Восторгов Иван Иванович
Общецерковное пение
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1898
Обновлено: 20/12/2025. 8k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Источник:
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
Общецерковное пение
Святой апостол Павел в одном из своих посланий христианам своего времени пишет:
"Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу"
(Еф. 5:18--19). Такой же совет не раз встречается и в других апостольских посланиях. (См. Иак. 5:13; Кол. 3:16; Рим. 15:9. Ср. Апок. 5:9, 15:3, 19:5). Не удивляйтесь тому, что и мы начинаем сегодня поучение вам этими словами апостола о духовном пении. Когда сейчас за литургией слушал я ваше общее пение, мне представлялось живо, как прекрасно исполнялась полная глубокого смысла молитва Церкви к Господу: "И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати имя Твое". А вместе с тем пред духовным взором проносятся трогательные картины из священного прошлого. Вот пред нами священный поэт и сладкий певец Израиля царепророк Давид. С каким воодушевлением взывает он:
Славьте Господа, пойте Ему во псалтири; пойте Ему стройно с восклицанием!
(Пс. 32:2--3.)
Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова
(Пс. 80:2).
Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину в ночи
(Пс. 91:2--1).
Пойте Богу.., пойте имени Его, ибо это сладостно
(Пс. 134:3).
Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему
(Пс. 146:1). О себе же самом Давид говорит:
"Воспою Господу в жизни моей, буду петь Богу моему, пока существую"
(Пс. 145:1--2 и Пс. 103:33--34). И действительно, всю свою жизнь, всю богато одаренную душу свою принес он
в жертву живую, чистую, благоугодную Богу
(Рим. 12:1), -- и только Богу Единому и чистым небесам всю жизнь звучала дивная арфа и возвышенная песнь царственного пророка Израилева. Давид не считал низким для своего царского достоинства с увлечением заниматься устройством и обучением хора певцов, многочисленного по составу {Около 300 человек; см 1Цар XVI, 4.}, и дал совершенную организацию ветхозаветному церковно-богослужебному пению (ср. 1Цар. 26 гл.).
Перенеситесь ко временам Нового Завета. Пред нами наш Спаситель в последний день Своей жизни, после тайной вечери, идет в Гефсиманский сад на мировой подвиг страдания и молитвы. Что же Он делает с учениками Своими?
"И воспевше изыдоша в гору Елеонскую"
(Мк. 14:26), говорит св. евангелист. В этом пении искала исхода молитва Господа Иисуса, искало покоя и уравновешенности духа Его человечество пред лицом грядущей смерти. Вот пред нами еще картина. Апостолы-проповедники заключены в темницу, забиты в колоды... Глухая полночь... Но что это мы слышим? Мрачные своды темницы оглашаются звуками христианских молитв и песнопений: апостолы поют, -- и тюрьма обращается в храм, место скорби делается местом утешения, и, внемля певцам, задумывается страж темничный, внимательно слушают узники-преступники; слово проповеди льется в сердца и приносит евангелию богатую жатву: в ту же ночь страж темничный принимает крещение со всеми домашними своими (Деян. 16:25--34). И, конечно, опытом дознал великий апостол всю благотворность молитвенного пения, когда дает ученикам своим такое наставление:
"Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию"
, а затем:
"Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу"
(Кол. 3:16). Мы знаем, что первенствующие христиане слушались апостола, и их молитвенные собрания сопровождались всегда общим пением, несмотря на то, что оно легко выдавало их врагам-язычникам. Неисчислимы были последствия этого доброго обычая для религиозного воспитания и воодушевления верующих, для подъема молитвенного духа и для той священной красоты, в которую Церковь любит облекать свое богослужение. Неблагоприятные исторические обстоятельства последующих времен сделали то, что обычай общецерковного пения постепенно исчез почти повсеместно в церквах Востока; главная причина заключалась в том, что под влиянием несчастий и бедствий государственных, вследствие нашествия врагов, разрушавших города и селения, а в них -- храмы и школы, стало падать среди христиан просвещение. Но в богослужебных книгах наших с удивительным постоянством, наперекор самой действительности, как воспоминание о прошлом и как живая укоризна настоящему, неизменно пишется: иерей глаголет, людие, -- а не одни певцы избранные, -- людие отвечают; иерей глаголет, например, гор
е
имеем сердца, народ же (лик -- народ) {Профессор Свеглов: "Религиозно-нравственное значение искусства и в частности музыки". см. "Странник" 1894 г. No2.} отвечает: имамы ко Господу. Сохраняется доныне в литургии и известная вам молитва, которая ясно свидетельствует о древнем общенародном пении в церкви: "и даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое"... И слышится в этих словах как бы мольба Церкви к верующим облечь ее вновь, как в былые дни древности, в красоту несказанную, в красоту всенародной молитвы едиными усты и единым сердцем...
После всего сказанного нужно ли еще доказывать вам всю высоту и великую важность общецерковного пения? Но об этом говорит сама душа человеческая, которой сродна и люба эта всенародная молитва, возносимая всенародным голосом, которая, по выражению апостола, исполняет нас духом (Еф. 5:18), делает нас непосредственными участниками "литургии", этого, по буквальному переводу, общего дела, делает сладким, увлекательным, неутомительным время богослужения. Да и самая причина, по которой прекратилось общее пение в церквах Востока, -- отсутствие просвещения не имеет значения для вас, получающих образование и просвещение в стенах школы.
Итак, с полным правом, от имени Церкви, как ваш пастырь духовный, от имени всех добрых и благомыслящих людей приветствуем ваше доброе начинание, пока еще робкое, неуверенное, и желаем ему процветания, успеха и долговечности. Пожелаем вам, чтобы усердие ваше не ослабевало; пожелаем, чтобы молитва Церкви
о труждающихся и поющих
{Прошение сугубой ектеньи.} низвела вам радость духа, благословение и утешение труда! Св. Давид всех приглашает:
"Пойте Богу нашему, пойте; пойте цареви нашему, пойте; пойте все разумно"
{Прокимен пред чтением Апостола гл. 3-й; заимствован из. пс. 46, 1.}, назидая себя и других! В христианском богослужении все обязаны участвовать в меру сил и дарований: и чтением, и пением, и трудом, и молитвой, и жертвой, чтобы были мы в храме, как одна семья, дружная, сплоченная, любовная. Но назидать себя и других пением можно только тогда, когда мы будем выполнять до конца совет псалмопевца:
пойте Богу разумно
(Пс. 46:7). Вникайте же в смысл церковных песней, доводите их до сознания и сердца, молитесь ими, обращайте их в свое душевное достояние. Тогда, действительно, будет исполнено наставление апостола:
"Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и песнями духовными, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу"
(Кол. 3:16).
Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь
-----
Произнесено 26 сентября 1898 года в присутствии попечителя Кавказского учебного округа в домовой церкви 1-й Тифлисской женской Великой Княгини Ольги Феодоровны гимназии. Литургию пели более 200 учениц гимназии в четырехголосной гармонизации, под управлением преподавателя пения, свободного художника С.-Петербургской Консерватории Д. М. Яичкова. Начальством гимназии имелось в виду в недалеком будущем привлечь к общецерковному пению всех православных учениц, Первый опыт увенчался успехом: за три недели занятий более половины учениц могли уже петь литургию.
Оставить комментарий
Восторгов Иван Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1898
Обновлено: 20/12/2025. 8k.
Статистика.
Речь
:
Религия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.