галлов.
Глашатай трубит.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Внутри Аврелиана, осажденного Атиллой. Зубчатая верхушка городской стены и над ней -- верхний ярус башни. Видимая часть (нижнего) яруса башни образует обширную каменную площадку на уровне стены. Весь город чувствуется где-то внизу, виден купол христианской базилики, крыша еще какого-то здания.
Старик раб, Камель, прикованный цепью к башне, вертит точило, точит мечи. Издали -- удары тарана, глухой гул боя, крики и вдруг грохот: что-то рухнуло. Камель вскакивает.
Входят Ильдегонда и Вигила.
За стеною, издали крики: "Аррчь! Ао!"
Вигила отскакивает от стены. В плече у него торчит стрела. Он выдергивает ее и медленно опускается на землю.
Снимают с Вигилы верхнюю одежду, начинают расстегивать нижнюю. Вигила приходит в себя. Камель возвращается на свое место.
За стеной отдаленные крики: "Атилла! Атилла!" Вигила хватает Ильдегонду за руку.
Вигила торопливо уходит.
Убегает вниз.
Воин-бургунд уходит. Удары тарана.
Крики приближающейся толпы.
(Молчит, потом.)
Скрывается за башней на другой стороне площадки. Крики толпы слышнее. К еп. Анниану подбегает Гоур, за ним еще несколько рабов и солдат. Двое-трое из толпы появляются на крышах здания, остальная толпа внизу, ее только слышно.
(Толпа затихает.)
Слышен звук римской букцины.
Еп. Анниан закрывает лицо.
Окружают еп. Анниана. Над головами видна его поднятая рука с пергаментом.
Нагнувшись, начинает расковывать Камеля. Ильдегонда подходит сзади, вынимает свой нож.
Цепь мешает ему приблизиться к Ильдегонде, отошедшей на несколько шагов.
Ильдегонда по другую сторону башни обессиленно опускается на каменную скамью. В руке нож, смотрит на него неподвижно. Появляется Марулл.
Она в той же позе.
Марулл прячется за выступ башни. Слышны крики и боевая песня гуннов где-то близко.
Пробегает мимо Камеля, подслушавшего их разговор, и по ступеням вниз. Марулл торопливо пишет что-то.
С противоположной стороны на площадку башни поднимается Атилла, с ним Исла, Едекон, Зыркон, два-три воина.
Зыркон начинает шапкой мести перед Маруллом.
(Едекону.)
Марулл пятится и кидается наутек.
(Одному из воинов.)
Все быстро уходят. Остается только воин, расковывающий Камеля.
Уходит вниз вместе с воином Атиллы.
На башне, на самом верху, появляются Ильдегонда и Вигила.
Удар. Треск.
Внизу удар, треск.
Внизу удар, треск, что-то падает.
На верх башни врываются Атилла, Едекон, Исла, Камель и несколько воинов-скифов.
Короткая схватка. Вигила пытается защищаться ножом. Едекон обезоруживает его, скручивает ремнем руки, засовывает за ремень нож.
Ильдегонда пытается закрыть грудь.
(Отстраняет Ильдегонду.)
Уходят, уводя Вигилу и Ильдегону. Мгновение сцена пуста, слышен мерный топот, звуки римских букцин. Затем на площадке появляется Центурион, с ним несколько римских воинов. Увидели труп епископа Анниана.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Ночь после Каталаунской битвы. Лагерь Атиллы. Поставленные в круг грубые скифские телеги, крытые дубом. Впереди с закрытой занавесью -- вежа Атиллы. Перед вежей на страже Едекон с топором. Входит Атилла.
Едекон уходит. Выйдя из темноты, недалеко от Атиллы появляется Камель.
Отходит в сторону и дальше все время, как тень, следует на некотором расстоянии за Атиллой.
Издали слышно погребальное пение и вопли.
Снова пение и плач.
(Ефиопу.)
Исла и Оногост уходят.
Едекон отходит. Атилла отдергивает занавес вежи, входит туда.
Хочет обнять Ильдегонду.
Едекон вводит Вигилу.
К веже подходит Оногост, с ним римлянин в низко надвинутом шлеме, плаще.
Останавливается у входа в вежу, ожидая, пока Атилла кончит.
(Вигила не поднимает глаз. Решительно.)
Уводит Вигилу. Римлянин, которого привел Оногост, провожает Вигилу взглядом.
Закрывает занавес, выходит.
Оногост уходит. Римлянин распахивает плащ, поднимает шлем. Это -- Аэций.
Отстегивает меч с правого бока, бросает Аэцию. Вынимает меч из левых ножен, нападает.
Издали неясные крики.
Оногост уходит.
Уходит. За ним тенью Камель. Аэций отдергивает занавес вежи. Камель возвращается и прячется около вежи.
Камель, высунувшись, прислушивается, сейчас прыгает, нож в руке.
(Она отдает перстень и плащ Аэцию.)
Камель скрывается.
Аэций задергивает занавес, быстро уходит. Возле вежи -- Атилла, перед ним Камель.
Камель отходит в сторону. Атилла входит в вежу.
Камель незаметно подходит к веже.
Камель, войдя в вежу, трогает за плечо Атиллу.
Камель вынимает нож.
Атилла выходит из вежи. Стоит снаружи, тяжело дыша. Недалеко -- огромный камень.
(Налег руками, плечом, камень покачнулся.)
Выходят Ильдегонда и Камель. Зыркон привел Ислу.
Ильдегонда вздрогнула. Крики вдали слышнее.
Едекон убегает.
Ильдегонда в стороне, напряженно прислушивается.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Палата Атиллы. Та же, что в первом действии, или другая. Свадебное столование. На возвышении стол. В голове стола -- Атилла и Ильдегонда, по левую руку Атиллы -- Керка; дальше Исла, Оно-гости еще несколько ближних кметей. Столованье уже к концу, многих разобрал хмель. Посредине палаты Кобзарь кончает сказ.
Камель в деревянных башмаках, стараясь не стучать, подходит, останавливается сзади. Ильдегонда услышала, оглянулась. Атилла тоже.
Ильдегонда молчит.
В это время Оногост подходит к Кобзарю и двум певцам -- один помоложе, другой седобородый -- потом идет к Атилле.
Подтягивает струны на лютне. Руки дрожат.
Ильдегонда подняла голову, смотрит на Скальда.
Ильдегонда оперлась на стол руками -- видно: сейчас вскочит.
Опустил лютню, замолк, руки у него дрожат, смотрит на Ильдегонду.
Чашник идет.
Смех, крики. Скальд пьет, затем целует Ильдегонду -- долго, не отрываясь.
Ильдегонда хватает лютню. У Скальда от волнения ноги подкашиваются, опускается на скамью.
Чашник подходит, наливает Скальду.
Скальд играет. Ильдегонда пляшет. Все жадно, молча смотрят, иные вскочили с мест, подошли ближе.
В это время Камель, медленно подвигаясь, становится перед Атиллой, смотрит на него. Атилла увидел. В руках у него чаша, ударяет ею о стол -- чаша вдребезги. Мгновенно все остановилось.
Тишина.
Атилла молчит.
Неясный говор. Гости расходятся. Едекона свалил хмель -- остается на скамье. Кроме него -- Атилла, Керка, Ильдегонда, Исла, Оногост, Зыркон; Скальд хочет уйти.
Оногост берет лютню, идет. Керка хватает его за руку.
Оногост уносит лютню. Керка подходит к Ильдегонде, смотрит ей в глаза, молча, долго.
Атилла отходит от нее, она замолкает с протянутыми, руками. Девушки окружают Ильдегонду, чтобы вести ее в опочивальню.
Как мешок опускается на скамью. Ильдегонда уходит в опочивальню.
Оногост отходит. Атилла один. Стоит хмуро, сгорбившись.
Атилла не слышит, входит в опочивальню. Лязг задвигаемого засова.
Уходят. В палате полумрак, два-три светильника. В темном углу, скорчившись -- Зыркон. Едеконна скамье спит мертвым сном, обняв топор. Скальд и Керка с разных сторон на цыпочках подходят к двери опочивальни.
В опочивальне слышен смех Атиллы.
Оба прислушиваются.
Скальд опускается на скамью. Пауза.
В опочивальне голос Атиллы, лязг отодвигаемого засова.
Керка отбегает в дальний угол. Скальд бросается к двери. Из опочивальни выходит Атилла, грудь расстегнута, в руках лютня. Застигнутый его взглядом, Скальд застывает.
На полу -- обнял, прижался к ногам Атиллы.
Зыркон, закрыв лицо руками, выходит из палаты.
Уходит, опять лязг засова.
Высоко подняв лютню, делает резкое движение к двери. Вдруг останавливается, встряхивает лютню возле своего уха, еще раз.
Скальд зажимает ей рот, Керка схватила его за бороду, за волосы, он вырвался -- борода и парик у руках у Керки. Мгновение оба растерянно смотрят друг на друга.
Вигила опрометью выбегает в дверь. Керка хочет броситься за ним и останавливается. Из опочивальни слышится стон Атиллы, тяжкое падение тела.
Подходит с трудом проснувшийся Едекон, вбегают Исла, Оногост, Зыркон, Камель и другие. Окружили Керку.
Несколько человек с Оногостом бросаются наружу в погоню за убежавшим. Остальные у дверей опочивальни.
Быстро взламывает дверь топором. Открывается: Атилла ничком у порога и Ильдегонда с ножом возле постели. Все замерли.
Тишина.
Ильдегонда молчит.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
|