Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика
М., "Дмитрий Сечин", "Республика", 2010.
Мировая война и социальные перевороты последних лет разрушили устоявшийся прочный быт, внесли в жизнь элемент неожиданности, фантастики. Совершенно естественно, что и современная литература от простого, реалистического изображения быта перешла к иным формам, где реальность сочетается с фантастикой, с философским синтезом, иногда даже с мистикой. За последние годы западные беллетристы и драматурги дали целый ряд таких произведений (пьеса Верфеля "Человек из зеркала", роман Фаррера "Присужденные к смерти", серия романов Мак-Орлана, "Атлантида" Бенуа, роман Берже "Боги трепещут", пьеса "Назад к Мафусаилу" Шо и др.).
К этой полосе примыкает и Мейринк, автор романов "Голем" и "Зеленый лик", а также ряда новелл.
В формальном отношении критика относит Мейринка к новейшей немецкой литературной школе "экспрессионистов"; характеристику всех особенностей этой школы читатель найдет ниже в статьях Н. Радлова "Современное искусство Франции и Германии" и А. Гвоздева "Экспрессионизм в немецкой драме".
1922
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Современный Запад. 1922. No 1. С. 54 (подпись: Е. З.).
Густав Мейринк (1868-1932) -- немецкий писатель, в его творчестве сильны традиции Э. По и Э. Т. Гофмана; в свою очередь, он оказал заметное влияние на Ф. Кафку.