Загорский Михаил Борисович
Театр Бальзака

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ТЕАТР БАЛЬЗАКА

5 БОЛЬШИХ ПЬЕС.-- "ПРОТЕКЦИЯ ПРИНЦА".-- ГЕРОЙ-КАТОРЖНИК.-- ПРОВАЛ "ГАВАНИ БУРЬ." -- "ИНТИМНАЯ БУРЖУАЗНАЯ ТРАГЕД1Я".-- 3 СПЕКТАКЛЯ В МОСКВЕ

1

   Театр Онорэ Бальзака почти не знаком русскому читателю, не говоря уже о театральном зрителе. Издатели, переводчики и директора театров прошли мимо 44-го и 45-го томов полного собрания его в сочинений (изд. 1872 г.), содержащих пять больших пьес Бальзака, судьба которых весьма любопытна и поучительна. Изучение драматургии Бальзака может оказаться, однако, небесполезным и для советских писателей-беллетристов, могущих из опыта великого романиста извлечь некоторые уроки в случае желания испробовать себя в драматургическом жанре.
   Знал ли Бальзак современный ему театр в его нравах, быту и закулисных взаимоотношениях авторов, артистов и журналистов? Для тех, кто читал его "Утраченные иллюзии", ответ ясен. Ряд великолепных и точных зарисовок театра "Драматической панорамы", типичных и для театров "Амбигю", "Гетэ", "Порт Сен-Мартен" и театров бульваров и водевилей, с их драматургами, антрепренерами и актерами, свидетельствуют, что этот мир был Бальзаку известен в полной мере.
   И в такой же мере Бальзак презирал его. Сколько автобиографической горечи в словах одного из персонажей романа: "Во французском театре недостаточно протекции принца или гофмейстера, чтобы пьеса поставлена была вне очереди: актеры уступают только тем, кто угрожает их честолюбию. Если бы вы имели возможность пустить слух, что премьер страдает астмой, а премьерша фистулой в какой вам угодно части тела, что у субретки дурной запах изо рта, то завтра же поставили бы вашу пьесу"...
   И все же, несмотря на это презрение, Бальзак упорно тянулся к театру, мечтая даже быть новатором в этой области.
   

2

   Первая пьеса "Вотрен" была представлена на театре "Порт Сен-Мартен" 14 марта 1841 года. Главный герой пьесы -- каторжник Вотрен (излюбленный персонаж Бальзака) -- здесь лишен той огромной взрывчатой силы, которая делает его угрозой для буржуазного общества и которой Бальзак так уверенно и виртуозно воспользовался в своих романах для заклеймения нравов буржуазии эпохи июльской монархии. Пьеса не лишена сценичности и движения, но ее интрига протекает в "рокамболевских" приемах, а цель Вотрена -- доставить любимому человеку герцогский титул -- так незначительна, что снижает весь образ Вотрена до уровня одного из героев Дюма.
   Пьеса эта была запрещена сейчас же после первых спектаклей из-за того, что замечательный актер Фредерик Леметр, игравший Вотрена, загримировался под короля Людовика-Филиппа. Она наделала из-за этого много шума, но не дала Бальзаку ни материального, ни артистического удовлетворения.

0x01 graphic

   Второй пьесой Бальзака была "Находчивость Кинолы", идущая сейчас у нас в театре Ленсовета под заголовком "Гавань бурь". В Париже она шла в "Одеоне" 19 марта 1842 года и провалилась с таким оглушительным треском, что в предисловии к ее печатному тексту сам Бальзак называет Гюго, Ламартина, г-жу Жирарден и Леона Гозлона как единственных зрителей. выразивших ему сочувствие и понявших задачи и приемы автора, по форме -- это одна из самых а удачных пьес Бальзака, сумевшего и очень живо и занятно развернуть историю некоего Альфонсо Фонтанареса, уже в конце XVI века соорудившего пароход и падающего жертвой интриг отвергнутой им женщины, призвавшей на помощь инквизицию. Она написана Бальзаком сознательно в "манере старофранцузского и испанского театров" и дает актерам ряд очень выгодных ролей, в особенности слуги Кинолы, хотя сама фигура изобретателя бледна и недейственна. Любопытно, что сам Бальзак придавал теме пьесы огромное значение и только упорным "невежеством" тогдашней публики об'яснял ее невнимание к такому волнующему сюжету, взятому им из "Истории пара" Араго. Пафос изобретательства, трагедия ума, сталкивающегося с глупостью и косностью властей и общества, всегда волновали Бальзака-романиста и нашли в пьесе очень удачное выражение кроме финала, скомканного и невыразительного, как почти все финалы его пьес...
   Третья пьеса Бальзака "Памелла Жиро" была дана на театре "Гетэ" 26 сентября 1843 года и рисует два мира, противостоящих друг другу: бедной цветочницы Памеллы и ее родителей и семьи богатого буржуа Руссо, умоляющей молодую девушку принести в жертву свою честь, чтобы спасти молодого Руссо от приговора суда, разбирающего дело о заговоре бонапартистов. Бедная девушка любит заговорщика и спасает его, отвергая с негодованием деньги, предлагаемые ей за эту "услугу". Мир простых, честных тружеников здесь с такой силой и яркостью противопоставлен своре алчных, бездушных и трусливых богачей, что нет ничего удивительного в том, что буржуазная публика "Одеона" была весьма шокирована этой "выходкой" модного романиста. Пьеса не лишена некоторых недостатков с точки зрения сценичности, но все же при некоторых переделках могла бы представить большой интерес для советского зрителя, демонстрируя блестяще правоту Фридриха Энгельса, указавшего, что, несмотря на свои реакционные симпатии и взгляды, Бальзак как огромный художник-реалист "видел настоящих людей, будущего там, где в то время их только можно было найти".
   Памелла -- в их числе...
   

3

   Четвертая пьеса "Мачеха" была дана в "Историческом театре" 25 мая 1848 года и принесла Бальзаку первый большой театральный успех, не отрицаемый даже его врагами. Это была первая попытка реалиста покончить на сцене с условным, театральным романтизмом и сформулировать основы той психологической интимной драмы, которая в истоке имеет имена Дидро и Мерсье, а в печальном конце -- Бернштейна и его учеников. Для своей эпохи эта драматургическая форма имела прогрессивное значение, перенося развитие трагических коллизий из мира выдуманных и искусственных людей в мир реальных персонажей в их быту, где все буднично, просто и патриархально, но где "под с всем этим бушуют страсти, драма зреет и движется, пока, наконец, не прорывается, как пламя пожара". Так сформулировал сам Бальзак свою цель в беседе с директором "Исторического театра", и вполне разгадал его намерение известный критик Теофиль Готье, когда сказал: "Это самая логическая концепция интимной и буржуазной трагедии". Сам сюжет очень примитивен -- жена генерала Гроншана оспаривает любовь своей падчерицы к бедному молодому человеку и пытается ее выдать замуж за другого. Эту сюжетную схему Тургенев почти целиком перенес в свою пьесу "Месяц в деревне", и для начинающих драматургов было бы крайне поучительным и полезным делом сравнительный анализ того, как одну и ту же тему разрешили два романиста в зависимости от всего комплекса сценических условий французского и русского театров в их противопоставлении друг к другу. На Бальзака, несмотря на всю систему его психологических и реалистических образов, все же давил традиционный мелодраматизм французских комедиографов, и он пускает в ход опиум, яд, хищение писем и убийство -- весь арсенал театральных эффектов, в то время как Тургенев, используя опыт Бальзака, решительно вычеркивает из своей пьесы эти приемы, прокладывая своей музыкально-лирической и акварельной манерой путь Чехову драматургу. Эти особенности русского сценического реализма были впоследствии блестяще использованы К. Станиславским в его "Тургеневском спектакле" (1912 г.).
   

4

   Последняя пьеса Бальзака "Делец" была поставлена в театре "Жимназ" уже после смерти Бальзака в переделке драматурга Денри и затем была возобновлена на сцене "Французской комедии". В ней Бальзак очень зло и метко осмеивает денежную буржуазию в лице очень ловкого спекулятора Меркадэ, изображенного с поразительной силой реалистической лепки, давшей двум замечательным актерам французского театра Жофруа и Го возможность, по свидетельству критика Франсиска Сарсе, создать в этой роли очень яркие и убедительные образы. Но в целом пьеса все же не доработана Бальзаком или сознательно, в ожидании совместной работы с театром, или была написана в период усталости или разочарования -- ряд сцен потребовал вмешательства Денри, чтобы дойти в полной мере до зрителя. В этом отношении сравнение двух текстов -- печатного и сценического -- сразу же вводит исследователя в тот особый кодекс французской "сценичности", о который не раз спотыкался Бальзак-драматург.
   

5

   Подводя итоги, можно сказать, что театр Бальзака во многом дополняет образ Бальзака-романиста и имеет существенное значение для характеристики его творчества. Обычное мнение о том, что пьесы Бальзака не сценичны и не полноценны, -- неверно. В "Находчивости Кинолы" он все же сумел овладеть элементами драматизма, а в "Мачехе" -- начать новый сценический жанр, так же как в "Дельце" -- оказаться зачинателем новой формы социального памфлета на сцене, впитавшего элементы водевиля и фарса. Его "Памелла" свидетельствует, что он не боялся итти против интересов буржуазного зрителя, а "Кинола" -- что он мужественно пытался поднять современный ему французский театр до высоты большой темы, взятой из истории изобретений. В целом его театр при всех его недостатках может сейчас найти в Советском союзе очень внимательного читателя и зрителя. И если обычно театр отстает от литературы, то в этом сезоне случилось обратное: три бальзаковских спектакля уже об'явлены в репертуаре московских театров, а перевода его "театра" на русский язык все еще нет.

М. ЗАГОРСКИЙ

"Литературная газета", No 46, 1933

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru