Зайцев Борис Константинович
Верность
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Зайцев Борис Константинович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1909
Обновлено: 24/06/2017. 88k.
Статистика.
Пьеса
:
Драматургия
Драматургия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Борис Зайцев
Верность
Участвующие
:
Константин Иваныч.
Марья Гавриловна.
Даля.
Лялин, писатель.
Диалектов.
Царевна.
Евдокия.
I
Март, пять часов дня Большая комната в квартире Константина Иваныча. Первый этаж особняка. Обстановка простая, в сероватых тонах Видна терраса в снегу, сад, голые ветви дерев. От зари пепельно-розовый отсвет. Константин Иваныч и Евдокия сидят на диване Евдокия курит.
Константин Иваныч
. Видите, седой волос. У Мари вчера я тоже нашел седую прядь. Вот оно, время-то.
Евдокия
. Вовсе вы и не так почтенны. Сколько вам?
Константин Иваныч
. Тридцать пять.
Евдокия
. Ну, конечно.
Константин Иваныч
. Да, а у Мари эта седина мне понравилась.
Евдокия
. Это почему?
Константин Иваныч
. Делает человека значительней. Будто знак каких-то душевных заслуг.
Евдокия
. Благодарю покорно за эти заслуги. Выдумки! Просто устанет, натерпится и седеет. Обыкновенно из-за вас же, мужчин.
Константин Иваныч
. Так и знал -- проборка. Простите, ради Бога, что нравится седой локон. Ради Бога, простите.
Евдокия
. Хорошо, я вот что хочу знать: Маша-то, по-вашему, счастлива? Или нет?
Константин Иваныч
. Счастлива ли? До сих пор хорошо жили. А последнее время...
Евдокия
. Ну?
Константин Иваныч
. Да ничего. Как-то слишком ровно. Точно рельсы -- и по ним катишь.
(Евдокия неодобрительно качает головой. Константин Иваныч прохаживается)
Константин Иваныч
. Может быть, это и хорошо... но человеку мало. Это и Маша чувствует. Видите
(показывает на сад)
, красная заря. Хочется чего-то такого... необыкновенного. Я знаю, вы не одобряете.
Евдокия
(тушит папироску)
. Не одобряю. Это от сытой жизни... романтизмы всякие.
Константин Иваныч
. "С жиру бесишься".
(Пробует мускулы на руках.)
Да не особенно жирен, право.
Евдокия
. Не в том дело. Вы избалованы -- мускулы тут ни при чем. А Маши-то нет.
Константин Иваныч
. Она на выставке. Сегодня Союз, открытие.
(Слышен звонок; горничная бежит отворять.)
Наверно, она.
(Входит Марья Гавриловна, в весеннем туалете, большой шляпе.)
Константин Иваныч
. Здравствуй, друг.
(Подходит к ее руке и целует.)
Марья Гавриловна
. Здравствуйте. Кто это там на диване? А, Евдокиша!
(Обнимаются, крепко целуют друг друга.)
Евдокия
. Наконец, тебя дождалась. Меня твой муж тут занимал, да, кажется, я ему надоела.
Константин Иваныч
. Ложь! Сама меня ругала за каждое слово.
(Смеется, идет к выходу.)
Марья Гавриловна
. Костя, погоди. Ты из дому не уйдешь?
Константин Иванович
. Нет. А что?
Марья Гавриловна
. Я на выставке встретила Царевну, она обещалась через полчаса зайти, с Далей. Что-то нужно тебе сказать.
Константин Иваныч
. Отлично.
(Уходит.)
Евдокия
. Успел уже похвастаться, что у тебя какая-то седая прядь. Будто особенно это умно, прекрасно... Ну, покажись?
Марья Гавриловна
(улыбаясь)
. А ты свирепая, как всегда, на Костю страху нагнала.
Евдокия
. На них не очень-то нагонишь. Я не люблю мужчин, ты знаешь. Я про твоего не говорю, а так вообще... козлы.
Марья Гавриловна
(смеется)
. Козлы! Ты выдумаешь. А однако, нам без них трудно.
Евдокия
. Сами виноваты. Лезете очень, избаловали. Они и зазнались.
Марья Гавриловна
. Да ничего не поделаешь, видно, так уж мы созданы.
Евдокия
. А, ничего не созданы! Все это слова. Всегда можно себя поставить.
Марья Гавриловна
. Ты, Евдокия, умная и, должно быть, сильная женщина, ты другое дело. А я не умею. Конечно, это глупо и обидно... но что я без Константина, например? Что я из себя изображаю?
Евдокия
. Учили нас плохо. Бабы мы.
(Марья Гавриловна садится в кресло, вытянув руки. Вид у ней усталый и тихий)
Марья Гавриловна
. Почему Константин заговорил о седине? Ему обидно, что ли, что я седею?
Евдокия
. Напротив. Нравится. Говорит, что это именно очень хорошо.
Марья Гавриловна
(усмехается)
. Чудак. Что ж хорошего?
(Помолчав.)
Мне кажется, вообще, Константин неспокоен. Что-то у него есть на душе. Ах, Евдокиша, иногда я тебе завидую, что ты живешь так -- одна, никого не любя, от себя самой завися...
Евдокия
. И нужно завидовать. Ты мне миллион дай, не буду ни с кем вместе жить. Прежде любила -- теперь довольно.
Марья Гавриловна
. Холодно так, бесприютно. Я не могу. Задохнешься. Тоска возьмет... нет, брр...
Евдокия
. Когда работаешь, некогда тосковать.
Марья Гавриловна
. Нет, без любви плохо.
Евдокия
. Да вот ты, например, что ты -- счастлива?
Марья Гавриловна
. Когда седеешь, счастливой быть поздно. Но все же, если любила, есть хоть чем помянуть жизнь. Даже страдания любви вспоминаются потом иначе.
Евдокия
. Пустяки рассказываешь.
(Медленно входит Диалектов Он одет в блузу и близорук)
Марья Гавриловна
. Здравствуйте, Александр Григорьич.
(Евдокии.)
Позволь тебе представить, Евдокия, самый ученейший отшельник, Александр Григорьевич Диалектов.
(Диалектов неловко кланяется.)
Диалектов
. Константин Иванович дома?
Марья Гавриловна
. Дома.
Диалектов
. Мне нужно бы его повидать. Может быть, он занят? Тогда в другой раз.
Марья Гавриловна
. Нет, наверно, сейчас придет. А вы пока посидите с нами. Если не соскучитесь.
Диалектов
. Я могу.
Марья Гавриловна
(усмехаясь)
. Александр Григорьич, вот вы, наверно, очень преданы любви? Правда?
Диалектов
. Я не понимаю вопроса.
Евдокия
. Вы не женаты, конечно?
(Диалектов безнадежно машет рукой.)
Марья Гавриловна
. Почему презрение такое?
Диалектов
. Нет, я лучше убить себя дам, только не женюсь.
Марья Гавриловна
. И детей не любите?
Диалектов
. Нет, нет, ужас один. Пищат; тащут все. Мне покой нужен.
Евдокия
. Так-с.
Диалектов
. А там пойдет гвалт, разные семейные истории... О, Господи.
Марья Гавриловна
. Да ведь одному скучно?
Диалектов
. Я в прошлом году снял комнату. Комната была ничего себе. Ну. И вдруг, оказывается, хозяйка музыкантша. Чуть с ума меня не свела, уверяю вас. Должен был съехать.
Марья Гавриловна
. К чему вы все это?
Диалектов
. Как к чему?
(Помолчав.)
А вдруг жена в консерваторию поступит?
(Марья Гавриловна и Евдокия смеются)
Диалектов
. Вам смешно, потому что вы не работали над книгами. А мне это невыносимо.
Евдокия
. Если вы женитесь, я не позавидую вашей жене.
Диалектов
. Не женюсь я.
Евдокия
. Ого!
Марья Гавриловна
. Что ваша работа?
Диалектов
. Ничего. Мне хотелось достать у Константина Иваныча Соловьева. Вы не знаете, есть у него?
Марья Гавриловна
(весело)
. Есть. Не притворяйтесь, просто с нами скучно.
(Входит Константин Иваныч.)
Вот и друг ваш. Костя, к тебе Александр Григорьич по делу.
(Несколько времени они с Евдокией сидят, разговаривая между собой, потом уходят.)
Константин Иваныч
. Come sta, egreggio?
Диалектов
(конфузливо)
. Я по-итальянски еще не учился, не понимаю, что вы спросили.
Константин Иваныч
. Спрашиваю про здоровье. Вид у вас неважный, такой вы согбенный, удрученный премудростями.
Диалектов
. Да, плохо.
(Садится и подпирает голову рукой.)
Константин Иваныч
. Я сам сегодня ослаб. С вами бывает, что вдруг найдет такая тупость... Ноет, ноет в сердце. Не знаешь, куда деться. Если бы Евдокия тут была, она выругала б меня, разумеется, за распущенность. А при вас можно.
(Ложится на диван.)
Расскажите мне что-нибудь хорошее.
Диалектов
. Знаете, Константин Иваныч, у меня к вам небольшая просьба: нельзя ли, если у вас есть, взять на некоторое время Соловьева?
Константин Иваныч
(привстает на локти, потом опять ложится, хохочет)
. Ах, Диалектыч! Вечно-равный, мудро блаженный! Что вы сделали б сейчас, если б случилось землетрясение? Побежали бы домой спасать книжки. Так. Вот жизнь, я понимаю. Постоянно он что-нибудь пишет, что-нибудь выискивает... завидно на вас, право.
(Диалектов смущенно смеется)
Константин Иваныч
. Соловьев у меня есть, я дам вам его, разумеется. Но сейчас лень вставать. Пойдите в мою комнату, там на средней полке, в зеленых переплетах.
(Диалектов ободрительно поддакивает головой. При последних словах медленно и грузно выходит)
Диалектов
(в дверях)
. Мне можно там посмотреть? Здесь стало темно, я плохо вижу.
Константин Иваныч
. Пожалуйста.
(Константин Иваныч лежа курит. Сумерки сгущаются. В окно виден тонкий бледный месяц. На полу от него легкое сиянье.)
Марья Гавриловна
(входя)
. Ты здесь, Константин?
Константин Иваныч
. Здесь.
Марья Гавриловна
. Один? Что ты тут делаешь?
Константин Иваныч
. Диалектов ушел смотреть книги, я валяюсь. Поди сюда, Мари. Сядь ко мне.
(Марья Гавриловна, подходит.)
Марья Гавриловна
. Что, друг, лежите... размышляете?
Константин Иваныч
. Курю, Мари. Вот сумерки, месяц вышел. Смотри, какой он чистый, нежный.
Марья Гавриловна
. Да, хорошо.
(Помолчав.)
Только не заглядывайся на него.
Константин Иваныч
. Почему?
Марья Гавриловна
. Я только что смотрела в своей комнате. Весенний, молодой месяц. Вспомнишь жизнь -- защемит сердце. Не воротишь что было. Никак.
Константин Иваныч
(тихо)
. Никак.
Марья Гавриловна
. Не вернешь вечера, когда мы помирились после ссоры, глядели так же на месяц... и плакали. Какие это были слезы! Теперь уж не заплачем, Константин. Не те мы. Вот она седина, которую ты хвалил нынче.
(Протягивает ему прядь.)
Константин Иваныч
. Скажи мне, Мари, тебе плохо жить со мной? Говори, ты неправды не скажешь, я знаю.
Марья Гавриловна
. Отчего же... Ты меня любишь... А вообще -- я много думаю о жизни и не могу сказать, чтоб счастье было особенно легко. Оно дается редко. И минутой. А в известное время улетает. Так свободно улетает, легко... как радужный пузырь из соломинки.
(Встрепенувшись.)
Ты не подумай, что я говорю про нас. Я вообще. Я-то счастлива уже тем, что люблю тебя, такого...
(Наклоняется к нему, целует в лоб)
такого дорогого человека.
Константин Иваныч
. Мари, Мари... Как я тебя люблю... Мы утомились несколько, устали... но это пройдет. Вновь чувство будет ярко.
(Целует ей руку.)
Жизнь моя, молодость, счастье -- это ты.
Марья Гавриловна
. Спасибо, друг. Ну, прости, мне нужно... к Евдокии.
(Обнимает его и уходит.)
Константин Иваныч
. Мари несчастна... Милая Мари, с бледными руками.
(Встает, подходит к окну и смотрит.)
А почему? Случилось что-нибудь?
(Недоуменно пожимает плечами.)
Я люблю ее очень, очень... Но почему печаль появилась в моей любви?.. Почему?
(Наклоняется к цветам.)
Гиацинты пахнут, сладко, пьяно... но от них сердце болит еще сильней.
(Стоит молча, потом напевает: "Звезда-а вече-ерня-я моя, ты закатила-ась на-ав-сегда-а.")
(За дверьми шум, смеются, потом голос Марьи Гавриловны. "Сюда, пожалуйста." У входа появляются Марья Гавриловна, Царевна, Даля.)
Царевна
. Фу, сурок, забился куда-то, его и не найдешь. Марья Гавриловна. Дуня, дайте лампу.
(Горничная вносит лампу)
Царевна
(хлопая его шаловливо огромной бархатной муфтой)
. Хорош, я удостоила его визитом, привела Дальку, а он хоть бы что.
Константин Иваныч
. Ты хочешь, чтобы я на стену лез? Дудки!
Царевна
. Пахнет у него гиацинтами, поэтический полумрак. Вздыхал тут, что ли?
Константин Иваныч
. Помолчи лучше, болтун. Скажи ты, как поживает "наш высокоталантливый"? Говорят, он тоже сюда приехал?
Царевна
. Да, я к тебе от него. Он на тебя сердит, сказал, что больше не будет оттисков посылать, потому что ты ни гу-гу. Мог бы, говорит, написать пару слов. Знает, что мне интересно.
Константин Иваныч
. А если ругаться буду?
Царевна
. Все равно. Если друг, должен правду говорить.
Константин Иваныч
. Ну, виноват, действительно. Мне и вещь-то как раз понравилась. Лень, не могу собраться. Ты ему так и скажи.
Марья Гавриловна
(Дале)
. Как вам показался Союз?
Даля
. Мне очень нравится.
Царевна
. Надоели все эти Союзы. Сегодня вернисаж. Все ходят истуканами, мужчины шепчутся, только и приехали все друг другу показаться.
Марья Гавриловна
(с улыбкой)
. Не тебе бы говорить, Царевна
(Константину Иванычу)
. Приезжаю я, она бродит по залам, в лорнет стреляет...
Царевна
. Я люблю лорнеты, что ж поделать.
Марья Гавриловна
. Сзади хвост юнцов. Мужчины поигрывают. Когда она проходит, репортеры строчат: "жена известного писателя Л.".
Царевна
. Это у нас называется кобельки.
(Смеются. Царевна серьезна.)
Константин Иваныч
. Ты войди и в их положение, явишься ты в этакой шляпе гроденапль, платье цвета мов, глаза гриде-перль, брови сюра...
Царевна
. Он ополоумел, совершенно! Марья Гавриловна, лечите его, где же это видано, чтобы брови сюра...
Константин Иваныч
. Прости, прости, виноват.
(Царевна с Марьей Гавриловной встают и говорят вполголоса Потом Марья Гавриловна выходит)
Царевна
. Прощай, Константин, значит тебе от моего будет взбучка. Готовься. А теперь мне некогда. Для развлечения оставляю тебе Дальку. Займи ее.
(Протягивает руку для поцелуя.)
Если же абсолютно ничего не выйдет, сыграйте в шахматы. Далька отчаянная игрица. Сделает она тебе мат. Константин, смотри... Такой, позорный... Как это называется? В несколько ходов? Киндер... Киндербальзам?
Даля
(смеясь)
. Киндермат.
Царевна
. Вот именно этот киндермат. Привет!
(Выходит.)
Константин Иваныч
. Вы в самом деле такой... Чигорин?
Даля
. Что вы. Я играла немного с братом, но плохо...
(Слегка стесняясь, смотрит по сторонам, как бы рассматривая комнату.)
Даля
. В этой комнате живете... вы?
Константин Иваныч
. Нет. Почему вы подумали?
Даля
(смутившись)
. Наверно, эти гиацинты... вы любите.
Константин Иваныч
. Да, угадали.
(Взглядывает на нее внимательней.)
Даля
. Так показалось. Ну, это пустяки...
(Розовеет и смеется.)
Не обращайте внимания.
(Минуту молчание)
Константин Иваныч
. Что ж, сразимся?
Даля
. Право, вы меня победите... Впрочем, давайте.
(Константин Иваныч ставит столик, достает шахматы и зажимает в руке по пешке)
Константин Иваныч
. Вам которую?
Даля
. Эту.
Константин Иваныч
. Белые мои.
(Расставляет шахматы.)
Начинаю, Так называемый дебют ферзевой пешки.
Даля
. Вы хотите меня запугать страшными словами...
Константин Иваныч
. Когда дурно себя чувствуешь, шахматы превосходны. В них абсолютность есть, чистота. Ничьих интересов они не задевают. Играешь -- и обо всем можно забыть.
Даля
(делая ход)
. А сейчас вы играете тоже потому, что вам плохо?
Константин Иваныч
. Слушайте, сколько вам лет?
Даля
. Двадцать. А что?
Константин Иваныч
. Ничего.
(Двигая фигуру.)
Молода была, зелена была.
(Вздыхая, закуривает.)
Я сейчас играю по священной обязанности гостеприимства.
Даля
. Если скучно, можно бросить.
Константин Иваныч
. Я шучу.
(Играют молча. Константин Иваныч напевает: "Звезда вечерня-я моя" Даля обертывается к окнам и смотрит)
Даля
. Мне все нравится здесь... у вас. Мало осталось таких старых, хороших домов. Сад, терраса. Какая ночь! Месяц. Если б не лампа, он отлично светил бы сюда.
(Константин Иваныч встает и придвигает два стула. Потом ставит на них, рядом с ней, грядку гиацинтов)
Даля
. Зачем это?
Константин Иваныч
(слегка смущенно)
. Вы тоже... наверно... любите их.
Даля
. Да, очень. Благодарю вас.
Константин Иваныч
. Продолжаем. Вашей королеве -- гардэ.
Даля
. Не страшно.
(Константин Иваныч пристально смотрит на нее и не делает хода.)
Даля
. Ну?
Константин Иваныч
. Я смотрю на вас... Какие у вас странные глаза.
Даля
. Играйте, ваш ход.
Константин Иваныч
. Можно сказать вам одну вещь?
Даля
(робко)
. Говорите...
Константин Иваныч
. Да.
(Опять всматривается, будто отыскивая что-то.)
Глаза. На матовом лице, совсем бледном, поражающей формы глаза... Они у вас немного неправильно сделаны... приподняты углы.
(В недоумении продолжает всматриваться. Точно сейчас только разглядел и почти испуган. Даля смущена. Чтобы скрыть это, углубляется в игру и делает ход. Константин Иваныч машинально отвечает на ее движение)
Даля
(оправившись)
. Вы замолчали, сразу. О чем вы задумались?
Константин Иваныч
. Играйте, Даля.
(Она слегка вздрагивает.)
Даля
. Извольте. Шах.
Константин Иваныч
. Пустое. Отступаю и спасаюсь.
Даля
(тихо)
. Нет, не пустое.
(Делая ход.)
Мат.
Константин Иваныч
. Мат? Невероятно.
(Вглядывается. Через минуту удивленный.)
В самом деле. Конь и королева.
(Поднимает на нее глаза. Смотрят друг на друга молча.)
Даля
(смущенно)
. Я и сама никак не ожидала.
Константин Иваныч
. Удивительно, странно. Моя партия сильней.
(Обоим неловко. Константин Иваныч молча убирает шахматы.)
Константин Иваныч
. Это Царевна напророчила. Скандал, скандал.
II
Вечер, весна. Берег северного озера. Огромный камень, у подошвы которого поплескивает вода. Сосновый лес, вдали две дачи. Закат розовый, вода серебряная.
Лялин
(сидит на камне)
. Это и есть знаменитое озеро? Как ты назвал Су-су... забыл дальше.
Константин Иваныч
. Суокса. Тебе не нравится?
Лялин
. Озеро хорошее, днем слишком сине. А сейчас -- ничего себе. Да вообще этот край удивительный -- у ваших финнов все устроено не по-человечески. Ты смотри, пожалуйста, ночи нет, белесая мгла, озеро серебряное, красноватый тон, сосны... Как будто для разных леших, русалок приноровлено.
Константин Иваныч
. Да, страна чудная.
Лялин
. Я, положим, к этой чертовщине довольно равнодушен, а все-таки...
Константин Иваныч
. Не раскаиваешься, что дал себя затащить сюда? Это ведь отчасти мой грех.
Лялин
. Пустое. А потом, раз Царевна решила, сопротивляться бесполезно.
Константин Иваныч
. Здесь у нас целая колония -- все я вывез. Диалектов, мой друг, -- Евдокия -- ты с ней, кажется, уж знаком? Царевна тут без тебя много разнообразия вносила в нашу жизнь.
Лялин
. А Далька не мешает?
Константин Иваныч
(нетвердо)
. Чем же она может мешать? Она...
Лялин
. Что она?
Константин Иваныч
. Она прекрасная.
Лялин
(смотрит сбоку чуть насмешливо)
. Ого! Держись, Константин Иваныч, пропадешь не за понюшку табака.
Константин Иваныч
. Почему же это я непременно пропаду? Даля прекрасна, разумеется. А, может, пропадешь как раз ты?
Лялин
(хохочет)
. Я, пропаду? То есть влюблюсь?
(Соскакивает с камня и прыгает.)
Я влюблюсь?
Константин Иваныч
. Ты чего скачешь? Царевну же полюбил?
Лялин
(вспрыгивает обратно на камень)
. Нет, любопытно было бы меня поглядеть влюбленным!
Константин Иваныч
. А вот посмотрим как-нибудь, тогда узнаешь.
Лялин
. Баста, обо мне довольно. Неинтересный сюжет. А ты, Константин, Иоаннов сын, -- слушай: тебе сети женский предстоят. Будешь уловлен. Натерпишься! Таково мое прорицание. Dixi [
сказал
(лат.)
; в значении: все необходимое сказано
].
Константин Иваныч
(пожимает плечами)
. Царевна идет.
(Царевна одета в легкое просторное платье с висячими рукавами.)
Лялин
. Куда направляетесь?
Царевна
. Возьмем с Далькой лодку, поплывем. Лодка остановится, мы будем лежать и в небо смотреть. Ах, жизнь наша жизнь!
(Слегка кружится и поводит летящими рукавами.)
Константин, скажи мне, отчего я не родилась птицей, морским чудищем? Улетела б в небо, или заплыла Бог знает куда.
Лялин
. Ты и так на человека мало похожа. Например, в тебе нету стыда.
Константин Иваныч
. Почему же бы ей быть непременно человеком? Это вовсе не обязательно. Мало ли что на двух ногах! Разве это доказательство?
Царевна
(мужу)
. Зачем ты лжешь, зачем говоришь, что у меня нет стыда? Вот еще мерзавец!
Лялин
. Если Костя попросит, ты разденешься догола, я уверен.
Царевна
. И разденусь. Что ж такого? Хотите сейчас? Тело свое я очень люблю, это верно.
(Константину Иванычу.)
Вы понимаете, как можно тело любить? Ведь это роскошная вещь.
Константин Иваныч
. Грехопадения не знала!
Царевна
. Какое там грехопадение! Была когда-то девушкой, теперь женщина, а тело по-прежнему великолепное.
(Рассматривает свои ноги.)
Я уверена, что правая у меня интересней левой, и нервней: иногда капризничает, злится, а то вдруг чуть не танцует. А грудь! Торс! Не понимаю я ваших грехопадений.
Константин Иваныч
. Где уж там!
(Приближается Даля)
Царевна
. Далька, едем, а то поздно будет.
Константин Иваныч
. Вы тоже... полюбили ездить так.
Даля
. Тетя такая милая... С ней весело. А потом сегодня... чудный вечер.
Лялин
(Дале)
. Да вы чего смущаетесь-то? Не меня ли? Было бы глупо, простите.
Даля
(смехом)
. Почему вы думаете? Нет, я ничего.
Царевна
. Далька, будет болтать.
Даля
. Сейчас. Константин Иваныч, мы приедем часа через полтора, самое большее.
Лялин
. Что ж он должен сделать?
Константин Иваныч
. Слушай, перестань!
Даля
(делая усилие, чтобы не сконфузиться)
. Мне необходимо вас видеть.
Константин Иваныч
. Отлично. Буду здесь же.
Даля
. Спасибо.
(Уходят)
Лялин
. Ты не сердишься? Я ведь зря, ей-Богу. Празднословие одно.
Константин Иваныч
. Вижу. Да не важно это, право. Ах, друг
(вытягивая руки, сгибает их)
, я чувствую себя очень странно, очень необыкновенно.
Лялин
. Влюбился.
Константин Иваныч
(присаживается на углу камня. Тихо)
. Да, люблю. Все вышло так неожиданно, удивительно! Я полюбил ее сразу. Может это быть по-твоему, что в мире есть двое, предназначенные друг другу? Тайные черты, неуловимые, открывают им это. И летит... все вверх дном, жизнь ломается, нельзя ухватиться ни за что, и ничем не остановишь. Это называется любовный рок. По-моему, Непременно так.
Лялин
(бросает камешки в воду)
. И по-моему.
Константин Иваныч
. Могут они не знать друг друга -- убеждений, взглядов, нравственных качеств... Может быть, она преступник, или я, для нас это не важно. Но все женщины должны быть ей прислужницами и не стоят ее мизинца. Все...
(хмуро)
-- за исключением одной.
Лялин
. Марьи Гавриловны?
Константин Иваныч
. Да.
Лялин
. Как же этот... вопрос?
Константин Иваныч
. Все рушится, все! Восемь лет я был счастлив с Машей, любил нежно, а теперь... ничего. Все гибнет. Но я все же люблю ее... И Далю, и ее... вместе.
(Подходит к Лялину и кладет руку на плечо)
Ты меня понимаешь, Лялин?
Лялин
. Понимаю я все. И ничего не понимаю.
Константин Иваныч
. Как это?
Лялин
. Не переживал такого, но могу вообразить.