Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823, и 1824 г.г. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф. П. Врангеля
Под общей редакцией Контр-адмирала Е. Шведе
Издательство Главсевморпути, 1948
Большая разница употреблять собак в междудворной езде на небольших расстояниях -- и ездить на них по бездорожице, по торосам и в уброд во время зимних холодов и весеннего тепла, на больших расстояниях, в продолжение целого месяца и более.
В сем случае весьма многое зависит от уменья присматривать за собаками, и нестарательный или неопытный возчик подвергнет себя величайшей опасности в местах, на многие сотни верст от жительства отдаленных. Желая приобретенную нами в сем деле опытность сделать полезною для будущих предприятий по Ледовитому морю, я намерен заметить здесь о том, что должно наблюдать при езде на собаках на продолжительное время и на большие расстояния.
НАРТЫ
В проездах наших по морю употребляли мы нарты; размерения были следующие: длина полозьев -- 10 четвертей, ширина вязкоев -- 3 четверти, высота копыльев, от вязков до полоза, -- 1 четверть 2 вершка, а до варденя -- 2 четверти. Преимущественнее перед другим лесом употреблять должно на нартенные поделки березовый, а особенно на полозья, которые чем менее сучковаты, тем крепче; баран должен быть из тальникового дерева. Дабы придать более твердости волокнам дерева полозьев и, увеличивая плавность по снегу, предохранить полозья от чоркания, опускают их сперва в кипяток, а потом, на месяц или более, кладут в речную воду, под лед, отчего дерево набирается влажностью и, вынутое из воды на холод, получает большую твердость и гладкость. Зимою, при морозах свыше 25R по реомюрову термометру, нарта катится приметно тяжелее, нежели при высшем стоянии термометра, и когда мороз более 32R, то можно слышать трение дерева о снег.
Весною, с 1 марта, начинает катиться один полоз, как говорят здешние жители; а с половины марта покатится и другой. Тогда, для большей легкости в езде, обливают нижнюю сторону полозьев водою, которая в виде ледяного слоя, около 6 линий толщиною, примерзает столь крепко к сырому полозу, что не отваливается от него даже в целый день езды, если дорога без торосов; но чем становится теплее, тем скорее отпадает сей ледяной слой, составляемый обливанием полоза, что называется войдать нарты. Исключая доставление нарте большей плавности, войда представляет еще ту пользу, что сохраняет сырость нижней стороны полоза (которая без того скоро высохла бы или обветрела) и предохраняет ее от чоркания.
В весеннее время, когда войда держится, можно нагрузить на нарту до 35 пудов; но при зимних холодах и 10 пудов составляют нелегкий груз. Вся нарта скрепляется ремнями, отчего составные части ее имеют малое движение, которое, делая нарту некоторым образом эластическою, сохраняет в целости на самой дурной дороге. Лучшие ремни сохатинные (лосинные); за ними почитают лучшими бычьи {Немногие в Северной Сибири умеют выделывать бычьи кожи на ремни, потому более употребляют лысовые ремни для вязанья нарт.} и лысовые (моржовые и сивучьи). Таких ремней потребно: на потяг -- 7 сажен (ручных), на свары,-- 12 сажен, на темляг -- 3 сажени, на киновари -- 8 сажен, на жень, на кутоги -- 13 сажен, на подбрюшни -- 3 сажени, на пояски -- 8 сажен, на головишные ремни -- 2 аршина, на барашные отуги -- 3 сажени, пришивку доски -- 1 1/2 сажени, на повры для нагруженной нарты -- 40 сажен, а всего на целую нарту идет 108 1/2 сажен. Груз укладывают в ровдужный чум и связывают поврами так крепко, чтобы нарта могла падать без опасения что-либо выронить из нее. Сберегая полозья в торосах, мы нашивали проволокой железные листы на головки полозьев и вокруг барана бычью кожу. Не худо в продолжительные дороги брать с собою по два запасные полоза, которые хотя бы и не употребляли, однакож должно войдать, чтобы они не сохли; также надобно иметь по 4 или более запасных копыльев и вязков. Если езда должна продолжиться и во время наста, т. е. в конце апреля и начале мая, то необходимо нужно иметь с собой брусья из китовых ребер, которые пришивают под полозья тогда, как войда уже более не держится; притом и по рассолу хорошо ездить на костях. По неимению их пришивают креневые брусья.
СОБАКИ
Мы впрягали 13 собак в передовую нарту, а в другие -- по 12 собак. Надобно набирать собак свычных в дорогах; вот причина, почему индигирские и янские собаки предпочтительнее колымских, употребляемых жителями только в недолговременные переезды, между тем как с Яны и Индигирки жители переезжают ежегодно на Котельный остров и Новую Сибирь и, имея пастники свои, рассеянные по обширной тундре на несколько сот верст, разъезжают для промыслов по две и по три недели сряду. В передовой нарте необходимо иметь такую передовую собаку, которая не боялась бы ни уброда, ни торосов и была привычна бежать по бездорожице прямою линиею.
Если в продолжение зимы ездили на собаках умеючи и кормили их в должное время, то на следующее лето должны они переменить всю шерсть свою, вылинять, и такие собаки надежнее притом тех, на коих остается местами старая шерсть. Осенью, по рекоставу, когда после летнего отдыха впрягают собак в первый раз, надобно обходиться с ними весьма бережно. Во-первых, за неделю или за две прежде езды вывязывают жирных собак, а в езде стараются делать сначала малые переезды, от 10 до 30 верст, и отдыхают или бердуют по крайней мере каждые 3 верст и чаще. Такую предосторожность наблюдают после каждой новой откормки собак, пока летний мягкий жир не скрепится на теле; тогда по ровной дороге и особенно весной по насту выезжают на собаках в сутки до 150 верст, но в продолжительные дороги и в зимние холода переезды должны быть соразмерно меньше.
Порядок, которому следовали мы в дорогах, был следующий: дней за 10 до вступления в путь собирали собак, в дальнюю дорогу назначенных, в одно место, где возчики откармливали их через день сырым и вареным кормом: для сырого корма полагали по 1 1/2 мерзлых муксуна на собаку, а для вареного -- по 8 муксунов сырых и по 8 муксуновых юхал на нарту (вместо них можно варить мелкую, сырую и сушеную рыбу и кости и вообще для откормки употреблять такой корм, который в дорогах не годится). Самым лучшим дорожным кормом для собак почитают поздовешанные сельди, по 10 на собаку, но по причине тяжести сей полусырой рыбы и неудобства запасаться ею на долгое время, употребляли мы муксуновых самых крупных юхал по одной, с четырьмя или тремя сельдями на собаку. Во время зимних поездок не годится кормить собак сухим кормом, лучше давать им сырую мерзлую рыбу, которую надобно у огня оттаять или разрубить на мелкие кусочки, а весною, когда наступит тепло, можно кормить их одним сухим кормом. По хорошей дороге вдоль берега, без уброда, переезжали мы в день сначала по 40 верст, а, возвращаясь домой, в последние 20 дней поездки, от 60 до 100 верст. В холодное время дают собакам каждые двое или трое суток день роздыха; в теплое время можно ехать без отдыха неделю, а при окончании пути и более. Вообще делать роздыхи надобно, соображаясь с силою собак и продолжительностью времени, какое должно еще пробыть в пути. Всего важнее беречь собак вначале и на возвратном пути, а возвращаясь, можно временем и кормом быть бережливее. За возчиками надобно присматривать, чтобы они не гнали собак, а особенно в задних нартах, и лучше позволить им отставать от передней нарты и приезжать на поберд позднее, нежели понуждать собак. Когда собаки уже хорошо объезжены, то ездят на них по часу и по полтора часа, а в теплое время по три часа и более без отдыха и бердуют только от 10 до 20 минут. Не должно кормить собак тотчас по приезде на ночлег, а надобно дать им сперва около 2 или 3 часов пролежать, а когда собаки от дороги уже изнурены, то кормить их не только тотчас по приезде на места, но если корма довольно, то надобно давать даже понемногу и на побердах. Здесь кстати припомнить, что таких собак, которые перекусывают на ночлегах свары свои, надобно выпрягать из алыка и привязывать к палке, которая ошейником надевается на собаку, и должно запрещать возчикам завязывать рыло собаке, что они по лености часто делают, вместо выпряжки из алыка.
В продолжительных проездах, а особенно по насту, собаки подбивают себе ноги, т. е. щетки у них стираются, из ног течет кровь и от опухоли чувствуют они такую боль, что не только не могут тянуть в нарте, но и бегают с трудом: такие подбитые собаки иногда и в месяц не поправляются, а потому, хотя и были бы они жирны и в силе, но служить не могут. Всего более опасаются такого состояния собак, и всеми мерами надобно стараться предохранить их от подбивки ног. Сначала, когда немного крови оказывается на следу собаки, надобно мазать им щетки крепким спиртом и надевать на больную ногу род торбаса, а всего лучше принудить собаку стоять долго или бегать по сырому морскому рассолу в теплое время. Когда собака надорвется, то пускают ей кровь из хвоста или из уха.
СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ
По ровной дороге и особенно вдоль берега, следуя от одного приметного места к другому, не трудно замечать курсы довольно верно, если передовая собака приучена бежать прямо: надобно только запеленговать предмет, на который едете, или тот, который находится позади, на линии курса. В торосах надобно иметь особый навык примечать общее направление курса, извивающегося между льдинами, и с неопытным в деле возчиком весьма легко запутаться и поворотить на юг, полагая, что едешь к северу. Тень и заструги снежные дают некоторое средство к примечанию извилин во время езды, а компасом должно поверять курс на побердах.
Расстояния пути измеряли мы замечанием времени езды и скоростью бега собак, которую для своей нарты различал я шестью нумерами, испытавши заблаговременно меру скорости их верстами в час времени. Испытания сделаны мною над моей нартой, которая почиталась лучшею по Колыме, так что различные скорости ее не могли быть приписаны равно и другой нарте, почему для каждой должно делать особое испытание. Когда собаки услышат дух олений или других зверей, то выбегают по 15 и боле верст в час, но такой бег не определен нами точно.