Заблудовский Михаил Давидович
О'Нейль Юджин

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   О'НЕЙЛЬ Юджин Гладстон [Eugene Gladstone О'Neill, 1888--] -- крупнейший современный американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил множество профессий.
   В первый период своего творчества О. стоял целиком на позициях "людей 20-х гг." -- писателей радикальной мелкой буржуазии, разоблачавших гнусность капиталистического строя, ханжество, узколобость и невежество "честных" американцев (Менкен, Натан), но бессильных преодолеть ограниченность мелкобуржуазной идеологии. В своих маленьких одноактных пьесах, являющихся кусками одного драматического действия ("Караибская луна" -- Moon of the Carribees; "Ha пути к Кардиффу"; "Долгий путь домой" и т. д.), О. в мрачных реалистических тонах рисовал тяжелую, безрадостную работу моряков, крушение надежд и гибель простых и сильных людей. Первой полноактной пьесой, привлекшей внимание театров к О., была пьеса об утраченных иллюзиях "За горизонтом" (Beyond the Horizon, 1920). Противоречие между любовью и страстью к наживе, чувство собственности у фермера из Новой Англии -- тема одной из наиболее известных пьес -- "Любовь под вязами" (The Desire under the Elms, 1924).
   Пессимизм характерен для всего первого этапа творчества О. Этот пессимизм связан с тем, что О. рисует не классовую борьбу, а борьбу одиночки-индивидуалиста против всего общества (например "The Hairy Ape" -- Волосатая обезьяна, 1922). Конфликт сильной личности, -- а все герои пьес первого периода -- это сильные люди, -- с обществом неизбежно заканчивается гибелью этой личности. Характерен подбор героев -- моряки, фермеры, проститутки, негры и т. п. На этом этапе творчество О. более социально значимо и насыщенно благодаря тому, что темой пьес служат реальные конфликты, живые герои из низов.
   Бунтарство О., несмотря на влияние поздней западной драмы, есть завершение мелкобуржуазного бунтарства Ибсена, возникшего и развившегося в других условиях. Так же, как Ибсен, О. часто ставит проблему семьи, брака, положения женщины ("Первый человек" -- The first Man), противоречия между стремлениями личности и семьей ("Любовь под вязами"), противоречия расы и семьи ("Негр"). Но в отличие от Ибсена эти проблемы не поставлены социально, с необходимой широтой и резкостью, а сведены к изображению страданий и гибели личности. Это особенно ярко проявляется в пьесе "Негр" (All God's Chillun Got Wings, 1923); расовое неравенство, которым О'Нейль подменяет неравенство классовое, воспринимается им как враждебная, но ниспосланная свыше необходимость.
   Во втором периоде, совпадающем с временной стабилизацией капитализма и последующим кризисом, пессимизм О. приобрел другие черты. Если в первых пьесах люди гибли, пытаясь осуществить определенные идеалы, то теперь эти идеалы становятся неопределенными. Оживление надежд на мирное процветание -- на "просперити" порождает иллюзию, что выход из тупика может быть найден, но О. ищет его в прошлом. Как и Ибсен ("Кесарь и галилеянин"), он берет темой Рим в эпоху раннего христианства ("Лазарь смеется" -- Lazarus laughed, 1926), где воскресший Лазарь возвещает миру, что истина жизни и сущность божества -- это смех. О. повторяет судьбу Ибсена: социальная струя в его творчестве все более иссякает; переход к символическим образам, к мрачной мистике и отрыву от действительности характеризует годы начавшегося кризиса [1929]. Символистская драма (Метерлинк, Андреев), влияние к-рой проявлялось еще в "Императоре Джонсе" (Emperor Jonse, 1921), где бегущего от восставших негров императора-колониста преследуют "маленькие бесформенные ужасы" и призраки, соприкасается в творчестве О. с влиянием греческой трагедии, особенно театра Эсхила, в к-ром идея рока получила наиболее полное завершение (см. драму О. "Траур приличествует Электре" -- Mourning becomes Electra, 1929). Индустриальный фетишизм отражен в драме "Динамо" (Dynamo, 1929), где мощный двигатель уничтожает загипнотизированного им человека.
   Бессильные попытки борьбы против общества и одиночество личности в драмах О. неизбежно приводили к углублению в себя и стремлению разрешить противоречия не в процессе общественной жизни и борьбы, а в своем сознании. Психологизм характерен для стиля О. Его драма душевных переживаний героя достигает своего наибольшего развития в пьесе "Странная интерлюдия" (Strange Interlude, 1927), в которой на всем протяжении 8 актов (пьеса ставится порознь двумя частями) на сцене раздаются высказывания двух рядов: ряда сознательного, логического диалога, и ряда подсознательного, туманного, сбивчивого мышления. Тема пьесы развертывается под влиянием фрейдовской концепции: сексуальность как основа подсознательного и полная неудовлетворенность как причина конфликта. По стилю же и манере письма О. в этой пьесе находится под сильнейшим влиянием романа Джойса "Улисс".
   Если в первый период яз. О. был реалистичен, полон своеобразных оборотов, характерных для матросов и фермеров, то в поздних пьесах яз. писателя становится все более возвышенно-поэтическим, в соответствии с символическим их звучанием и тайным смыслом. Формы творчества О. беспрерывно менялись, он неустанно искал новых форм, новых способов выражения: драма О. развилась от простых одноактных пьес до фантазии "Фонтана" или введения хора в "Лазаре". Сценическая техника богато используется О.; примером может служить "Динамо", где на сцене представлена внутренность огромной электростанции, или "Любовь под вязами", в к-рой сценическая конструкция является разрезом фермы. Большую роль играет музыка, сопровождающая действие.
   Все большее абстрагирование идей, разрешение темы в символистском плане, означало дальнейший отход О. от реализма первых пьес в сторону условности и психологически запутанного рисунка.
   В последние годы О. старательно избегает социальных проблем, все более становясь буржуазным писателем, развращенным и опустошенным купившей его капиталистической системой. Мир представляется ему хаосом, бессмысленной и жестокой пустыней -- в этом сказалось влияние кризиса. Недаром его последняя вещь называется "Ах, пустыня" (Ah, Wilderness, 1933).
   О. широко известен не только в Америке, но и в других странах. У нас его пьесы "Любовь под вязами", "Косматая обезьяна" и "Негр" ставятся в Камерном театре в Москве, "Анна Кристи" -- в филиале Малого театра.

Библиография:

   I.
   Любовь под вязами, М. -- Л., 1927;
   Золото, перев. Крымовой, обраб. П. Б. Зенкевич, изд. Теа-кино-печать, [М.], 1928;
   Негр, (Черн. гетто), перев. Н. М. Крымовой, перераб. П. Б. Зенкевича и А. Т., режисс. примеч. А. Я. Таирова, "МОДПИК", М. -- Л., 1930;
   Королева Атлантики ("Ворвань"), перев. и вступ. статья А. Г. Мовшенсона, изд. Теа-кино-печать, Л. -- М., 1930;
   Complete Works, 4 vv., N. Y., 1925;
   Nine Plays selected by the Author, N. Y., 1932.
   
   II.
   Boyd E., Portraits: Real and Imaginary, N. Y., 1924;
   Sutton G., Some Contemporary Dramatists, N. Y., 1925;
   Karsner D., Sixteen Authors to one, New York, 1928;
   Mickle A. D., Six Plays of Eugene O'Neill, N. Y., 1929;
   Aronstein P., Eugene O'Neill, "Neuphilol. Monatsschrift", B. I, 1930;
   Ferguson F., Eugene O'Neill, "Hound a. Horn", 1930, III; "Theatral Arts Monthly", 1931, Nov. (статьи J. Anderson'а и V. Geddes);
   Clark B. H., Eugene O'Neill, N. Y., 1933.
   
   III.
   Sanborn R. a. Clark B. H., Bibliography of the Works of E. O'Neill, N. Y., 1931;
   Mackcall L. L., E. O'Neill's Bibliography, "Herald Tribune Books", No 4, 1931, 9/VIII.

М. Заблудовский и А. Льюис

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", <1934. -- Стб. 297--300.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2972.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru