|
Скачать FB2 |
| |
Евгений Замятин
Блоха
Игра в четырех действиях
Предисловие
Лица
Пролог
Первый - театральный - занавес поднят. За ним просцениум и второй - балаганный, яркий занавес; этот занавес еще опущен. На просцениум выходит 1-Й ХАЛДЕЙ.
Выходит АКТЕР - не тот, который на самом деле играет царя.
Выходит "ВАНЯ".
Музыка. Открывается второй занавес.
Действие первое
Царский дворец. Петербург. Но Петербург - тульский, такой, о каком вечерами на завалинке рассказывает небылицы прохожий странник. Такой же и царский дворец.
На стене - рота ГЕНЕРАЛОВ, друг дружки старше. Из задних песок сыплется. Дворник с метлой заметает песок в угол. Камергерный генерал - с пришитыми к ягодицам золотыми ключами - выстраивает роту, выправляет строй: одному - брюхатому - чтоб не торчало пузо, другому - колченогому - чтоб не гнулись колени, третьему - у которого голова валится - чтоб держал голову женихом.
Слышен шум, грохот.
На золотом троне, на деревянных колесиках с грохотом ввозят Царя.
Царь зевает, почесывается. Все молчат.
Генералы бегут на цыпочках, рысят, ковыляют. Несут виноград, яблоко: конечно, у Царя виноградина - с яблоко, а яблоко - с арбуз. Входят ТРОЕ УДИВИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ - ХАЛДЕЕВ. Царь лениво жует яблоко.
Царь перестает жевать, сердито хмурится. Кисельвроде испуганно дергает поющего, чтоб перестал.
3-й Халдей скидывает с себя верхнее и оказывается старухой - Малафевной. 2-й Халдей на тачке подвозит ее к Лекарю.
Старуха лезет в печь. Лекарь свистит в два пальца - старуха выходит из-за печи молодой, ражей девкой, целует одного Генерала, другого, хватает третьего и пускается с ним в пляс. Генералы кашляют, отбиваются.
Шепчет 2-му Халдею, тот уходит из палат наружу и там, на виду у публики, быстро переодевается Курьером. Царь жует. Кисельвроде стоит, ковыряет в носу.
Кисельвроде, приседая, бежит, отпирает. Входит СКОРОХОД-Курьер. Лекарь-аптекарь подмигивает ему.
Скороход-курьер подходит.
Кисельвроде дергает Курьера сзади. Генералы все разом начинают перхать.
Царь хмурится.
Генералы бегут, ковыляют за казной. С ними уходят 1-й и 2-й Халдеи.
Кисельвроде открывает сундук с казной. Поддерживаемый под локоток Царь слезает с трона, садится на корточки у сундука, перебирает казну. Сбоку к сундуку пристраиваются несколько Генералов.
Царь вытащил из шкатулки бриллиантовый орех, вертит его, с трудом раскрывает.
Лекарь-аптекарь задом, с поклонами уходит.
Малафевну уводят. Царь показывает Генералам перстом на Кисельвроде.
Генералы подбегают к Кисельвроде.
Два Генерала подают громадную книгу.
Генералы схватили и ведут Кисельвроде.
В дверях шествие сталкивается с ПЛАТОВЫМ - Платов, припечатывая сапогами, прет по-военному.
Генералы шарахаются.
Генералы и Кисельвроде наперебой объясняют Малафевне руками, что-де блоху надо завесть, и она-де пойдет танцевать.
Заводит блоху. Блоха под музыку прыгает на полу. Царь, Кисельвроде, Генералы, Малафевна - за ней на корточках, ползком, на четвереньках. Платов - как был - стоит во фрунт.
Генералы шарахаются.
Занавес
Действие второе
Картина 1-я
Тула. Игрушечные - по пояс человеку - церквушки. Слева на сцене деревянный заборчик. Входят три ХАЛДЕЯ. 1-й Халдей скидывает из-за спины и устанавливает на палке ящик-раёшник.
С разных сторон - быстро - ТУЛЯКИ, стар и млад. Отдельно - Левша, идет с гармошкой, пиликает. Ему подставляют ногу - он падает. Смех. Встает, снимает картуз, сморкается в него, опять надевает на голову. Девки толкаются локтями, кажут пальцами на Левшу.
Несколько туляков глядят в стекла раёшника.
1-й Халдей подмигивает 3-му, тот скидывает верхнюю одежду и оказывается девкой Машкой.
Заглядывает поверх ящика. Машка стоит, закрывшись рукавом.
Туляки кругом хохочут.
Обнявшись, уходят налево за заборчик и там обожаются. Девки подталкивают друг друга локтями, глядят в щели, хихикают.
2-й Халдей в это время скинул с себя халдейскую одежду и, в купецком кафтане, расталкивая народ, идет к забору.
Силуян, не торопясь, приготовляется бить Купца, расправляет у него бороду, плюет себе на ладонь. Вдруг - издали - песня, посвист. Силуян останавливается. Опрометью вбегают несколько ТУЛЯКОВ, кричат.
Все - врассыпную, кто куда - к забору, под забор. С гиком и свистом влетают казаки на деревянных досках с лошадиными головами, с мочальными хвостами. ПЛАТОВ в санках, возле санок - свистовые с кнутами. Разогнались - Платов кричит: "Стой-стой-стой, дьяволы!" Из-под забора, из-за пригорков выглядывают головы - тройка остановилась - головы нырнули вниз.
Согнанные туляки, сгрудившись, выпирают вперед Егупыча - божественного вида старик, и Силуяна - быкобогатырь. Платов взлетает на сиденье саней и, хлебнув из фляги, выпятив грудь, начинает.
Лошади у Свистовых шарахаются. Туляки выпихивают вперед Егупыча.
Левша старается унырнуть. Свистовые его ловят, волокут к Платову.
Подходят Егупыч и Силуян.
Оружейники переглядываются, перешептываются.
Оружейники шепчутся.
Все шарахаются, стоит один Силуян.
Силуян лезет в сани.
Силуян пьет и молча подставляет чарку снова. Пьет и опять подставляет. Платов хочет налить и себе, но фляжка уже пуста.
Егупыч подходит, садится. Платов набивает огромную трубку табаком, хитро поглядывает на Егупыча.
Егупыч не спеша встает, вылезает.
Левша влезает, садится.
Левша кидается наутек.
Платов пробует налить себе из фляжки - фляжка пуста, с сердцем об земь ее, вдребезги.
С песней, гиком, свистом казаки уезжают. Левша, разинув рот, стоит с шкатулкой в руках. Бойкая девка выбежала, смотрит вслед, приложив козырьком руку.
Расходятся.
Занавес
Музыка, тюкают молоточки оружейников.
Картина 2-я
Та же Тула, что и раньше, но посередине стоит теперь изба оружейников. Туляки, Раёшник, Девка Машка - подслушивают, подглядывают: что такое в избе.
3-й Туляк идет к избе, стучит в окошко. Окошко чуть приоткрывается. Голос Егупыча: "Кто там?"
Почесываясь, 3-й Туляк уходит.
2-й Туляк уходит.
Окно раскрывается с треском, Левша высунулся по пояс, но изнутри две руки тотчас сгребли его за шиворот, две руки за вихры - втащили назад, захлопнули ставень. А с разных сторон уже бегут - кричат туляки.
Прежним порядком, только еще отчаянней, въезжают КАЗАКИ и ПЛАТОВ.
Туляки молчат.
Свистовые скачут к избе, стучат в окно, в дверь - им не отвечают. Возвращаются к Платову, стоят, вытянувшись перед ним во фронт.
Свистовые берут бревно, запевают "Дубинушку".
Свистовые поддели и сваливают крышу в сторону. Остается висеть одна лампадка - висит неизвестно на чем - и видны по пояс оружейники. Свистовых отшибает в сторону - стоят, зажав носы.
Свистовые бегут, оглядываясь. Оружейники за ними, на ходу застегивая одежду. Левша со шкатулкой.
Туляки шарахаются, потом, любопытствуя, понемногу подходят ближе. Платов - оружейникам, грозно:
Левша подает. Платов открывает шкатулку, вынимает из нее табакерку, из табакерки - орех с блохой. Глядит.
Левша пятится, Егупыч крестится, Силуян стоит монументом.
Свист, гик, топот.
Отъезжают.
Платов за вихры сует его назад.
Издали слышно - казаки затянули: "И-эх, в Таганроге..."
Занавес
Действие третье
После поднятия занавеса открывается Англия - тоже, как и Петербург, тульская - очень удивительная. Въезжают платовские сани, тройка.
Химик-механик и Мастер крестятся: на затылок, на спину, и сзади же - на правое и левое плечо.
Свистовой от нежного обращения обалдел, стоит, хлопает глазами.
Открывает дверцу в какой-то железной трубе, оттуда грохот, пламя - вталкивает туда Левшу.
Совершают путешествие тем же порядком, что и Левша. Тем временем Левша - с грохотом, с пламенем - вываливается из трубы в "пищеприемную комнату". К нему, как и полагается в Англии, сам ползет накрытый стол и скамья. Левша нахлобучил картуз, пятится, потом осторожно трогает стол - ничего; садится на скамью - ничего. Вдруг сбоку, из деревянной толпыжки в стене, вылезает не спеша огромная кнопка, лезет прямо на Левшу.
Входит аглицкий ПОЛОВОЙ - вроде московских тестовских, в белом, а рожа черная.
Половой скалит зубы, мотает головой.
Левша, пока нет Полового, любопытствует, заглядывает под скатерть, колупает тут-там скамью. Нажал какую-то пружинку - и вдруг стол начинает уезжать, снова из стены лезет на Левшу кнопка. Левша струсил, одной рукой старается удержать стол, другой отпихивает кнопку. Опять трезвон, стол останавливается, входит ПОЛОВОЙ с блюдами.
Половой ставит на стол блюдо с пудингом и зажигает ром.
Половой уносит.
Левша колупает пальцем одно, обнюхивает другое - отхватил ломоть ситного и, осенив себя крестным знамением, начинает его уплетать - на ходу: надо скорей поглядеть, как тут и что у англичан. Повернул какую-то вертушку - потемнело, опять повернул - светло, повернул еще раз - весь свет потух, а в темноте - искры, грохот.
Из трубы вываливаются англичане.
Все кончается, зажегся свет.
Лезет из стены кнопка. Химик-механик нажимает ее. Трезвон, вбегает ПОЛОВОЙ.
Левша смотрит с сомнением.
Мастер уже взял шкатулку.
Въезжают стол, скамьи. Вбегает Половой с подносом, ставит на стол. Меря кобянится перед Левшой.
Все садятся, Левша с Мери глаз не сводит.
Меря наливает Левше и себе.
Оба пьют с блюдечка. Меря придвигается к Левше все ближе.
Меря придвигается к Левше. Левша не знает куда деваться, пот с него градом, берет салфетку, утирается.
Заводным голосом напевая нечто легкомысленное, Меря начинает скидывать с себя одежду. Левша рвется бежать - и рвется к Мере. Мастер его держит.
Химик-механик и Мастер, толкаясь, бегут за блохой. Левша тычется в одну трубу, в другую: ищет выхода - выхода нет. Меря продолжает "голую технику". Появляется ПОЛШКИПЕР.
Левша, скинув картуз, крестится. Оба уходят. ХИМИК-МЕХАНИК и МАСТЕР вбегают с шкатулкой.
Выскакивает ЯМЩИК.
Уходят. Появляется корабль - с ПОДШКИПЕРОМ и ЛЕВШОЙ. Полшкипер крутит колесо, корабль движется.
Полшкипер останавливается.
Занавес
Действие четвертое
1-й Халдей (на авансцене перед занавесом). Представление продолжается! А именно: снова царский дворец и разные роскошные украшения. Эй, занавес!
Занавес подымается. Как в первом действии - Петербург и царский дворец. ДВОРНИК с метлой стоит, грызет подсолнухи, шкурки бросает наземь. Зевает, уходит. Появляются Левша и Полшкипер, оба навеселе.
Полшкипер вынимает бутылку из кармана.
Пьют. Из оркестра на приступочки лезет РЫЖИЙ ЧЕРТ.
Черт ест.
Целуются.
Полшкипер подымает Левшу - бросить Рыжему Черту, тот протягивает уж лапы. Вбегает ПЛАТОВ. Рыжий Черт ныряет вниз.
Слышны колокольцы. Появляются ХИМИК-МЕХАНИК и за ним МАСТЕР.
Свистовые его уводят.
Убегает, за ним - Мастер. В это время - музыка, парадным маршем входят ГЕНЕРАЛЫ и ЦАРЬ.
Платов, подошедши к трону, шепчет Царю на ухо.
Генералы вытягиваются на цыпочках, шушукаются.
Платов мнется.
Платов подает Царю шкатулку. Царь открывает, смотрит.
Платов уходит.
Десять Генералов на рысях немедля приносят громадную трубу, устанавливают ее поперек палаты - глядельным концом к публике; перед другим концом - держат шкатулку с блохой.
Генералы бегут.
Платов мнется.
Свистовые ведут ЛЕВШУ. У него одна штанина в сапоге, другая наружу, воротник разорван, но идет бойко - от последней отчаянности, а может, и от хмеля. За ним Полшкипер и Платов.
Левша идет неторопливо. Платов за ним с кулаками - от нетерпения инда трясется весь.
Отходит к Полшкиперу, наливают, пьют.
Генералы порскают кто куда. Царь глядит в стекло. Платов в стороне: начнет креститься - не докрестится, начнет - не докрестится, глаз не спускает с Царя.
Подкова крупнее, видны буквы.
Все кидаются глядеть.
Платов бежит за англичанами.
Музыка начинает: "Дрынь-дрынь" - и обрывается.
Химик-механик уходит.
Приносят кафтан, напяливают его на Левшу. Кафтан на нем - как на вешалке.
Под "расходный марш" - Царь и Генералы отбывают.
Выходят.
Выскакивают ГОРОДОВЫЕ и ДВОРНИК.
Городовые, окружив густо, бьют Левшу.
Городовые сбрасывают куда-то уже недвижимого Левшу. Дворник заметает метлою следы. Уходят.
Тотчас же на сцене темнеет. На просцениуме появляются Халдеи.
Свистит в два пальца. На сцене свет. Из печки вываливается ЛЕВША с гармошкой. Встает, подбегает к Халдейке.
Медленно уходят. Левша играет на гармошке.
Занавес
-------------------------------
|