Введенский Иринарх Иванович
Грузинская Церковь...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Грузинская Церковь, свидѣтельница православія русской церкви. Сочиненіе окончившаго курсъ въ Санктпетербургской Духовной Академіи Мелитона Ѳомина-Цагерели. Санктпетербургъ. Въ тuп. Императорской Академіи. Наукъ. 1818. Въ 12-ю д. л. 82 стр.
   Г. Мелитонъ Ѳоминъ-Цагерели, природный Грузинъ, окончившій курсъ наукъ въ Санктпетербургской Духовной Академіи, написалъ подъ этимъ заглавіемъ небольшую брошюру, въ которой православіе Греко-россійской церкви доказываетъ противъ западныхъ теологовъ православіемъ церкви грузинской. Авторъ объясняетъ прежде всего, что грузинская церковь подучила свое нынѣшнее устройство въ древнее время, когда еще не было въ христіанствѣ раздѣленія между Востокомъ и Западомъ. Далѣе, основываясь на положительныхъ доказательствахъ, г. Мелитонъ Ѳоминъ-Цагерели утверждаетъ, что въ Грузіи никогда не было умственнаго волненія, которое въ другихъ мѣстахъ послужило источникомъ ересей и расколовъ, а потому грузинская церковь до-сихъ-поръ неизмѣнно и ненарушимо хранить православіе въ томъ видѣ, въ какомъ получила его изъ первоначальнаго источника. Утвердивъ за тѣмъ тождество русской церкви съ грузинскою, авторъ приводитъ, наконецъ, свидѣтельства и отзывы самихъ грузинскихъ богослововъ, которые неопровержимо доказываютъ наше православіе.
   Извѣстно, что главнымъ орудіемъ введенія и распространенія христіанства Провидѣніе во многихъ мѣстахъ избирало женщинъ. Въ Грузіи, по свидѣтельству лѣтописцевъ, основательницею христіанства была св. Нина или Нонна, родомъ изъ Каппадокіи. Вотъ какъ пересказываетъ это г. Мелитонъ Ѳоминъ-Цагерели:
   
   "Будучи посвящена Богу родителями ея по обѣту, она воспитывалась при храмѣ подъ руководствомъ дяди своего по матери, Патріарха Іерусалимскаго. Наслышавшись отъ одной благочестивой старицы, служительницы храма и Гроба Господня, которой она была поручена отъ Патріарха на смотрѣніе, что хитонъ Господень находится въ Иверіи, она сгорала пламеннымъ желаніемъ отыскать его тамъ и вмѣстѣ -- содѣлаться просвѣтительницею той страны. Съ благословенія Патріарха она ѣздила въ Римъ, откуда намѣрена была отправиться съ другими двумя спутницами въ Иверію. Подкрѣпленная небеснымъ видѣніемъ, въ которомъ она удостоилась получить отъ Божіей Матери чудесный крестъ, въ залогъ успѣха на этомъ Апостольскомъ поприщѣ, она отправилась въ Иверію, спаслась на пути отъ гоненія Армянскаго Царя и достигла столицы Иверіи -- Мцхета. Три года подвизалась она здѣсь въ постѣ, благочестіи и молитвѣ подъ названіемъ плѣнницы, изучая между прочимъ Грузинскій языкъ и пріобрѣтая себѣ учениковъ. Въ продолженіе этого времени она обратила на себя вниманіе Мцхетскихъ жителей своею жизнію и чудесами; наконецъ чудеснымъ исцѣленіемъ отъ тяжкой болѣзни Грузинской Царицы, а самаго Царя отъ слѣпоты, которая внезапно поразила его за его невѣріе, на горѣ, во время охоты, она покорила Царицу и Царя Христіанской Вѣрѣ. Царь немедленно крестился совсѣмъ своимъ домомъ и жителями столицы. Это было въ 318 году."
   
   Сочинитель брошюры руководствовался грузинскими и русскими источниками, въ томъ числѣ церковной исторіей преосвященнаго Иннокентія (пензенскаго); но ни откуда не видно, что ему извѣстно превосходное сочиненіе о грузинской церкви преосвященнаго Евгенія Болховитинова, напечатанное еще въ 1802 году.

"Отечественныя Записки", No 7, 1848

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru