Аннотация: Рецензия из журнала "Русская мысль", No 7.
Я. Яцимирскій. Новѣйшая польская литература отъ возстанія 1863 года до нашихъ дней (съ 32 портр.). Изд. О. Н. Поповой. Ц. 4 руб. 2 тома.
Разсмотрѣтъ почти полувѣковую работу польской творческой мысли -- трудъ поистинѣ огромный, особенно въ томъ планѣ, которому хочетъ слѣдовать г. Яцимирскій, въ планѣ параллелизма искусства и общественности. И проникаешься невольнымъ уваженіемъ къ тому труду, который затратилъ авторъ съ этой цѣлью. Изъ проспектовъ, предшествующцхъ каждому тому, вы узнаете, что передъ вами пройдетъ жизнь трехъ поколѣній Польши, что передъ вами прольется мощный потоеъ польской мысли, во всѣхъ его изгибахъ, во всѣхъ уклонахъ, во всѣхъ революціонныхъ и эволюціонныхъ устремленіяхъ. Но, уже прочтя нѣсколько первыхъ главъ, вы чувствуете, что книгѣ чего-то недостаетъ. Внѣшнее впечатлѣніе такое, что все обстоитъ благополучно: писатели разсматриваются въ извѣстномъ послѣдовательномъ порядкѣ, о каждомъ даются необходимыя и безусловно правильныя свѣдѣнія, ряду, или группѣ, писателей подводится тотъ или другой итогъ. Но чѣмъ дальше читаешь книгу, тѣмъ мучительнѣе чувствуешь, что дѣло неладно. И если не во внѣшнемъ обликѣ книги, то гдѣ-то въ ея сущности, въ ея психологіи. И при ближайшемъ знакомствѣ съ книгой вы, наконецъ, разгадываете причину вашего недоумѣнія. Гдѣ же авторъ? Вначалѣ онъ кажется вамъ весьма корректнымъ джентльменомъ, который вводитъ васъ въ кругъ обозрѣнія польской литературы, не выставляя на первый планъ своей фигуры. Потомъ его корректный объективизмъ кажется вамъ нѣсколько суховатымъ и излишне-изысканнымъ, дальше -- загадочнымъ, а подъ конецъ -- заслуживающимъ осужденія.
Критическій анализъ есть работа столь жо творческая, сколь и художество, -- она предполагаетъ въ авторѣ живого человѣка, съ плотью и кровью, желчью и нервами. Это Я живого человѣка должно сказываться въ общей руководящей нити книги, въ нѣкоторой синтнтической линіи, вь равнодѣйствующей всѣхъ взглядовъ автора на искусство и отдѣдьныхъ художниковъ. Это Я критика должно вложить живую душу, одухотворить ту массу историческаго матеріала, которая до его творческаго прикосновенія остается мертвой грудой книгъ и мыслей.
Именно этого одухотворенія и нѣтъ въ трудѣ г. Яцимирскаго. Т.-е. въ ней нѣтъ послѣдней, завершительной и самой трудной работы настоящаго критика: историческаго синтеза. И поэтому невольно возникаетъ вопросъ, есть ли у автора собственные взгляды на польское искусство, вникъ ли онъ въ душу близкой и ближайшей польской современности, сумѣлъ ли онъ связать разрозненныя и случайныя проявленія ея художественной жизни такъ, чтобы въ нихъ ощущались контуры будущаго храма польской культуры, будущей "освобожденной на путяхъ Духа" Польши? Мы думаемъ, что этого нѣтъ. И потому какъ характеристики отдѣльныхъ писателей, такъ и характеристики цѣлыхъ литературныхъ направленій у г. Яцимирскаго отличаются удивительной расплывчатостью, сѣрой неопредѣленностью, нестойкостью, и, главное, онѣ какъ-то безцѣльны, точно авторъ, говоря о польскихъ рѣкахъ, забываеть говоритъ о морѣ, куда всѣ онѣ стремятся. Иногда въ нихъ есть какая-то растерянность. Авторъ просто не знаетъ, что говорить о данномъ писателѣ, иногда беззаботно повторяетъ чужія слова, подчасъ даже не чувствуя той отвѣтственности, которую онѣ на него возлагаютъ. Во вступленіи въ внигѣ мы читаемъ, напримѣръ, про творчество Ст. Выснянскаго -- "великолѣпное, неразгаданное какое-то пророческое творчество "Мицкевича нашихъ дней". Во второмъ же томѣ мы видимъ о немъ блѣдную, худосочную, мало говорящую статейку. А Ст. Выснянскій и есть кульминаціонный пунктъ современнаго польскаго искусства,-- пункъ національнаго миѳотворчества. Только онъ одинъ въ Польшѣ поднимался на тѣ высоты, откуда видны знаменія грядущихъ судебъ Польши, откуда видно все ея кровавое прошлое, онъ одинъ дополнилъ изступленное и страдальческое творчество Мицкевича миѳомъ объ освобожденной Польшѣ. А о немъ... пышная фраза и неизвѣстно къ чему написанная статья-замѣтка.
Все это результаты одного: отсутствія у автора литературнаго міровоззрѣнія, строго опредѣленныхъ личныхъ взглядовъ на современную польскую литературу, отсутствія чувствъ ея историческихъ перспективъ въ прошлое и будущее. Это и не позволяло автору подводить частичные и общіе итоги, это и лишило книгу художествснной цѣнности. Работа г. Яцимирскаго относится не къ области науки или художественной критики, а къ справочникамъ. Какъ справочникъ, она очень добросовѣстна и даетъ много свѣдѣній. Всѣмъ, кто интересуется польской литературой, мы ее въ этомъ смыслѣ и рекомендуемъ. Она съ успѣхомъ можетъ замѣнить для русскаго читателя извѣстный трудъ W. Feldman'а-Współszesna Literatura Polska 1880--1904. Ho созданіе настоящей художественно-критической оцѣнки польской литературы за истекшіе полвѣка еще впереди.