|
Скачать FB2 |
| |
Евгений Замятин
Огни св. Доминика
Историческая драма в четырех действиях
Вступительное слово
Лица
Место действия - Севилья.
Время - вторая половина 16-го века.
Действие первое
Внутренний двор в доме Санта-Крус. Справа и слева - стены дома; узкие, глубокие ниши окон, все в плюще. На заднем плане высокая каменная ограда с зубцами; над зубцами полоса черно-синего неба, звезды. Тяжелая, обитая железом, дверь на улицу, на двери герб: крест из двух мечей, на конце одного меча сердце. Возле рампы, справа и слева - две винтовых лестницы внутрь дома; истертые каменные ступени. Недалеко от одной из лестниц - столик с книгами и принадлежностями для письма. Посередине двора - обеденный стол. ДИЭГО расставляет блюда, бутылки, вазы с фруктами.
Громкий, отчетливый стук в дверь. РЮИ поспешно засовывает книгу под плющ, в оконной нише. ДИЭГО открывает дверь. Входит БАЛТАСАР.
Входит ИНЕСА. РЮИ к ней навстречу с бокалом. Становится на одно колено, целует у нее руку и подает ей бокал.
БАЛТАСАР берет свой бокал, смотрит на ИНЕСУ, на РЮИ - ставит свой бокал обратно на стол. Входят ГОСТИ. Впереди ФРА-СЕБАСТЬЯНО говорит кому-то, оборачиваясь назад.
КРИСТОБАЛ и БАЛТАСАР идут навстречу Гостям. ИНЕСА и РЮИ - в стороне, меняются незаметно бокалами и пьют, не отрывая глаз друг от друга. Слышны смешанные восклицания Гостей.
Вместе с ИНЕСОЙ и частью Гостей идет к столу.
За стеной на улице слышен топот бегущих и неясные крики погони. БАЛТАСАР сбивается.
Крики за стеной ближе. Слышно: "Держи! Где же она? Сюда!"
ДИЭГО выходит на улицу. Крики затихают вдали. ДИЭГО возвращается.
Тихий стук в дверь.
Снова слышен стук.
Идет к двери, открывает. Входит ДАМА. Прислонившись к стенке, смотрит на всех широко раскрытыми глазами, молча.
Ее окружают Гости и Гостьи. Все встали из-за стола. У лестницы справа - ТОЛСТЫЙ СЕНЬОР и группа других поглядывают на происходящее издали и сперва перешептываются, а потом - громко.
Прощаются с ДОН-КРИСТОБАЛОМ, уходят, за ними другие Гости. Дама остается; возле нее КРИСТОБАЛ, ДИЭГО, БАЛТАСАР; ИНЕСА и РЮИ в стороне - возле ниши, где Рюи спрятал книгу.
ДИЭГО, поддерживая, уводит ДАМУ внутрь дома по лестнице налево. ДОН-КРИСТОБАЛ и БАЛТАСАР - сзади.
Некоторое время БАЛТАСАР стоит нахмурившись, глядя вслед ушедшему КРИСТОБАЛУ, потом идет к нише направо, где ИНЕСА и РЮИ. Рюи, не глядя на Балтасара, быстро поворачивается и уходит по лестнице в дом.
ИНЕСА молчит.
Снова касается ее руки. ИНЕСА роняет книгу, БАЛТАСАР ее поднимает.
ИНЕСА изумленно поднимает голову. Входит РЮИ. Увидел раскрытую книгу в руках Инесы - и как споткнулся: стоит, не отрывая глаз от книги. За стеной голоса, шаги, звон оружия.
Слышно: в городе медленно бьют башенные часы.
Обрывает. За стеной снова шаги. Остановились.
Громкий троекратный стук в дверь.
РЮИ бросает книгу в нишу, подхватывает ИНЕСУ обеими руками и уносит по лестнице направо. Снова стук в дверь, нетерпеливые голоса.
ДИЭГО открывает. Входит ДОМИНИКАНЕЦ, откидывая капюшон. Рядом с ним БАЛТАСАР. Отряд АЛГУАСИЛОВ инквизиции.
БАЛТАСАР, не слушая, быстро выходит на улицу. Весь дом проснулся. Мелькают огни. Открываются окна, высовываются и прячутся чьи-то головы. По лестнице слева спускается КРИСТОБАЛ.
Часть АЛГУАСИЛОВ уходит в дом по лестнице налево.
На лестнице справа - показывается РЮИ; останавливается на последних ступеньках.
По лестнице слева АЛГУАСИЛЫ ведут вниз ДАМУ.
Занавес
Действие второе
Низкая, глухая комната в замке Триана. Сводчатый потолок. Узкое окно с решеткой; створки с цветными стеклами открыты внутрь, на стеклах играет солнечный луч. На одной стене - две задернутые черные занавески; за ними, вероятно, двери или ниши. Возле другой стены - покрытый черным бархатом стол и четыре кресла. Перед столом скамья подсудимых: на выкрашенных в черное деревянных крестовинах - положен треугольный брусок, острым ребром кверху. Отдельный столик для Секретаря инквизиции. Под окошком стоят два МАСТЕРА, в длинных, черных одеждах, с капюшонами, закрывающими голову и лицо; в капюшонах прорезы для глаз, рта и носа.
Второй мастер молчит.
Входит МУНЕБРАГА с НОТАРИУСОМ, за ними два ДОМИНИКАНЦА и сзади всех СЕКРЕТАРЬ с бумагами и СЛУЖИТЕЛЬ. МУНЕБРАГА - румяный, с ямочками на щеках; доминиканцы - два желтых черепа с венками седых волос. НОТАРИУС на каждом шагу прикланивается и все время идет на полшага сзади Мунебраги.
Входит БАЛТАСАР. МУНЕБРАГА встает ему навстречу.
Открывает одну из занавесей в передней стене: за занавесью кресло в нише. БАЛТАСАР по-прежнему сидит возле стола, согнувшись.
БАЛТАСАР медленно, тяжело идет, садится в нише. МУНЕБРАГА задергивает занавес, подходит к столу, звонит. Входит СЛУЖИТЕЛЬ.
Служитель вводит РЮИ. РЮИ босой, в арестантской одежде.
Звонит два раза. Входят МАСТЕРА.
РЮИ отступает к скамье подсудимых, хватается рукою за стойки.
Мастера ведут РЮИ.
За столом смятение. Все вскакивают с мест.
МУНЕБРАГА быстро становится между РЮИ и БАЛТАСАРОМ.
Уходит с МАСТЕРАМИ. Все рассаживаются. БАЛТАСАР тяжело опускается на скамью подсудимых.
Показывается ВТОРОЙ МАСТЕР - утирает рукою пот с лица.
Мастер уходит.
Занавес
Действие третье
Приемная де-Мунебраги. Окна с ярко рассвеченными витражами, много солнца. На устланном ковром возвышении в кресле - МУНЕБРАГА. Зала полна посетителей. Жужжание сдержанного говора. Отдельно - группа доминиканцев.
Разговаривая, уходят. Остаются ФРА-ПЕДРО и ФРА-НУНЬО. ФРА-НУНЬО что-то шепчет на ухо ФРА-ПЕДРО.
В это время МУНЕБРАГА знаком подзывает к себе СЕКРЕТАРЯ инквизиции и что-то приказывает.
Посетители начинают выходить. Снаружи, за дверью, какой-то шум, визгливый женский голос.
Вырвавшись от алгуасилов, вбегает высокая, растрепанная ЖЕНЩИНА и падает на колени перед МУНЕБРАГОЙ. Посетители задерживаются в дверях, с любопытством смотрят.
Сдержанный смех среди посетителей. МУНЕБРАГА сперва закрывает рот платком, затем смеется громко, роняет платок. Несколько посетителей бросаются поднимать.
Уходят вместе с остальными. СЕКРЕТАРЬ, ФРА-НУНЬО и ФРА-ПЕДРО - удаляются через другую дверь во внутренние покои Мунебраги. В приемной остаются МУНЕБРАГА и БАЛТАСАР с ИНЕСОЙ.
Берет и гладит ее руку. Инеса закусывает губы, но сдерживается.
Балтасар молчит.
Балтасар молчит.
За дверью справа - голоса.
MYНЕБРАГА входит. За ним два служителя вводят РЮИ.
ИНЕСА и РЮИ - на диване. Инеса обняла Рюи и молча прижимает его голову к груди. Пауза.
Инеса опять нежно берет его голову и прижимает.
Инеса делает движение, чтоб отойти.
Входят СЕКРЕТАРЬ, ФРА-ПЕДРО и ФРА-НУНЬО.
Служители уводят его направо.
Занавес
Действие четвертое
Площадь в Севилье. В глубине, заслоняя солнце, высится черный, как уголь, Святой Дом - замок Триана. Ближе квемадеро: каменный эшафот; по углам - четыре гигантских медных статуи апостолов. В нижней части статуй открыты двери: видны разложенные внутри статуй костры; костры также и на свободной площади квемадеро. Между квемадеро и замком - овраг: нежно-зеленые листья олив, золотые апельсины. Слева - фасад дома и балкон; с балкона спускается черное сукно - на сукне серебром королевский герб. Под балконом - трибуны, обтянутые черным; у подножия трибун - несколько лож для знати. Фасад дома заканчивается (недалеко от рампы) круглой башней; под башней - ворота. Справа от квемадеро - небольшой, тоже черный, помост для инквизиторов и духовенства, украшенный гербами инквизиции. Площадь наполнена народом. На трибунах - все больше и больше разодетых кабальеро и дам. От средины квемадеро через всю площадь тянутся шпалерами алгуасилы: охраняют проход для шествия. Шныряют разносчики прохладительных напитков, торговцы фруктами, монахи. Вдали глухой, медленный звон колоколов.
Слева из-под башенных ворот показывается пара: Горожанин с лимонно-желтым лицом, опирающийся на палку, с ним рядом - СЕНЬОРА С ДВУМЯ СУМКАМИ в руках. Справа другая пара: обливающийся потом Горожанин с румяным лицом, рядом СЕНЬОРА С ВЕЕРОМ.
Встречаются.
Возле разговаривающих появляется ИДАЛЬГО, похожий на Дон-Кихота, и, уронив монету, усердно ее ищет; разговаривающие косятся на него.
Неподалеку появляется ИДАЛЬГО, похожий на Дон-Кихота, роняет монету, ищет ее.
Похожий на Дон-Кихота Идальго поднимает свою монету и ретируется. Первый гранд смотрит ему вслед с усмешкой.
Проходят. Из толпы - БАЛТАСАР и ИНЕСА.
К ним подходят ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ гранды, низко кланяются. Все четверо проходят к ложам.
Показывается шествие. Впереди УГОЛЬЩИКИ, с пиками; за ними ДОМИНИКАНЦЫ, с белым крестом, обвитым черным крепом. Мальчики, ученики духовных коллегий, в белом.
Поют: "Ora pro nobis".
Проносят важную СЕНЬОРУ в носилках.
Носилки уносят. На виду - два МАЛЬЧИКА и ДЕВОЧКА; сложили костер из сухих трав и сучьев. Спорят.
На балконе два ПАЖА - открыли двери и стали по сторонам. Медленно выходит КОРОЛЬ Филипп II, с ним рядом - невеста, принцесса Елизавета Французская, и свита.
Гул.
Король делает знак рукою. Толпа затихает. Король невнятно бормочет что-то.
В это время король подошел к перилам балкона и увидел Балтасара. Милостиво кивает ему и, полуобернувшись назад, отдает пажу какое-то приказание. ПАЖ вбегает в ложу, где Балтасар и Инеса, - и говорит с Балтасаром, показывая рукой наверх. БАЛТАСАР и ИНЕСА проходят в дом, появляются на балконе и вскоре вместе с королем и частью свиты скрываются внутрь. Возле башенных ворот раскладывает свой столик торговец прохладительными напитками. Сюда подходят ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ ГРАНДЫ.
Проходят. Шествие аутодафе, остановившееся, пока говорил король, снова двинулось. Группа ДУХОВЕНСТВА в траурных ризах. Герцог Медина Сэли, со знаменем инквизиции. СЛУЖИТЕЛИ инквизиции с украшенными серебром черными палицами. За ними - ОСУЖДЕННЫЕ на сожжение живьем еретики; они в желтых "сан-бенито", в колпаках, расписанных изображениями бесов и языков адского пламени, обращенных остриями вверх. В руках у них зеленые зажженные свечи, каждого сопровождают солдат и два монаха. Монахи, горячо жестикулируя, негромко увещают еретиков. Впереди всех еретиков - гордо идет, улыбаясь, очень красивая молодая женщина.
Рев. Рвутся сквозь цепь алгуасилов.
АЛГУАСИЛЫ действуют рукоятками алебард. Толпа перестает наседать и постепенно затихает. Из толкотни выбрались РУМЯНЫЙ и ЖЕЛТЫЙ со своими Дамами.
Осужденных на сожжение живьем вводят на квемадеро и ставят на колени перед кострами, спиною к толпе. КОРОЛЬ выходит на балкон. Внизу в ложе появляются БАЛТАСАР и ИНЕСА; Балтасар беспокойно озирается. Увидел Рюи, выпрямился как шпага, встал перед Инесой, чтобы заслонить от нее квемадеро.
Шествие продолжается. Группа Раскаявшихся: в руках у них зеленые потушенные свечи, на колпаках языки пламени острием вниз. Возле них монахи, читающие молитвы: непрерывное, монотонное жужжание. Дальше на длинных зеленых шестах доминиканцы несут чучела еретиков, умерших в тюрьме; у соломенных, прикрытых рваной материей, чучел - огромные выпученные глаза из смолы, накрашенные суриком губы. Ноги - легкие, и чучела все время пляшут в воздухе судорожный танец. За ними гробы с прахом умерших еретиков; гробы прикрыты желтыми покрывалами; на покрывалах красные языки пламени. Шествие замыкается инквизиторами в фиолетовых одеяниях, под охраной. Инквизиторы подымаются на эстраду.
Торговку поднимают вверх, она кричит и отбивается. В это время на эстраде инквизиторов МУНЕБРАГА встает со своего кресла; в руках у него лист бумаги.
ИДАЛЬГО, похожий на Дон-Кихота, как коршун кидается в толпу и вытаскивает оттуда крестьянского парня в широкополой шляпе.
Несколько алгуасилов бросаются ему на помощь. Толпа с криком раздается в стороны и трусливо жмется. Арестованному скручивают руки и уводят его.
В толпе смешки, показывают на него пальцами; он смущенно оглядывается. Монахи на квемадеро возле осужденных торопливо уговаривают их: есть еще несколько минут; воинственно машут распятиями. Слышен злой крик: "Да кайся же, говорят тебе!" Часть осужденных палачи ведут куда-то в овраг, за квемадеро.
К кострам подходят УГОЛЬЩИКИ с факелами наготове. Первого из осужденных на открытой части квемадеро привязывают к столбу сзади костра. Других вводят внутрь статуй апостолов и с лязгом захлопывают двери.
Палачи кидаются к осужденному, надевают ему на рот гаг, торопливо привязывают к столбу сзади костра.
На квемадеро палачи подходят к последнему из осужденных, еще стоящему перед костром на коленях, и берут его под руки. Это - РЮИ. В ложе - БАЛТАСАР, крепко вцепившись в балюстраду руками, весь перегнулся туда, к квемадеро. ИНЕСА сидит, низко опустив голову, закрыла глаза.
Рюи остановился, обернулся к ложе. Раскрыл рот - что-то сказать Инесе. Но на него сзади уже накинулись и надевают ему гаг. Вскочил и что-то кричит МУНЕБРАГА. Инеса обеими руками схватила за плечо Балтасара и трясет его. Смятение в ложах, в толпе. Балтасар и еще несколько человек из соседних лож схватывают Инесу и уносят ее вниз - через толпу - к башенным воротам.
На квемадеро - уже курится дымок. Место происшествия заслоняет густая толпа; возбужденный гул голосов; вытягиваются на цыпочках, стараются заглянуть через плечи стоящих впереди. ЖЕЛТЫЙ и РУМЯНЫЙ с женами - в стороне от других, направо.
Занавес
-------------------------------
|