Замятин Евгений Иванович
Невидимка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предисловие к роману Г. Уэллса "Невидимка", 1922


  

Е. И. Замятин

  

Невидимка
<Предисловие к роману Г. Уэллса "Невидимка", 1922>

  
   Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика
   М., "Дмитрий Сечин", "Республика", 2010.
  
   Роман Уэллса "Невидимка" -- едва ли не самый фантастический, едва ли не самый сказочный из романов Уэллса. Речь идет о совершенно как будто невероятном, нелепом: о человеке-невидимке. И тем не менее в этого нелепого невидимку читатель верит еще скорее и прочнее, чем в марсиан, в путешествие на Луну, в жизнь через 800 000 лет -- из других фантазий Уэллса. Искусней и лукавей чем где-нибудь -- Уэллс опутывает и покоряет читателя именно в этой невероятной истории "Невидимки".
   Во всех своих фантастических романах Уэллс пользуется одними и теми же приемами, чтобы заставить читателя поверить в сказочное. С одной стороны, Уэллс с убедительным мастерством и лукавством сплетает фантастику с самой обыденной реальностью; с другой стороны -- в основу всех своих чудес Уэллс непременно кладет какое-нибудь неоспоримое естественно-научное положение и только развивает это положение до логического конца -- развивает с дерзостью, на которую редко осмеливается дипломированный ученый. У таких ученых есть обычно один грех: за деревьями формул и цифр -- они не видят леса, они тяжелы на подъем, они редко бывают в состоянии взглянуть на мир из какого-то далека так, чтобы увидеть не только сегодняшние задачи науки, но увидеть и далекое -- фантастическое -- ее будущее. Что касается Уэллса, то у него, кроме богатого запаса естественно-научных знаний (Уэллс окончил естественный факультет Лондонского университета), есть еще и не менее богатая фантазия. Это редкостное, счастливое сочетание делает Уэллса писателем особенно оригинальным и ценным.
   Описанные выше приемы -- соединение фантастики с реальностью и обоснование фантастики на некотором общепризнанном научном положении -- читатель найдет и в романе "Невидимка". Всю историю "Невидимки" Уэллс строит на выводах из очень простого закона физики об отражении и рассеянии световых лучей; этот физический закон в одной из глав романа изложен с такой исчерпывающей ясностью, что нет надобности касаться его здесь.
   В описаниях приключений Невидимки много остроумия и добродушного юмора: перепуганные обыватели захолустного английского местечка; чинное английское воскресенье и "концерт для усиления средств на церковные лампады", нарушенные появлением Невидимки; почтенный блюститель порядка -- полицейский, пытающийся арестовать невидимое существо... Но, надо сознаться, местами забавные происшествия с Невидимкой -- как-то уж очень балаганны: уж слишком щедро Невидимка раздает пинки и зуботычины. Тут несомненно Уэллс просто приспособляется к вкусам невзыскательной английской публики. Всякий побывавший в Англии знает, что такого вот балаганного характера фарсы пользуются наибольшим успехом в английских театрах; в этом отношении вкусы русского читателя и русской публики куда выше английских.
   Впрочем, занимательность и художественная ценность "Невидимки" настолько велики, что вполне окупают отмеченный недостаток. А если повнимательней приглядеться к этой несколько грубоватой ткани романа, то под нею мы увидим неясные, прикрытые формы очень большой и серьезной идеи. Особенно очевидным это становится к концу романа.
   Трагикомическая история Невидимки -- это, в сущности, история всякого гениального одиночки. История утописта, заскочившего на много лет вперед своего поколения. Сегодняшнее всегда враждебно завтрашнему и упрямо защищает свое право на жизнь. И если это завтрашнее, утопическое, не имеет прочных корней в массах, если завтрашнее слишком резко расходится с интересами сегодняшнего, то оно неминуемо гибнет. Быть может, эта гибель не проходит бесследно, быть может, она дает эхо в каком-то отдаленном будущем, -- но все же слишком завтрашнее не выдерживает столкновения с жизнью.
   Такова была и судьба гениального изобретателя -- Невидимки. Озлобленный, затравленный в своей упрямой борьбе с сегодняшним -- он дошел до крайнего средства: до террора. "Мы должны заняться убийствами", -- говорит Невидимка. "Невидимка должен объявить царство террора, он должен захватить какой-нибудь город, навести на него страх и подчинить себе... И кто осмелится протестовать -- будет убит". Но "разве можно мечтать о борьбе против всего человечества? Разве можно уединяться подобно волку?" -- возражает Невидимке доктор Кэмп, один из героев романа.
   Сочувствие Уэллса во многом на стороне гениального утописта Невидимки, но террора Уэллс ему не прощает: Невидимка гибнет, раздавленный тяжестью пролитой им человеческой крови.
  
   <1922>
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Предисловие к роману Герберта Дж. Уэллса "Невидимка", 1922. Впервые: Уэллс. Г. Невидимка. Пб., 1922. С. 5-8. Печатается по: Сочинения. Т. 4. С. 482--484.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru