Забелин Иван Егорович
Дневниковые записи (1892 - 1893 гг.)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

И. Е. ЗАБЕЛИН

   Иван Егорович Забелин (1820--1908) -- Историк и археолог, один из создателей и фактических руководителей Исторического музея в Москве, в котором был товарищем председателя; с 1907 г.-- почетный член Академии наук.
   В 1892 г. Серов исполнил его портрет. Об отношениях Серова и Забелина ничего не известно, но можно предположить, что они относились друг к другу весьма положительно; в частности, без согласия ученого Серов вряд ли смог бы работать в течение двух с половиной лет в Историческом музее над картиной "Император Александр III с семьей". Там же был написан, и портрет С. М. Третьякова. По-видимому, не без участия Забелина Серов в 1894 г. получил заказ на панно на тему Куликовской битвы (см. т. 1 настоящего изд., стр. 37, 38, и прим. 49, стр. 78, 79), а также приглашение участвовать в украшении Московского зала Исторического музея. Как сообщалось в одной газетной заметке, это должны были быть картины "из жизни трех святителей московских; эскизы этих картин сделаны художником Серовым" (Московские новости.-- "Новости дня", 1895, 13 сентября, No 4404).
   
   Печатаемые впервые записи Забелина о Серове извлечены из его дневника (отдел письменных источников ГИМ).
   

Дневниковые записи (1892 -- 1893 гг.)

3 марта 1892 г.

   ...он <великий князь Павел Александрович> прошел к художнику Серову, что пишет у нас картину1.
   

16 февраля 1893 г.

   ...Вел. -- кн. <Сергей Александровича пожелал видеть картину Серова <...> Долго рассматривали. Государь не похож. Государыня так похожа, что не было портрета так похожего, по словам М. П. Степанова и П. В. Жуковского.
   <...> Видели мой портрет и нашли его очень суровым. Я сказал, что у меня тогда озабоченность была -- так и "изобразил художник3.
   

14 декабря 1893 г.

   Вел. кн. <Сергей Александрович> и вел. кн. <Елизавета Федоровна> <...> пошли к Серову, осматривали его картину. Остались вообще очень довольны4.
   

КОММЕНТАРИИ

   1 Речь идет о картине "Император Александр III с семьей". Серов писал ее по заказу харьковского губернского дворянского собрания, пожелавшего отметить спасение царской семьи во время крушения поезда у станции Борки 17 октября 1888 г.
   Вначале предполагалось, что К. А. Коровин примет участие в работе над этим групповым портретом. Был даже сделан совместный эскиз. Художник С. А. Виноградов в письме к Е. М. Хруслову сообщал 1 ноября 1891 г., что их общий знакомый -- Левченко -- "видел эскиз Серова и Кости Коровина (царская семья) у гр. Капниста <харьковский губернский предводитель дворянства> говорит очень хорошо" (Коровин, стр. 218). Однако поездка Коровина в Париж помешала ему принять участие в работе над картиной, и Серов писал ее один.
   Работая, он столкнулся с непредвиденными трудностями. Автор одной из первых биографических статей о художнике сообщает: "Приняв заказ, Серов заявил, что ему необходимо писать с натуры. Желание это было встречено с изумлением -- как же получить такое разрешение для художника, мало известного в высших кругах. Но Серов упорно стоял на своем и в конце концов ему дали возможность увидеть близко государя и членов фамилии" (Б. Шуйский <Б. П. Лопатин>. Валентин Александрович Серов. 1865--1911. Опыт биографии.-- "Свободным художествам", СПб., 1912, No 4-5, стр. 8).
   Более подробно об истории заказа и создании этого официального группового портрета см. т. 1 настоящего изд., стр. 208, 209; т. 2 настоящего изд., прим. 4, стр. 261, а также в книге: Грабарь. Серов, "Искусство", стр. 177, 178.
   2 Великий князь Сергей Александрович (1857--1905), брат Александра III, московский генерал-губернатор, один из вдохновителей реакционной политики царизма, был убит эсером И. П. Каляевым.
   Насколько он был одиозной фигурой, можно судить по отзыву другого представителя царской семьи: "Великий князь Сергей Александрович сыграл роковую роль в падении империи и был отчасти ответственен за катастрофу во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, в 1896 году. При всем желании отыскать хотя бы одну положительную черту в его характере, я не могу ее найти. Будучи очень посредственным офицером, он тем не менее командовал лейб-гвардии Преображенским полком, самым блестящим полком гвардейской пехоты. Совершенно невежественный в вопросах внутреннего управления, великий князь Сергей был тем не менее московским генерал-губернатором, пост, который мог бы быть вверен лишь государственному деятелю очень большого опыта. Упрямый, дерзкий, неприятный, он бравировал своими недостатками, точно бросая в лицо всем вызов" (Вел. кн. Александр Михайлович. Из "Книги воспоминаний". Царская семья.-- "Иллюстрированная Россия", Париж, 1933, No 3, 14 января, стр. 2).
   а В одной из посмертных статей о Забелине есть замечание о его портрете: "От всей фигуры этого могучего старика, с его длинной крестьянской бородой и белыми волосами в скобку, веет Русью. Старой Русью.
   Смотришь на его портрет и ловишь себя на вопросе:
   "А в чем он одет, этот "дядя Влас, старик седой"? "В армяке? С открытым воротом, с обнаженной головой"?
   И если бы кто-нибудь сказал, что он носил сюртук, я не поверил бы.
   Стильная фигура.
   Его любимый XVII век наложил свою окраску на умное, нет -- мудрое, былинное лицо его.
   Каков он на портрете, таков и в рассказах людей, близко его знавших" (А. Панкратов. Истинно русский человек.-- "Русское слово", 1909, 4 января, No 3).
   Сам Серов, по словам Грабаря, "считал удавшимся" этот портрет (Грабарь. Серов, "Искусство", стр. 132).
   Ныне портрет находится в ГИМ.
   4 До отправки этого произведения харьковскому губернскому дворянскому собранию оно экспонировалось в Москве. Газета "Московские ведомости" (1894, 23 апреля, No 110) оповестила об этом своих читателей заметкой: "Императорский Исторический музей в субботу, 23 апреля, будет открыт по случаю выставки картины художника Серова -- "Августейшее семейство". Картину можно будет осматривать включительно до понедельника, 25 апреля, Она привлекает много публики". Другая газета в своем сообщении о выставке картины указывала, что "талантливый молодой художник" писал это огромное полотно 2 1/2 года, и написано оно блестяще в смысле техники и сходства" (Выставка картины г. Серова.-- "Новости дня", 1894, 23 апреля, No 3898).
   В одном из писем к жене Серов сообщает об отношении царской семьи к портрету во время официальной церемонии в Борках: "Ну-с, так вот, в сущности, ничего любезного от государя я сам не слышал <...> Граф <Капнист> рассказывал, что когда государь вошел, сказал: "Михаил как живой", затем, "а против перчатки протестую". Графиня говорит, что государыня говорила Ксении, что papa (т. е. государь) очень хорош и ты (Ксения). Ксения же заявила, что эскиз с натуры лучше. Наследник и Георгий не понравились. С чем я совершенно согласен. Да, так повторяю, с мнениями их я совершенно согласен, но я ждал, что мне скажут что-нибудь этакое любезное, что мол хорошо, но жаль, что не кончено, а не просто не кончено (или это быть может подразумевалось). Граф поздравлял с успехом, дворяне тоже. Да, я должен тебе сказать, что дворянство вообще очень довольно и заявляли свое удовольствие еще до прибытия государя. Военные чины и полиция -- этого народу там перебывало тьма во время установки картины, чрезвычайно довольны <...> Был там и Зичи и Маковский. Картина им обоим нравится, так по крайней мере они заявляли и поздравляли.
   Да, подведя итоги, пожалуй, все-таки можно сказать, что так называемый успех был. Только двух я заметил, которые ругались" (Серов. Переписка, стр. 136, 137.-- В этом издании письмо ошибочно помечено 16 июня 1895 г., правильно -- 16 июня 1894 г.). Грабарь утверждает, что к портрету "автор относился как к нудному заказу", исполняя его (Грабарь. Серов. "Искусство", стр. 333).
   В пространных сообщениях печати о церемонии в Борках промелькнуло одно упоминание о портрете: "...их величества и их высочества направились к павильону г.г. дворян <...> В павильоне их величествам была представлена графом Капнистом картина художника Серова. Их величества и их высочества, обозревая ее, изволили пить чай и кушать фрукты, удостаивая милостивым разговором присутствующих" ("Южный край", 1894, 15 июня, No 4617).
   Портрет Александра III с семьей находится в Харьковском художественном музее.
   В 1894 г. Серов исполнил повторение фигуры Александра III с этого группового портрета.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru