Воскресенский Григорий Александрович
Из церковной жизни православных славян

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Буковина и Далмация. Босния и Герцеговина.


   
   Воскресенский Г. А. Из церковной жизни православных славян: Буковина и Далмация. Босния и Герцеговина // Богословский вестник 1901. Т. 3. No 9. С. 150-177 (2-я пагин.).
   

ИЗЪ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХЪ СЛАВЯНЪ.

Буковина и Далмація. Боснія и Герцеговина.

Буковина и Далмація.-- Печальное положеніе русскихъ въ Галиціи, Венгріи и Буковинѣ.-- Возобновленіе газеты "Православная Буковина".-- Основаніе русско-православнаго народнаго дома въ Черновцахъ.-- Положеніе школьнаго дѣла. Борьба партій -- украйнофильской и старорусской.-- Двадцатипятилѣтній юбилей черновицкаго университета. Уменьшеніе числа слушателей на православно-богословскомъ факультетѣ университета и причины этого прискорбнаго явленія.-- Современное состояніе далматинско-истрійской и боко-которской епархій. Историческія и статистическія данныя.-- Задрская духовная семинарія въ 1899--900 учебномъ году.-- Церковно-школьные фонды.-- Римско-католическая пропаганда въ Далмаціи.-- Ум. Протоіерей Іованъ Сундечичъ.-- Боснія и Герцеговина.-- Образованіе новой православной митрополіи. Новопосвященный митрополитъ баньялуцкій и бихачскій, -- Высшая церковная іерархія и народъ въ ихъ взаимныхъ отношеніяхъ.-Печальное положеніе церковной жизни.-- Преслѣдованіе православнаго сербскаго населенія со стороны оккупаціонныхъ властей.-- Притѣсненіе сербскихъ школъ.-- Депутаціи православныхъ сербовъ и магометанъ въ Вѣну и Будапештъ.-- Выселеніе сербовъ православныхъ и магометанъ изъ Босніи и Герцеговины. Новое заселеніе этихъ областей галицко-русскими эмигрантами.-- Римско-католическая пропаганда.-- Отрадныя явленія церковной жизни въ Босніи и Герцеговинѣ. Священническіе съѣзды.-- Образованіе фонда священническихъ вдовъ и сиротъ.-- Рельевская семинарія въ 1900--1901 учебномъ году.

   Извѣстно то печальное положеніе, въ какомъ давно томятся наши родичи-русскіе, отторгнутые силою обстоятельствъ отъ Россіи. Общее число ихъ превышаетъ 3,700,000 человѣкъ, которые дѣлятся на Галицкую (2.850.000 ч.), Буковинскую (болѣе 250.000 ч.) и Угорскую Русь (600.000 ч.). Всѣ они принадлежатъ къ малорусскому племени и въ древности входили въ составъ Россіи. Раньше всѣхъ подпала подъ власть чуждаго народа Угорская Русь. Въ X вѣкѣ мадьяры покорили ее. Сначала положеніе русскихъ было довольно сносное, они имѣли возможность соблюдать свою вѣру и народность. Но съ воцареніемъ Габсбурговъ (въ XVI вѣкѣ) мадьяры начали ихъ стѣснять и въ XVIII вѣкѣ они вынуждены были принять унію. Галицкая Русь, игравшая выдающуюся роль въ древней исторіи Россіи, въ XIV вѣкѣ подпала подъ власть Польши. Началось подавленіе православія католицизмомъ, закончившееся введеніемъ уніи, закрѣпощеніемъ народа, нахлынули евреи и захватили въ свои руки всю промышленность и торговлю. Галиція оставалась подъ властью Польши до 1772 года, когда послѣдняя прекратила свое самостоятельное существованіе. При раздѣлѣ земель Галиція -- исконный русскій край попала въ руки Австріи, гдѣ она все-таки осталась подъ опекой поляковъ. Буковинская Русь вошла въ составъ молдавскаго княжества, которое въ XVII вѣкѣ было покорено Турціей. Въ войнѣ 1768--74 года Буковина съ прочими землями была занята русскими войсками и передана Австріи. Буковинцы сохранили православную вѣру неприкосновенною {Историческія и статистическія свѣдѣнія о Буковинѣ (и Далмаціи) -- въ Богосл. Вѣстн. 1896, дек., стр. 406--431.}. Во всѣхъ трехъ областяхъ русскій народъ занимаетъ приниженное и безправное положеніе. Въ Галиціи хозяйничаютъ поляки и евреи, въ Буковинѣ русскихъ тѣснятъ румыны, нѣмцы и поляки, въ Угорской Руси страшный вредъ русской народности приносятъ мадьяры, имѣя въ своихъ рукахъ и школу и литературу и посягая даже на церковно-богослужебный языкъ русскихъ. Вчастности въ Буковинѣ и Галиціи поляки прилагаютъ всевозможныя усилія, пользуются всевозможными средствами, чтобы удержать католиковъ-русскихъ въ католичествѣ, уніатовъ же и православныхъ обратить въ католичество, или, если невозможно во всей полнотѣ достигнуть этой цѣли, то по крайней мѣрѣ разъединить уніатовъ и православныхъ. Этимъ, если и не достигнутъ чего-другого, то по крайней мѣрѣ ослабятъ ихъ и еще на много лѣтъ задержатъ обращеніе уніатовъ въ лоно православной церкви. Силы борющихся сторонъ, къ сожалѣнію, далеко не равныя. Нельзя поэтому не привѣтствовать возобновленіе газеты "Православная Буковина" въ Черновцахъ, издававшейся въ теченіи 8 лѣтъ и пріостановившейся было за болѣзнію редактора К. И. Козаркевича. Эта газета доселѣ являлась ревностною и постоянною защитницей православія и славянства въ Буковинѣ и Галиціи.
   Какъ отрадное явленіе должно отмѣтить предположенное устройство русско-православнаго народнаго дома въ Черновцахъ. По сообщенію газеты "Православная Буковина", на состоявшемся 1 марта 1901 года общемъ собраніи членовъ общества "Народна Рада", въ Черновцахъ, единодушно рѣшено открыть тамъ "русско-православный народный домъ". Для осуществленія этой цѣли собраніе выбрало комитетъ въ составѣ протоіерея Е. Андрейчука, профессора богословія д-ра Е. Козака, священника Д. Кисель-Киселовскаго, адвоката Чеховскаго и редактора "Православной Буковины" К. Козаркевича. Выработанный комитетомъ уставъ будущаго "народнаго дома" уже утвержденъ правительствомъ. Въ виду предстоящихъ работъ по возведенію дома, комитетъ обратился съ слѣдующимъ воззваніемъ къ буковинскому русскому православному народу: "Русско-православный народный домъ въ Черновцахъ имѣетъ цѣлью стать сердцемъ и очагомъ всего православнаго русскаго народа въ Буковинѣ. Въ немъ помѣстятся всѣ русско-народныя православныя черновицкія общества, и изъ него имѣетъ разойтись во всѣ стороны Буковины свѣтъ истиннаго просвѣщенія. Здѣсь найдетъ помѣщеніе также и наша народная библіотека съ читальней, какъ и нашъ музей наукъ и искусствъ. Здѣсь нашъ народъ будетъ имѣть свою большую залу для научныхъ собраній, а также и для театральныхъ представленій, концертовъ и народныхъ празднествъ. А что важнѣе всего, здѣсь русскіе воспитанники, посѣщающіе различныя училища въ Черновцахъ, найдутъ широкій пріютъ и отеческія попеченія. Воспитанники же нашей семинаріи имѣютъ современемъ стать борцами за вѣру и народъ, за его болѣе чѣмъ тысячелѣтнюю исторію и его святыни. Отъ воспитанія нашей молодежи въ духѣ св. православной церкви и въ духѣ нашихъ предковъ зависитъ всецѣло и будущность нашего народа, забота о которой составляетъ нашу нравственную обязанность. Оповѣщая о семъ русскій народъ, мы просимъ и усердно приглашаемъ васъ, русскіе братья и сестры, отзовитесь всѣ, кому дорого св. православіе и св. Русь,-- и кто добрымъ совѣтомъ, кто денежною помощью, помогите великому и благородному дѣлу. Записывайтесь всѣ въ члены-основатели или въ дѣйствительные члены "русско-православнаго народнаго дома" и присылайте хотя бы и самыя малыя лепты на эту цѣль."
   Депутаты изъ Буковины въ австрійскомъ парламентѣ представили въ началѣ марта 1901 года ходатайство о томъ, чтобы въ Буковинѣ была открыта русская гимназія, а въ православной мужской народной школѣ въ Черновцахъ, какъ и въ тамошней нѣмецкой гимназіи, введенъ былъ русскій языкъ какъ обязательный. Свое желаніе они основываютъ на томъ, что въ Буковинѣ живетъ 268.000 русскихъ, 208.000 румынъ, 133.000 нѣмцевъ и евреевъ и 12.000 мадьяръ. Между тѣмъ нѣмцы и евреи имѣютъ въ Буковинѣ 4 гимназіи и одну прогимназію. Для румынъ устроены народныя параллельныя отдѣленія въ низшей нѣмецкой гимназіи въ Сочавѣ и нѣмецко-румынскіе классы въ черновицкой гимназіи. Для русскихъ-же имѣется всего одинъ русско-нѣмецкій классъ въ государственной низшей гимназіи въ Черновцахъ. Благодаря этому наибольшая часть русскаго населенія въ Буковинѣ остается безъ школъ и не имѣетъ гдѣ воспитывать своихъ дѣтей. Тогда какъ нѣмцамъ и евреямъ, составляющимъ меньшинство, изъ года въ годъ открываются на казенныя средства новыя основныя школы, тамошнимъ русскимъ не позволяютъ даже и на свои средства выстроить школу. И отсюда объясняется то странное явленіе, что, по даннымъ статистическимъ, на нѣмцевъ и евреевъ приходится 55% школьниковъ, на румынъ 27%, а на русскихъ всего только 9% {Царигр. Гласник, 1901, No 11; Србобран, 1900, No 49.}.
   Печальное политическое и культурное положеніе русскихъ въ Буковинѣ ухудшается еще тѣмъ, что въ средѣ ея лучшихъ представителей нѣтъ единенія. Въ сороковыхъ годахъ XIX вѣка тамъ началось національное движеніе, но лица, ставшія во главѣ, рѣзко раздѣлились на двѣ партіи, изъ которыхъ одна по своему направленію можетъ принести только вредъ народу. Эта партія, такъ называемая украинофильская или національно-демократическая, ставитъ буковинскую, какъ и всю зарубежную Русь въ близкую связь только съ Малороссіей и считаетъ всю "Украйну-Русь", за отличный отъ русскаго народъ, который долженъ имѣть свой языкъ, свою литературу. Партія эта увлекается новѣйшимъ радикализмомъ и соціализмомъ и относится къ церкви презрительно и враждебно... Другая партія -- старо-русская, напротивъ, признаетъ буковинцевъ и всѣхъ украинцевъ за часть единаго русскаго народа, держится Россіи и церкви. Къ сожалѣнію, первая партія сильнѣе. Вслѣдствіе своей враждебности къ Россіи, она имѣетъ поддержку отъ властей, ладитъ съ польскою партіей, поступаясь интересами народа, наконецъ имѣетъ помощниковъ въ русскихъ украйнофилахъ. Она добилась введенія преподаванія на мѣстномъ нарѣчіи въ низшихъ школахъ, пяти гимназіяхъ, и по нѣсколькимъ каѳедрамъ въ Львовскомъ и черновицкомъ университетахъ, а также признанія правъ этого нарѣчія въ судахъ и администраціи. Она бойко ведетъ свои дѣла и вообще выступаетъ въ своей дѣятельности смѣлѣе и рѣшительнѣе. Однако, этотъ успѣхъ ея чисто внѣшній, обусловленный близостью ея къ господствующей польской партіи, къ правительству и поддержкой украйнофиловъ, тогда какъ старорусская партія терпитъ гоненія отъ поляковъ и властей и ни откуда не видитъ помощи. Народъ, хотя не принимаетъ участія въ борьбѣ партій и не понимаетъ разницы между ними, по своимъ чувствамъ родственъ со старорусской партіей; онъ дорожитъ церковью и симпатизируетъ родной Россіи {См. о взаимномъ отношеніи этихъ двухъ партій въ брошюрѣ проф. Т. Флоринскаго: "Зарубежная Русь и ея горькая доля. Кіевъ. 1900."}.
   4 октября 1900 года исполнилось двадцатипятилѣтіе со дня открытія университета императора Франца Іосифа въ Черновцахъ. До открытія этого университета въ Буковинѣ была православная семинарія ("богословія"), превращенная теперь въ греко-восточный богословскій факультетъ, откуда нынѣ выходятъ православные священники для Венгріи, Румыніи, Босніи, Далмаціи и другихъ краевъ (при университетѣ нѣтъ только медицинскаго факультета). Многіе сербскіе семинаристы оканчиваютъ курсъ въ черновицкомъ университетѣ и нѣкоторые изъ нихъ нынѣ состоятъ профессорами сербской семинаріи въ Карловцахъ. Университетъ наиболѣе посѣщаютъ русскіе, румыны и нѣмцы. На грековосточномъ богословскомъ факультетѣ положены каѳедры: 1) библейской науки и толкованія Ветхаго Завѣта; 2) библейской науки и толкованія Новаго Завѣта; 3) догматики; 4) нравственнаго богословія; 5) исторіи церкви; 6) церковнаго права; 7) практическаго богословія; 8) восточныхъ языковъ. Прочіе учебные предметы соединены съ названными каѳедрами. Учебный курсъ продолжается четыре года. Архіепископъ черновицкій наблюдаетъ за преподаваніемъ богословскихъ наукъ. Онъ же имѣетъ рѣшающій голосъ при назначеніи профессоровъ и доцентовъ. Факультетъ присуждаетъ своимъ питомцамъ степень кандидата богословія и доктора богословія. Къ сожалѣнію, число слушателей, въ особенности русскихъ, на православномъ богословскомъ факультетѣ черновицкаго университета изъ года въ годъ уменьшается, такъ что въ первомъ семестрѣ 1899--1900 учебнаго года былъ только 1 слушатель русскій, между тѣмъ какъ съ 1875 по 1883 г. число русскихъ слушателей доходило въ годъ до 22 и болѣе. Уменьшеніе началось съ 1883 года. Впрочемъ, уменьшеніе числа слушателей на богословскомъ факультетѣ замѣчается и у румынъ. По этому поводу въ октябрѣ 1900 года въ. черновицкой консисторіи разсматривались два проэкта, а именно: 1) объ учрежденіи стипендій изъ православнаго религіознаго фонда для гимназистовъ, обязывающихся посвятить себя богословскимъ наукамъ, или же 2) о принятіи въ духовную семинарію гимназистовъ VI, VII и VIII классовъ, какъ было сорокъ лѣтъ тому назадъ, съ цѣлію скорѣйшаго замѣщенія вакантныхъ приходовъ. Сожалѣя о такомъ положеніи дѣлъ, газета "Православная Буковина" старается выяснить причины, приведшія къ такимъ печальнымъ результатамъ. Причины эти, какъ относительно румынъ, такъ и русскихъ, сводятся къ слѣдующимъ мѣстнымъ явленіямъ: 1) недостаточное жалованье для православнаго клира (самое высшее 1800 коронъ) сравнительно съ чиновниками другихъ вѣдомствъ и профессій, 2) деспотизмъ и непотизмъ высшей іерархіи, противные духу и началамъ новѣйшаго воспитанія, 3) приниженное положеніе православнаго клира предъ свѣтскими вліятельными сферами. Вчастности, русскіе -- по словамъ "Православной Буковины" -- уклоняются отъ поступленія на богословскій факультетъ по слѣдующимъ причинамъ. Прежде всего, окончившіе курсъ русскіе богословы имѣютъ всегда очень слабые виды на скорое полученіе прихода, такъ какъ черновицкая консисторія не особенно благорасположена къ русскому клиру, чувствующему на себѣ всю несправедливость этого отношенія не только при замѣщеніи приходовъ, но и при дальнѣйшихъ отличіяхъ, даваемыхъ митрополитомъ. За тѣмъ, не мало виновата и новѣйшая антиклерикальная образовательно-воспитательная система, а также до нѣкоторой степени имѣетъ силу и вліяніе украйнофильской соціалистической партіи на школьную молодежь, которая еще до поступленія въ университетъ тенденціозно проникается идеями нерасположенія къ церкви и духовенству. Уменьшеніе русскихъ богослововъ объясняется еще и тѣмъ, что ощущается недостатокъ гимназій въ русскихъ частяхъ Буковины, а одна черновицкая гимназія не можетъ дать достаточнаго количества молодыхъ людей, наклонныхъ къ слушанію курсовъ богословскаго факультета {Правосл. Буковина, 1900, No 27. Церк. Вѣстн. 1901, No 12.}.
   Изъ "шематизма" далматинско-истріиской и боко-которской епархій за 1900 годъ видно, что состояніе православной сербской церкви въ Далмаціи въ общемъ удовлетворительно. Со времени Наполеона I православная сербская церковь въ Далмаціи была устроена какъ самостоятельная епархія и получила своего епископа. Указъ Наполеона I объ устройствѣ далматинской церкви вышелъ 19 сентября 1808 года. Австрійская имперія, подъ власть коей перешла Далмація въ 1814 году, признала самостоятельность православной сербской епархіи и утвердила ее закономъ. Резиденція сербскихъ епископовъ была въ Шибеникѣ до 1841 года, а тогда перенесена изъ Шибеника въ Задръ, гдѣ и нынѣ находится. Первымъ епископомъ сербскимъ въ Далмаціи былъ Венедиктъ Кральевичъ. Родился въ Македоніи 1767 г., въ мартѣ 1810 г. поставленъ былъ императорскимъ указомъ Наполеона I въ далматинскаго епископа съ резиденціей въ Шибеникѣ. Управлялъ епархіей до 1823 г.; въ этомъ году оказалась суетной попытка его ввести унію въ Далмаціи, и онъ убѣжалъ въ Венецію, откуда управлялъ епархіей чрезъ своего намѣстника -- до 1829 г. когда вышелъ въ отставку съ пенсіей и проживалъ въ Венеціи до своей смерти (ум. 1862 г.). Вторымъ епископомъ былъ Іосифъ Раячичъ (род. 1784 г. въ Хорватіи, ум 1861 г. въ Карловцахъ). Управлялъ далматинской епархіей до 1834 г. когда перешелъ въ вершецкую епархію. Въ 1842 г. назначенъ Карловицкимъ архіепископомъ и митрополитомъ, а въ 1848 г. и патріархомъ. Третьимъ епископомъ былъ Пантелеймонъ живковичъ (род. въ Карловцахъ 1795 г., 1851 г.). Опредѣленъ въ далматинскаго епископа въ 1835 г. и менѣе чѣмъ чрезъ годъ перемѣщенъ въ епископа будимскаго. Съ 1836 до 1843 г. далматинская епархія не имѣла своего епископа, а управлялась викаріями Карловицкаго митрополита. Въ декабрѣ 1843 г. епископомъ далматинскимъ назначенъ Іероѳей Мутибаричъ (род. въ бачскомъ округѣ 1799 г., ум. 1858 г. въ Карловцахъ). Управлялъ епархіей до 1853 г.-- 16 марта 1853 г. вступилъ въ управленіе далматинской епархіей Стефанъ Кнежевичъ (род. 1806 г., ум. въ Задрѣ 28 января 1890 г.). Во время его тридцатисемилѣтняго управленія, упорядочены въ далматинской епархіи приходы и благочинія (протопресвитерства) и учрежденъ епархіальный духовный судъ; назначено добавочное жалованье приходскому духовенству изъ государственнаго казначейства; преобразована старая клирикальная школа въ нынѣшній "православни богословски завод у Задру". При немъ 6 ноября 1870 г. установлена еще одна новая -- боко-которская и дубровничстя епархія, къ которой отошла южная часть Далмаціи и далматинской епархіи {По поводу исполнившагося 28 января 1900 года десятилѣтія со дня кончины епископа Стефана Кнежевича, были совершены, по распоряженію преосвященнаго Никодима, во всѣхъ церквахъ епархіи торжественныя поминальныя богослуженія; главнымъ центромъ духовнаго торжества былъ о. Керкъ, гдѣ погребены останки многозаслуженнаго іерарха.}.-- Нынѣ далматинскоистрійской епархіей управляетъ преемникъ Стефана Кнежевича преосвященный епископъ Никодимъ Милашъ (съ 10 іюля 1890 года), докторъ богословія {Біографическія свѣдѣнія о преосвященномъ епископѣ Никодимѣ Милашѣ -- въ Богосл. Вѣстн. 1896, дек., стр. 419--420.-- Неутомимый ученый изслѣдователь и основательный знатокъ славянской церковной исторіи и каноническаго права, почетный членъ с.-петербургской и московской духовныхъ академій, ревностный защитникъ православія противъ римско-католической пропаганды, преосвященный Никодимъ въ текущемъ 1901 году издалъ превосходный трудъ: "Православна Далмациjа. Историjски преглед. Нови Сад. 1901. Стр. VI+603". Это -- полный историческій обзоръ церковныхъ, событій въ Далмаціи (въ нынѣшней далматинско-истрійской епархіи) съ 55 г. по P. X. когда основана была церковь далматинская Титомъ, ученикомъ апостола Павла, до 1849 года.}. Боко-которской, дубровницкой и спичанской епархіей (резиденція епископа въ г. Которѣ) управляетъ преосвященный Герасимъ Петрановичъ (съ 9 мая 1874 г.), докторъ богословія {23 апрѣля 1900 года исполнилось 80-лѣтіе со дня рожденія преосвященнаго епископа Герасима Петрановича. Родился 23 апрѣля 1820 г. въ Шибеникѣ. Послѣ гимназіи и семинаріи онъ слушалъ философскія науки, и по окончаніи образованія принялъ монашество въ 1844 году. Много лѣтъ былъ онъ профессоромъ семинаріи и товарищемъ предсѣдателя консисторіи въ Задрѣ. Болѣе 25 лѣтъ преосвященный Герасимъ мудро управляетъ новооткрытою епархіей на благо св. церкви, духовенства и своей паствы. Преосвященный Герасимъ извѣстенъ какъ писатель, ревнитель и покровитель просвѣщенія, какъ мудрый архипастырь и необычайно добрый человѣкъ. Съ 1862 г. онъ редактировалъ "Далматински Магазии" и самъ былъ наиболѣе плодовитымъ писателемъ въ этомъ журналѣ. Ему принадлежитъ много монографій и замѣтокъ изъ исторіи далматинской церкви.-- Духовенство и народъ хотѣли было торжественно отпраздновать 80-лѣтіе своего любимаго архипастыря, но преосвященный Герасимъ отклонилъ всякія торжества, и все ограничилось церковною молитвою о здравіи маститаго іерарха.}.-- Въ той и другой епархіи имѣется епископская консисторія или епархіальный духовный судъ, состоящій изъ предсѣдателя и шести членовъ (изъ нихъ три дѣйствительныхъ и три почетныхъ). Въ далматинско-истрійской епархіи 3 монастыря: Керкъ, Крупа и Драговичскій. Протопресвитерствъ 5, приходовъ 54, капелланій 3, храмовъ 82, священниковъ монашескаго чина 28, мірскаго 41, дьяконъ 1, душъ 76866. Въ боко-которской епархіи 8 монастырей: Баня, Савинъ, Режевичъ, Прасквица, Подластва, Градиште, Дульево и Подмайне. Протопресвитерствъ 4, приходовъ 43, капелланій 6, храмовъ 208, священниковъ монашескаго чина 15 и мірскаго 40, дьяконъ 1, душъ 28722.-- Въ задрской богословской школѣ въ 1899--1900 учебномъ году состояло 8 преподавателей и 31 воспитанникъ, изъ нихъ въ IV классѣ 2 ученика, въ III -- 10, въ II -- 7 и въ I -- 12 учениковъ. Богословская школа состоитъ подъ непосредственнымъ вѣдѣніемъ епархіальнаго епископа. Ректоръ и остальные наставники имѣютъ священный санъ. Для бѣдныхъ учениковъ основано общежитіе, гдѣ могутъ жить за извѣстную плату и дѣти состоятельныхъ родителей. Общежитіе учреждено не только для оказанія помощи въ матеріальномъ содержаніи учениковъ, но и для лучшаго воспитанія ихъ и наблюденія за ихъ нравственнымъ направленіемъ {Историческія свѣдѣнія о задрской семинаріи -- въ Богосл. Вѣстн. 1896, дек., стр. 420--422.-- При семинаріи церковь во имя св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова. 8 мая послѣ божественной литургіи совершается парастосъ по управителямъ, наставникамъ и воспитанникамъ семинаріи. Такъ было и въ 1900 году.}.-- Исключительно сербско-православныхъ среднихъ учебныхъ заведеній ни въ той, ни въ другой епархіи нѣтъ, а сербскія дѣти обыкновенно посѣщаютъ общія школы, гдѣ Законъ Божій преподаютъ имъ сербскіе православные священники. Основныхъ школъ въ далматинско-истрійской епархіи 51, сербскихъ дѣтей-школьниковъ 3227.-- Пріятно отмѣтить обиліе фондовъ на содержаніе школъ и вообще на просвѣтительныя и благотворительныя цѣли. Въ далматинско-истрійской епархіи такихъ фондовъ 18. Изъ нихъ назовемъ: фондъ священническихъ вдовъ и сиротъ епархіи -- 25713 флориновъ; фондъ Бабича Вуиновича на стипендіи сербскимъ воспитанникамъ въ университетахъ или русскихъ духовныхъ академіяхъ -- 54048 фл.; подобный же фондъ епископа Стефана Кнежевича -- 8534 фл.; фондъ на построеніе церкви въ г. Сплѣтѣ (къ сожалѣнію сумма фонда пока очень незначительная, всего 2672 фл.). Въ боко-которской епархіи фондъ вдовъ и сиротъ священническихъ имѣетъ 17000 фл. {Кстати отмѣтимъ здѣсь, что императорскимъ указомъ 1900 года опредѣлена вдовамъ православныхъ священниковъ обѣихъ епархій съ 1 января 1899 года ежегодная пенсія въ 400 коронъ, и кромѣ того на каждаго сына или дочь ежегодно 80 коронъ, на предметъ ихъ содержанія и воспитанія. Христ. Весник, 1901, февр.-мартъ, стр. 98.}.
   Уніатская пропаганда въ Далмаціи особенный успѣхъ имѣла въ двадцатыхъ годахъ XIX столѣтія при далматинскомъ епископѣ Венедиктѣ Кральевичѣ, который всѣми силами работалъ въ ея пользу. Но и послѣ Венедикта, который долженъ былъ бѣжать въ Венецію, уніатская пропаганда не изчезла совершенно. Съ утѣшеніемъ можно отмѣтить, что благодаря непрестаннымъ заботамъ энергичнаго и высокоученаго епископа далматинскаго Никодима Милаша унія въ Далмаціи насчитываетъ весьма мало своихъ послѣдователей. Во всѣхъ трехъ уніатскихъ приходахъ всего 14 душъ: въ бальячскомъ 5, въ кричанскомъ 3 и въ Берлинскомъ 6. И можно надѣяться, что уніатскіе приходы скоро останутся безъ прихожанъ, какъ это предсказываютъ и сами уніатскія газеты, напр. "Novi List", No 270 {Христ. Весник, 1901, янв., 105--107.}. Это въ далматинско-истрійской епархіи. Не больше успѣха унія имѣетъ и въ боко-которской епархіи. Весною 1900 года явился было въ Боку уніатскій миссіонеръ -- въ одеждѣ православнаго священника, съ бородой, обходилъ села, присматривался, совѣтовался съ мѣстнымъ католическимъ епископомъ и наконецъ рѣшилъ было возобновить какую-то старинную уніатскую церковь, отъ которой и всякій слѣдъ давно изчезъ. Извѣстіе объ этомъ скоро разнеслось по всей Бокѣ. И вотъ изъ Котора, по распоряженію преосвященнаго Герасима, явились сюда два протоіерея, епископскій протосинкеллъ и еще нѣсколько православныхъ священниковъ. Въ мѣстной православной церкви совершили торжественную литургію съ крестнымъ ходомъ, при чемъ которскій протоіерей, отличный проповѣдникъ I. Бунинъ обратился къ народу съ горячею рѣчью, въ которой убѣждалъ его хранить православную вѣру, спасавшую сербовъ въ теченіи столькихъ вѣковъ и беречься отъ злыхъ хищныхъ птицъ, которыя опять налетѣли изъ Рима. Результатомъ всего этого было то, что уніатскій миссіонеръ безслѣдно изчезъ изъ Боки, не нанеся православнымъ ни малѣйшаго вреда {Тамъ же, стр. 107--108. На стражѣ православія стоитъ и здравомыслящая печать. См. "Србобран" 1900, 54 (перепечатана корреспонденція изъ газеты "Браник" по поводу затѣи устройства уніатскаго монастыря въ Бокѣ).}.
   6 іюля 1900 года скончался на 75 году жизни извѣстный сербскій поэтъ протоіерей Іованъ Сундечичъ, всю свою жизнь посвятившій на служеніе Богу и своему народу. Родился въ 1825 г. въ Босніи, въ селѣ Голиневѣ, а предки его были изъ Рисна, въ Далмаціи. Первоначальное образованіе получилъ въ имоцкомъ монастырѣ, а въ 1848 г. окончилъ курсъ богословія въ задрской семинаріи, въ которой послѣ состоялъ и профессоромъ. Принималъ дѣятельное участіе въ изданіи журналовъ: "Зора Далматинска", "Гласник Далмацще", "Звезда", какъ сотрудникъ и какъ редакторъ; въ разное время издалъ нѣсколько сборниковъ своихъ стихотвореній ("Срдце", "Низ драгоценог бисера", "Цвиjетьче", "Вjенчич домольубних пjесама", "Сjетва" и др.). Въ тоже время онъ славился какъ искусный живописецъ и рѣзчикъ по дереву. Продолжительное время, до 1874 года, онъ былъ секретаремъ черногорскаго князя Николая, а съ 1874 г. проживалъ въ Которѣ. Примѣрный патріотъ, протоіерей I. Сундечичъ своею дѣятельностью, словомъ и перомъ немало способствовалъ національному дѣлу славянъ вообще и сербо-хорватовъ властности.. Торжественные похороны прот. I. Сундечича состоялись 10 іюля въ Которѣ, въ присутствіи представителей различныхъ обществъ и корпорацій сербскихъ изъ Боки, Дубровника, Черногоріи и изъ другихъ мѣстъ и съ произнесеніемъ многочисленныхъ рѣчей {Гласник прав. ц. у крал. Србиjи, 1900, авг., 130--131; Царигр. Гласник, No 36; Просвjта, No 7.}.
   Переходя къ обозрѣнію церковной жизни въ Босніи и Герцеговинѣ, отмѣтимъ прежде всего образованіе новой православной митрополіи подъ названіемъ "баньялуцкая и бихачская". Еще въ іюлѣ 1899 года дабро-боснійскій митрополитъ высокопреосвященный Николай Мандичъ обратился къ св. синоду константинопольской патріархіи съ ходатайствомъ объ образованіи новой митрополіи съ каѳедрой въ г. Баньялукѣ. Св. синодъ согласился съ этимъ ходатайствомъ и образовалъ вышеназванную митрополію, которая заняла 78-е мѣсто въ спискѣ епархій константинопольскаго патріархата и 4-е въ ряду трехъ прежде существовавшихъ въ Босніи и Герцеговинѣ (дабро-боснійская съ каѳедрой въ г. Сараевѣ, герцеговинско-захолмская съ каѳедрой въ Мостарѣ изворнико-тузланская съ каѳедрой въ Дольней Тузлѣ). Новая митрополія, самая большая въ Босніи и Герцеговинѣ, составилась изъ двухъ округовъ дабро-боснійской митрополіи и заключаетъ въ себѣ 13 протопресвитерствъ или благочиній и 134 прихода; въ дабро-боснійской же митрополіи осталось 12 благочиній и 129 приходовъ {Всего въ дабро-боснійской епархіи, до выдѣленія изъ нея баньялуцкой митрополіи, насчитывалось, но послѣдней переписи, до полумилліона православнаго населенія. Въ герцеговинско-захолмской митрополіи 85 тыс. православныхъ при 10 благочиніяхъ и 80 священникахъ. Въ зворнико-тузланской митрополіи около ста тысячъ православнаго населенія при 6 благочиніяхъ и 58 священникахъ.}. 2 января 1900 года опредѣленіе патріаршаго синода утверждено высочайшей новеллой императора Франца Іосифа. Вотъ текстъ новеллы. "Мы, Францъ Іосифъ I, Божіею милостію императоръ австрійскій, король венгерскій и чешскій, Далмаціи, Хорватіи, Славоніи, Галиціи, Лодомиріи и Иллиріи и т. д., и т. д., объявляемъ и сообщаемъ къ свѣдѣнію: Восточно-православный архіепископъ сараевскій и митрополитъ дабро-боснійскій увидѣлъ затрудненія, соединенныя съ управленіемъ его епархіи, вслѣдствіе чрезвычайно великаго ея объема и посему поднялъ вопросъ объ учрежденіи новой епархіи въ Баньялукѣ. Такъ какъ дабро-боснійская епархія имѣетъ дѣйствительно большій объемъ, чѣмъ обѣ остальныя боснійско-герцеговинскія епархіи вмѣстѣ, заключая въ себѣ 481.000 душъ при 233 приходахъ, изъ коихъ приходы, находящіеся въ округахъ баньялуцкомъ и бихачскомъ, весьма удалены отъ Сараева и разсѣяны на великомъ пространствѣ, то нѣтъ сомнѣнія, что великій объемъ этой епархіи, а особенно отдаленность вышеназванныхъ округовъ отъ резиденціи митрополита весьма затрудняютъ наблюденіе за церковнымъ порядкомъ въ нихъ, а равнымъ образомъ духовные и матеріальные интересы сербско-православнаго населенія упомянутыхъ округовъ требуютъ, чтобы былъ у нихъ свой митрополитъ въ Баньялукѣ. Митрополитъ сараевскій представилъ это дѣло вселенскому патріарху константинопольскому, какъ своему церковному поглаварю, и когда патріархъ, съ согласія св. синода, для устраненія означенныхъ неудобствъ и улучшенія церковнаго состоянія, призналъ возможнымъ и благопотребнымъ раздѣленіе дабро-боснійской митрополіи для учрежденія новой самостоятельной епархіи, тогда митрополитъ обратился къ нашему правительству въ Босніи съ просьбою исходатайствовать нашу императорскую я королевскую санкцію на учрежденіе этой новой епархіи. Уважая изъясненныя обстоятельства и отношенія, мы, въ нашихъ заботахъ о развитіи восточно-православной церкви и сербско-православнаго населенія въ Босніи, нашли возможнымъ дозволить учрежденіе восточно-православной епархіи и митрополіи для округовъ баньялуцкаго и бихачскаго съ резиденціей въ Баньялукѣ и содержаніемъ изъ мѣстныхъ средствъ. Новая митрополія баньялуцко-бихачская образуется изъ нынѣ имѣющихся на лицо благочиній: баньялуцкаго, которъ-варошскаго, дервентскаго, прняворскаго, боснійско-градишскаго, тешаньскаго, боснійско-костайничскаго, бихачскаго, приjедорскаго, ключскаго, крупскаго, боснійско-петровачскаго и старо-майданскаго (Сански-мостъ) съ относящимися къ нимъ 134 приходами. Такъ какъ дозволеніемъ этой новой епископіи оказали мы наше благоволеніе сербско-православному народу округовъ баньялуцкаго и бихачскаго,, и впредь готовы оказывать оное, то мы надѣемся, что новая епископія съ полнотою благословенія будетъ дѣйствовать во славу Божію, на благо церкви, въ спасеніе душъ и облагороженіе разума и сердца, и по свѣтлому примѣру епископскихъ церквей стараго времени будетъ раждать благородные плоды святаго евангелія. Въ подтвержденіе мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу объ упрежденіи собственноручно подписали и повелѣли скрѣпить нашею государственною печатью. Дано въ нашемъ главномъ и престольномъ градѣ Вѣнѣ 2 (14) дня мѣсяца января въ 1900 году. Францъ Іосифъ с. р." {Српски Сион, 1901, No 2.}.
   Въ митрополита новообразованной епархіи наименованъ былъ высочайшимъ повелѣніемъ отъ 11 августа 1900 года архимандритъ темишварской сербско-православной епархіи (въ предѣлахъ Карловицкой митрополіи) Евгеній Летица и, послѣ установленной присяги австро-венгерскому императору, посвященъ 17 декабря въ санъ митрополита и вступилъ въ отправленіе своихъ обязанностей. Хиротонію совершили высокопреосвященные митрополиты: дабро-боснійскій Николай Мандичъ, герцеговинско-захолмскій Серафимъ Перовичъ и зворнико-тузланскій Григорій Живковичъ. Представителемъ вселенскаго константинопольскаго патріарха при посвященіи былъ митрополитъ Николай Мандичъ. Привстрѣчѣ и посвященіи новаго баньялуцкаго митрополита бросалось въ глаза почти полное отсутствіе представителей народа изъ баньялуцкаго и бихачскаго округовъ. Изъ сорока слишкомъ городскихъ и сельскихъ церковно-школьныхъ общинъ участвовало при встрѣчѣ и посвященіи только шесть, и то по несогласію съ тѣми остальными. Причиной этого -- читаемъ въ "Христ. Весникѣ" -- служитъ не то, что Летица сталъ митрополитомъ новой епархіи, а самый путь или способъ, какимъ онъ получилъ это мѣсто. Этотъ способъ несогласенъ съ узаконенными правами народа, такъ какъ духовенство и народъ не были допущены къ участію при выборѣ и поставленіи новаго митрополита {Христ. Весник, 1901, февр.-- мартъ, стр. 100.-- По сообщенію корресподента "Моск. Вѣдомостей" изъ Сараева отъ 10 октября (No 333), всѣ общины новой баньялуцкой митрополіи просили свою іерархію, константинопольскую патріархію и австро-венгерскаго императора о назначеніи баньялуцкимъ митрополитомъ Косты Чавича, законоучителя баньялуцкаго реальнаго училища, уволеннаго профессора рельевской семинаріи.-- Какъ бы то ни было, но кандидатура этого Косты Чавича не была даже поставлена на очередь. Кандидатами, кромѣ Евгенія Летицы, были: Серафимъ Зерлендій, настоятель вѣнской греко-православной общины, и Ириней Панталеонъ, профессоръ богословскаго училища на о. Халки. Весник срп. ц. 1900. сент., 1135.}.
   Новопосвященный митрополитъ Евгеній Летица (въ мірѣ Мануилъ) родился въ Плашскомъ, въ Хорватіи. Гимназическій курсъ окончилъ съ аттестатомъ зрѣлости въ Карловцахъ, а потомъ слушалъ юридическія науки въ Загребѣ, Грацѣ и Вѣнѣ, и, выдержавъ три государственныхъ экзамена, посвятилъ себя адвокатской дѣятельности; затѣмъ перешелъ въ судебное вѣдомство и служилъ въ Сараевѣ судебнымъ правительственнымъ приставомъ. Въ этомъ званіи онъ участвовалъ въ мѣстныхъ законодательныхъ работахъ и былъ издателемъ судебной газеты "Гласите закона и наредаба". Въ 1892 году перешелъ на службу въ Загребъ, въ учрежденный тогда хорватско-славонскій ипотечный банкъ. Но въ этомъ же году оставилъ эту службу, и поступилъ въ число слушателей Карловицкаго богословскаго училища. По окончаніи въ немъ курса онъ былъ постриженъ въ 1895 г. въ монастырѣ Кувеждинѣ. По рукоположеніи въ іеродіаконы поступилъ на службу въ консисторію темишварской епархіи. Въ 1898 г. произведенъ въ синкелла, въ 1899 г.-- въ протосинкелла, а въ іюнѣ 1900 года возведенъ въ санъ архимандрита и настоятеля монастыря св. Георгія близъ Темишвара. Въ этомъ положеніи засталъ его выборъ въ перваго митрополита новообразованной митрополіи: баньялуцко-быхачской.-- Благодаря своимъ обширнымъ юридическо-богословскимъ познаніямъ и долголѣтней практикѣ митрополитъ Евгеній хорошо извѣстенъ въ Босніи, и особенно въ Сараевѣ, гдѣ нѣсколько лѣтъ состоялъ на государственной службѣ, какъ непоколебимый и твердый характеръ, неутомимый труженикъ и большой пріятель тамошняго сербскаго народа, и -- замѣчаетъ корреспондентъ "Христ. Весника" -- можно надѣяться, что онъ, при нынѣшнемъ тревожномъ положеніи церковно-школьнаго дѣла въ тѣхъ сербскихъ краяхъ, и захочетъ и будетъ въ состояніи содѣйствовать тому, чтобы настоящее ненормальное состояніе разъ на всегда измѣнить на лучшее, такое, какого требуютъ церковь и народныя права. Какъ основательный знатокъ каноновъ и тамошнихъ обстоятельствъ, и ранѣе не принадлежавшій ни къ какой партіи, онъ болѣе, чѣмъ кто другой, можетъ нынѣ способствовать достиженію согласія между іерархіей и народомъ, и такимъ образомъ возстановить миръ въ православной церкви Босніи и Герцеговины, котораго такъ пламенно желаютъ всѣ друзья сербства и православія и тѣмъ увѣковѣчить свое имя въ своемъ народѣ {Христ. Весник, 1901, февр.-- мартъ, стр. 101.}.
   Вотъ уже нѣсколько лѣтъ идетъ прискорбная распря между іерархіей и народомъ который желаетъ сохранить за собою установленное и традиціей и законами участіе въ избраніи митрополитовъ и священниковъ, въ дѣятельности епархіальныхъ скупщинъ, въ наблюденіи за церковными школами и въ другихъ отрасляхъ автономной народно-церковной жизни. Въ ноябрѣ 1899-го и въ январѣ 1900 года велись между митрополитами и представителями народа мирные переговоры, не приведшіе, къ сожалѣнію, къ желанному соглашенію {См. о семъ -- Богосл. Вѣстн. 1900, іюнь. 217--249.-- Обширная и дѣльная статья по этому вопросу въ "Христ. Весникѣ" 1901, февр.-- мартъ, стр. 36--50: "Шта je е преговорима измедьжу митрополита и првака народних у Босчи и Херцеговини". Здѣсь приведено много примѣровъ изъ временъ сербскаго печскаго патріархата и позднѣйшихъ, -- доказывающихъ, что права народа признавались и примѣнялись на практикѣ.}. Въ Босніи и Герцеговинѣ -- читаемъ въ "Србобранѣ" (1900, No 240) -- все идетъ еще по старому. Церковно-школьныя дѣла православныхъ сербовъ все еще не рѣшены. Консисторія, при помощи правительства, продолжаетъ навязывать народу неугодныхъ ему священниковъ и такимъ образомъ создаетъ все большій и большій раздоръ между народомъ и іерархіей. Правительству это прямо на руку, потому что тогда оно можетъ оправдать свое утвержденіе, что народъ препирается съ іерархіей, а не съ правительствомъ, и что правительство не мѣшается въ церковно-школьныя дѣла православныхъ сербовъ, а только защищаетъ іерархію отъ нападеній народа. А что дѣйствительно іерархія продолжаетъ вызывать и раздражать народъ, наилучшимъ доказательствомъ служитъ слѣдующій случай, о которомъ пишутъ изъ Сараева: 15 октября 1900 года протоіерей Поповичъ, какъ консисторскій депутатъ, и котарскій начальникъ Драганичъ, въ сопровожденіи 20 жандармовъ, насильно ввели въ должность навязаннаго священника Стевковича въ Гласинцѣ вопреки воли народа. Начальникъ, какъ должностное лицо, вошелъ въ церковь, взялъ изъ нея церковныя метрики и передалъ ихъ вмѣстѣ съ церковными ключами присланному священнику въ присутствіи трехъ сотъ наиболѣе видныхъ домохозяевъ Гласинпа, которые явно протестовали и говорили, что этого навязываемаго имъ священника не примутъ, а согласны имѣть только того, котораго по праву избрали и послали на утвержденіе, и который къ тому же имѣетъ большую сравнительно съ тѣмъ квалификацію {Србобран, 1900, No 240.}. Наряду съ этимъ идутъ обычныя притѣсненія православнаго сербскаго населенія со стороны австро-венгерскихъ католическихъ властей. Такъ, напр., въ видахъ поднятія промышленности въ Босніи усердно сооружаются фабрики, но почти всѣ они -- въ иностранныхъ рукахъ. Затѣмъ, въ Босніи нѣтъ почти ни одного чиновника-серба, все иностранцы, а если и встрѣчается чиновникъ-сербъ, то это вѣрный знакъ, что онъ -- преданный слуга каллаева правительства. Ни одинъ образованный сербъ, чувствующій и мыслящій по сербски, не можетъ быть чиновникомъ, какія бы способности ни имѣлъ. Боснійское правительство не спрашиваетъ о подготовкѣ и способностяхъ, а спрашиваетъ только: хочешь ли во что бы то ни стало вѣрно служить правительству и исполнять все, чего бы отъ тебя ни потребовали. И потому-то иностранцы пользуются покровительствомъ властей и переполнили собой Боснію. Иностранцы чиновники, начальники, директора какъ бы по заказу мучатъ и притѣсняютъ бѣдный народъ. "Застава" приводитъ примѣръ, какъ директоръ одной фабрики немилосердно истязуетъ фабричныхъ рабочихъ-боснійцевъ. И на него нѣтъ суда! Иностранцы управители, надсмотрщики заставляютъ сербовъ работать и въ самые большіе церковные праздники. Да и что имъ сербскій праздникъ? И удивительно ли, что народъ въ Босніи вспоминаетъ и призываетъ старое -- турецкое время. Подъ игомъ турокъ онъ не страдалъ такъ, потому что турокъ не убивалъ его такъ жестоко въ нравственномъ и матеріальномъ отношеніяхъ. Такъ -- говоритъ "Застава" -- исполняетъ Каллай данное ему порученіе, такъ распространяетъ просвѣщеніе и благостояніе въ нѣкогда богатой и славной, а нынѣ бѣдной и жалостной Босніи {Застава, 1900, No 61.}. Вотъ еще нѣсколько иллюстрацій тяжелаго и безправнаго положенія православныхъ боснійцевъ. Въ мартѣ 1900 года голодавшимъ сербамъ въ Скиповлѣ, близъ Грачаницы, мѣстныя власти не выдавали пособія изъ т. н. "житнаго" фонда, хотя и они наравнѣ съ другими аккуратно дѣлали положенные взносы {Србобран, 1900, No 73.-- Объ истязаніяхъ сербовъ въ Невесиньѣ -- Моск. Вѣд. 1901, No 20.}. Въ октябрѣ того же года сараевская полиція воспретила совершить отпѣваніе надъ умершимъ вождемъ сербской православной общины Вл. Радовичемъ {Моск. Вѣд. 1900, No 334.}. Въ г. Требиньѣ, въ Герцеговинѣ, на развалинахъ бывшаго православнаго монастыря оккупаціонныя власти выстроили казармы. Участокъ земли, взятый подъ казармы, принадлежитъ по праву требиньскому церковно-православному настоятельству. Какъ земли, такъ и прилегающіе виноградники еще съ конца XVII вѣка принадлежали бывшему тамъ Вознесенскому монастырю. При послѣдовавшихъ религіозныхъ гоненіяхъ въ Герцеговинѣ, и благодаря развитію магометанства, монахи покинули обитель, учредивъ новый монастырь въ самомъ Требиньѣ. Но монастырь съ храмомъ и землей продолжалъ оставаться при туркахъ собственностью требиньскаго православнаго настоятельства. Послѣ водворенія оккупаціи, въ монастырѣ былъ устроенъ пороховой заводъ. Никакіе протесты и жалобы населенія не могли отстоять его святыню отъ грубаго захвата австрійскихъ властей. Потомъ пороховой заводъ былъ закрытъ, и на мѣстѣ монастыря выстроены громадныя военныя казармы.. Понятны неудовольствіе и огорченіе православной общины. Высокопреосвященный митрополитъ Серафимъ Перовичъ самъ былъ на мѣстѣ постройки и умолялъ военное начальство остановить работы, но на его ходатайство не обращено было вниманія. Предсѣдатель требиньской общины и требиньскій протоіерей нарочито отправились въ Сараево, чтобы подать правительству протестъ противъ незаконнаго захвата чужой собственности {Застава, 1900, No 241.}. Былъ ли этотъ протестъ болѣе успѣшнымъ, о семъ не имѣемъ свѣдѣній..
   Гнетъ австрійскихъ властей во всей силѣ испытываютъ сербскія школы и сербская учащаяся молодежь. Въ Любиньѣ (въ Герцеговинѣ) православные сербы выстроили школу и нашли хорошаго учителя-серба, послѣ чего всѣ родители взяли своихъ дѣтей изъ казенной школы и перевели въ сербскую. Начальнику мѣстечка это не понравилось, и онъ распорядился, чтобы всѣ дѣти возвращены были въ государственную школу. Когда сербы не хотѣли исполнить этого распоряженія, они подвергнуты были штрафу каждый въ 100 коронъ (франковъ), или должны были выдержать арестъ. Послѣ того какъ сербы штрафъ платить отказались за неимѣніемъ денегъ (соглашаясь выдержать арестъ), начальникъ отправилъ жандармовъ, которые взяли воловъ съ пашни изъ плуговъ и продали ихъ, чтобы уплатить казнѣ наложенный штрафъ {Србобран, 1901, No 52.}. Въ Вѣнѣ для боснійскихъ студентовъ устроенъ конвиктъ (общежитіе), чтобы сербы-студенты всегда были подъ подзоромъ каллаевской полиціи. Сербу-студенту не даютъ стипендіи, если онъ не согласится служить Каллаю и римскому католицизму. Въ Сараевѣ нѣсколько сербскихъ юношей отлично кончили курсъ гимназіи, и -- должны сидѣть безъ дѣла: Каллай сербамъ службы не даетъ, а на высшее образованіе, котораго и нѣтъ въ Босніи, у нихъ не имѣется средствъ {Моск. Вѣд. 1900, No 334 (корреспонденція изъ Сараева).}.
   Въ послѣдніе два года въ Вѣну и Будапештъ неоднократно появлялись депутаціи отъ православнаго и магометанскаго населенія Босніи и Герцеговины, которыя добивались возможности представить императору Францу Іосифу жалобу на мѣстную администрацію, попирающую ихъ національныя и духовныя права. Въ 1900 году было три депутаціи сербовъ-магометанъ (въ маѣ въ составѣ 22 человѣкъ, въ августѣ изъ 24 человѣкъ и позднѣе уже изъ 72 человѣкъ) и двѣ депутаціи православныхъ сербовъ (въ маѣ и декабрѣ) во главѣ съ извѣстными народными вождями: Евтановичемъ изъ Сараева, Куюнджичемъ изъ Мостара и Шолой изъ Ливна. Депутаціи эти, домогательства коихъ не оставались тайной и разглашались иностранною печатью, не удостоились оффиціальныхъ аудіенцій и пріемовъ въ столицахъ Австріи и Венгріи, и возвращались и даже высылались оттуда во свояси, гдѣ подобное обращеніе съ ними возбуждало еще болѣе сильное неудовольствіе. Въ тоже время и въ самой Австро-Венгріи заговорили о несообразности поступковъ правительства по отношенію къ боснійскимъ депутаціямъ съ основой законности и справедливости, причемъ доказательствами выставлялся рядъ злоупотребленій администраціи, на которыя жаловались депутаціи, и которыя отвергались безъ всякаго разбора и повѣрки ихъ справедливости. Были и запросы въ этомъ смыслѣ въ венгерскомъ парламентѣ, обращенныя къ Каллаю, который не замедлилъ принять съ своей стороны соотвѣтствующія мѣры. Какъ бы то ни было, въ общественномъ мнѣніи страны и въ политическихъ сферахъ возникли серьезныя сомнѣнія въ лояльности и безупречности боснійско-герцеговинской администраціи, руководимой Каллаемъ. Въ виду такого положенія дѣлъ, нельзя не признать особого значенія за тѣмъ фактомъ, что православная сербская депутація изъ Босніи и Герцеговины наконецъ принята была въ аудіенціи императоромъ Францемъ Іосифомъ 17 мая 1901 года. Члены депутаціи Евтановичъ, Шола и Іовановичъ представили императору меморандумъ о положеніи дѣлъ въ Босніи и Герцеговины. По сообщенію "Сараевскаго Листа" императоръ благоизволилъ сказать депутаціи: "Я распоряжусь, чтобы нынѣ представленный меморандумъ былъ основательно разсмотрѣнъ и чтобы въ тоже время затребовано было мнѣніе о немъ боснійско-герцеговинскихъ митрополитовъ, которымъ прежде всѣхъ надлежитъ высказывать свои сужденія въ отношеніи религіозныхъ и церковныхъ дѣлъ. Затѣмъ я сообщу вамъ свое рѣшеніе чрезъ мое сараевское областное правительство {Српски Сион, 1901, No 22.}.
   Гоненія и преслѣдованія сербскаго населенія Босніи и Герцеговины оккупаціонными властями дошли дотого, что измученное населеніе, не находя другаго выхода, начало серьезно думать о выселеніи изъ родного края. По сообщенію "Србобрана", въ іюнѣ 1900 года около 400 семействъ православныхъ сербовъ заручились паспортами и рѣшились переселиться въ Россію. Въ данномъ случаѣ заслуживаетъ особаго вниманія то обстоятельство, что -- какъ пишутъ изъ Сараева въ "Моск. Вѣдомости" (No 262) -- на такой шагъ подстрекало православныхъ сербовъ само оккупаціонное правительство чрезъ своихъ агентовъ, которые называли себя "русскими". Благодаря настояніямъ русскаго посольства въ Бѣлградѣ и сербскаго правительства, эти боснійскіе переселенцы возвращены были на родину {Въ журналѣ "Српски Вjесник" (выходящемъ въ Мостарѣ), 1900, No 42, на первой страницѣ напечатано слѣдующее сообщеніе русскаго консула въ Сараевѣ, г. Игельстрома: "Въ виду извѣстныхъ слуховъ, циркулирующихъ съ нѣкотораго времени по этой области, будто бы императорско-русское правительство предлагаетъ иностраннымъ переселенцамъ земли въ Сибири, императорско-русское консульство считаетъ своимъ долгомъ согласно распоряженію императорскаго министерства иностранныхъ дѣлъ самымъ рѣшительнымъ образомъ изъяснить, что вышеозначенные слухи не имѣютъ никакого основанія. Императорское правительство не только не думаетъ о выселеніи иностранцевъ въ Россію, но и совершенно противъ такого выселенія.-- Императорско-русскій консулъ Г. Игельстромъ."}. Но изъ этого случая видно, какими способами пользуется боснійско-герцеговинское правительство, чтобы ослабить коренное населеніе этихъ земель. Тѣмъ не менѣе на встрѣчу желаніямъ правительства идутъ и сами сербы, какъ православные, такъ и магометане. Послѣдніе, также тѣснимые и преслѣдуемые представителями Каллая, массами переселяются въ Турцію и Малую Азію. Насчитываютъ болѣе двухсотъ тысячъ сербовъ-магометанъ, выселившихся въ послѣдніе годы изъ Босніи и Герцеговины въ Турцію. На оставленныя мѣста въ Босніи и Герцеговинѣ въ послѣднее время устремились русскіе эмигранты изъ Галиціи. До сихъ поръ -- пишетъ львовская газета "Галичанинъ" -- галицко-русскіе крестьяне выселялись преимущественно въ Америку, теперь же они направились въ Боснію и Герцеговину. Львовскій "Przedswit" сообщаетъ, что галицкое Подполье, и безъ того рѣдко заселенное, скоро утратитъ значительную часть своего народонаселенія. Въ гусятинскомъ уѣздѣ изъ одного села Васильковецъ 60 семействъ покинули свои земли и отправились въ Боснію и Герцеговину. Изъ сосѣднихъ селъ туда отправились по 20 и по 30 семействъ. Тоже явленіе замѣчается въ толмачскомъ уѣздѣ, гдѣ эмигранты ежедневно продаютъ свои земли въ числѣ 20 и 30 семействъ. Если это теченіе будетъ идти дальше и распространится на сосѣдніе уѣзды, то смѣло можно ожидать, что въ теченіе нынѣшней (1901 года) весны изъ восточной Галиціи выселится въ Боснію и Герцеговину отъ 10 до 15 тысячъ русскихъ крестьянъ. Эмиграція это принимаетъ прямо колоссальные размѣры, и -- безъ всякой причины... Нѣкоторые признаки указываютъ, впрочемъ, на то, что эмиграцію въ Боснію и Герцеговину, если не вызвало, то во всякомъ случаѣ поддерживаетъ само правительство, которое желаетъ избавиться отъ такого ненадежнаго элемента въ тѣхъ областяхъ, какъ сербы, а съ другой стороны, внутренняя эмиграція -- изъ Галиціи въ Боснію и Герцеговину (вмѣсто Америки) представляетъ для него ту пользу, что не ослабляетъ состава населенія государства и контингента арміи, да, кромѣ того, галицко-русскіе колонисты -- лойяльный элементъ.
   До оккупаціи Босніи и Герцеговины православные сербы жили съ сербами римско-католическаго вѣроисповѣданія въ наилучшихъ отношеніяхъ. Православные сербы въ большинствѣ были и богаче и знатнѣе своихъ братьевъ-католиковъ, которымъ нерѣдко и помогали выстроить костелъ или часовню и т. д. Но съ тѣхъ поръ, какъ съ перемѣною государственнаго управленія въ Босніи и Герцеговинѣ открылся свободный доступъ въ эти края іезуитамъ и другимъ католическимъ миссіонерамъ, съ тѣхъ поръ какъ они заполонили эти области и въ качествѣ піонеровъ римской пропаганды стали распространять католичество, -- тогда нарушилось это братское согласіе, и православіе стало предметомъ ихъ ожесточенной борьбы. Въ первое время послѣ оккупаціи католическимъ епископомъ въ Босніи былъ Вуjичичъ, человѣкъ добраго и мирнаго нрава (носилъ и бороду, какъ православные священники). Отъ него требовали изъ Рима болѣе живой дѣятельности и большей энергіи въ пропагандѣ католицизма, и когда не нашли въ немъ чего желали, назначили вмѣсто него загребскаго профессора Штадлера, который съ самаго начала повелъ рѣшительную іезуитскую пропаганду. И вотъ съ тѣхъ поръ римско-католическіе епископы и архіепископы, фратры и сестры милосердія совершенно свободно чинятъ все, что хотятъ на пользу римско-католической церкви и вѣры. Опираясь на поддержку правительства, они безъ всякихъ препятствій собираютъ пожертвованія на свои іезуитскія и пропагандистическія цѣли со всего свѣта. Римско-католическая церковь въ Босніи и Герцеговинѣ, прежде такъ бѣдная, нынѣ владѣетъ огромными имуществами. Довольно сказать, что въ Сараевѣ, гдѣ до оккупаціи было только три римско-католическихъ церковныхъ дома, въ которыхъ помѣщались костелъ, епархіальный домъ и школа, нынѣ имущество католической церкви оцѣнивается въ три милліона флориновъ. Огромными имуществами владѣетъ римско-католическая церковь въ Мостарѣ, Травникѣ, Баньялукѣ, Дольней Тузлѣ, Бихачѣ, Высокомъ и остальныхъ городахъ Босніи и Герцеговины, гдѣ іезуиты развили самую оживленную дѣятельность, а также и во многихъ селахъ, которыя скупили для цѣлей пропаганды Штадлеръ, Буджоничъ и траписты. Вмѣстѣ съ матеріальнымъ обогащеніемъ, католики преуспѣваютъ въ оккупированныхъ областяхъ и въ культурномъ отношеніи. До оккупаціи католики имѣли основныя школы только въ монастыряхъ: крешевскомъ, фойничскомъ, сутешскомъ, въ Гучьей Горѣ и въ Сараевѣ. Нынѣ они имѣютъ: католическое богословское училище въ Сараевѣ; архіепископскую великую гимназію въ Травникѣ; дѣтскій пріютъ въ Травникѣ; францисканскую великую гимназію въ Высокомъ; дѣтскій пріютъ въ Высокомъ; женскую учительскую школу въ конгрегаціи "Дщери Божіей любви" въ Сараевѣ, нѣмецкую высшую женскую школу въ той же конгрегаціи въ Сараевѣ; высшую женскую школу у сестеръ милосердія въ Сараевѣ; высшую женскую школу рукодѣлій и нѣмецкаго языка въ Сараевѣ; сиротскій пріютъ "малаго Іисуса" въ Сараевѣ; спеціально-священническія семинаріи въ Плеханѣ, Сутешскомъ, учебныя заведенія трапистовъ близь Баньялуки, пріюты сестеръ милосердія и "Дщери Божіей Любви" по всѣмъ большимъ городамъ Босніи и Герцеговины и 29 чисто римско-католическихъ школъ. Нынѣ имѣется по одной, а то и по 2--5 церквей по всѣмъ городамъ и селамъ, гдѣ живутъ католики, а иногда и тамъ, гдѣ и нѣтъ католиковъ, какъ то: въ Гацкѣ, Невесиньѣ, Гораждѣ, Прняворѣ, Маглаѣ, Модричѣ, Ярчедолинѣ, Слатинѣ и т. д. {Христіански Весник, 1901, янв., 61--62.} Римско-католическій архіепископъ Штадлеръ, пользуясь покровительствомъ Австріи, продолжаетъ всячески укрѣплять средства латинской пропаганды, скупая дома и имѣнія. Лѣтомъ 1900 года на Баньскомъ Берегу въ Босніи онъ построилъ "чернымъ сестрамъ", и такъ имѣвшимъ очень большой монастырь, громадное зданіе, стоимостью въ 100,000 австрійскихъ гульденовъ, для женскаго учительскаго римско-католическаго института. Кромѣ того, Штадлеръ закончилъ постройку римско-католической семинаріи, на постройку которой римскокатолическая курія израсходовала 1 милліонъ австрійскихъ гульденовъ. Сербскому православному учащемуся юношеству онъ предлагаетъ стипендіи, чтобы ловить ихъ этимъ въ свои римско-католическія сѣти, уговорившись предварительно съ Каллаемъ, чтобы онъ гналъ ихъ отъ себя и не давалъ имъ правительственныхъ стипендій. Бѣдное сербское православное юношество принуждено такимъ образомъ или не получать совсѣмъ образованія или быть воспитаннымъ въ духѣ римскаго католицизма. Штадлеръ содержитъ еще народныя кухни и сиротскіе дома -- и все для того, чтобы совращать православныхъ въ унію {Гласник прав. ц. у кральев. Србиjи. 1901, янв. 105.}. А то и прямо покупаетъ православныхъ дѣтей и отдаетъ ихъ на воспитаніе въ римско-католическомъ духѣ. Въ его сиротскихъ пріютахъ ютится множество купленныхъ, украденныхъ или силою отнятыхъ дѣтей, навѣки погибшихъ для православія и даже сербства {Моск. Вѣд. 1900, No 334 (корреспонденція изъ Сараева).-- Попадаютъ, хотя и рѣже, въ эти пріюты дѣти и сербовъ-магометанъ. Въ "Христ. Весникѣ" (1901, февр.-- мартъ, 65--68) помѣщены интересныя записки "протоіерея Недѣльки" о томъ, какъ Штадлеръ пытался (правда, безуспѣшно) совратить въ католицизмъ бега Капетановича Любушка и другихъ болѣе или менѣе видныхъ и знатныхъ сербовъ-магометанъ.}. А какъ католическія власти относятся къ переходу изъ католицизма въ православіе, показываетъ слѣдующій случай. Въ началѣ 1901 года ксендзъ, сербъ И. Джосичъ, изъ Санскаго Моста, явился къ православному протоіерею въ Старомъ Майданѣ и выразилъ желаніе перейти въ православіе. Объ этомъ скоро узналъ градоначальникъ, приказалъ жандармамъ арестовать его и сталъ пытать, кто его научилъ и расположилъ переходить въ православіе. Напрасно Джосичъ увѣрялъ, что отрекается отъ католичества и переходитъ въ православіе по собственному почину и убѣжденію: его связаннаго отправили, подъ конвоемъ десяти жандармовъ, въ Баньялуку, гдѣ и посадили въ тамошній монастырь трапистовъ. А когда и тамъ не удалось уговорить его отказаться отъ своей мысли перейти въ православіе, объявили его лишившимся ума {Србобран, 1901, No No 41 и 42.}.-- Число католиковъ въ Босніи и Герцеговинѣ все возрастаетъ: вмѣсто недавнихъ 200,000, теперь уже насчитываютъ болѣе 300.000 католиковъ, осѣдлыхъ жителей этихъ двухъ оккупированныхъ провинцій. Зато православные сербы все теряютъ и теряютъ. До времени оккупаціи они имѣли семинарію богословскую въ Баньялукѣ, сербское реальное училище въ Сараевѣ, священническо-учительскую школу въ монастырѣ Житомысличѣ, высшую женскую школу въ Сараевѣ и болѣе 200 основныхъ школъ по городамъ и селамъ. Нынѣ, вслѣдствіе притѣсненій римско-католической пропаганды и католическихъ властей, православные сербы имѣютъ на 700 тысячъ душъ только 79 основныхъ школъ, рельевскую семинарію и одну высшую женскую школу въ Сараевѣ {Христ. Весник, 1901, янв., 62.}. Православнымъ сербамъ остается на выборъ одно изъ двухъ: или окатоличиться или убираться вонъ изъ роднаго края. Католичество, пользуясь помощію правительства, колонизаціей и безцеремонными средствами пропаганды, дерзко и послѣдовательно занимаетъ всѣ лучшія позиціи въ странѣ.
   Невеселую картину представляетъ обзоръ современной церковной жизни въ Босніи и Герцеговинѣ. Съ одной стороны рознь и натянутыя отношенія между высшей церковной іерархіей и народомъ, междуусобная война, на которую уходятъ почти всѣ лучшія силы страны. Съ другой стороны эти постоянныя и все усиливающіяся преслѣдованія оккупаціонныхъ властей и происки римско-католической пропаганды. Тѣмъ съ большимъ удовольствіемъ обозрѣватель останавливается на немногихъ, правда, явленіяхъ православной церковной жизни болѣе свѣтлаго, или по крайней мѣрѣ, мирнаго характера. Приходское духовенство въ Босніи и Герцеговинѣ издавна стремилось къ взаимному сближенію въ интересахъ своей службы и своего призванія, и въ послѣдніе годы начало осуществлять это стремленіе. Прежде всего священники начали собираться по отдѣльнымъ благочиніямъ и устраивать благочинническія засѣданія (и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ правильно каждый мѣсяцъ). Когда оккупаціонное правительство узнало объ этихъ съѣздахъ и засѣданіяхъ духовенства, то, для контроля надъ ними, предложило митрополитамъ и консисторіи, чтобы они циркулярно предписали и опредѣлили порядокъ этихъ засѣданій и чтобы протоколы оныхъ представлялись архіереямъ и консисторіи на разсмотрѣніе и утвержденіе, и такимъ образомъ, благодаря циркулярамъ архіерейскимъ, собранія священниковъ стали обязательными. Къ сожалѣнію, позднѣе, когда духовенство начало проявлять болѣе живую дѣятельность, когда на своихъ засѣданіяхъ начало обсуждать и исправлять какъ отдѣльные недостатки народа, такъ и нѣкоторыя неправильности консисторіи, клонившіяся ко вреду церкви и народа, когда священники начали хлопотать объ общемъ "удруженьи" духовенства, начали разсуждать объ упорядоченіи священническаго состоянія и вообще всего церковнаго школьнаго самоуправленія, тогда консисторіи начали ставить различныя препятствія свободной дѣятельности духовенства, въ видѣ замѣчаній, выговоровъ отдѣльнымъ лицамъ, а наконецъ стали и запрещать то тамъ, то здѣсь священническіе съѣзды, вслѣдствіе чего духовенство начало охладѣвать къ этому безспорно полезному дѣлу, а нынѣ очень слабо, а то и совсѣмъ не ведутся эти священническія собранія, а если гдѣ собираются священники, то только ради формы, но исполненіе архіерейскихъ циркуляровъ. Въ началѣ 1900 года высокопреосвященный Серафимъ Беровичъ, митрополитъ герцеговинско-захолмскій въ окружномъ посланіи настоятельно предлагаетъ приходскимъ священникамъ, чтобы они въ каждомъ благочиніи его митрополіи имѣли свои собранія два раза въ годъ -- въ маѣ и ноябрѣ. Протопресвитеры должны быть предсѣдателями этихъ собраній, а всѣ священники должны участвовать въ качествѣ членовъ. На этихъ собраніяхъ рекомендуется мѣняться мыслями и сообща рѣшать всѣ болѣе важные и настоятельные вопросы въ мѣстномъ благочиніи, относящіеся къ религіозной и нравственной жизни народа и церковно-приходской практикѣ. Здѣсь должны быть изыскиваемы причины упадка вѣры и нравственности въ обществѣ, а равно должны быть изыскиваемы и принимаемы къ исполненію средства и способы къ устраненію зла и развитію и утвержденію въ народѣ вѣры и нравственности.. Благодаря этому новому циркуляру, въ герцеговинско-захолмской епархіи имѣли мѣсто въ 1900 году священническія собранія, и духовенство этой епархіи въ общемъ проявляло болѣе живую пастырскую дѣятельность {Христ. Весник, 1901, янв., 111--112.-- Окружное посланіе митрополита Серафима -- въ оффиц. органѣ боснійско-герцеговинской церкви "Источник", 1900, NoNo 1--2.}.
   По иниціативѣ высокопреосвященнаго Николая Мандича, митрополита дабро-боснійскаго, образованъ фондъ священническихъ вдовъ и сиротъ. Записались пока членами фонда -- изъ дабро-боснійской митрополіи 46 священниковъ, изъ баньялуцко-бихачской 59, изъ герцеговинско-захолмской 35 и зворнико-тузланской 31. Фондъ началъ уже выдавать пособія {Весник срп. ц., 1900, дек., 1431.}.
   Въ единственной для Босніи и Герцеговины рельевской духовной семинаріи въ 1900--1901 учебномъ году было 50 воспитанниковъ, именно въ I классѣ 8, въ II -- 10, въ III -- 16 и въ IV--16. Ректоромъ съ іюля 1900 года состоитъ бывшій законоучитель великой гимназіи въ Госпичѣ Милошъ Лаличъ, окончившій курсъ гимназіи и Карловицкаго богословскаго училища. Жалованья получаетъ 7200 коронъ (франковъ). Преподаватели: Иларіонъ Радоничъ, іеромонахъ изъ Бачки, получившій образованіе въ рельевской семинаріи и выдержавшій экзаменъ по юридическимъ наукамъ; Алексѣй Докановичъ, герцеговинецъ и Тана Поповичъ, босніецъ,-- оба окончили курсъ богословскаго факультета въ черновицкомъ университетѣ; суплентъ Савва Петковичъ, воспитанникъ Карловицкой семинаріи и преоарандистъ Радъ Каленберъ. Учителей семинаріи избираетъ и назначаетъ непосредственно оккупаціонное правительство. Оно же даетъ средства на содержаніе учительской корпораціи {Србобран, 1900, No 163; Српски Сион, 1901, No 8; Христ. Весник, 1901 февр.-- мартъ. 101.}.

Г. Воскресенскій.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru