Восторгов Иван Иванович
Общецерковное пение

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. -- Репр. изд. -- Санкт-Петербург: Изд. "Царское Дело", 1995-1998. / Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). -- 1995. -- 890, IV с. -- (Серия "Духовное возрождение Отечества").
   

Общецерковное пение

   Святой апостол Павел в одном из своих посланий христианам своего времени пишет: "Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф. 5:18--19). Такой же совет не раз встречается и в других апостольских посланиях. (См. Иак. 5:13; Кол. 3:16; Рим. 15:9. Ср. Апок. 5:9, 15:3, 19:5). Не удивляйтесь тому, что и мы начинаем сегодня поучение вам этими словами апостола о духовном пении. Когда сейчас за литургией слушал я ваше общее пение, мне представлялось живо, как прекрасно исполнялась полная глубокого смысла молитва Церкви к Господу: "И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати имя Твое". А вместе с тем пред духовным взором проносятся трогательные картины из священного прошлого. Вот пред нами священный поэт и сладкий певец Израиля царепророк Давид. С каким воодушевлением взывает он: Славьте Господа, пойте Ему во псалтири; пойте Ему стройно с восклицанием! (Пс. 32:2--3.) Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова (Пс. 80:2). Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину в ночи (Пс. 91:2--1). Пойте Богу.., пойте имени Его, ибо это сладостно (Пс. 134:3). Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему (Пс. 146:1). О себе же самом Давид говорит: "Воспою Господу в жизни моей, буду петь Богу моему, пока существую" (Пс. 145:1--2 и Пс. 103:33--34). И действительно, всю свою жизнь, всю богато одаренную душу свою принес он в жертву живую, чистую, благоугодную Богу (Рим. 12:1), -- и только Богу Единому и чистым небесам всю жизнь звучала дивная арфа и возвышенная песнь царственного пророка Израилева. Давид не считал низким для своего царского достоинства с увлечением заниматься устройством и обучением хора певцов, многочисленного по составу {Около 300 человек; см 1Цар XVI, 4.}, и дал совершенную организацию ветхозаветному церковно-богослужебному пению (ср. 1Цар. 26 гл.).
   Перенеситесь ко временам Нового Завета. Пред нами наш Спаситель в последний день Своей жизни, после тайной вечери, идет в Гефсиманский сад на мировой подвиг страдания и молитвы. Что же Он делает с учениками Своими? "И воспевше изыдоша в гору Елеонскую" (Мк. 14:26), говорит св. евангелист. В этом пении искала исхода молитва Господа Иисуса, искало покоя и уравновешенности духа Его человечество пред лицом грядущей смерти. Вот пред нами еще картина. Апостолы-проповедники заключены в темницу, забиты в колоды... Глухая полночь... Но что это мы слышим? Мрачные своды темницы оглашаются звуками христианских молитв и песнопений: апостолы поют, -- и тюрьма обращается в храм, место скорби делается местом утешения, и, внемля певцам, задумывается страж темничный, внимательно слушают узники-преступники; слово проповеди льется в сердца и приносит евангелию богатую жатву: в ту же ночь страж темничный принимает крещение со всеми домашними своими (Деян. 16:25--34). И, конечно, опытом дознал великий апостол всю благотворность молитвенного пения, когда дает ученикам своим такое наставление: "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию", а затем: "Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол. 3:16). Мы знаем, что первенствующие христиане слушались апостола, и их молитвенные собрания сопровождались всегда общим пением, несмотря на то, что оно легко выдавало их врагам-язычникам. Неисчислимы были последствия этого доброго обычая для религиозного воспитания и воодушевления верующих, для подъема молитвенного духа и для той священной красоты, в которую Церковь любит облекать свое богослужение. Неблагоприятные исторические обстоятельства последующих времен сделали то, что обычай общецерковного пения постепенно исчез почти повсеместно в церквах Востока; главная причина заключалась в том, что под влиянием несчастий и бедствий государственных, вследствие нашествия врагов, разрушавших города и селения, а в них -- храмы и школы, стало падать среди христиан просвещение. Но в богослужебных книгах наших с удивительным постоянством, наперекор самой действительности, как воспоминание о прошлом и как живая укоризна настоящему, неизменно пишется: иерей глаголет, людие, -- а не одни певцы избранные, -- людие отвечают; иерей глаголет, например, горе имеем сердца, народ же (лик -- народ) {Профессор Свеглов: "Религиозно-нравственное значение искусства и в частности музыки". см. "Странник" 1894 г. No2.} отвечает: имамы ко Господу. Сохраняется доныне в литургии и известная вам молитва, которая ясно свидетельствует о древнем общенародном пении в церкви: "и даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое"... И слышится в этих словах как бы мольба Церкви к верующим облечь ее вновь, как в былые дни древности, в красоту несказанную, в красоту всенародной молитвы едиными усты и единым сердцем...
   После всего сказанного нужно ли еще доказывать вам всю высоту и великую важность общецерковного пения? Но об этом говорит сама душа человеческая, которой сродна и люба эта всенародная молитва, возносимая всенародным голосом, которая, по выражению апостола, исполняет нас духом (Еф. 5:18), делает нас непосредственными участниками "литургии", этого, по буквальному переводу, общего дела, делает сладким, увлекательным, неутомительным время богослужения. Да и самая причина, по которой прекратилось общее пение в церквах Востока, -- отсутствие просвещения не имеет значения для вас, получающих образование и просвещение в стенах школы.
   Итак, с полным правом, от имени Церкви, как ваш пастырь духовный, от имени всех добрых и благомыслящих людей приветствуем ваше доброе начинание, пока еще робкое, неуверенное, и желаем ему процветания, успеха и долговечности. Пожелаем вам, чтобы усердие ваше не ослабевало; пожелаем, чтобы молитва Церкви о труждающихся и поющих {Прошение сугубой ектеньи.} низвела вам радость духа, благословение и утешение труда! Св. Давид всех приглашает: "Пойте Богу нашему, пойте; пойте цареви нашему, пойте; пойте все разумно" {Прокимен пред чтением Апостола гл. 3-й; заимствован из. пс. 46, 1.}, назидая себя и других! В христианском богослужении все обязаны участвовать в меру сил и дарований: и чтением, и пением, и трудом, и молитвой, и жертвой, чтобы были мы в храме, как одна семья, дружная, сплоченная, любовная. Но назидать себя и других пением можно только тогда, когда мы будем выполнять до конца совет псалмопевца: пойте Богу разумно (Пс. 46:7). Вникайте же в смысл церковных песней, доводите их до сознания и сердца, молитесь ими, обращайте их в свое душевное достояние. Тогда, действительно, будет исполнено наставление апостола: "Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и песнями духовными, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол. 3:16).
   Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь

-----

   Произнесено 26 сентября 1898 года в присутствии попечителя Кавказского учебного округа в домовой церкви 1-й Тифлисской женской Великой Княгини Ольги Феодоровны гимназии. Литургию пели более 200 учениц гимназии в четырехголосной гармонизации, под управлением преподавателя пения, свободного художника С.-Петербургской Консерватории Д. М. Яичкова. Начальством гимназии имелось в виду в недалеком будущем привлечь к общецерковному пению всех православных учениц, Первый опыт увенчался успехом: за три недели занятий более половины учениц могли уже петь литургию.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru